«Что за ПРЕлесть эти ПРИставки»
(урок русского языка по теме «Правописание приставок ПРИ и ПРЕ»)
Цели урока:
- создать условия для развития познавательной самостоятельности, коммуникативных и интеллектуальных способностей учащихся;
- повторить ранее изученный материал о правописании приставок;
- усвоить зависимость написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от их значения;
- различать на письме приставки ПРЕ- и ПРИ-;
- развивать мышление учащихся путем организации нетрадиционных уроков.
Универсальные учебные действия:
1. Личностные:
– желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, способность к самооценке.
- Регулятивные:
– принимать и сохранять учебную задачу и познавательную цель; четко выполнять требования познавательной задачи, планировать необходимые действия, операции, действия по плану, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
3.Познавательные:
–осознавать познавательную задачу, слушать, извлекая нужную информацию, делать обобщения, выводы;
- 4. Коммуникативные:
– слушать собеседника, взаимодействовать с учителем, одноклассниками для решения конкретных учебно-познавательных задач, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.
Тип- урок изучения новой темы.
Форма: игровая.
Методы и приемы: репродуктивный, исследовательский.
Оборудование: компьютер, мультипроектор, презентация, сигнальные карточки, учебник, наглядные пособия, раздаточный материал.
Используемые технологии: игровая, информационная.
Структура урока
1.Организационный момент.
2.Актуализация опорных знаний.
3.Целеполагание.
4.Усвоение новых знаний и способов действий.
5.Закрепление изученного.
6.Обобщение и систематизация
- Подведение итогов. Рефлексия.
8.Домашнее задание.
Ход урока
- Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
Мы друг к другу повернемся
И, конечно, улыбнемся.
Пожелаю вам, друзья,
Я ни пуха ни пера!
– Сегодня у нас не совсем обычный урок, на нём присутствуют гости. Они с большим интересом узнают, насколько вы умеете быстро и легко справляться с полученными заданиями, а я вас в этом поддержу.
На партах лежат карточки – смайлики, определяющие ваше настроение на начало нашего урока. покажите с каким настроем вы пришли на урок. (Учащиеся поднимают смайлики)
-Хорошо, постараемся сохранить, а некоторым ещё приподнять.
- Актуализация опорных знаний.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказочной стране, которой нет на карте, хотя с ее жителями мы встречаемся на каждом уроке. Это страна Орфография.
– А как зовут жителей этой волшебной страны? (ответ – орфограммы)
Правильно, орфограммы. Конечно, мы не сможем побывать в гостях у всех орфограмм. Сегодня мы навестим только те, которые изучаются в разделе «Словообразование».
Какие орфограммы мы изучили в этом разделе? (ответ учащихся)
А) Синтаксическая пятиминутка
В начале нашего урока проведём игру «Составь предложение». Я вам читаю лексическое значение слова, а вы определяете название этого термина
- Наука, изучающая орфограммы, называется? (Орфография)
- Что составляет лексикон человека? (слова)
- Синоним слова кушать? (есть)
- Жизненный путь человека? (биография)
- В именительном падеже –слово, а в родительном падеже – ? (слова)
– Давайте прочтем эпиграф урока.
Орфография слова есть биография слова.
В.П. Шереметевский
– Как вы понимаете слова В.П. Шереметевского?
– Сделайте синтаксический разбор данного предложения.
Орфография слова есть биография слова. (повеств., невоскл., простое, двусост., распространю, полное, не ослож.)
Б) Фронтальный опрос
- Что такое приставка? (Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)
- Почему приставка значимая часть слова? (приставки вносят различные смысловые значения)
- Обратите внимание на слова К.И. Чуковского: В разнообразии приставок – разнообразие смысла.
- Согласны ли вы с мнением К. Чуковского, который сказал, что « в разнообразии приставок – разнообразие смысла»? А чтобы доказать это, проведём такую работу.
- Запишите в тетради слово ЛЕТЕЛ. А теперь образуйте однокоренные слова, используя следующие приставки: ЗА-, ВЫ-, С-, В-, ПРО-, ДО-, ПЕРЕ-, ВЗ-. Какой смысл вносят данные приставки?
ЗАЛЕТЕЛ, ВЫЛЕТЕЛ, СЛЕТЕЛ, ВЛЕТЕЛ, ПРОЛЕТЕЛ, ДОЛЕТЕЛ, ПЕРЕЛЕТЕЛ, ВЗЛЕТЕЛ. - Мы с вами уже изучили ряд правил, касающихся написания приставок. На какие группы можно разделить все приставки?
- Неизменяемые приставки (За-, на-, об-, по- и др.)
- Приставки, написание которых определяется правилами.
Давайте составим кластер «Приставки»
В) Орфографическая разминка
Свершить чудо, рассказать сказку, беззаботный Емеля, сломать иглу со смертью Кощея, расшитый золотом кафтан, царь размахнулся посохом, идалёка воротился, на царя она взглянула, тяжело она вздохнула; царевна подросла и расцвела, тихо песню напевая, позвала к себе чернавку .под сосной оставить там на съедение волкам.
Г) Фонетический разбор
Сказка – 2 слога [скаскъ]
С- [с]- соглас, глух, пар. [з], тверд. ,парн.
К – [к]- соглас, глух, пар[г], тверд., парн
А – [а]- глас., ударн.
З – [с]- соглас., глух, пар. [з], тверд, парн.
К – [к]- соглас, глух, пар[г], тверд., парн
А – [ъ]- глас., безударн.
6 букв, 6 звуков
- Целеполагание
Учитель
Сегодня утром нам пришла телеграмма. Только вот незадача, с ней что-то случилось в дороге, и некоторые буквы в словах куда-то подевались. Все же давайте попробуем ее прочитать и восстановить потерянные буквы.
– Легко ли вам выбрать нужную букву в словах?
К какой группе относятся эти приставки? От чего зависит написание гласной в этих приставках? (от смысла)
Совместное определение цели урока.
Какова же тема нашего урока?
Определите наши цели. (Студенты заполняют таблицу «Знаю – Хочу узнать -Узнал») Каждый из вас сейчас заполнит две графы в них: «Знаю», «Хочу узнать» (1.Что мы знаем о правописании приставок? С какими правилами знакомы? 2. Что вы хотели бы узнать на сегодняшнем уроке?) А помогут нам в этом сказки.
Заполняют таблицы
- Усвоение новых знаний и способов действий.
Стук в дверь. Заходят два ученика. ( выступают в роли приставок При- и Пре-)
Учитель:
– Здравствуйте, друзья. Мы получили вашу телеграмму и ждали вас с нетерпением. Проходите, располагайтесь, как вам удобно.
Групповая работа.
Пре: Здравствуйте, ребята!
При: Приветствуем вас всех!
Пре: Мы узнали, что вы как раз сегодня собираетесь поговорить о правописании приставок Пре- и При-
При: Поэтому поспешили к вам, чтобы помочь. Ведь кому понравится, если его не просто не знают, да еще и неправильно пишут.
Пре: Поэтому мы решили познакомиться с вами лично.
Учитель:
– Это вы хорошо придумали. Ну что ж, приступим? Для начала давайте познакомимся.
Сценка «Приставки ПРЕ- и ПРИ-»
Приставка При :
Работать очень я люблю:
Пришью, прилажу, приколю,
Приклею и присоединю…
Хочу к чему-то близко жить:
Приморский и прибрежный быт
Меня к себе всегда манит.
Но и люблю присесть, прилечь,
К себе внимание привлечь,
И действие не до конца свершить…
Приставке Пре такой не быть!
Приставка Пре:
Еще бы! Мне такой не быть!
Ведь я во всём уж очень-очень:
Прекрасна, преприятна… Впрочем,
Люблю перечить всем на свете.
И отличить, где Пре, где Пере
Так сложно детям в самом деле!
И чтобы правильно писать,
Преград нигде нам не встречать,
Правописанье детям знать,
Приставки надо изучать!
Учитель:
Ну вот, можно считать, что первое знакомство состоялось. Вы заметили, ребята, какие разные наши гости? И у каждого своя задача.
– Попробуйте определить, какое значение имеет приставка ПРИ-? А какое значение у приставки ПРИ-?
Работа в группах («Мозговой штурм»)
У каждой группы на столе лежат карточки с текстами. Студенты должны прочитать предложенный текст, выписать из него слова с приставками ПРЕ- или ПРИ-, определить, при каком условии пишется приставка ПРЕ-, а при каком условии пишется приставка ПРИ-.
Карточка 1
Жили были две приставки. Одна пре-, другая при-. Приставка Пре- была очень добрая, очень гордая, очень серьёзная. Пре- дружила с прилагательными и играла с ними в новые слова: очень добрая – предобрая, очень гордая – прегордая, очень мудрая – премудрая.
- Какие же слова с приставкой пре- встретились в данном тексте? Выпишите их в тетрадь.
- Итак, при каком же условии пишется приставка ПРЕ – ? (Когда приставку можно заменить словом «очень»)
Карточка 2
Приставка пре- была дочкой приставки пере-, она была очень похожа на мать. Только одну букву она не взяла от своей матери, букву Е. Благодаря этому сходству, она могла заменять приставку пере- в глаголах: перервать – прервать, переступить – преступить.
- Какие же слова с приставкой пре- встретились в данном тексте?
- Давайте сделаем вывод: в каком случае ещё пишется приставка ПРЕ-?( когда приставка Пре- = Пере-
Карточка 3
Приставка ПРИ была хорошо воспитанной и стеснительной барышней, не позволяла себе ничего лишнего. Не ляжет, а приляжет, не сядет, а присядет.
- Какие слова с приставкой при- встретились в данном отрывке?
- Какое же значение имеет приставка ПРИ в данном случае? (Всё делается «Чуть-чуть, не до конца – неполнота действия»)
Карточка 4
Если человек идёт пешком и к чему-нибудь приближается, то говорят «пришёл», конь – прискакал, черепаха – приползла, а колобок вообще прикатился.
Карточка 5
Мне кажется, самый нужный предмет в школе – это технология. Девочек там учат пуговицы пришивать, бантики привязывать, а мальчишек – гвозди прибивать, шурупы прикручивать.
Карточка 6
Привокзальная площадь очень большая, пришкольная территория – не такая огромная, а приусадебный участок у нашей бабушки совсем маленький.
. А теперь откроем учебник и познакомимся с Параграфом (ученик читает только правило).
Составление алгоритма «Правописание приставок пре- и при-
- Внимательно прочитай слово.
- определи значение приставки.
- Если приставка: обозначает присоединение, приближение, близость, неполное действие – при-; близка по значению к слову очень, к приставке пере- – пре-
- Если приставка имеет неясное значение – словарь!
Здоровьесберегающая пауза
Мы с вами неплохо поработали, немного устали, давайте отдохнём.
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо,
А потом опять вперед – тут немного отдохнет.
Теперь Варвара смотрит вверх
Выше всех, дальше всех,
Возвращается обратно: расслабление приятно.
Шея не напряжена, а расслаблена.
А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!
Возвращается обратно – расслабление приятно.
А сейчас глаза зажмурьте и откройте резко их!
Друг на друга посмотрели!
Всё, теперь тихонько сели!
- Закрепление изученного.
А) Распределительный диктант
2 учащихся получают один и тот же текст
Задание:
1 ученик выписывает слова с приставкой ПРЕ. Приставки выделить.
2 ученик выписывает слова с приставкой ПРИ. Приставки выделить.
ТЕКСТ
Пр…красным вечером Василисе Пр…мудрой пр..снился сон. Пр…забавные и пр…хорошенькие зайчата скакали по полям. Вдруг солнце закрыла пр…огромная туча. Это пр…летел злой-пр…злой Змей Горыныч. Пр…землился он, пр…сел на травку и пр…задумался. Пр…казал ему Кощей Василису найти и к нему пр…вести. Но возникли на пути Змея Горыныча пр…грады.
ПРЕ ПРИ
прекрасным приснился
премудрой прилетел
Презабавные приземлился
Прехорошенький присел
Преогромная призадумался
Презлой приказал
Преграды привести
- Обобщение и систематизация
Учитель:
На доске вы видите картинки сказочных гномов ПРИ- и ПРЕ-, а на столе значения этих приставок. Представителям команд нужно прикрепить нужное значение к приставке.
( ПРИБЛИЖЕНИЕ, -ПЕРЕ-, БЛИЗОСТЬ, -ОЧЕНЬ-, НЕПОЛНОЕ ДЕЙСТВИЕ, ДОВЕДЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ ДО КОНЦА, ДЕЙСТВИЕ, ДОСТИГАЮЩЕЕ ПРЕДЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ, ДЕЙСТВИЕ, СОВЕРШАЮЩЕЕСЯ В ИНТЕРЕСАХ СУБЪЕКТА, ПО – ИНОМУ,…)
ПРИ- ПРЕ-
Учитель:
Но есть, ребята, еще такие слова, которые нужно запомнить (анализ таблицы)
ПРИДАТЬ (сделать каким-нибудь по виду)
Придать форму шара |
ПРЕДАТЬ (совершить предательство)
Предать товарища |
ПРИТВОРИТЬ (неплотно закрыть)
Притворить дверь |
ПРЕТВОРИТЬ (воплотить в каком-нибудь состоянии)
Претворить мечту в жизнь |
ПРИБЫВАТЬ (приезжать)
Прибывать на станцию |
ПРЕБЫВАТЬ (находиться)
Пребывать в деревне |
ПРИСТУПИТЬ (начать)
Приступить к работе |
ПРЕСТУПИТЬ (самовольно нарушить)
Преступить закон |
ПРИХОДЯЩИЙ (являющийся для исполнения обязанностей)
Приходящая няня |
ПРЕХОДЯЩИЙ (временный, недолговечный)
Преходящее явление |
ПРИЁМНИК (радио) | ПРЕЕМНИК (наследник) |
ПРИЗИРАТЬ, ПРИЗРЕТЬ (давать приют, воспитание)
Призреть сироту |
ПРЕЗРЕТЬ, ПРЕЗИРАТЬ (не уважать)
Презирать предателя |
Лови ошибку
Исправь ошибки в тексте. Выделите в словах приставки ПРЕ- и ПРИ-
Прикатился клубок, преостановился. Пресмотрелся Иванушка и видит – местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушке не страшны никакие приграды. Хотел прилечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Присел Иванушка на предорожный камень и призадумался.
Василиса Прикрасная увидела прикрасивого Ивана-царевича. Кощей Бессмертный приградил им путь друг к другу. Присмелый Иван-царевич бросился на приужасного Кощея. Кощей привратил Ивана-царевича в камень. Примудрая Василиса нашла сундучок, сделала из зайца первое, из утки – второе, а из яйца – привкусную глазунью. Иголку сломала.
Призлого, пристрашного и приужасного Кощея похоронили по-кощейски. Иван-царевич с Василисой Прикрасной уехали в свою прилюбимую страну.
Индивидуальная работа с карточками
Замените выражение одним словом с приставкой пре- или при- Приставки графически выделить.
Лечь ненадолго – прилечь
Очень добрый – предобрый
Сесть на краешек – присесть
Очень скверный – прескверный
Заболеть, но не сильно – приболеть
Очень хорошенький – прехорошенький.
Нарушитель закона – преступник.
Чуть-чуть открыть окно – приоткрыть
Канава при дороге – придорожная
Кем является Владимир Владимирович Путин – президент
- Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель:
-Ребята, наш урок подходит к концу. Скажите, достигли мы сегодня цели, которую поставили в начале урока? Помогли ли выполненные задания вам усвоить новый материал? (ответы учеников)
–
- Домашнее задание.
Домашнее задание (дифференцированное):
выучить правило в учебнике (всем)
1) составить сказку про приставки при- и пре-, употребить в тексте слова с этими приставками;
2) выполнить упр. (с.)