автор: Котова Ольга Владимировна
воспитатель ГБОУ ШКОЛА № 1293 ДУК 2
Конспект занятия-экспериментирования “Чистая вода – наше богатство”
Конспект занятия-экспериментирования в подготовительной группе
Тема НОД: Чистая вода – наше богатство
Тип НОД: занятие-эксперимент
Форма НОД: комплексное
Цель: познакомить детей со способами очистки воды при помощи различных материалов. Воспитывать желание беречь воду и охранять окружающую природу.
Задачи.
Образовательные:
- Закрепить с детьми знания о свойствах воды (вода без цвета, без запаха, легко загрязняется, но трудно очищается).
- Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, дать элементарные представления о способах фильтрации, познакомить с разными видами фильтров.
- Закреплять навыки проведения лабораторных опытов, умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
Воспитательные:
- Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывая мнение партнера, а также отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.
- Прививать бережное отношение к воде.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций и их решения, умение анализировать и делать выводы в соответствии с результатом проверки.
- Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
Оборудование и материалы: презентация, письмо. На каждого ребенка 3 прозрачных стаканчика с воронкой, 1 мерная кружка с подкрашенной водой, 1 мерная кружка с водой, загрязненной землей; 1 мерная кружка с водой, загрязненной маслом; марля, ватные диски, промокательная бумага, тряпочки, клеенки, подносы.
Планируемый результат: сформирован интерес и желание беречь окружающую природу, дети владеют элементарными навыками фильтрации загрязненной воды, умеют описывать результат своей работы и делать выводы.
Задачи этапов НОД | Этапы НОД | |||
Вводная часть | Основная часть | Заключительная часть | ||
Постановка цели, задач. Формирование мотива.
5 минут |
Создание проблемной ситуации
10 минут |
Решение проблемной ситуации
10 минут |
Подведение итогов. Рефлексия
5 минут |
|
|
– Вовлечь детей в активное обсуждение темы с помощью вопросов и просмотра презентации.
-Актуализировать знания о воде, её свойствах. |
-Познакомить детей с видами фильтров;
|
Развивать умение анализировать результат своей работы и работы других детей, делать выводы по результатам эксперимента. | |
Материалы для деятельности | Загадка по теме занятия
Письмо детям «от Русалочки» |
|
На столах: 3 прозрачных стаканчика с воронкой, 1 мерная кружка с подкрашенной водой, 1 мерная кружка с водой, загрязненной землей; 1 мерная кружка с водой, загрязненной маслом; марля, ватные диски, промокательная бумага, тряпочки, клеенки, подносы. | Стол для размещения результатов детских опытов. |
Деятельность педагога | Педагог создает проблемную ситуацию: читает письмо «от Русалочки» и предлагает детям:
– Вспомнить, что мы знаем о воде и её свойствах? – Подумать, как помочь очистить воду? |
|
-Педагог напоминает правила безопасности при проведении опытов.
-Определяет последовательность действий при изготовлении фильтров и проведении опытов. |
Организует рассматривание результатов опытов, дает оценку проведенной работе и формулирует выводы. |
Деятельность детей | Дети отгадывают загадку, озвучивают тему, мотив предстоящей деятельности «Поможем Русалочке найти способы очистки загрязненной воды» | Эмоционально реагируют на всю деятельность. Отвечают на поставленные вопросы, участвуют в обсуждении. | Дети готовят разные фильтры и проводят опыты с ними для выявления наиболее эффективного способа очистки воды. | Рассматривают и анализируют полученные результаты. |
Результат по содержанию | Осознают поставленную цель работы. | Знают свойства питьевой воды, дают характеристику загрязненной воды | Актуализировали знания о разных видах фильтров и их эффективности при очистки загрязненной воды. | Получили знания о наиболее эффективных фильтрах для очистки загрязненной воды. |
Результат по способу работы | Умеют формулировать мотив своей деятельности. | Умеют включаться в беседу, отвечают на поставленные вопросы. | Умеют самостоятельно проводить эксперимент, используя предоставленные материалы, знают последовательность действий. | Умеют анализировать свою работу и работу сверстников. |
Приложение:
- Вводная часть.
СЛАЙД 1: Загадка
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
СЛАЙД 2: Письмо от Русалочки: «Доброе утро ребята. Я – Русалочка, помните вы недавно читали историю обо мне. Уже много-много лет мы с моими сестрами живем на берегу соснового леса, у прекрасного чистого озера. Вода там всегда была прохладная, чистая и прозрачная. Но вот случилась беда. Построил кто-то огромный черный завод на берегу нашего озера, и из завода прямо в наше озера опустили три огромные трубы. День и ночь там шла работа, и день и ночь из этих труб текла черная, грязная вода. Вода в озере становилась все темнее, мутнее, и скоро её стало невозможно пить. Вскоре этот завод закрылся, люди уехали, а вода в нашем озере так и осталась грязная и не пригодная для жизни и питья. Помогите нам, пожалуйста и научите, как нам можно очистить воду.» (СЛАЙД 2)
Мотив предстоящей деятельности: “Давайте попробуем научится сами и научить Русалочку очищать воду от загрязнений”.
- Создание проблемной ситуации. Вопросы для обсуждения:
СЛАЙД 3:
-
- Какая должна быть чистая питьевая вода? Чтобы это узнать, давайте с вами порассуждаем и вспомнит то, что мы уже знаем о воде.
- «Что изображено на слайде?» Наша планета. Почему ее называют “Голубой планетой”?
СЛАЙД 4:
- Какие водоемы вы знаете? Какая в них вода, как называется и пригодна ли она для питья человеком?
Вывод: только пресную воду можно пить.
СЛАЙД 5:
- Какими свойствами должна обладать питьевая вода?
Вывод: Мы с вами определили, что питьевая вода должна быть пресная, чистая, прозрачная, без цвета, без запаха.
СЛАЙД 6:
- Рассматриваем демонстрационный материал – “посылку от Русалочки”: три баночки воды, загрязненную землей, маслом, пищевыми красителями, обсуждаем, можно ли её пить? Почему? Что нужно сделать, чтобы вода стала чистой и пригодной для питья?
Мотив предстоящей деятельности: попробуем изготовить фильтры своими руками и проверим какой из них лучше всего очистит эту загрязненную воду. Приглашаем детей в зону для проведения опытов.
- Решение проблемной ситуации. Проведение лабораторных опытов.
- Повторяем правила поведения в лаборатории:
- Не пробовать и не нюхать неизвестные жидкости
- Аккуратно обращаться с приборами чтобы не разбить их.
- Если разлили жидкость, пользоваться тряпочкой
- Слушать внимательно, не отвлекаться, не шуметь
- Делим детей на три группы, каждая группа выбирает один вариант загрязненной вода (маслом, землей, красителями). На столах находятсяу каждой группы три разных фильтра – из ваты, тряпочки и фильтровальной бумаги. Детям нужно сделать три вида фильтров и попробовать очистить с их помощью воду. Когда вода очистится вы понаблюдаете и подумаете, какой из них лучше всего очистил воду. О своих результатах каждая команда рассказывает в конце опыта.
4.Подведение итогов. Рефлексия. Вопросы для обсуждения:
- Понравилось вам наше занятие?
- Что узнали нового о том, как можно очистить воду?
- Вы узнали, как можно сделать фильтры своими руками? Какие материалы для него можно использовать? Как самодельные фильтры очищают воду? Можно ли такую воды пить? Почему?
Вывод: дети приходят к выводу о том, как легко можно загрязнить воду, как просто в ней растворяются разные, в том числе вредные вещества и как сложно ее очистить до состояния питьевой воды. Поэтому чистую воду необходимо беречь.