Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе Тема: «Волшебные краски осени»

автор: Костяева Наталья Сергеевна

воспитатель МБ ДОУ “Детский сад “Сказка”

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе Тема: «Волшебные краски осени»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе

Тема: «Волшебные краски осени»

Цель: Создать условия для развития связной речи детей старшей группы

Задачи:

  1. Формировать чувство глубокого уважения к природе.
  2. Совершенствовать диалогическую форму речи.
  3. Развивать умение высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
  4. Активизировать и обогатить словарный запас. Слова: золотая, жаркая, пышная.

Интеграция образовательных областей:  познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа: беседа на тему «Осень к нам пришла»; рассматривание осенних иллюстраций; рисование  осеннего пейзажа.

Материал: игрушка Винни-Пух, иллюстрация картины Исаака Левитана «Золотая осень», стихотворение Евгении Трутневой «Осень», музыкальное произведение Петра Чайковского Времена года  «Октябрь».

Вводная часть НОД:

В гости к детям приходит Винни-Пух.

  Винни-Пух: Привет, ребята! Какая замечательная погода, солнышко светит – вот бы сейчас искупаться.

  Воспитатель: Винни-Пух, купаться уже поздно.

  Винни -Пух: Почему?

  Дети:  Потому, что наступила осень, а лето закончилось.

  Винни-Пух: Осень? Что такое осень, я не знаю.

  Воспитатель: Дети расскажем Винни-Пуху об осени?

  Дети: Да!

Основная часть

Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете? Какой месяц начинает осень?

   Дети: Сентябрь.

   Воспитатель: А после сентября?

   Дети: Октябрь.

   Воспитатель: А после октября?

   Дети: Ноябрь.

   Винни-Пух: А сейчас разве осень? Снег везде лежит?

   Дети: Да, конечно осень. Просто снег рано выпал!

   Воспитатель: Есть две осени. Одна- радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем, светит нежное, мягкое солнце, летают серебряные нити паутины. Другая – неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, она кажется многим скучной, тусклой, унылой, грустной, с тихим плачем мелкого дождя, с тяжелыми тучами на небосводе. Это поздняя осень.… Прогулки наши становятся всё короче, надоедливый дождь рано загоняет домой. А если внимательно всмотреться в это время года, то можно прийти к выводу, что осень очень разнообразна.

Винни-Пух: Как интересно. Ну, может быть поиграем?

 

  1. Дидактическая игра «Наоборот»

(Дети сидят в кругу. Воспитатель бросает мяч и проговаривает начало предложения ребенок поймав мяч должен закончить  полным ответом)

  • Летом солнце яркое, а осенью…
  • Летом небо светлое, а осенью….
  • Летом день длинный, а осенью….
  • Летом тучи ходят высоко, а осенью…
  • Летом люди садят урожай, а осенью….
  • Летом деревья стоят одетые, а осенью….
  • Летом на улице жарко, а осенью……
  • Винни-Пух: Мне так понравилось играть.
  • Воспитатель: Мы рады, что тебе понравилось. Ну,  и как тебе нравится осень?
  • Винни-Пух: Очень нравится!
  1. Осень в искусстве

Воспитатель: Осенью восхищались многие писатели, художники, музыканты, и каждый по-своему показал её в своих произведениях. Например Евгения Трутнева написала стихотворение, которое так и называется «Осень».

 

Осень    

Стало вдруг светлее вдвое, 
Двор как в солнечных лучах, —
Это платье золотое
У берёзы на плечах…

Утром мы во двор идём — 
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.

Пролетают паутинки
С паучками в серединке.
И высоко от земли
Пролетели журавли.

Всё летит! Должно быть, это 
Улетает наше лето!

 

Воспитатель: Дети вам понравилось стихотворение?

   Дети : Да , понравилось !

   Воспитатель: Винни-Пух,  а тебе понравилось?

   Винни-Пух: Да , мне очень понравилось стихотворение.

   Воспитатель: Дети, Винни-Пух, я предлагаю вам представить, что наши руки это листочки, которые сорвались с деревьев и покружиться в осеннем танце.

  1. Физминутка «Листья летят»

   Наши руки – это листочки на деревьях. Подул холодный осенний ветер, сорвал листики и полетели они (играет музыка). Дети кружатся под музыку, руки листочки то «взлетают», то «опускаются на землю».

 

Винни-Пух: Да уж ребята, здорово с вами играть, вот только чтобы мне  все запомнить мне надо увидеть осень. Какая она?

    Воспитатель: Не переживай Винни-Пух мы тебе сейчас покажем.

  Рассматривание картины Исаака Левитана  «Золотая осень»

 

Воспитатель: Винни-Пух, что ты чувствуешь смотря на картину: грусть или радость?

Винни-пух: Ой, конечно радость.

Воспитатель: Дети, а вы что чувствуете смотря на картину?

Дети: Нам тоже радостнее стало.

Воспитатель: Какие приметы осени вы заметили ?

Дети:  Жёлтый лес; тёмная вода; пожелтевшая трава; сероватое небо.

Воспитатель: Как бы вы назвали эту картину?

Дети: На берегу реки, Солнечный день.

Воспитатель: А Исаак Левитан назвал её «Золотая осень»

Воспитатель: Как вы думаете, художник любил это время года?

Дети: Да, мы думаем любил.

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: Яркие, сочные краски; радостное изображение осени; лес стоит как золотой.

  1. Релаксация.

   Винни-Пух: Ну, теперь то я точно все запомню. Но, что-то я устал. Хочу отдохнуть.

   Воспитатель: Ребята, Винни-Пух, я предлагаю вам послушать музыкальное произведение, которое написал Петр Чайковский. Цикл Времена года  «Октябрь».

   (Прослушивание музыки)

   Воспитатель: Ну что отдохнули?

   Дети: Да отдохнули.

   Винни-Пух: Да, я тоже отдохнул. Но мне пора. Ребята, расскажите мне об осень, чтобы я точно ничего не забыл.

  (Ответы детей)

  Винни-Пух: Спасибо ребята, мне было с вами очень интересно. До свидания.

  Дети: До свидания.