Проект ” Воздух- невидимка”.

Автор: Корзина Марина Викторовна

Воспитатель МДОУ”Детский сад №246″ г. Ярославль

Проект ” Воздух- невидимка”.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №246» г. Ярославль.

Проект в группе раннего возраста.

Воздух-невидимка.

Воспитатель: М.В. Корзина.

 

Проект «Воздух- невидимка».

 

Вид проекта: познавательно- исследовательский, групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети группы раннего возраста, родители, воспитатели.

 

Интеграция образовательных областей«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Проблема: 

 Отсутствие у детей представлений о воздухе, его значении в жизни человека.

Актуальность проекта.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Одним из направлений познавательного развития дошкольников является формирование у них естественнонаучных представлений об окружающем мире. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Дошкольники, по своей природе, любознательны, постоянно задают вопросы, им все хочется знать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Именно в этом возрасте создаются предпосылки для развития познавательных интересов, поэтому детей нужно включать в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогут обнаружить новые сведения и свойства предметов и явлений.  Если ребенок слышит и делает все сам, то усвоит все прочно и надолго. С детьми младшей группы можно проводить исследовательские эксперименты по знакомству с объектами неживой природы. Предлагаемый проект (Воздух) позволит обогатить знания и представления детей о воздухе, его свойствах, действиях с ним, повысит словесную активность и поисковую деятельность.

Цель проекта.

-создать условия для развития познавательно-исследовательских способностей детей в процессе проекта;

-сформировать у детей знания о значении воздуха в жизни всего живого на земле;

-Активизировать совместную деятельность родителей и их детей.

Задачи проекта.

 Образовательные задачи:

-углублять и расширять знания детей о свойствах воздуха посредством опытов;

-формировать представления детей о значении воздуха для человека;

-знакомить с новыми словами, обозначающими признаки воздуха.

 

Развивающие задачи:

-стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей;

 -развивать творческие способности, воображение, любознательность.

 

Воспитательные задачи:

– воспитывать бережное отношение к окружающей среде;

-интерес к экспериментированию;

-воспитывать эмоциональную отзывчивость на совместную деятельность.

 

Методы и формы работы с детьми: 

 

-чтение художественной литературы; 

-рассматривание иллюстрации;

-игровые ситуации;

-беседы и наблюдения.

Методы и формы работы с родителями:

– консультации;

–  беседы;

– подбор художественной литературы.

 

Продукты проекта:

 

-Картотека игр по опытам и экспериментам для дошкольников (поисково-познавательная деятельность в младшей группе.);

-воздух и его свойства;

– игра «Кораблики»;

– наглядный материал по данной теме;

 

Ожидаемые результаты:

 

-повысить уровень развития любознательности детей;

– дети должны получить элементарные представления о воздухе, его свойствах;

-дети должны иметь простейшие знания об опытах, с помощью которых можно познакомиться с воздухом;

-помочь родителям приобрести знания по организации познавательно – исследовательской деятельности по теме «Воздух».

 

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

-наблюдение за детьми;

-постановка цели;

– определение актуальности и значимости проекта;

– подбор методической литературы для реализации проекта;

-подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы;

– организация развивающей среды.

 

2 этап — практическая часть (основной этап реализации проекта).

Основываясь на интересах и индивидуальных предпочтениях воспитанников во время основного этапа реализации проекта, организовывались все виды деятельности как совместная с воспитателем, так и самостоятельная деятельности. 

 

Мероприятия по теме «Воздух – невидимка», проведенные в 1 младшей группе.

-Беседы с детьми;

-Игры с мыльными пузырями;

-Беседа о том, как они летят и почему они летают? 

-Чтение художественного слова про воздух;

-Наблюдение за ветром на прогулке в разные погодные дни;

-Дыхательная гимнастика;

-Опытно-экспериментальная деятельность:

 

Опыт с воздухом №1. 

Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха. Выясняет, откуда берется воздух. Затем с помощью соломинки и воды в стакане показывает, как появляется воздух при выдыхании (Появляются пузырьки на поверхности воды). В конце эксперимента, предлагается детям повторить опыт самим.

 

Опыт с воздухом №2.

 Воспитатель читает: «Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду воешь на просторе.» Дети дуют на кораблик тихонько. Что происходит? (Кораблик плывет медленно.) Дуют на кораблик с силой. (Кораблик плывет быстрее и может даже перевернуться.) Дети подводят итоги (при слабом ветре кораблик движется медленно, при сильном потоке воздуха увеличивает скорость). 

 

Опыт с воздухом №3. 

Для этого опыта используйте веера. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. А ребята уже знают, ветер – это движение воздуха (старайтесь, чтобы дети делали как можно больше самостоятельных выводов, ведь уже обсуждался вопрос, откуда берётся ветер).

 

 Опыт с воздухом № 4. 

А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего люди изобрели веер? А чем заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором, кондиционером).

 

Опыт с воздухом №5.

Воспитатель интересуется у детей, в какой хорошо знакомой им игрушке много воздуха. Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, её можно бросать. А вот если в ней появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из неё и, она не сможет прыгать. (Выслушиваются ответы детей, раздаются мячи). Детям предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом – обычным. Есть ли разница? В чём причина того, что один мячик легко отскакивает от пола, а другой почти не скачет? Вывод: чем больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет.

 

Опыт с воздухом №6.

Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? (в воздушных шариках). Чем мы надуваем шарики? (Воздухом) Воспитатель предлагает детям надуть шары и объясняет: мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не поместится. Так что главное – не перестараться (предлагает детям поиграть с шарами).

 

Опыт с воздухом №7.

После игры можно предложить детям выпустить воздух из одного шарика. Есть ли при этом звук? Предлагается детям подставить ладошку под струю воздуха. Что они чувствуют? Обращает внимание детей: если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперёд. Если отпустить такой шарик, он будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.

 

3 этап-заключительный этап:

Оформление результата проекта в виде презентации.

Результатами проекта являются:

В рамках реализации проекта удалось вызвать у детей положительные эмоции от совместного общения со взрослыми и сверстниками.

В течение проектной деятельности практически у всех детей наблюдалась позитивная динамика в развитии любознательности, речевой активности. Дети получили элементарные представления о воздухе, его свойствах, получили простейшие знания об опытах, с помощью которых можно познакомиться с воздухом. Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство со свойствами воздуха, дети проявляли интерес.