Конспект занятия внеурочной деятельности “Волшебная палитра”

автор:  Казина Татьяна Анатольевна

учитель изобразительного искусства МОУ Рыболовская СОШ

Конспект занятия внеурочной деятельности “Волшебная палитра” с использованием здоровьесберегающих технологий

План-конспект занятия внеурочной деятельности «Волшебная палитра» с применением здоровьесберегающих технологий

 

Дата проведения: 29.05.2019

Автор: Казина Татьяна Анатольевна

Класс: 4 «Б» 

Тема урока: Психо-эмоциональная разгрузка

Цель: развитие эмоционально-творческого восприятия мира путем изображения по представлению и воображению.

Задачи: 

  • активизировать творческое начало у учащихся в передаче своих чувств и настроений путем воображения и представления;
  • учить детей преобразовывать поступающую информацию путем творческой свободы; 
  • чувствовать свой внутренний мир, прислушиваясь к себе, к своему организму.

Материалы и оборудование:

Для учителя: ноутбук, колонки, музыкальный ряд, доска, таблички с названиями чувств и ощущений.

Для обучающихся: цветные карандаши, лист А4.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент (2 мин.)

(Приветствие. Проверка явки учащихся и готовность к уроку. Сообщение темы занятия.)

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет необычное занятие. Оно будет посвящено нашему внутреннему миру, нашей душе. 

  1. Настрой (3 мин)

Примите удобное для себя положение. Закройте глаза, сосредоточьтесь на музыке. Представьте все краски, звуки, запахи, движения, с помощью которых можно было бы выразить ваше состояние здесь и сейчас. 

Дайте волю своему воображению и представьте, что вы находитесь у себя в голове, как в картинной галерее. Каждая картина – это ваши мысли, приятные воспоминания и не очень, ваши мечты и переживания, ваши победы и поражения. Обратите внимание на то, как ваше воображение рисует эти картины, какие краски использует для плохих и хороших моментов. 

Какая цветовая гамма преобладает в вашей галерее? (ответы 2-3 учащихся)

  • Основная часть. Выполнение упражнения. (28 мин)

Открываем глаза. Перед вами лежат листы бумаги, разделенные на 6 частей. Каждая часть будет содержать определенный рисунок, который будет соответствовать творческому заданию. Лист располагаем горизонтально. Внимательно слушаем и погружаемся в работу.  

  • Рисунок, повышающий настроение. (4  мин)

Закройте глаза. Сосредоточьтесь на своих мыслях. Подумайте о том, что поднимает вам настроение и делает вас счастливыми. Это может быть всё, что угодно: у кого-то это будут друзья, любимые животные, возможно, кого-то делает счастливым определенное время года, любимое блюдо, любимая музыка. Сосредоточьтесь на самом главном источнике положительных эмоций для вас и изобразите это в первом квадрате. 

Уделяем внимание цветовому решению. Какие цвета будете использовать при изображении источника своего счастья? (обсуждение в парах)

Время выполнения зарисовки – 3 мин.

3.2. Рисунок проблемы. (4 мин)

Снова закрываем глаза и погружаемся в свои мысли. Сейчас мы сосредотачиваемся на том, что нас расстроило в ближайшее время. Вспоминаем свою проблему, маленькое или большое затруднение, которое не удаётся сразу решить, которая портит вам настроение. У всех проблемы разные: кого-то расстраивает не вкусная каша на завтрак, кого-то ссоры с друзьями или двойки в дневнике. Объединяет их одно – негативные эмоции. Фиксируем в уме образы, которые рисует наше воображение, когда мы думаем о проблеме, запоминаем детали, формы, цвета.

Во втором квадрате зарисовываем сюжет своей проблемы. 

Время выполнения зарисовки – 3 мин.

3.3. Рисунок-чувство. (5 мин)

Снова вспоминаем свою проблему и закрываем глаза. Вспомните, когда это произошло какие чувства вы испытывали? А какие испытываете сейчас? (обсуждение в парах)

Напрягаем свою память и стараемся вспомнить те чувства, которые вызвала в нас эта проблема. Обратите внимание, на доске вывешены слова-подсказки, возможно, среди них вы найдете именно то, что переживали в тот самый момент.

Слова-подсказки: безразличие, беспокойство, бессилие, беспомощность, безнадежность, беззащитность, боль, волнение, возмущение, вина, гнев, горе, грусть, досада, жалость, зависть, злость, испуг, ненависть, негодование, неловкость, недоумение, обида, отчаяние, огорчение, одиночество, отвращение, презрение, печаль, пустота, паника, растерянность, разочарование, страх, скука, стыд, тоска, тревога, ужас, унижение, ярость.  

В третьем квадрате рисуем то самое чувство, которое вызывает в нас эта проблема. Рисуем символично, необязательно ломать голову над изображением. Рисуем сердцем, как чувствуем. 

Время выполнения зарисовки – 3 мин.

3.4. Рисунок-ощущение. (4 мин)

Наш организм имеет способность реагировать на всё происходящее с нами как физически, так и духовно. Мы можем чувствовать боль, как телом, так и душой. Так вот давайте посмотрим, как наш организм реагирует на  нашу проблему.  

Снова закрываем глаза и вспоминаем свою неприятность, но теперь сосредотачиваемся на том, как наше тело реагирует на воспоминание. У каждого будет своя реакция. Возможно, у кого-то навернутся слёзы или закружится голова, кто-то станет чаще дышать, а по кому-то побегут мурашки, одного может бросить в холод, а другого в жар, у одного подкашиваются ноги, у другого дрожь по всему телу.  

Почувствуйте, как ваше тело реагирует на стресс. Вы каждый когда-нибудь ощущали это, но не предавали этому значения. (обсуждение в парах)

В четвертом квадрате мы зарисовываем ощущение от нашей проблемы.

 Время выполнения зарисовки – 3 мин.

3.5. Рисунок «после проблемы». (4 мин)

Делаем глубокий вдох и успокаиваемся. Садимся поудобнее, закрываем глаза и начинаем фантазировать. На этот раз представляем, что ваша проблема решилась, что вы нашли выход из ситуации, пережили все трудности и проблема исчезла, как будто ее и не было. Представили?

Фиксируем образы, возникшие у нас в голове, и сосредотачиваемся на том, что мы ощущаем. Какие чувства нас переполняют, как наше тело реагирует на это, какими красками рисует наше воображение решение проблемы. 

В пятом квадрате мы зарисовываем то, что мы почувствуем, когда проблема исчезнет. Какое цветовое решение вы будете использовать? (обсуждение в парах)

 Время выполнения зарисовки – 3 мин.

3.6. Рисунок «после проблемы-2» (4 мин)

Снова возвращаемся к позитивным мыслям о том, что нашей проблемы больше нет. Закрываем глаза и обращаем внимание на то, что нас окружает после решения проблемы, как мы себя чувствуем в окружающем нас мире, что я вижу перед собой, какие звуки вы слышите? 

В последнем квадрате зарисовываем, как мир вокруг вас изменится после того, как проблема решится. 

Время выполнения зарисовки – 3 мин.

  • Рефлексия. (5 мин)

Сегодня мы были в роли истинных художников, ведь только истинный художник выразить содержание внутреннее во внешнюю форму. Сегодня мы выполняли одну из техник арт-терапии, в которой с помощью искусства мы пытались справиться со стрессом. 

Расскажите о своих впечатлениях о нашем занятии? (ответы учащихся)

Какие чувства вы испытывали во время мыслей о проблеме? (ответы учащихся)

Какие чувства вы испытывали после того, как подумали, что проблема уже решилась? (ответы учащихся)

  • Итог урока. (5 мин)

Арт-терапия – наиболее древняя естественная форма изменения эмоционального состояния, которой многие люди пользуются (осознанно или нет), чтобы снять психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Для этого не надо быть художником – достаточной взять ручку, карандаш или краски и сделать несколько штрихов на бумаге. 

Я надеюсь, что вам понравилось сегодняшнее занятие и оно помогло вам справиться с эмоциональным напряжением. Помните, что каждый из нас художник и только мы сами выбираем какими красками рисовать свою жизнь. 

Спасибо за внимание!