автор: Капустина Татьяна Петровна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Оскольская ООШ Новооскольского муниципального округа» Белгородской области
«Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы»
Капустина Татьяна Петровна,
учитель русского языка и литературы МБОУ
«Оскольская ООШ Новооскольского
муниципального округа» Белгоролской области
Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы
Уметь читать – извлечь из мертвой буквы живой смысл.
Читать – это еще ничего не значит.
Что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное.
К.Д. Ушинский
На уроках русского языка и литературы в первую очередь происходит формирование и развитие читательской грамотности, критического и креативного мышления.
Читательская грамотность – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Одной из главных целей предмета «литература» является формирование навыков и умений, характеризующих читательскую грамотность. Грамотность чтения на уроках литературы подразумевает не только метапредметные, но и предметные умения, такие как чтение художественного текста (с карандашом в руке и на бумажном носителе), выявление ключевых слов и словосочетаний, деление текста на смысловые части; умение выразительно читать текст вслух; умение определять тематику, проблематику произведения и другие.
Названные умения являются важнейшим инструментарием и основой для решения учебных задач по всем дисциплинам в школе, на следующих этапах получения образования (среднего профессионального, высшего), в научной работе, в трудовой деятельности и в социальной жизни.
Читательские умения – это познавательные действия, необходимые при чтении текста:
- Поиск и извлечение информации из текста.
- Интеграция и интерпретация текста.
- Осмысление и оценка текста.
- Использование информации из текста.
На уроках русского языка и литературы изучаются тексты разных типов. Текст – это предложения, связанные по смыслу и грамматически.
Сплошные тексты, отличительными чертами которых являются связность и отсутствие визуальных изображений, необходимых для понимания (иллюстрации к художественным текстам дополняют их, но не являются обязательными), являются главным предметом изучения на уроках литературы. К сплошным относятся тексты художественных произведений, научные тексты (литературоведческие статьи, фрагменты литературоведческих монографий), учебно-научные (статьи учебников и учебных пособий), публицистические (литературно-критические статьи); справочные материалы (литературоведческие словари, комментарии к художественным произведениям).
Несплошные тексты включают визуальные ряды, необходимые для понимания текста и тесно связанные с текстом. Несплошные тексты включают таблицы, карты и схемы, рисунки, фотографии, которые используются на уроках литературы.
Следует отметить составные тексты, используемые в учебных целях. Составные тексты включают несколько текстов, каждый из которых создан независимо от другого. Каждый текст обладает связностью и законченностью, но между собой тексты как элементы составного текста объединены только общей темой и могут содержать не только общую, но и противоречивую, а также взаимоисключающую информацию.
Современные учебники содержат разные виды заданий, формирующих читательскую грамотность. Например, в учебнике русского языка 9 класса под редакцией М.М.Разумовской создана актуальная для формирования функциональной грамотности рубрикация: Учимся читать и понимать лингвистический текст Учимся говорить на лингвистическую тему Рассуждаем на лингвистическую тему Готовим проектную работу на лингвистическую тему Учимся редактировать сочинение Все эти рубрики являются «проводниками» для учеников, улучшают их понимание задания, позволяют им ставить перед собой вопросы, способствующие углубленному пониманию предмета. Многие задания включают в себя обязательную групповую работу, работу в парах (правый рисунок), что дополнительно развивает коммуникативные навыки, эмпатию и умение сотрудничать.
Задания учебника 7 класса по русскому языку того же УМК помогают формировать у детей навыки поиска и оценки различной информации. Задание: используйте разнообразные материалы интернета, составьте небольшую по объему характеристику Ю. А. Сенкевича. Постарайтесь отразить в ней не только важную информацию о его жизни, но и яркие особенности его характера.
Существует множество педагогических технологий и приемов для формирования и развития читательской грамотности.
Приёмы формирования читательской грамотности
- Приём «Лингвистическая сказка»
Формируем умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста, применять её как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа. Можно пригласить на урок сказочных персонажей и удивлять их своими познаниями, можно стать капитанами и отправиться на паруснике в Страну Ошибок спасать безударную гласную.
- Приём «Письмо с пропусками».
Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста рекомендуется этот прием. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.
Знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного. Составление рассказа о существительном по опорным словам. (6 класс)
1) Имя существительное обозначает…
Отвечает на вопросы…
Начальная форма имени существительного – … падеж…числа.
2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:
… или ….
… или …
Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или ….. склонению.
Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:….
Существительные изменяются по … и … .
3) В предложении имя существительное может быть как …, … , … , … , … .
Имя существительное не является членом предложения, если… .
- Прием «Верите ли вы, что…»
Формируем умения: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.
Используется, например, при знакомстве с причастием (6 класс):
Причастие – это самостоятельная часть речи.
Причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного.
Причастия бывают 1 и 2 спряжения.
Причастия бывают совершенного и несовершенного вида.
Причастия могут быть действительными и страдающими.
Действительные причастия могут иметь краткую форму.
Причастие с зависимым словом называется причастным оборотом.
- Приём «Корзина» идей, понятий….
Описание: Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске – корзина, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
- Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
- Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (1-2 минуты).
- Затем происходит обмен информацией в парах или группах (не более 3 минут).
- Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
- Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока это может быть связано в логические цепи.
- Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
- Приём «Лови ошибку»
Описание: универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.
Формирует: умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию.
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.
- Прием «Мозаика», «Реставрация текста»
Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”.
Текст разделяется на части (предложения, абзацы).
Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.
В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.
- Приём «Тонкие и толстые вопросы»
Это приём из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.
Стратегия позволяет формировать:
- умение формулировать вопросы;
- умение соотносить понятия.
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.
Толстый вопрос предполагает ответ развёрнутый.
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
Кто?
Что? Когда? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли?
|
Дайте три объяснения, почему… ?
Объясните, почему… ? Почему вы думаете… ? Почему вы считаете… ? В чём различие… ? Предположите, что будет, если… ? Что, если… ? Может… ? Будет… ? Мог ли… ? Согласны ли вы… ? Верно ли… ? |
Приём «Синквейн» (от англ. «путь мысли») имеет определённую схему, по которой мы раскрываем суть понятия, определения, правила.
Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Пишется оно по определённым правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна;
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;
4 строка – фраза, несущая определённый смысл;
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Приём творческих работ (сочинение-рассуждение, сочинение-миниатюра, сочинение-рассказ, сочинение-описание), приём исследовательских работ и многие другие позволяют каждому учителю подойти к процессу формирования и развития читательской грамотности индивидуально.
Несмотря на это в реализации целей и задач предмета «литература» возникают трудности, связанные с объективными факторами. Существует стереотип будто грамотное чтение – это умение прочитать текст в 100-130 слов за одну минуту. Скорость чтения у обучающихся, конечно, должна быть, но нельзя сводить умение читать к количеству слов в минуту.
В средней и старшей школе возникает еще несколько рисков, мешающих формированию именно читательской грамотности и ставящей под угрозу весь образовательный процесс или существенно снижающих его эффективность. Это загруженность обучающихся (учебные планы объемны: уже в 5-7 классах обучающиеся заняты по 7 уроков в день), поэтому готовятся к урокам быстро, и распространенным является реферативное чтение, то есть чтение по диагонали, выхватывающее ключевые слова и фразы. Объемные художественные произведения часто изучаются в сокращении, а пересказ не позволяет понять авторскую позицию и приучает к формализму и верхоглядству, что в свою очередь предопределяет в дальнейшем получение поверхностных знаний. Формальное отношение к делу начинается с поверхностного изучения художественных произведений на уроках литературы (лучше почитать быстро о произведении, а не само произведение), а результат – неумение прочитать условие задачи или задание ЕГЭ по любому предмету, что является главной причиной ошибок заданий ЕГЭ, требующих развернутых ответов.
Кроме того, современные учебники предлагают различные виды заданий, связанные с поиском информации в интернете, что в реальных школьных условиях на уроке сделать невозможно, так как ученики не оснащены необходимыми техническими средствами, а использование гаджетов не поощряется и даже запрещается.
Навыки читательской грамотности необходимо формировать не только на уроках литературы, а на всех уроках без исключения.