автор: Крючкова Ольга Николаевна
учитель физики МБОУ “Гимназия №5”, город Рязань
“Общеучебные умения и навыки на уроках физики”.
Тема: Общеучебные умения и навыки на уроках физики.
Крючкова О.Н., МБОУ «Гимназия № 5», г. Рязань.
Одной из основных задач школы является развитие личности ученика, обучение его рациональным приемам овладения научной информацией самостоятельно.
В условиях резкого увеличения объема знаний необходима смена педагогических приоритетов с «выучить» на «воспитать» и с «научить» на «научить учиться».
Успешность обучения ученика во многом определяется уровнем сформированности общеучебных умений и способов практической деятельности, так как главным показателем умственного развития учащихся является не столько сумма знаний, приобретенных учеником, сколько уровень интеллектуальных умений, мыслительных приемов и логических операций, которыми владеет ученик.
Учебные умения и способы деятельности (умения учиться) – это те умения, которые ученики могут использовать при решении широкого круга задач не только в рамках физики, при изучении которой осуществлялось формирование данных умений, но и на уроках других предметов, а также в разнообразной практической жизнедеятельности.
Показателем результативности школы является готовность учащихся к самообразовательной деятельности, к самостоятельной организации или собственной познавательной деятельности, в частности учебного труда. Оценку этого конечного результата деятельности школы осуществляют путем определения сформированности у школьников общеучебных умений и навыков, которые являются ведущими компонентами учебной деятельности, а также общеучебных мыслительных умений.
Причиной низкой успеваемости у учащихся, особенно в средней и старшей школе, по мнению психологов, является, как правило, крайне низкий уровень развития общеучебных умений и навыков.
Цель работы:
Раскрыть роль знаний, умений и навыков в создании необходимых условий для успешного обучения.
Для решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные умения. Именно умения, прежде всего, и развивает учитель, работая с учениками на определенном предметном содержании.
Традиционно педагог обращал внимание на предметное содержание и предметные умения. Вместе с тем в жизни мы нечасто сталкиваемся с задачами, аналогичными предметным. Напротив, чаще всего жизненные задачи требуют надпредметных умений, которые в школьной практике называют общеучебными умениями.
Специальному формированию умений этого типа не уделялось необходимого внимания, овладение ими не выделялось как отдельный компонент требований к результатам обучения, а поэтому фактически не контролировалось и не оценивалось учителем.
На сегодняшний день, когда меняется представление о целях и ценностях образования, когда более важными становятся не конкретные знания, а умения их добывать, такие практико-ориентированные умения становятся все более актуальными.
Известный физик Лауэ в несколько афористической форме дал такое определение образованию: «Образование есть то, что остается, когда все выученное уже забыто». А что остается у человека после того, как все выученное в школе забыто? У него остаются привычки, убеждения, умения и навыки.
Учебная деятельность ученика состоит из отдельных действий. Эти действия весьма разнообразны и имеют сложную структуру. Среди них выделяют простейшие, которые приходится выполнять многократно, почти на каждом шагу: писать цифры, числа, буквы, знаки; чтение текста, выполнение построений и т.д. Каждое такое действие входит как составной элемент в более сложные действия, и поэтому необходимо, чтобы ученик выполнял их быстро и безошибочно, притом не задумываясь, т.е. автоматизированно. Вот такое автоматизированное выполнение простейших основных действий называется навыком. Само действие, выполняемое с помощью навыка, превращается в операцию – составную часть для более сложных действий.
Для выполнения более сложных действий ученик должен владеть действиями по применению знаний и навыков, т.е. умением.
Навыки и умения приобретаются в процессе учения, они влияют на развитие и воспитание определенных способностей ученика.
Умение – это способность совершать действие, не достигшее наивысшего уровня сформированности, совершаемое полностью сознательно, при осознании каждого шага выполнения действия.
Навык – это способность совершать действие, достигшее наивысшего уровня сформированности, совершаемое автоматизированно, без осознания промежуточных шагов.
Общеучебные умения и навыки – это подготовленность учащихся к практическим и теоретическим действиям самостоятельного приобретения знаний, выполняемые на основе приобретенных знаний и жизненного опыта.
В методической литературе приводится несколько классификаций общеучебных умений и навыков (ОУУН). Вот одна из них.
Учебно-организационные умения и навыки.
Это одна из важнейших групп ОУУН, в которую входят:
- организация рабочего места;
- выполнение правил гигиены учебного труда;
- принятие учебной цели;
- выбор способов деятельности;
- работа консультантом.
Учебно-интеллектуальные умения и навыки.
Эта группа подразумевает овладение учащимися приемами умственной деятельности:
- сравнение;
- анализ;
- систематизация;
- обобщение;
- абстрагирование;
- моделирование;
- классификация;
- причинно-следственные связи;
- мысленный эксперимент.
Учебно-информационные умения и навыки.
Эта группа умений и навыков включает в себя способы получения знаний:
- чтение текста;
- работа с учебником;
- практическая работа;
- работа с дополнительной литературой;
- работа со справочной литературой;
- усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, аудиозаписи.
Учебно-коммуникативные умения и навыки.
Эта группа умений и навыков предполагает развитие письменной и устной речи учащихся, формирование умения слушать.
- Письменная речь: конспектирование, умение писать изложения, сочинения, диктанты, правильно оформлять работу.
- Устная речь: умение пересказывать, отвечать на вопросы, рассуждать и т.п.
- Учебное слушание: умение выделять главное из сказанного, прочитанного, слушать и слышать собеседника, учителя, задавать вопросы…
С целью обеспечения эффективности и результативности учебного процесса учитель в своей практике должен использовать различные технологии обучения.
Примеры технологий.
Информационно-коммуникативные технологии.
Индивидуально-развивающее обучение.
Технология проектного обучения.
Деятельностно-коммуникативные технологии.
Личностно-ориентированное обучение.
Тестовые технологии.
Формы уроков.
Урок – соревнование.
Урок – конференция. Например, «Физики –
Нобелевские лауреаты» в 11 классе.
Уроки в форме игры, например, обобщающий
урок-аукцион по теме «Уравнение состояния
идеального газа. Газовые законы» в 10 классе.
Урок экспериментальных задач.
Урок интересных сообщений.
Урок одной задачи.
Решение задач.
Решение задач – неотъемлемая составная часть процесса обучения физике, поскольку она помогает формировать и обогащать физические понятия, развивать физическое мышление учащихся и их навыки применения знаний на практике.
При решении задач по физике у учащихся формируются следующие умения: анализировать физическое явление; проговаривать вслух решение; анализировать полученный ответ; классифицировать предложенную задачу; составлять простейшие задачи; владеть различными методами решения задач: аналитическим, графическим, экспериментальным; владеть методами самоконтроля и самооценки.
Физические задачи используются для:
а) выдвижения проблемы и создания проблемной ситуации;
б) сообщения новых сведений;
в) формирования практических умений и навыков;
г) проверки глубины и прочности знаний;
д) закрепления, обобщения и повторения материала;
е) реализации принципа политехнизма;
ж) развития творческих способностей учащихся и пр.
Наряду с этим при решении задач у школьников воспитываются трудолюбие, пытливость ума, смекалка, самостоятельность в суждениях, интерес к учению, воля и характер, упорство в достижении поставленной цели.
При решении задач используются алгоритмы. В старших классах учащимся можно предложить задание самим составить алгоритм решения задачи по данной теме. Приведем пример алгоритма, составленного учащимися 9 класса, после их обсуждения и корректировки.
Алгоритм решения задач на закон сохранения импульса.
- Изучить условие задачи.
- Записать условие задачи.
- Выполнить перевод единиц физических величин в СИ.
- Выяснить какие тела взаимодействуют.
- Выполнить чертеж, указав направление векторов импульсов тел.
- Выбрать оси координат.
- Записать уравнение, выражающее закон сохранения импульсов.
- Записать уравнение в скалярной форме, т.е. в проекции на оси.
- Решить уравнение относительно искомой величины.
- Подставить в формулу числовые значения и выполнить вычисления.
- Оценить достоверность результата и записать ответ.
Типы задач.
- Качественные задачи.
- Задачи, расчитанные на эрудицию
человека.
- Задачи с нетипичными ситуациями.
- Задания с бытовым содержанием.
- Задачи – почемучки.
- Задачи с заданием
“Найти всё, что можно!”
- Задачи «объясни пословицу, поговорку».
Качественной задачей по физике называется такая задача, в которой ставится для разрешения проблема, связанная с качественной стороной физического явления, решаемая путем логических умозаключений, основанных на законах физики, путем построения чертежа, выполнения эксперимента, но без применения математических действий.
Качественные — это задачи, для решения которых не требуется вычислений.Они:
- помогают глубже понимать физические явления, процессы, происходящие в природе;
- помогают объяснять явления, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни;
- способствуют развитию литературно и технически грамотной речи;
- формируют у учащихся умение ясно, логически и точно излагать мысли;
- активизируют внимание учащихся.
Научно-исследовательская работа в школе.
- Учащиеся активно участвуют в научно-исследовательской работе по физике. Они готовят творческие работы, научно-исследовательские работы, рефераты, проекты. Защита работ учащихся происходит на школьных научных конференциях, где представление работы обязательно сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации. Участие в проектно-исследовательской работе требует большой подготовительной работы и учителя, и учащихся. Выполнение работ требует хорошего владения компьютерной технологией: быстрый поиск информации в различных источниках, в том числе и по сайтам в Интернете, подготовка материала для публикации или презентации, создание публикации в Microsoft Office Publisher и презентации в Microsoft Power Point. При подготовке докладов и рефератов старшими школьниками недопустимо чтение доклада по бумаге. Учащийся, подготовивший творческую работу в виде доклада или реферата, должен владеть темой, понятийным аппаратом и излагать материал устно в свободной манере.
Подготовку и проведение конференции можно условно разделить на несколько этапов. Ученикам предлагается список примерных названий докладов для данной конференции. Доклады в виде электронных файлов в определенные сроки должны быть представлены учителю. После прочтения файлов с текстами докладов, учитель делает необходимые корректировки рефератов. Ученики выступают с докладами перед классом во время проведения дней науки в гимназии, которые проходят ежегодно в апреле. Поощряется применение мультимедийных средств для иллюстрации доклада. Во время выступления одного из учеников, остальные заполняют специальный бланк, в котором кратко формулируют содержание доклада, оценивают его информативность и оформление, отмечают, что в докладе им показалось интересным. По результатам заполнения бланков выбираются победители и призеры конференции.
Для выступления на школьной научно-практической конференции учениками созданы презентации к творческим, научно-исследовательским работам:
1) «Физика и музыка»;
2) «Альтернативная энергетика»;
3) «Усилитель звуковых частот»;
4) «Реактивное движение и его проявление в природе и технике»;
5) «Электромагнитное загрязнение окружающей среды»;
6) “Гений Леонардо да Винчи”;
7) “Фотоэффект и его применение”;
8) “Физика и искусство”;
9) “Мосты” и т.д.
Трудно было человеку
Миллионы лет назад,
Он совсем не знал природы,
Слепо верил в чудеса.
Он всего, всего боялся,
И не знал, как объяснить
Бурю, гром, землятресенье,
Трудно было ему жить.
И решил он, что ж бояться,
Лучше просто все узнать.
Самому во все вмешаться
Людям правду рассказать.
Создал он земли науку,
Кратко “физикой” назвал.
Под названьем тем коротким
Он природу узнавал.