автор: Кирюта Марина Павловна
педагог дополнительного образования МБУ ДО “ДТТЮ “ДРУЖБА”, город НОВЫЙ УРЕНГОЙ
Конспект занятия «Артикуляция и вокальное слово как необходимые аспекты развития вокально-исполнительских навыков»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ТВОРЧЕСТВА И ТУРИЗМА ЮНЫХ «ДРУЖБА»
(МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба»)
План – конспект
открытого занятия
Тема: «Артикуляция и вокальное слово как необходимые аспекты развития вокально-исполнительских навыков»
Разработан: Кирютой М.П.,
педагогом
дополнительного образования
Объединение: «Светлячок»
Программа: «Музыкальный театр»
Возраст обучающихся: 7-9 лет
г. Новый Уренгой, 2019
Тема: «Артикуляция и вокальное слово как необходимые аспекты развития вокально-исполнительских навыков»
Тип занятия: проверка знаний и умений обучающихся
Форма проведения: комбинированный урок
Цель занятия:
активизация артикуляционного аппарата ребенка посредством отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.
Задачи занятия:
Образовательные задачи
– продолжить формирование навыков правильного певческого дыхания . чистого интонирования, четкого и ясного произношения слов в пении
Развивающие задачи
– развивать дикционные и артикуляционные способности и навыки;
– развивать образное мышление средствами музыкальной выразительности
Воспитательные задачи
– способствовать формированию культуры пения у воспитанников;
– формировать интерес к индивидуальным вокальным формам, сольному пению, концертным выступлениям, творческому самовыражению;
– способствовать возникновению интереса к выполняемым ребенком упражнениям.
Методы обучения:
– Словесные (рассказ, беседа, объяснение)
– Наглядные (показ, работа с наглядным материалом)
– Практические (практические задания, творческие упражнения, игра)
Применяемые технологии обучения:
– Технология рефлексивного обучения и воспитания
– Технология личностно-ориентированного обучения и воспитания
– Технология эффективно-речевой деятельности
– Технология диалогового обучения
– Технология коллективного творчества
– Технология творческого развития
Оборудование (дидактические средства):
- Синтезатор
- Музыкальный центр
- Зеркало
- Компьютер
- Микрофоны
План занятия:
1 .Организационная часть
- Проверка знаний ранее изученного материала
- Изложение нового материала.
- Первичное закрепление новых знаний, применение их на практике.
- Подведение итогов.
Ход занятия:
1.Организационная часть
Подготовка детей к работе на занятии
Задачи:
– Создать благоприятную, творческую атмосферу
– Познакомить с темой занятия
– Настроить на восприятие материала
Приветствие.
– Здравствуйте, ребята!
– На протяжении всего учебного года мы учим очень много интересных и разнообразных песен, у каждой из них есть своя история и смысл. Ребята, а скажите, пожалуйста, без чего смысл и содержание произведения мы не сможем донести до зрителя? (Дети отвечают)
– Правильно! – без четко произнесенного текста песни. Сегодня мы проведем открытое занятие, темой которого является «Артикуляция и вокальное слово».
Пение — единственный вид музыкально-исполнительского искусства, где музыкальное исполнение органически сочетается с необходимостью выразительного донесения речевого текста.
Но прежде чем мы приступим к артикуляционной и вокальной работе, мы сделаем необходимые для настоящего певца дыхательные упражнения.
Ребята, вы, наверняка, все очень любите воздушные шарики. Представим, что мы с вами проглотили шарик, и теперь, когда мы с вами делаем вдох, наш шарик надувается прямо у нас в животе. Затем выдыхаем и шарик наш сдувается!
Дети выполняют.
– Молодцы, а теперь еще 5 раз надуем и сдуем шарик.
Хорошо, теперь поиграем с вами в игру под названием «Змея». Давайте повернемся лицом к друг другу и представим, что наша правая рука – это змея. Наберем воздуха в живот, поднимем руку и сложим кисть в виде мордочки змеи, и со звуком «ссс» змея поползла.
– Хорошо, а теперь представим, что наши змеи хотят друг друга напугать. Набираем снова воздух в живот, делаем звук «ссс» и в тот момент, когда будет заканчиваться дыхание, мы сделаем резкий активный выдох с тем же звуком, при этом наша змея, соответственно, сделает бросок. Теперь сыграем в эту игру еще раз. (Дети выполняют задание)
– Теперь мы переходим к артикуляционной гимнастике.
Ребята, приглашаю всех к зеркалу. Мы с вами сейчас отправимся в зоопарк. Сначала мы посетим океанариум. Первую мы увидели с вами рыбу-иглу, тонкую-тонкую рыбу. Давайте с вами втянем щечки, что бы быть похожими на нее.
– А за рыбой-иглой плывет рыба-шар, раздули щечки как у этой рыбки! Молодцы! – А за ней плывет морской конек, посмотрите, как у него сильно вытянуты губки вперед, давайте так же вытянем наши губы!
– Ну и ,напоследок, мы посмотрим с вами на рыбу-меч и так же сильно надуем щеки! (Дети выполняют задание)
– Выходим из океанариума, идем дальше, и навстречу нам бежит лошадка. Давайте сделаем звук стучащих копы: сначала быстро, а потом лошадка нас увидела и немного замедлила шаг (делаем звук стучащих копыт медленнее).
– Лошадка убежала далеко, а мы идем дальше и видим жирафа. У жирафа не только длинная шея, но и длинный язык. А теперь и мы с вами сделаем наш язык длинным , как у жирафа. Тянемся языком до носа, не помогаем себе руками! –
– Хорошо, а теперь вытягиваем его к подбородку. Отлично!
– Идем дальше и видим с вами бегемота, а у него большая пасть! А ну-ка открыли рот , как бегемоты, широко- широко! И постоим так немного.
– Молодцы, экскурсию по зоопарку мы с вами провели, теперь пойдем играть в мячик.
Сейчас мы с вами вспомним скороговорки, которые мы учили на предыдущих занятиях.
Скороговорки:
1.Бык, бык тупогуб, тупогубенький бычок!
(громко, не торопясь, выговаривая каждое слово,
дети рассказывают скороговорку)
– И точно так же четко, активно проговариваем с вами вторую скороговорку:
Пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов била бурю!
Пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов била бой!
(Дети дружно проговаривают скороговорки)
Игра с мячом;
(Берем маленький теннисный мячик)
– А теперь, как и обещала, мы поиграем с мячиком! Разбейтесь, пожалуйста, по парам и встаньте напротив друг друга (дети делятся по парам). Сейчас каждый из вас будет проговаривать одну строчку из скороговорки и на последнее слово, на ударный слог, бросать мячик партнеру. Левая сторона говорит первую строчку, правая – вторую, и так далее до конца каждую скороговорку. (Дети выполняют задание.
Основной этап
Задачи:
1.Разогреть голосовой аппарат
- Работа над произведением
3.Добиваться чистоты интонации
- Добиваться четкости произношения звуков
– Ну а сейчас мы с вами переходим к самой необходимой части нашего урока, это –
распевание
Наш голосовой аппарат, он как музыкальный инструмент требует правильной настройки и, конечно, нам нужно его с вами разогреть. Делаем первое упражнение «Пароход», с закрытым ротиком на звук «ммм» удерживаем одну нотку, представляем, что наш воздух, это как пар из трубы парохода, очень активно выходит из носика
.(Дети выполняют задание)
– Молодцы!
Следующее упражнение «Машина». На звук «брру» двигаемся по основным ступеням тональности вверх и вниз, звук у нас всегда точный и непрерывный.
– Дальше мы с вами будем рычать как тигры, на звук «ррр» двигаемся по трем главным ступеням тональности сверху вниз.
Умнички! Теперь разучим новую распевку про «Берега». Двигаясь по ноткам (в до-мажоре: до- ре-ми – фа-соль –фа-ми-ре -до), пропеваем «Мы перебегали берега». Следим за точностью произношения звуков и за чистотой интонирования.
(Дети поют)
– Отлично, ребята! Теперь переходим к исполнению нашей песни «Звуки музыки».
Сначала мы исполним эту песенку с закрытым ротиком на звук «ммм». Внимательно следим за движением мелодии, пропеваем все нотки.
(Дети поют песню с закрытым ртом).
– Хорошо, а теперь поем эту песню, проговаривая все буквы очень четко, так, чтобы наши зрители не пропустили ни одного слова в тексте песни и поняли, о чем вы поете. Ну и, конечно, мы тоже внимательно следим за мелодией!
До – воробышка гнездо,
Ре – деревья во дворе,
Ми – котенка покорми,
Фа – в лесу кричит сова.
Соль – играет детвора,
Ля – запела вся земля,
Си – поем мы для того,
Чтоб вернуться снова в До!
(Дети исполняют песню в сопровождении фортепиано и, после обсуждения исполнения, предлагаю спеть с микрофонами под фонограмму)
Заключительный этап
Задача:
Закрепить у ребенка мотивацию и потребность в творческой деятельности
Подведение итогов:
Поощрение, краткий анализ занятия.
Педагог: Подведем итоги нашего сегодняшнего урока. Сегодня мы уделили много внимания развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевах, работали над дыханием, над звуковеденим в целом. А чтобы наш труд не прошел даром, дома перед зеркалом выразительно проговаривайте стихотворный текст песни, что поможет вам при пении добиваться выразительного звука
А теперь закрепим пройденный материал;
1.Что означает слово”Артикуляция”?
2.Чем нужно заняться дома, чтобы научиться правильно проговаривать слова?
3.Где мы сегодня побывали, когда играли с произношением слов?
4.Слова какой песенки вам нужно вспомнить дома? (Дети отвечают)
Ребята, вы большие молодцы! Увидимся на следующем занятии! До свидания!
Литература для педагога:
- Сет Риггс. Техника пения в речевой позиции. Москва 2004г.
- Бараш А. Б. Поэма о человеческом голосе. – М.: Композитор, 2005.
- Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. Москва, 2008г.
- Е. Ю. Белобородова, «Рок-вокалист»
- Г.Н. Стулова, «Развитие детского голоса в процессе обучения пению», 1992г.
- М.Егорычева, «Упражнения для развития вокальной техники», 1980г.
- О. В. Далецкий, « Школа пения. Из опыта педагога», 2007г.