Конспект занятия «Артикуляция и вокальное слово как необходимые аспекты развития вокально-исполнительских навыков» 

автор: Кирюта Марина Павловна

педагог дополнительного образования МБУ ДО “ДТТЮ “ДРУЖБА”, город НОВЫЙ УРЕНГОЙ

Конспект занятия «Артикуляция и вокальное слово как необходимые аспекты развития вокально-исполнительских навыков»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ТВОРЧЕСТВА И ТУРИЗМА ЮНЫХ «ДРУЖБА»

(МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба»)

План – конспект

открытого занятия

          Тема: «Артикуляция и вокальное слово как необходимые аспекты развития вокально-исполнительских навыков»

                                                                                                             Разработан: Кирютой М.П.,

педагогом

дополнительного образования

Объединение: «Светлячок»

Программа: «Музыкальный театр»

Возраст обучающихся: 7-9 лет

г. Новый Уренгой, 2019

Тема: «Артикуляция  и вокальное слово как необходимые аспекты развития вокально-исполнительских навыков»

 

Тип занятия:  проверка знаний и умений обучающихся

Форма проведения: комбинированный урок

Цель занятия:  

активизация артикуляционного аппарата ребенка посредством отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.

 

Задачи занятия:

Образовательные задачи

продолжить формирование навыков  правильного певческого дыхания . чистого интонирования, четкого и ясного произношения слов  в пении

Развивающие задачи

– развивать дикционные и артикуляционные способности и навыки;

– развивать образное мышление средствами музыкальной выразительности

 

Воспитательные задачи 

способствовать формированию культуры пения у воспитанников;

–  формировать интерес к индивидуальным вокальным формам, сольному пению, концертным выступлениям, творческому самовыражению;

– способствовать возникновению интереса к выполняемым ребенком              упражнениям.

 

Методы обучения:

– Словесные   (рассказ, беседа, объяснение)

– Наглядные   (показ, работа с наглядным материалом)

– Практические    (практические задания, творческие упражнения, игра)

 

Применяемые технологии обучения:

 

– Технология рефлексивного обучения и воспитания

– Технология личностно-ориентированного обучения и воспитания

– Технология эффективно-речевой деятельности

– Технология диалогового обучения

– Технология коллективного творчества

– Технология творческого развития

 

Оборудование (дидактические средства):

 

  1. Синтезатор
  2. Музыкальный центр
  3. Зеркало
  4. Компьютер
  5. Микрофоны

 

План занятия:

1 .Организационная часть

  1. Проверка знаний ранее изученного материала
  2. Изложение нового материала.
  3. Первичное закрепление новых знаний, применение их на практике.
  4. Подведение итогов.

                                               

 

               Ход занятия:

1.Организационная часть

Подготовка детей к работе на занятии

Задачи:

Создать благоприятную, творческую атмосферу

– Познакомить с темой занятия

  – Настроить на восприятие материала

 

Приветствие.

– Здравствуйте,  ребята!

– На протяжении всего учебного года мы учим очень много интересных  и разнообразных песен, у каждой из них есть своя история и смысл. Ребята, а скажите, пожалуйста, без чего смысл и содержание произведения мы не сможем донести до зрителя? (Дети отвечают)

– Правильно! – без четко произнесенного текста песни. Сегодня мы проведем открытое занятие, темой которого является «Артикуляция и вокальное слово».

Пение — единственный вид музыкально-исполнительского искусства, где музыкальное исполнение органически сочетается с необходимостью выразительного донесения речевого текста. 

Но прежде чем мы  приступим к артикуляционной и вокальной работе, мы сделаем необходимые для настоящего певца  дыхательные упражнения.

Ребята, вы, наверняка, все очень любите воздушные шарики. Представим, что мы с вами проглотили шарик, и теперь, когда мы с вами делаем вдох, наш шарик надувается прямо у нас в животе. Затем выдыхаем и шарик наш сдувается!

Дети выполняют.

– Молодцы, а теперь еще 5 раз надуем и сдуем шарик.

Хорошо, теперь поиграем с вами в игру под названием «Змея». Давайте повернемся лицом к друг другу и  представим, что наша  правая рука – это змея.  Наберем воздуха в живот, поднимем руку и сложим кисть в виде мордочки змеи,  и со звуком «ссс» змея поползла.

– Хорошо, а теперь представим, что наши змеи хотят друг друга напугать. Набираем снова воздух в живот, делаем звук «ссс» и в тот момент, когда будет заканчиваться дыхание, мы сделаем резкий активный выдох с тем же звуком, при этом наша змея, соответственно, сделает бросок.  Теперь сыграем в эту игру еще раз. (Дети выполняют задание)

– Теперь мы переходим к артикуляционной гимнастике.

Ребята, приглашаю всех к зеркалу.  Мы с вами сейчас отправимся  в зоопарк. Сначала мы посетим океанариум. Первую мы увидели с вами   рыбу-иглу, тонкую-тонкую рыбу. Давайте с вами втянем щечки, что бы быть похожими на нее.

– А за рыбой-иглой плывет рыба-шар, раздули щечки как у этой рыбки! Молодцы! – А за ней плывет морской конек, посмотрите, как у него сильно вытянуты губки вперед, давайте так же вытянем наши губы!

– Ну и ,напоследок,  мы посмотрим с вами на рыбу-меч  и так же сильно надуем щеки! (Дети выполняют задание)

– Выходим из океанариума, идем дальше, и навстречу нам бежит лошадка.  Давайте сделаем звук стучащих копы: сначала быстро, а потом лошадка нас увидела и немного замедлила шаг (делаем звук стучащих копыт медленнее).

– Лошадка убежала далеко, а мы идем дальше и видим жирафа. У жирафа не только длинная шея, но и длинный язык. А теперь и мы с вами сделаем наш язык длинным , как у жирафа. Тянемся языком до носа, не помогаем себе руками! –

– Хорошо, а теперь вытягиваем его к подбородку. Отлично!

– Идем дальше и видим с вами бегемота, а у него большая пасть! А ну-ка  открыли рот , как бегемоты, широко- широко! И постоим так немного.

– Молодцы, экскурсию по зоопарку мы с вами провели, теперь пойдем играть в мячик.

Сейчас мы с вами вспомним скороговорки, которые мы учили на предыдущих занятиях.

Скороговорки:

1.Бык, бык тупогуб, тупогубенький бычок!

(громко, не торопясь, выговаривая каждое слово,

дети рассказывают скороговорку)

 

 – И точно так же четко, активно проговариваем с вами вторую скороговорку:

Пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов била бурю!

Пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов била бой!

(Дети дружно проговаривают скороговорки)

Игра с мячом;

(Берем маленький теннисный мячик)

– А теперь, как и обещала, мы поиграем с мячиком! Разбейтесь, пожалуйста, по парам и  встаньте напротив друг друга (дети делятся по парам). Сейчас каждый из вас будет проговаривать одну  строчку из скороговорки и на последнее слово, на ударный слог, бросать мячик партнеру. Левая сторона говорит первую строчку, правая – вторую, и так далее до конца каждую скороговорку.  (Дети выполняют задание.

Основной этап

Задачи:

1.Разогреть голосовой аппарат

  1. Работа над произведением

3.Добиваться чистоты интонации

  1. Добиваться четкости произношения звуков

 

 

– Ну а сейчас мы с вами переходим к самой необходимой части нашего урока, это –

распевание

Наш голосовой аппарат, он как музыкальный инструмент требует правильной настройки и, конечно, нам нужно его с вами  разогреть. Делаем первое упражнение «Пароход», с закрытым ротиком на звук «ммм» удерживаем одну нотку, представляем, что наш воздух, это как пар из трубы парохода, очень активно выходит из носика

.(Дети выполняют задание)

– Молодцы!

Следующее  упражнение  «Машина». На звук «брру» двигаемся по основным ступеням тональности вверх и вниз, звук у нас всегда точный и непрерывный. 

– Дальше мы с вами будем рычать как тигры, на звук «ррр» двигаемся по трем главным ступеням тональности сверху вниз.

Умнички! Теперь разучим новую распевку про «Берега». Двигаясь по ноткам (в до-мажоре: до- ре-ми – фа-соль –фа-ми-ре -до), пропеваем «Мы перебегали берега». Следим за точностью произношения звуков и за чистотой интонирования.

(Дети поют)

 

– Отлично, ребята! Теперь переходим к исполнению нашей песни «Звуки  музыки».

Сначала мы исполним эту песенку с закрытым ротиком на звук «ммм». Внимательно следим за движением мелодии, пропеваем все нотки.

(Дети поют песню с закрытым ртом).

– Хорошо, а теперь поем эту песню, проговаривая все буквы очень четко, так, чтобы наши зрители не пропустили ни одного слова в тексте песни и поняли, о чем вы поете. Ну и, конечно, мы тоже внимательно следим за мелодией!

До – воробышка гнездо,

Ре – деревья во дворе,

Ми – котенка покорми,

Фа – в лесу кричит сова.

Соль – играет детвора,

Ля – запела вся земля,

Си – поем мы для того,

Чтоб вернуться снова в До!

 

(Дети исполняют песню в сопровождении фортепиано и, после обсуждения исполнения, предлагаю спеть с микрофонами под фонограмму)

 

 

Заключительный этап

Задача:

Закрепить у ребенка мотивацию и потребность в творческой деятельности

Подведение итогов:

Поощрение, краткий анализ занятия.

Педагог: Подведем итоги нашего сегодняшнего урока. Сегодня мы уделили много внимания развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевах, работали над дыханием, над звуковеденим в целом. А чтобы наш труд не прошел даром, дома перед зеркалом выразительно проговаривайте стихотворный текст песни, что поможет вам при пении добиваться выразительного звука

А теперь закрепим пройденный материал;

1.Что означает слово”Артикуляция”?

2.Чем нужно заняться дома, чтобы научиться правильно проговаривать слова?

3.Где мы сегодня побывали, когда играли с произношением слов?

4.Слова какой песенки вам нужно вспомнить дома? (Дети отвечают)

Ребята, вы большие молодцы! Увидимся на следующем занятии! До свидания!

 

 

Литература для педагога:

  1. Сет Риггс. Техника пения в речевой позиции. Москва 2004г.
  2. Бараш А. Б. Поэма о человеческом голосе. – М.: Композитор, 2005.
  3. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. Москва, 2008г.
  4. Е. Ю. Белобородова, «Рок-вокалист»
  5. Г.Н. Стулова, «Развитие детского голоса в процессе обучения пению», 1992г.
  6. М.Егорычева, «Упражнения для развития вокальной техники», 1980г.
  7. О. В. Далецкий, « Школа пения. Из опыта педагога», 2007г.