Конспект занятия-экспериментирования “Чистая вода – наше богатство”

автор: Котова Ольга Владимировна

воспитатель ГБОУ ШКОЛА № 1293 ДУК 2

Конспект занятия-экспериментирования “Чистая вода – наше богатство”

Конспект занятия-экспериментирования в подготовительной группе

Тема НОД: Чистая вода – наше богатство

Тип НОД: занятие-эксперимент

Форма НОД: комплексное

Цель: познакомить детей со способами очистки воды при помощи различных материалов. Воспитывать желание беречь воду и охранять окружающую природу.

Задачи.

Образовательные:

  • Закрепить с детьми знания о свойствах воды (вода без цвета, без запаха, легко загрязняется, но трудно очищается).
  • Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, дать элементарные представления о способах фильтрации, познакомить с разными видами фильтров.
  • Закреплять навыки проведения лабораторных опытов, умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.

Воспитательные:

  • Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывая мнение партнера, а также отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.
  • Прививать бережное отношение к воде.

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций и их решения, умение анализировать и делать выводы в соответствии с результатом проверки.
  • Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

Оборудование и материалы: презентация, письмо. На каждого ребенка 3 прозрачных стаканчика с воронкой, 1 мерная кружка с подкрашенной водой, 1 мерная кружка с водой, загрязненной землей; 1 мерная кружка с водой, загрязненной маслом; марля, ватные диски, промокательная бумага, тряпочки, клеенки, подносы.

Планируемый результат: сформирован интерес и желание беречь окружающую природу, дети владеют элементарными навыками фильтрации загрязненной воды, умеют описывать результат своей работы и делать выводы.

Задачи этапов НОД Этапы НОД
Вводная часть Основная часть Заключительная часть
Постановка цели, задач. Формирование мотива.

5 минут

Создание проблемной ситуации

10 минут

Решение проблемной ситуации

10 минут

Подведение итогов. Рефлексия

5 минут

  • Заинтересовать детей предстоящей деятельностью.
– Вовлечь детей в активное обсуждение темы с помощью вопросов и просмотра презентации.

-Актуализировать знания о воде, её свойствах.

-Познакомить детей с видами фильтров;

  • Показать на практике способы очищения воды от разных примесей (окрашенной воды, земли, подсолнечного масла);
  • закреплять знание правил техники безопасности при работе с жидкостями и сыпучими материалами.
Развивать умение анализировать результат своей работы и работы других детей, делать выводы по результатам эксперимента.
Материалы для деятельности Загадка по теме занятия

Письмо детям «от Русалочки»

  • Презентация «Вода вокруг нас»
  • Колбы с чистой и загрязненной водой
На столах: 3 прозрачных стаканчика с воронкой, 1 мерная кружка с подкрашенной водой, 1 мерная кружка с водой, загрязненной землей; 1 мерная кружка с водой, загрязненной маслом; марля, ватные диски, промокательная бумага, тряпочки, клеенки, подносы. Стол для размещения результатов детских опытов.
Деятельность педагога Педагог создает проблемную ситуацию: читает письмо «от Русалочки» и предлагает детям:

– Вспомнить, что мы знаем о воде и её свойствах?

– Подумать, как помочь очистить воду?

  • Педагог задает вопросы о видах воды на планете (океаническая, морская, пресная), показывает презентацию.
  • Организует обсуждение: «Какая вода считается питьевой?»
  • Предлагает детям выделить свойства питьевой воды, определить, какую воду пить нельзя и почему.
-Педагог напоминает правила безопасности при проведении опытов.

-Определяет последовательность действий при изготовлении фильтров и проведении опытов.

Организует рассматривание результатов опытов, дает оценку проведенной работе и формулирует выводы.
Деятельность детей Дети отгадывают загадку, озвучивают тему, мотив предстоящей деятельности «Поможем Русалочке найти способы очистки загрязненной воды» Эмоционально реагируют на всю деятельность. Отвечают на поставленные вопросы, участвуют в обсуждении. Дети готовят разные фильтры и проводят опыты с ними для выявления наиболее эффективного способа очистки воды. Рассматривают и анализируют полученные результаты.
Результат по содержанию Осознают поставленную цель работы. Знают свойства питьевой воды, дают характеристику загрязненной воды Актуализировали знания о разных видах фильтров и их эффективности при очистки загрязненной воды. Получили знания о наиболее эффективных фильтрах для очистки загрязненной воды.
Результат по способу работы Умеют формулировать мотив своей деятельности. Умеют включаться в беседу, отвечают на поставленные вопросы. Умеют самостоятельно проводить эксперимент, используя предоставленные материалы, знают последовательность действий. Умеют анализировать свою работу и работу сверстников.

Приложение:

  1. Вводная часть.

СЛАЙД 1: Загадка

В морях и реках обитает, 
Но часто по небу летает. 
А как наскучит ей летать, 
На землю падает опять. (Вода)

СЛАЙД 2: Письмо от Русалочки: «Доброе утро ребята. Я – Русалочка, помните вы недавно читали историю обо мне. Уже много-много лет мы с моими сестрами живем на берегу соснового леса, у прекрасного чистого озера. Вода там всегда была прохладная, чистая и прозрачная. Но вот случилась беда. Построил кто-то огромный черный завод на берегу нашего озера, и из завода прямо в наше озера опустили три огромные трубы. День и ночь там шла работа, и день и ночь из этих труб текла черная, грязная вода. Вода в озере становилась все темнее, мутнее, и скоро её стало невозможно пить. Вскоре этот завод закрылся, люди уехали, а вода в нашем озере так и осталась грязная и не пригодная для жизни и питья. Помогите нам, пожалуйста и научите, как нам можно очистить воду.» (СЛАЙД 2)

Мотив предстоящей деятельности: “Давайте попробуем научится сами и научить Русалочку очищать воду от загрязнений”.

  1. Создание проблемной ситуации. Вопросы для обсуждения:

СЛАЙД 3:

    • Какая должна быть чистая питьевая вода? Чтобы это узнать, давайте с вами порассуждаем и вспомнит то, что мы уже знаем о воде.
  • «Что изображено на слайде?» Наша планета. Почему ее называют “Голубой планетой”?

СЛАЙД 4:

  • Какие водоемы вы знаете? Какая в них вода, как называется и пригодна ли она для питья человеком?

Вывод: только пресную воду можно пить.

СЛАЙД 5:

  • Какими свойствами должна обладать питьевая вода?

Вывод: Мы с вами определили, что питьевая вода должна быть пресная, чистая,  прозрачная, без цвета, без запаха.

СЛАЙД 6:

  • Рассматриваем демонстрационный материал – “посылку от Русалочки”: три баночки воды, загрязненную землей, маслом, пищевыми красителями, обсуждаем, можно ли её пить? Почему? Что нужно сделать, чтобы вода стала чистой и пригодной для питья?

Мотив предстоящей деятельности: попробуем изготовить фильтры своими руками и проверим какой из них лучше всего очистит эту загрязненную воду. Приглашаем детей в зону для проведения опытов.

  1. Решение проблемной ситуации. Проведение лабораторных опытов.
  • Повторяем правила поведения в лаборатории:
  1. Не пробовать и не нюхать неизвестные жидкости
  2. Аккуратно обращаться с приборами чтобы не разбить их.
  3. Если разлили жидкость, пользоваться тряпочкой
  4. Слушать внимательно, не отвлекаться, не шуметь
  • Делим детей на три группы, каждая группа выбирает один вариант загрязненной вода (маслом, землей, красителями). На столах находятсяу каждой группы три разных фильтра – из ваты, тряпочки и фильтровальной бумаги. Детям нужно сделать три вида фильтров и попробовать очистить с их помощью воду. Когда вода очистится вы понаблюдаете и подумаете, какой из них лучше всего очистил воду. О своих результатах каждая команда рассказывает в конце опыта.

4.Подведение итогов. Рефлексия. Вопросы для обсуждения:

  • Понравилось вам наше занятие?
  • Что узнали нового о том, как можно очистить воду?
  • Вы узнали, как можно сделать фильтры своими руками? Какие материалы для него можно использовать? Как самодельные фильтры очищают воду? Можно ли такую воды пить? Почему?

Вывод: дети приходят к выводу о том, как легко можно загрязнить воду, как просто в ней растворяются разные, в том числе вредные вещества и как сложно ее очистить до состояния питьевой воды. Поэтому чистую воду необходимо беречь.