“Общеучебные умения и навыки на уроках физики”.

автор: Крючкова Ольга Николаевна

учитель физики МБОУ “Гимназия №5”, город Рязань

“Общеучебные умения и навыки на уроках физики”.

Тема: Общеучебные умения и навыки на уроках физики.

Крючкова О.Н., МБОУ «Гимназия № 5», г. Рязань.

 

Одной из основных задач школы является развитие личности ученика, обучение его рациональным приемам овладения научной информацией самостоятельно. 

     В условиях резкого увеличения объема знаний необходима смена педагогических приоритетов с «выучить» на «воспитать» и с «научить» на «научить учиться».

    Успешность обучения ученика во многом определяется уровнем сформированности общеучебных умений и способов практической деятельности, так как главным показателем умственного развития учащихся является не столько сумма знаний, приобретенных учеником, сколько уровень интеллектуальных умений, мыслительных приемов и логических операций, которыми владеет ученик.

Учебные умения и способы деятельности (умения учиться) – это те умения, которые ученики могут использовать при решении широкого круга задач не только в рамках физики, при изучении которой осуществлялось формирование данных умений, но и на уроках других предметов, а также в разнообразной практической жизнедеятельности.

Показателем результативности школы является готовность учащихся к самообразовательной деятельности, к самостоятельной организации или собственной познавательной деятельности, в частности учебного труда. Оценку этого конечного результата деятельности школы осуществляют путем определения сформированности у школьников общеучебных умений и навыков, которые являются ведущими компонентами учебной деятельности, а также общеучебных мыслительных умений.

Причиной низкой успеваемости у учащихся, особенно в средней и старшей школе, по мнению психологов, является, как правило, крайне низкий уровень развития общеучебных умений и навыков.

Цель работы:

Раскрыть роль знаний, умений и навыков в создании необходимых условий для успешного обучения.

Для решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные умения. Именно умения, прежде всего, и развивает учитель, работая с учениками на определенном предметном содержании.

Традиционно педагог обращал внимание на предметное содержание и предметные умения. Вместе с тем в жизни мы нечасто сталкиваемся с задачами, аналогичными предметным. Напротив, чаще всего жизненные задачи требуют надпредметных умений, которые в школьной практике называют общеучебными умениями.

 Специальному формированию умений этого типа не уделялось необходимого внимания, овладение ими не выделялось как отдельный компонент требований к результатам обучения, а поэтому фактически не контролировалось и не оценивалось учителем.

На сегодняшний день, когда меняется представление о целях и ценностях образования, когда более важными становятся не конкретные знания, а умения их добывать, такие практико-ориентированные умения становятся все более актуальными.

Известный физик Лауэ в несколько афористической форме дал такое определение образованию: «Образование есть то, что остается, когда все выученное уже забыто». А что остается у человека после того, как все выученное в школе забыто? У него остаются привычки, убеждения, умения и навыки.

Учебная деятельность ученика состоит из отдельных действий. Эти действия весьма разнообразны и имеют сложную структуру. Среди них выделяют простейшие, которые приходится выполнять многократно, почти на каждом шагу: писать цифры, числа, буквы, знаки; чтение текста, выполнение построений и т.д. Каждое такое действие входит как составной элемент в более сложные действия, и поэтому необходимо, чтобы ученик выполнял их быстро и безошибочно, притом не задумываясь, т.е. автоматизированно. Вот такое автоматизированное выполнение простейших основных действий называется навыком. Само действие, выполняемое с помощью навыка, превращается в операцию – составную часть для более сложных действий.

Для выполнения более сложных действий ученик должен владеть действиями по применению знаний и навыков, т.е. умением.

Навыки и умения приобретаются в процессе учения, они влияют на развитие и воспитание определенных способностей ученика.

     Умение – это способность совершать действие, не достигшее наивысшего уровня сформированности, совершаемое полностью сознательно, при осознании каждого шага выполнения действия.

     Навык – это способность совершать действие, достигшее наивысшего уровня сформированности, совершаемое автоматизированно, без осознания промежуточных шагов. 

Общеучебные умения и навыки – это подготовленность учащихся к практическим и теоретическим действиям самостоятельного приобретения знаний, выполняемые на основе приобретенных знаний и жизненного опыта.

В методической литературе приводится несколько классификаций общеучебных умений и навыков (ОУУН). Вот одна из них.

Учебно-организационные умения и навыки.

Это одна из важнейших групп ОУУН, в которую входят:

  • организация рабочего места;
  • выполнение правил гигиены учебного труда;
  • принятие учебной цели;
  • выбор способов деятельности;
  • работа консультантом.

Учебно-интеллектуальные умения и навыки.

Эта группа подразумевает овладение учащимися приемами умственной деятельности:

  • сравнение;
  • анализ;
  • систематизация;
  • обобщение;
  • абстрагирование;
  • моделирование;
  • классификация;
  • причинно-следственные связи;
  • мысленный эксперимент.

Учебно-информационные умения и навыки.

Эта группа умений и навыков включает в себя способы получения знаний:

  • чтение текста;
  • работа с учебником;
  • практическая работа;
  • работа с дополнительной литературой;
  • работа со справочной литературой;
  • усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, аудиозаписи.

Учебно-коммуникативные умения и навыки.

Эта группа умений и навыков предполагает развитие письменной и устной речи учащихся, формирование умения слушать.

  • Письменная речь: конспектирование, умение писать изложения, сочинения, диктанты, правильно оформлять работу.
  • Устная речь: умение пересказывать, отвечать на вопросы, рассуждать и т.п.
  • Учебное слушание: умение выделять главное из сказанного, прочитанного, слушать и слышать собеседника, учителя, задавать вопросы…

      С целью обеспечения эффективности и результативности учебного процесса учитель в своей практике должен использовать различные технологии обучения.

      Примеры технологий.

Информационно-коммуникативные технологии.

Индивидуально-развивающее обучение.

Технология проектного обучения.

Деятельностно-коммуникативные технологии.

Личностно-ориентированное обучение.

Тестовые технологии.

 

Формы уроков.

 Урок – соревнование.

 Урок – конференция. Например, «Физики – 

Нобелевские лауреаты» в 11 классе.

 Уроки в форме игры, например, обобщающий

урок-аукцион по теме «Уравнение состояния 

идеального газа. Газовые законы» в 10 классе.

 Урок экспериментальных задач.

 Урок интересных сообщений.

 Урок одной задачи. 

 

        Решение задач.

      Решение задач – неотъемлемая составная часть процесса обучения физике, поскольку она помогает формировать и обогащать физические понятия, развивать физическое мышление учащихся и их навыки применения знаний на практике. 

     При решении задач по физике  у учащихся формируются следующие умения: анализировать физическое явление; проговаривать вслух решение; анализировать полученный ответ; классифицировать предложенную задачу; составлять простейшие задачи; владеть различными методами решения задач: аналитическим, графическим, экспериментальным; владеть методами самоконтроля и самооценки.

    Физические задачи используются для:

а) выдвижения проблемы и создания проблемной ситуации;

б) сообщения новых сведений;

в) формирования практических умений и навыков;

г) проверки глубины и прочности знаний;

д) закрепления, обобщения и повторения материала;

е) реализации принципа политехнизма;

ж) развития творческих способностей учащихся и пр.  

       Наряду с этим при решении задач у  школьников воспитываются трудолюбие, пытливость ума, смекалка, самостоятельность в суждениях, интерес к учению, воля и характер, упорство в достижении поставленной цели.

   При решении задач используются алгоритмы. В старших классах учащимся можно предложить задание самим составить алгоритм решения задачи по данной теме. Приведем пример алгоритма, составленного учащимися 9 класса, после их обсуждения и корректировки.

Алгоритм решения задач на закон сохранения импульса.

  1. Изучить условие задачи.
  2. Записать условие задачи.
  3. Выполнить перевод единиц физических величин в СИ.
  4. Выяснить какие тела взаимодействуют.
  5. Выполнить чертеж, указав направление  векторов импульсов тел.
  6. Выбрать оси координат.
  7. Записать уравнение, выражающее закон сохранения импульсов.
  8. Записать уравнение в скалярной форме, т.е. в проекции на оси.
  9. Решить уравнение относительно искомой величины.
  10. Подставить в формулу числовые значения и выполнить вычисления.
  11. Оценить достоверность результата и записать ответ.

 

Типы задач.

  • Качественные задачи. 
  • Задачи, расчитанные на эрудицию

человека.

  • Задачи с нетипичными ситуациями. 
  • Задания с бытовым содержанием. 
  • Задачи – почемучки. 
  • Задачи с заданием 

“Найти всё, что можно!” 

  • Задачи «объясни пословицу, поговорку».

 

Качественной задачей по физике называется такая задача, в которой ставится для разрешения проблема, связанная с качественной стороной физического явления, решаемая путем логических умозаключений, основанных на законах физики, путем построения чертежа, выполнения эксперимента, но без применения математических действий.
 
Качественные — это задачи, для решения которых не требуется вычислений.Они:

  • помогают глубже понимать физические явления, процессы, происходящие в природе; 
  • помогают объяснять явления, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни; 
  • способствуют развитию литературно и технически грамотной речи; 
  • формируют у учащихся умение ясно, логически  и точно излагать мысли; 
  • активизируют внимание учащихся.

 

Научно-исследовательская работа в школе.

  1. Учащиеся активно участвуют в научно-исследовательской работе по физике. Они готовят творческие работы, научно-исследовательские работы, рефераты, проекты. Защита работ учащихся происходит на школьных научных конференциях, где представление работы обязательно сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации. Участие в проектно-исследовательской работе требует большой подготовительной работы и учителя, и учащихся. Выполнение работ требует хорошего владения компьютерной технологией: быстрый поиск информации в различных источниках, в том числе и по сайтам в Интернете, подготовка материала для публикации или презентации, создание публикации в Microsoft Office Publisher  и презентации в Microsoft Power Point. При подготовке докладов и рефератов старшими школьниками недопустимо чтение доклада по бумаге. Учащийся, подготовивший творческую работу в виде доклада или реферата, должен владеть темой, понятийным аппаратом и излагать материал устно в свободной манере.

Подготовку и проведение конференции можно условно разделить на несколько этапов. Ученикам предлагается список примерных названий докладов для данной конференции. Доклады в виде электронных файлов  в определенные сроки должны быть представлены учителю. После прочтения файлов с текстами докладов, учитель делает необходимые корректировки рефератов. Ученики выступают с докладами перед классом во время проведения дней науки в гимназии, которые проходят ежегодно в апреле. Поощряется применение мультимедийных средств для иллюстрации доклада. Во время выступления одного из учеников, остальные заполняют специальный бланк, в котором кратко формулируют содержание доклада, оценивают его информативность и оформление, отмечают, что в докладе им показалось интересным. По результатам заполнения бланков  выбираются победители и призеры конференции.

Для выступления на школьной научно-практической конференции учениками созданы презентации к творческим, научно-исследовательским работам:

1) «Физика и музыка»;

2) «Альтернативная энергетика»;

3) «Усилитель звуковых частот»;

4) «Реактивное движение и его проявление в природе и технике»;

5) «Электромагнитное загрязнение окружающей среды»;

6) “Гений Леонардо да Винчи”;

7) “Фотоэффект и его применение”;

8) “Физика и искусство”;

9) “Мосты” и т.д.

 

Трудно было человеку 

Миллионы лет назад,

Он совсем не знал природы,

Слепо верил в чудеса.

Он всего, всего боялся,

И не знал, как объяснить

Бурю, гром, землятресенье,

Трудно было ему жить.

 И решил он, что ж бояться,

Лучше просто все узнать.

Самому во все вмешаться

Людям правду рассказать.

Создал он земли науку,

Кратко “физикой” назвал.

Под названьем тем коротким

Он природу узнавал.