автор: Коцур Лидия Ивановна
Учитель русского языка и литературы МБОУ “СОШ №2 ст.Архонская”
Открытый урок “Игра-морское путешествие “В страну Имени Прилагательного”
Открытый урок русского языка
в 6 классе по теме
«Игра – морское путешествие
«В страну Имени Прилагательного»
2019
Задачи урока:
В игровой форме повторить и обобщить знания обучающихся, полученные в результате изучения темы «Имя прилагательное».
Цели урока:
Образовательные
обобщить, систематизировать и проверить знания, умения и навыки по теме “Имя прилагательное”;
Развивающие
развивать навыки устной и письменной речи, образное мышление, память, внимание, творческое мышление, навыки работы с тестами;
Воспитательные
воспитывать любовь к родному языку; интерес к чтению, взаимовыручку, дружбу; создать условия для проявления творческих способностей учащихся, самостоятельность и активность на уроке.
Тип урока: урок повторения.
Оборудование: компьютер, карточки, презентация.
Ход урока.
- Оранизация класса.
Слово учителя:
Добрый день!
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы? Тогда – за работу!
Удачи желаю я Вам!
А чему он будет посвящен , вы сейчас должны отгадать
СЛАЙД 1 –стих-е о прилагательном
Я – часть речи интересная,
Широко в мире известная
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить!
– Угадайте, о какой части речи говорится?
Сегодня у нас необычный урок ,урок–игра морское путешествие «В страну Имени Прилагательного». СЛАЙД 2
Отправляясь в путь, мы с вами должны поставить цели : ….
СЛАЙД 3 (цели) увидеть все особенности имени прилагательного, с которыми мы знакомились на предыдущих уроках.
Мы с вами построим корабль из ваших прочных знаний и отправимся покорять неизведанное.
Запишите в тетрадь (она же – судовой журнал) дату отправления, место (классная работа).
А отправимся в путешествие на настоящем корабле с кормой, трюмом, палубой, каютами, рубкой.
СЛАЙД 4 (корабль)
СЛАЙД 5 Теперь закрепим на борту корабля его название (название корабля в
пропущенных буквах): Матрос_кий, со_нце, к_питанский, ло_ний, к_юта
СЛАВА
Осталось поднять паруса. Но для этого нам нужно проверить свои силы!
Теоретическая Разминка: СЛАЙД 6
1 Что такое прилагательное? (Общее грамматическое значение).Лексическое значение
2 Как оно изменяется? (Грамматическое значение, морфологические признаки).
3 Каким членом предложения бывает? (Синтаксическая роль в предложении).
СЛАЙД 7 Мы с вами плывем по ОКЕАНУ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ
Чтобы корабль хорошо держался на плаву нужно правильно вставить окончания прилагательных, определить падеж).
– Что для этого нужно?( задать вопрос от сущ.,к которому относятся прил.)
– По какой части речи определяется падеж?Почему?(прил. согласуется с сущ.)
СЛАЙД 8 ( ПРОВЕРКА)
1 вариант 2 вариант
В морозном воздухе (П,п.), февральским днем (Т.п.),
зимним вечером (Т.п.), рыжую белку (В.п.),
погожему утру (Д.п.), чистого поля (Р.п.),
соснового бора (Р.п.), кудрявой березе (Д.п.),
душистую черемуху (В.п.), о жгучем морозе (П.п.).
СЛАЙД 9
– Мы приплыли на Остров Практический СЛАЙД 9
СЛАЙД 10 Работа у доски по карточкам (2 ученика)
1 ученик
– Произвести синтаксический разбор предложений
Жизнь прекрасна и удивительна.
Тихо плещется морская волна.
2 ученик
Произвести морфологический разбор слова
Прекрасна (жизнь)- прил.
1 Жизнь (какова?) прекрасна
Н.Ф.- прекрасный
2 Пост.- кач.; непост.- в крат.ф.,в ед.ч. ,в ж.р.
3 Жизнь(какова?) прекрасна
– Разделимся на группы и выполним задание
(Каждая группа получает карточку с заданием:
СЛАЙД 11
1 группа
Слитное или раздельное написание НЕ с прилагательными? Раскрыть скобки. Составить одно предложение.
1 (не)ряшливый 6 (не)настный
2 (не)брежный 7 (не)уклюжий
3 (не)внимательный 8 ничуть (не) трудный
4 (не)лживый 9 (не) красивый,а безобразный
5 (не)ласковый 10 вовсе (не) интересный
– Рассказать правило.
СЛАЙД 12
2 группа
Вставьте Н или НН. Расскажите правило. Составить одно предложение.
Станцио…ый, соломе…ый, ветр…ый , карма…ый, звери…ый, со…ый, гуси…ый, оловя…ый, кожа…ый, глиня…ый, багря…ый, телефо…ый,
СЛАЙД 13
3 группа
От существительных образовать прилагательные с суффиксами –к- и -ск-. Составить одно предложение.
Русь, герой, апрель, Кавказ, Англия, киргиз, Абхазия, немец, эскимос, ткач, конь, январь.
(Русский, геройский, апрельский, кавказский, английский, киргизский, абхазский, немецкий, эскимосский, ткацкий, конский, январский.)
ПРОВЕРКА РАБОТЫ ГРУПП
СЛАЙД 14
СЛАЙД 15
СЛАЙД 16
СЛАЙД 17 Физкульминутка
Давайте немного с вами отдохнем от морской прогулки. Проведем лексическую разминку. Я буду зачитывать вам фразеологизмы, а вы дадите их толкование, но сначала напомните, что такое фразеологизмы(устойчивые сочетания слов близкие по значению.)
- Воспрянуть духом -прийти в бодрое настроение.
- как в воду опущенный – расстроенный ,крайне подавленный.
- Сияет как масленый блин- счастливый, довольный
- Тише воды ниже травы- скромный, робкий, незаметный.
5.Сизифов труд- бесконечная, тяжелая работа .
- Не найти себе места- сильное беспокойство ,волнение.
СЛАЙД 18 КОРРРЕКТОРЫ – Теперь поработаем корректорами (это люди ,в функции которых входит исправление всевозможных ошибок и лексических недочетов)
-Прочтите текст.(читает 1 ученик)
-Почему вы заулыбались?
-Вставьте в текст нужные имена прилагательные.
Три друга пошли в сильный лес за развесистыми грибами. Они собирали грибы и перекликались большими голосами. Вдруг свежее небо потемнело и пошёл голубой дождь. Миша, Коля и Ваня спрятались под веселым деревом.
СЛАЙД 19
(Три друга пошли в большой лес за свежими грибами. Они собирали грибы и перекликались весёлыми голосами. Вдруг голубое небо потемнело и пошёл сильный дождь. Миша, Коля и Ваня спрятались под развесистым деревом.)
– Сравните 2 текста.
-Что вы можете сказать о роли прилагательных? (неуместное употребление прилагательных искажает текст)
СЛАЙД 20
Вот мы с вами подошли к ОЗЕРУ РАЗРЯДОВ
– Определите разряд прилагательных.( 1 ряд-качественные,2 ряд-относительные,3 ряд- притяжательные прилагательные).Выпишите только прилагательные.
Определите разряд прилагательных.
Каменный дом, вчерашняя газета, великолепный день, мамино кружево, грустный взгляд , лисий хвост, тихий шорох, соловьиная песня, голубой небосклон, городской автобус, талантливый человек
СЛАЙД 21 ПРОВЕРКА
Качественные Относительные Притяжательные
великолепный каменный мамино
грустный вчерашняя лисий
тихий городской соловьиная
голубой
талантливый
СЛАЙД 22 ЭТО ИНТЕРЕСНО,,,
– На борту нашего корабля плывут только любознательные моряки.
И сейчас ребята вам расскажут об итогах их небольших исследований в области этимологии (происхождения слов).Им было дано домашнее задание.
БЛИЗОРУКИЙ
Современное слово близорукий произошло от древнерусского близозорький, т.е.» близковидящий». Затем в слове произошло интересное фонетическое явление: из двух одинаковозвучащих слогов (зо-зо) один выпал, и получилось близорький. Ошибочно связав новое слово со словом рука, люди стали произносить близорукий.
КУРНОСЫЙ
– Как называются такие прилагательные?(сложные)
-Расскажите об их правописании.
СЛАЙД 23 24
ИГРА «КТО БОЛЬШЕ?»
Записать сложные слова, обозначающие:
Портретные черты человека.
( голубоглазый, широкоплечий, краснощекий);
Черты характера, поступков. (трудолюбивый, любознательный, жизнерадостный; Самолюбивый, высокомерный).
СЛАЙД 25
Мы вышли к Лесу «Степеней сравнений»
-Найдите ошибки в образовании форм сравнительной степени:
- звонче
- слаже слаще
- красивее
- менее интереснее ( менее интересный, интереснее)
- прочней
- более уверенный
- благороднее
СЛАЙД 26
Исправьте речевые ошибки.
- Это был самый ближайший путь.
- Ты выбрал наиболее сложнейший способ решения.
- Самая высочайшая гора Земли – Эверест.
- Его родители более старше, чем мои.
СЛАЙД 27
Готовимся к ЕГЭ
Исправьте ошибку в образовании формы слова.
ПОЕЗЖАЙ в город
Пара САПОГ
Школьные ДИРЕКТОРА
Наиболее СПОКОЙНЕЕ ( наиболее спокойный)
Килограмм ЯБЛОК
СЛАЙД 28
Запишите прилагательные в краткой форме мужского рода единственного числа.
Зловещий крик, жгучий перец, трескучий мороз, свежий виноград, пахучий ландыш, горячий источник.
СЛАЙД 29 Домаш .задание
- СЛАЙД 30
- –Понравился ли вам сегодняшний урок?
- Почувствовали ли вы себя увереннее в знаниях и умениях по теме «Имя прилагательное»?
– Сможете ли вы применить свои знания в дальнейшем?
Подведение итогов урока.
ОЦЕНКИ
1) Чем мы занимались на уроке?
Выполнили поставленные задачи?
2) Оценки учащимся за работу на уроке
3) Мне хочется пожелать вам любить свой родной язык, понимать язык тех людей, которые живут с вами рядом. И я думаю, что грамотное употребление разных частей речи поможет вам в этом.
Спасибо за работу на уроке!
Домашнее задание:
Подготовиться к контрольной работе по теме «Имя прилагательное».
Рефлексия.
– Ребята, вы молодцы! Хорошо поработали.
Я хочу прочитать вам похвальное слово прилагательному:
– Я слово ищу необычное, звучное, самое лучшее,
Короткое, Особое, сильное, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
А называют его… прилагательное.
– Определяю я предметы,
Они со мной всегда приметны,
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
Л. Л. Шкарова