Формирование экологического воспитания в школе

автор: Кругликова Жаннетта Волдемаровна

учитель Реутов

Формирование экологического воспитания в школе

Формирование экологической культуры обучающихся

на уроках биологии и во внеурочной деятельности

Есть храм науки,
                                               А есть еще природы храм,
                                               С лесами, тянущими руки
                                               Навстречу солнцу и ветрам.
                                               Он свят в любое время года,
                                               Открыт для нас в жару и стынь.
                                               Входи сюда, будь сердцем чуток,
                                               Не оскверняй его святынь.

                                                                                             (А. Смирнов)

 

В решении проблем охраны окружающей среды важнейшая роль принадлежит

экологическому образованию. Уже с самого раннего возраста каждый живущий на Земле

человек должен знать, к чему приводит беспечное отношение к окружающей среде; он

должен знать о заболеваниях, вызванных загрязнением среды, о генетических

отклонениях, о гибели животных и растений, об уменьшении плодородия почвы, об

исчерпаемости запасов питьевой воды и других негативных изменениях среды обитания.

И не только знать, но и ощущать личную ответственность за ее состояние. Однако

сегодняшние выпускники школы слабо ориентированы в глобальных, в том числе

экологических, проблемах сохранения здоровья человека и биосферы. Преобладают

потребительские взгляды на природу, низок уровень восприятия экологических проблем

как личностно значимых, недостаточно развита потребность фактически участвовать в

природоохранной работе. Многие отождествляют охрану окружающей среды и

рациональное природопользование с охранением отдельных природных комплексов и

редких видов растений и животных.

В настоящее время ФГОС устанавливает требования к результатам освоения

обучаюшимися основной образовательной программы: предметным, метапредметным и

личностным: где личностные результаты должны отражать «формирование основ

экологической культуры соответствующей современному уровню экологического

мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и

практической деятельности в жизненных ситуациях»; метапредметные результаты

освоения ООО должны отражать «формирование и развитие экологического мышления,

умения применять его с познавательной, коммуникативной, социальной практики и

профессиональной ориентации».

Кроме того, программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

предусматривает воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

(экологическое воспитание).

Цель экологического воспитания – формирование системы научных знаний,

взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения

школьников к окружающей среде во всех видах деятельности, формирование

экологической культуры.

Стратегические цели образования тесно связаны с проблемами развития нашего

общества, включают обеспечение экологического воспитания, формирующего

ответственное отношение к окружающей среде, соблюдение нравственных и правовых

принципов природопользования и активную деятельность по изучению и охране природы

своей местности. Главной задачей экологического образования является вооружение

обучающихся определенным объемом специальных знаний, умений и навыков,

необходимых для жизни и труда. Выполнение экологических обязанностей во многом

зависит от уровня сознательности человека, чему способствует экологическое воспитание.

Оно представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие

подрастающего поколения, формирование у него определенных ценностных установок в

плане нравственного отношения к окружающей среде. Современное содержание термина

«экология» предельно широко, оно выводится за рамки биологического знания и

рассматривается как вся система отношений человека к себе, к знанию, к другому

человеку, к природе.

Таким образом, школьное экологическое образование и воспитание в должны выполнять две “стратегические” задачи:

  1. Убеждать учащихся в необходимости охраны окружающей среды;
  2. Вооружать их необходимым минимумом знаний в этой области.

Исходя из этих задач, выбираются следующие методы работы:

  1. Учебная деятельность:

 Работа по созданию проектов, презентаций, рефератов способствует

освоению теории и практики взаимодействия общества и природы,

овладению приемами причинного мышления;

 Активные формы формируют опыт принятия экологически целесообразных

решений. К ним относятся диспуты, дискуссии по проблемам окружающей

среды, встречи со специалистами, деловые игры;

 Общественно-полезная деятельность, постановка под руководством учителя

опытов на школьном учебно-опытном участке по изучению влияния

минеральных удобрений на урожайность культур, выполнение анализов

почвы и грунтовых вод служит приобретению опыта принятия

экологических решений, позволяет внести реальный вклад в изучение и

охрану местных экосистем, пропаганду экологических идей;

 Экскурсии на предприятия, которые позволяют теоретический материал

сделать ясным, очевидным, зримым.

Роль школьного курса биологии в экологическом образовании обуславливается тем,

что данная наука связана с познанием законов природы, химической формы движения

материи и ее значимости в материальной жизни общества.

На уроках биологии у обучающихся формируются убеждения, что природа –

целостная саморегулирующаяся система. Педагогу важно при этом дать учащимся по

возможности наиболее полное представление об экологических законах и

закономерностях существования и формирования биологических систем всех уровней.

Главной формой организации экологического процесса в школе остается урок.                                    На своих уроках добавляю элементы экологических знаний и часть времени отвожу на

решение биологических задач с экологическим содержанием.

Например, в 5 -х – 7-х классах расширяю информацию об экологическом значении

бактерий, грибов, растений, животных в природе для формирования и поддержания

состава сфер Земли в качестве источника питания живых организмов (в виде логических

опорных схем, цепей питания), в качестве места обитания, глубже раскрываю

почвообразующую роль. Расширяю информацию о сложных биотических связях между

изучаемыми объектами и живыми организмами, обитающими в той же экосистеме. При

изучении классификации и многообразия растений особое внимание уделяю редким и

исчезающим представителям местной флоры, причинам уменьшения их численности.

Расширяю информацию, устанавливая связь особенностей строения органов с влиянием

среды обитания, то есть, прорабатываем с учащимися вопросы приспособления растений

к условиям среды, деление их на экологические группы, причины и значения

возникающих видоизменений органов. При изучении темы «Природные сообщества»,

рассматриваю региональные экологические проблемы, их влияние на биологическое

разнообразие растений, возможные пути решения этих проблем, в том числе обращаю

внимание на роль школьников в этом процессе.

В 8-х классах  при изучении строения и функций организма, индивидуального

развития организма, подробно рассматриваю вопросы экологии человека, расширяю

содержание влияния факторов окружающей среды на людей. Особенно акцентирую

внимание учащихся на вопросы здорового и нездорового образа жизни, сравнивая

последствия.

Программа 9 класса включает темы, рассматривающие экологические вопросы. В

данном случае стараюсь рассматривать эти темы на примерах Московской области,

нашего района . При изучении хромосомного набора клетки, митоза и мейоза,

модификационной изменчивости, процессов фотосинтеза, биосинтеза белков,

индивидуального развития организмов считаю, обязательно необходимо расширять

содержание, разъясняя зависимость данных понятий и биологических процессов от

экологических факторов.

В программе 10 класса вопросы экологии затрагиваются лишь в теме «Развитие

организма и окружающая среда» и частично в теме «Основные закономерности

изменчивости». Такое количество часов конечно не может способствовать выполнению

задач формирования экологического сознания учащихся. Поэтому в содержание

практически каждого урока я добавляю экологическую информацию, связанную с

конкретной темой урока.

В программе 11 класса рассматриваются вопросы взаимоотношения организма и

среды, основ экологии, биосферы и человека. В эти темы добавляю региональные данные,

информацию по району, факты из газет, журналов и сети Интернет.

Метапредметные навыки, реализуемые на уроках, посвященных экологическому

воспитанию, способствуют созданию творческого продукта школьников как результата их

деятельности.

  1. Внеклассная работа по биологии в школе требует от ребенка достаточно развитой

способности экологического мышления. Оно проявляется в умении эффективно

использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и

устранению отрицательных для Природы последствий собственной деятельности.

У ребёнка внутренняя энергия и активность личности требует постоянного

проявления, поэтому очень важно предоставить подростку как можно больше различных

видов деятельности для самореализации. А это, безусловно, требует изменение

технологий образовательного процесса на уроках, включения детей в развивающую

деятельность в системе внеклассных занятий, выхода в ближайшее социоприродное

окружение.Для учащихся характерно целостное восприятие мира с помощью различных форм

постижения действительности, поэтому более отвечающими специфике возраста будут

варианты обучения разнообразной экологической деятельности в системе внеклассной и

внешкольной работы с учащимися. К ним относится осуществление просветительской

деятельности, т. е. выступление перед младшими школьниками и родителями с беседами,

инсценировками природоохранного характера, создание плакатов, декораций

экологической направленности. Участие в акциях и движениях: Дни защиты планеты Земля, Экологический рейд , «Посади свое дерево»,

предполагающими просветительскую и практическую работу по охране окружающей

среды. Деятельность старшеклассников направлена на выполнение исследовательских

проектов об экологическом состоянии Московской области.

Таким образом, считаю, что формирование экологической культуры школьников

основано на их экологическом сознании и экологическом поведении. Правильно используя

информацию краеведческого, природоохранного направления, знания вопросов экологии

человека и сохранения его здоровья, я способствую формированию экологически

грамотного и воспитанного ученика.

 

Список используемой литературы:

 Глова,Т. Школьная экологическая тропа и уроки естественно – научного цикла /Т.

Глова //Школьное планирование.- 2015.

 Шиняева, Н.Г. Формирование экологической культуры у детей в процессе

исследовательской деятельности /Н.Г. Шиняева //Воспитатель ДОУ.- 2010.-№2.-

С.110-115

 Еремина, О.А. Информационные технологии в экологическом образовании

школьников/О.А. Еремина //Дополнительное образование.- 2006.-№6.-С.43-46

 Камакин, О.Н. Программа экологического воспитания «Зеленый мир» /О.Н.

Камакин //Классный руководитель.- 2006.-№3.-С.77-80

 Программа экологического воспитания «Живи, Земля!» //Завуч начальной школы.-

2006.-№3.-С.56