Автор: Карачун Ирина Валерьевна
старший воспитатель МАДОУ “Детский сад №74 общеразвивающего вида” г. Сыктывкара
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ.
И.В.Карачун,
старший воспитатель
(МАДОУ «Детский сад №74 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара)
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практике не нова. Между тем игровые технологии так и остаются «инновационными» в системе российского образования. Практика использования игровых технологий доказала их успешность в повышении эффективности не только образовательной деятельности, но и в решении комплексных, профессиональных и междисциплинарных проблем. Игра является уникальным механизмом аккумуляции и передачи социального опыта — как практического (овладение средствами решения задач), так и этического, связанного с определенными правилами и нормами поведения в различных ситуациях. В ходе игры происходит ускоренное овладение предметной деятельностью за счет передачи участникам активной позиции — от роли игрока до соавтора игры. Игровые методы являются интерактивными и интегративными, поскольку включают в себя и элементы тренинга, и разбор конкретных ситуаций, и дискуссии — в зависимости от целей игры.
Игра как метод обучения взрослых дает возможность:
- сформировать мотивацию на обучение;
2) оценить уровень подготовленности слушателей;
3) оценить степень овладения материалом и перевести его из знания в умение;
4) получить участникам собственный опыт учебно-игровой деятельности, отработать умение проектировать и организовывать обучающие игры;
5) активизировать самообразование слушателей;
6) развивать индивидуальное профессиональное мышление, умение анализировать и прогнозировать.
Одной из эффективных игровых технологий обучения взрослых является деловая игра. Деловая игра – это искусственно созданная рабочая ситуация с конкретными проблемами и поиск их решения. Применение деловых игр в процессе обучения способствует развитию профессиональных компетенций обучаемых, формирует умение аргументировано защищать свою точку зрения, анализировать и интерпретировать получаемую информацию, работать в группе. Использование деловых игр в методической работе повышает интерес, вызывает высокую активность педагогов, совершенствует умения для разрешения реальных проблем, способствует формированию профессионального творческого мышления.
Наиболее распространенными в работе с педагогами являются следующие разновидности деловой игры:
Педсовет – деловая игра – обучающая форма, в котором участники наделяются определенными ролями. Основные условия для педагогического совета – деловой игры:
- наличие проблемы и цели, которую должен решить педагогический коллектив;
- имитация реальной ситуации, наличие игровых ролей и назначение на них участников игры;
- реальное различие интересов, мнений, точек зрения самих участников;
- соблюдение игровых правил и условий;
- наличие игрового стимулирования: соревнование в общественной активности, экспертная оценка личного и коллективного вкладов, общественная оценка результата игровой деятельности.
«Мозговая атака”. Она может использоваться для подведения итогов работы коллектива по какой-либо проблеме или за определенный период. Основное место в таком педсовете занимает групповая деятельность. Организаторам нужно до мелочей продумать сценарий, определить роли, задания, рассчитать регламент. Участники разбирают поставленные вопросы, вырабатывают цели и задачи, составляют программы, которые и лягут в основу решения педсовета.
Ролевая игра — это эффективная отработка вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться педагоги (например, аттестация, защита или презентация какой-либо наработки, конфликт с коллегами и др.). Игра позволяет приобрести навыки принятия ответственных и безопасных решений в жизни. Ролевые игры непрерывны. Это означает, что игра не прерывается для обсуждения. В ролевой игре нет процедурных средств, воздействующих на игроков, таких, как мнение экспертов или ведущего. Все это обеспечивает определенную естественность и максимальную погруженность участников в игровой процесс. В отличие от других игр в ролевой игре в зависимости от ее целей, решения могут приниматься как коллективно, так и индивидуально. За свою профессиональную деятельность каждому педагогу приходиться выступать перед аудиторией с трансляцией своего опыта работы. Такая деятельность всегда требует тщательной подготовки. Здесь полезно использование ролевых игр. Предоставляя педагогу возможность выступить с докладом или защитой своего опыта работы на семинаре, провести консультацию для педагогов своего коллектива, мы даем им возможность «проживания» нового опыта в игровой обстановке, что позволяет им более уверенно чувствовать себя перед большой незнакомой аудиторией.
В целом весь процесс организации игр и их проведения можно разделить на 4 этапа:
- Вводная теоретическая часть в форме лекции или самостоятельного изучения необходимого теоретического материала.
- Моделирование игры:-определение темы и содержания (педагогической проблемы, объем теоретической информации и практических умений, подлежащих усвоению),
-формулировка общей дидактической цели игры, ее задачи. - Проведение игры в соответствии с разработанной моделью. Время игры зависит от ее содержания и конкретных задач.
- Подведение итогов игры, подробный анализ, оценка ее роли и значение.
Таким образом, игровые технологии в работе с педагогическими кадрами, с одной стороны, своими задачами, содержанием и средствами ориентированы на личность педагога и его профессиональное развитие и саморазвитие, а с другой – являются практико-ориентированными, т.к. призваны совершенствовать педагогическую практику педагога и помогать ему решать учебно-педагогические задачи. Вместе с тем, не следует считать их идеальными, полностью и эффективно обеспечивающими повышение профессионального уровня педагога, кроме положительного влияния, неумелое или чрезмерное использование этого метода может привести к искажению планируемых результатов обучения в отрицательную сторону.
Библиографический список
- Активные методы обучения в системе подготовки специалистов и руководителей. Сб. науч. трудов / Под ред. А. Жукова. – Л.: ЛТЭИ, 1990. – 230 с.
- Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 10.10.2018)
- Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова; под ред. Т. С. Паниной. – М. : Академия, 2006. – 176 с.
- Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение [Текст] : учеб. пособие / А. П. Панфилова. – М. : Академия, 2009. – 192 с.