автор: Костяева Наталья Сергеевна
воспитатель МБ ДОУ “Детский сад “Сказка”
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе Тема: «Волшебные краски осени»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе
Тема: «Волшебные краски осени»
Цель: Создать условия для развития связной речи детей старшей группы
Задачи:
- Формировать чувство глубокого уважения к природе.
- Совершенствовать диалогическую форму речи.
- Развивать умение высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
- Активизировать и обогатить словарный запас. Слова: золотая, жаркая, пышная.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа: беседа на тему «Осень к нам пришла»; рассматривание осенних иллюстраций; рисование осеннего пейзажа.
Материал: игрушка Винни-Пух, иллюстрация картины Исаака Левитана «Золотая осень», стихотворение Евгении Трутневой «Осень», музыкальное произведение Петра Чайковского Времена года «Октябрь».
Вводная часть НОД:
В гости к детям приходит Винни-Пух.
Винни-Пух: Привет, ребята! Какая замечательная погода, солнышко светит – вот бы сейчас искупаться.
Воспитатель: Винни-Пух, купаться уже поздно.
Винни -Пух: Почему?
Дети: Потому, что наступила осень, а лето закончилось.
Винни-Пух: Осень? Что такое осень, я не знаю.
Воспитатель: Дети расскажем Винни-Пуху об осени?
Дети: Да!
Основная часть
Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете? Какой месяц начинает осень?
Дети: Сентябрь.
Воспитатель: А после сентября?
Дети: Октябрь.
Воспитатель: А после октября?
Дети: Ноябрь.
Винни-Пух: А сейчас разве осень? Снег везде лежит?
Дети: Да, конечно осень. Просто снег рано выпал!
Воспитатель: Есть две осени. Одна- радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем, светит нежное, мягкое солнце, летают серебряные нити паутины. Другая – неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, она кажется многим скучной, тусклой, унылой, грустной, с тихим плачем мелкого дождя, с тяжелыми тучами на небосводе. Это поздняя осень.… Прогулки наши становятся всё короче, надоедливый дождь рано загоняет домой. А если внимательно всмотреться в это время года, то можно прийти к выводу, что осень очень разнообразна.
Винни-Пух: Как интересно. Ну, может быть поиграем?
- Дидактическая игра «Наоборот»
(Дети сидят в кругу. Воспитатель бросает мяч и проговаривает начало предложения ребенок поймав мяч должен закончить полным ответом)
- Летом солнце яркое, а осенью…
- Летом небо светлое, а осенью….
- Летом день длинный, а осенью….
- Летом тучи ходят высоко, а осенью…
- Летом люди садят урожай, а осенью….
- Летом деревья стоят одетые, а осенью….
- Летом на улице жарко, а осенью……
- Винни-Пух: Мне так понравилось играть.
- Воспитатель: Мы рады, что тебе понравилось. Ну, и как тебе нравится осень?
- Винни-Пух: Очень нравится!
- Осень в искусстве
Воспитатель: Осенью восхищались многие писатели, художники, музыканты, и каждый по-своему показал её в своих произведениях. Например Евгения Трутнева написала стихотворение, которое так и называется «Осень».
Осень
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах, —
Это платье золотое
У берёзы на плечах…
Утром мы во двор идём —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
Пролетают паутинки
С паучками в серединке.
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Всё летит! Должно быть, это
Улетает наше лето!
Воспитатель: Дети вам понравилось стихотворение?
Дети : Да , понравилось !
Воспитатель: Винни-Пух, а тебе понравилось?
Винни-Пух: Да , мне очень понравилось стихотворение.
Воспитатель: Дети, Винни-Пух, я предлагаю вам представить, что наши руки это листочки, которые сорвались с деревьев и покружиться в осеннем танце.
- Физминутка «Листья летят»
Наши руки – это листочки на деревьях. Подул холодный осенний ветер, сорвал листики и полетели они (играет музыка). Дети кружатся под музыку, руки листочки то «взлетают», то «опускаются на землю».
Винни-Пух: Да уж ребята, здорово с вами играть, вот только чтобы мне все запомнить мне надо увидеть осень. Какая она?
Воспитатель: Не переживай Винни-Пух мы тебе сейчас покажем.
Рассматривание картины Исаака Левитана «Золотая осень»
Воспитатель: Винни-Пух, что ты чувствуешь смотря на картину: грусть или радость?
Винни-пух: Ой, конечно радость.
Воспитатель: Дети, а вы что чувствуете смотря на картину?
Дети: Нам тоже радостнее стало.
Воспитатель: Какие приметы осени вы заметили ?
Дети: Жёлтый лес; тёмная вода; пожелтевшая трава; сероватое небо.
Воспитатель: Как бы вы назвали эту картину?
Дети: На берегу реки, Солнечный день.
Воспитатель: А Исаак Левитан назвал её «Золотая осень»
Воспитатель: Как вы думаете, художник любил это время года?
Дети: Да, мы думаем любил.
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Дети: Яркие, сочные краски; радостное изображение осени; лес стоит как золотой.
- Релаксация.
Винни-Пух: Ну, теперь то я точно все запомню. Но, что-то я устал. Хочу отдохнуть.
Воспитатель: Ребята, Винни-Пух, я предлагаю вам послушать музыкальное произведение, которое написал Петр Чайковский. Цикл Времена года «Октябрь».
(Прослушивание музыки)
Воспитатель: Ну что отдохнули?
Дети: Да отдохнули.
Винни-Пух: Да, я тоже отдохнул. Но мне пора. Ребята, расскажите мне об осень, чтобы я точно ничего не забыл.
(Ответы детей)
Винни-Пух: Спасибо ребята, мне было с вами очень интересно. До свидания.
Дети: До свидания.