Проектно-исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного развития.

автор: Калмыкова Ирина Филипповна

учитель начальных классов ГБОУ СОШ №1 с.Приволжье

Проектно-исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного развития.

Проектно-исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного развития.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. 
Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности. Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. 
Проблемы духовно-нравственного воспитания и развития личности на различных уровнях государственной и социальной структуры рассматриваются в различных организационных формах, с применением всевозможных средств и методов, на базе использования многообразных современных технологий. 

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно – исследовательская деятельность, она и является на мой взгляд средством духовно-нравственного развития и воспитания.

Главная идея проектно-исследовательской деятельности –направленность учебно – познавательной деятельпроектно-исследовательской деятельностиности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально – значимой проблемы.

Проектно-исследовательская деятельность реализует деятельностный подход к обучению. В основе каждого учебного исследования лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности учащихся. Целью такой работы становится поиск способов решения проблемы, а задача формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.

Главным компонентом проектно-исследовательской деятельности должен быть интеллектуальный поиск, важнейшей частью – стадия мысленного решения поставленной задачи.

Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью, помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, умеющих использовать полученные знания и умения, повышает степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; способствует развитию социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательско-творческой деятельности. Таким образом, через проектную деятельность осуществляется социальный заказ общества на духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся.

Для работы над проектами и исследовательскими работами использую современные образовательные технологии в воспитательной деятельности: :

Информационно-коммуникационные технологии

Деятельностный метод

Личностно-ориентированное воспитание

Интерактивные методы воспитания

Игровые технологии

Я стараюсь создать условия для: 
• формирования у детей информационной компетентности;
• формирования у ребят коммуникативной компетентности.
научить
• не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике;
• формировать вопросы для общения и поиска информации.

 Я реализую проектную деятельность не только через урок, но и через внеурочную деятельность. Для этого отведён 1 час в неделю. 

Метод учебного проекта – один из путей формирования:

– готовности к целеполаганию;

– готовности к оценке;

– готовности к действию;

– готовности к рефлексии;

– готовность к самовоспитанию и самообразованию.

Более 10 лет занимаюсь проектно-исследовательской деятельностью с учащимися как в учебной, так и во внеурочной деятельности. В чём видятся преимущества применения метода проектов? слайд
Прежде всего, в том, что внеурочная деятельность не ограничена временными рамками, что позволяет ученику более детально вникнуть в проблему, применить разнообразные виды деятельности,
Во-вторых, полученный конечный продукт проекта приносит ощутимую пользу, радость от выполнения и применение его в жизни, как исполнителю проекта, так и соученикам, и школе.
В-третьих, разработка и реализация проекта опирается на определённую базу накопленных знаний и умений, представлений и навыков каждого ученика индивидуально.
В-четвертых, занятие проектной деятельностью во внеурочное время позволяет отвлечь ученика от множества социальных болезней, идущих из подростковой среды.
В-пятых, участие в проектной деятельности позволяет проявить собственную гражданскую позицию, почувствовать себя социально активным.

Цель  работы над проектами  и исследовательскими работами: формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию учащегося, развивать  исследовательские, самооценочные и рефлексивные навыки, нацеливать на развитие познавательного интереса учащихся и реализовывать  принцип связи обучения с жизнью, воспитание гражданской позиции.

Работа над проектом помогает мне  формировать у детей нравственные, волевые качества, культуру чувств; развивать творческие способности; формировать позитивное отношение к окружающей действительности, коммуникативные качества,  дети приобретают опыт переживания собственного отношения к миру; воспитывать чувство смелости для выступления перед зрителями.

Я стараюсь создать условия для: 
• формирования у детей информационной компетентности;
• формирования у ребят коммуникативной компетентности.
научить детей социально значимому поведению: , гуманности, отзывчивости, проявлению доброты, внимания, гражданской позиции.
• формировать вопросы для общения и поиска информации.

Включаю школьников в проектную деятельность постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.( «Эти удивительные животные» «Самарины в Приволжье», «Осенний калейдоскоп», «Звезды космоса». Но этим не ограничиваюсь в своей работе. Мои ученики уходят в среднее звено, и работа над проектами продолжается дальше. Это социальные проекты, которые помогаю воспитывать гражданственность. Со своими детьми участвую в конкурсе социальных проектов «Гражданин». Младшие школьники включены в эту работу. Они помогают искать информацию, приносят фотографии из семейных архивов, встречаются с старожилами села.

Участие в конкурсе проектов «Гражданин» способствует развитию гражданской инициативы и гражданской ответственности учащихся. В ходе реализации данных проектов приобретается практический опыт, обеспечивающий социальную компетенцию школьников, необходимую для успешного участия в общественной жизни, гражданских инициативах.

Сейчас я имею определенный опыт использования метода проектов в воспитательном и образовательном процессе. Для себя я выбрала следующие принципы организации проектной деятельности:

1) Учёт интересов детей.

2) Учение через деятельность.

3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.

4) Сотрудничество участников педагогического процесса.

5) Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта.

На основе этих принципов сложилась моя методическая система работы над проектами, места проектной деятельности в воспитательном процессе. И отсюда выбор основных  технологий:

1) Технология проектирования предполагает самостоятельную деятельность ученика, в начальной школе под чутким руководством учителя и вовлечения ученика в решение значимой для него проблемы, которая требует разрешения, так одна технология предполагает использование другой.

2) Технологии целеполагания

3) Технология самообразования и самовоспитания

4) Информационно-коммуникативные технологии, которые не только используются мной для поиска нужной информации, но и для создания презентаций.

В моей работе существует целая система взаимодействия  как с различными структурами и учреждениями, так и внутреннее сотрудничество. Такая система сотрудничества необходима в воспитательном процессе, а также при осуществлении проектов и научно практических конференций.

Наиболее значимые проекты, которые участвовали в районных и окружных этапах:

  • С чего начиналось Приволжье
  • Аллея учительской славы
  • Наша безопасность
  • Чистая вода
  • Самарины в Приволжье
  • Чистое село
  • Достопримечательности Приволжья и его окрестностей в сувенирной продукции

В ходе исследовательской работы у ребят формируются различные умения:

1)Рефлексивные умения:

2)Поисковые (исследовательские) умения:

3)Навыки оценочной самостоятельности.

4)Умения и навыки работы в сотрудничестве:

5)Коммуникативные умения:

6)Презентационные умения и навыки:

В ходе работы над проектом дети видят результат своей деятельности: Они ощущают свою полезность району, школе, классу. На основе проекта «Аллея учительской славы» администрация стала обращать внимание на благоустройство парка: посадка цветов, вырубка старых деревьев. А депутаты-активисты стали оснащать село детскими площадками.

Класс обладает высоким творческим, интеллектуальным потенциалом. Большая половина класса- активные, творческие дети, желающие как можно больше узнавать и делиться опытом, а главное они умеют вовлекать детей в любую деятельность.

А я стараюсь направлять их интересы и способности в нужном направлении. В следствии этого в классе успешно развивается детское самоуправление. Оно помогает раскрывать потенциал учащихся, реализовать лидерские функции. Ученическое самоуправление способствует развитию самостоятельности, творческому планированию, реализации решений

Выбранная модель образовательной и воспитательной системы класса помогает мне более целенаправленно и обоснованно строить работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, Для изучения результатов воспитательной деятельности   использую мониторинг, диагностика, анкетирование.

Анализируя работу в своем классе, пришла к выводу  что, основные черты классного коллектива – инициативность, активность, живой отклик на новые идеи и дела, творческие начинания. Не менее значимо и то, что мои воспитанники стараются познать новое, помочь и посочувствовать нуждающемуся, поучаствовать в играх, конкурсах, творческих делах, пообщаться с другими школьниками и взрослыми. Своим опытом воспитательной работы делюсь с коллегами на семинарах, конкурсах. Мои работы можно найти на сайтах интернета.