автор: Казина Татьяна Анатольевна
учитель изобразительного искусства МОУ Рыболовская СОШ
Конспект занятия внеурочной деятельности “Волшебная палитра” с использованием здоровьесберегающих технологий
План-конспект занятия внеурочной деятельности «Волшебная палитра» с применением здоровьесберегающих технологий
Дата проведения: 29.05.2019
Автор: Казина Татьяна Анатольевна
Класс: 4 «Б»
Тема урока: Психо-эмоциональная разгрузка
Цель: развитие эмоционально-творческого восприятия мира путем изображения по представлению и воображению.
Задачи:
- активизировать творческое начало у учащихся в передаче своих чувств и настроений путем воображения и представления;
- учить детей преобразовывать поступающую информацию путем творческой свободы;
- чувствовать свой внутренний мир, прислушиваясь к себе, к своему организму.
Материалы и оборудование:
Для учителя: ноутбук, колонки, музыкальный ряд, доска, таблички с названиями чувств и ощущений.
Для обучающихся: цветные карандаши, лист А4.
ХОД УРОКА:
- Организационный момент (2 мин.)
(Приветствие. Проверка явки учащихся и готовность к уроку. Сообщение темы занятия.)
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет необычное занятие. Оно будет посвящено нашему внутреннему миру, нашей душе.
- Настрой (3 мин)
Примите удобное для себя положение. Закройте глаза, сосредоточьтесь на музыке. Представьте все краски, звуки, запахи, движения, с помощью которых можно было бы выразить ваше состояние здесь и сейчас.
Дайте волю своему воображению и представьте, что вы находитесь у себя в голове, как в картинной галерее. Каждая картина – это ваши мысли, приятные воспоминания и не очень, ваши мечты и переживания, ваши победы и поражения. Обратите внимание на то, как ваше воображение рисует эти картины, какие краски использует для плохих и хороших моментов.
Какая цветовая гамма преобладает в вашей галерее? (ответы 2-3 учащихся)
- Основная часть. Выполнение упражнения. (28 мин)
Открываем глаза. Перед вами лежат листы бумаги, разделенные на 6 частей. Каждая часть будет содержать определенный рисунок, который будет соответствовать творческому заданию. Лист располагаем горизонтально. Внимательно слушаем и погружаемся в работу.
- Рисунок, повышающий настроение. (4 мин)
Закройте глаза. Сосредоточьтесь на своих мыслях. Подумайте о том, что поднимает вам настроение и делает вас счастливыми. Это может быть всё, что угодно: у кого-то это будут друзья, любимые животные, возможно, кого-то делает счастливым определенное время года, любимое блюдо, любимая музыка. Сосредоточьтесь на самом главном источнике положительных эмоций для вас и изобразите это в первом квадрате.
Уделяем внимание цветовому решению. Какие цвета будете использовать при изображении источника своего счастья? (обсуждение в парах)
Время выполнения зарисовки – 3 мин.
3.2. Рисунок проблемы. (4 мин)
Снова закрываем глаза и погружаемся в свои мысли. Сейчас мы сосредотачиваемся на том, что нас расстроило в ближайшее время. Вспоминаем свою проблему, маленькое или большое затруднение, которое не удаётся сразу решить, которая портит вам настроение. У всех проблемы разные: кого-то расстраивает не вкусная каша на завтрак, кого-то ссоры с друзьями или двойки в дневнике. Объединяет их одно – негативные эмоции. Фиксируем в уме образы, которые рисует наше воображение, когда мы думаем о проблеме, запоминаем детали, формы, цвета.
Во втором квадрате зарисовываем сюжет своей проблемы.
Время выполнения зарисовки – 3 мин.
3.3. Рисунок-чувство. (5 мин)
Снова вспоминаем свою проблему и закрываем глаза. Вспомните, когда это произошло какие чувства вы испытывали? А какие испытываете сейчас? (обсуждение в парах)
Напрягаем свою память и стараемся вспомнить те чувства, которые вызвала в нас эта проблема. Обратите внимание, на доске вывешены слова-подсказки, возможно, среди них вы найдете именно то, что переживали в тот самый момент.
Слова-подсказки: безразличие, беспокойство, бессилие, беспомощность, безнадежность, беззащитность, боль, волнение, возмущение, вина, гнев, горе, грусть, досада, жалость, зависть, злость, испуг, ненависть, негодование, неловкость, недоумение, обида, отчаяние, огорчение, одиночество, отвращение, презрение, печаль, пустота, паника, растерянность, разочарование, страх, скука, стыд, тоска, тревога, ужас, унижение, ярость.
В третьем квадрате рисуем то самое чувство, которое вызывает в нас эта проблема. Рисуем символично, необязательно ломать голову над изображением. Рисуем сердцем, как чувствуем.
Время выполнения зарисовки – 3 мин.
3.4. Рисунок-ощущение. (4 мин)
Наш организм имеет способность реагировать на всё происходящее с нами как физически, так и духовно. Мы можем чувствовать боль, как телом, так и душой. Так вот давайте посмотрим, как наш организм реагирует на нашу проблему.
Снова закрываем глаза и вспоминаем свою неприятность, но теперь сосредотачиваемся на том, как наше тело реагирует на воспоминание. У каждого будет своя реакция. Возможно, у кого-то навернутся слёзы или закружится голова, кто-то станет чаще дышать, а по кому-то побегут мурашки, одного может бросить в холод, а другого в жар, у одного подкашиваются ноги, у другого дрожь по всему телу.
Почувствуйте, как ваше тело реагирует на стресс. Вы каждый когда-нибудь ощущали это, но не предавали этому значения. (обсуждение в парах)
В четвертом квадрате мы зарисовываем ощущение от нашей проблемы.
Время выполнения зарисовки – 3 мин.
3.5. Рисунок «после проблемы». (4 мин)
Делаем глубокий вдох и успокаиваемся. Садимся поудобнее, закрываем глаза и начинаем фантазировать. На этот раз представляем, что ваша проблема решилась, что вы нашли выход из ситуации, пережили все трудности и проблема исчезла, как будто ее и не было. Представили?
Фиксируем образы, возникшие у нас в голове, и сосредотачиваемся на том, что мы ощущаем. Какие чувства нас переполняют, как наше тело реагирует на это, какими красками рисует наше воображение решение проблемы.
В пятом квадрате мы зарисовываем то, что мы почувствуем, когда проблема исчезнет. Какое цветовое решение вы будете использовать? (обсуждение в парах)
Время выполнения зарисовки – 3 мин.
3.6. Рисунок «после проблемы-2» (4 мин)
Снова возвращаемся к позитивным мыслям о том, что нашей проблемы больше нет. Закрываем глаза и обращаем внимание на то, что нас окружает после решения проблемы, как мы себя чувствуем в окружающем нас мире, что я вижу перед собой, какие звуки вы слышите?
В последнем квадрате зарисовываем, как мир вокруг вас изменится после того, как проблема решится.
Время выполнения зарисовки – 3 мин.
- Рефлексия. (5 мин)
Сегодня мы были в роли истинных художников, ведь только истинный художник выразить содержание внутреннее во внешнюю форму. Сегодня мы выполняли одну из техник арт-терапии, в которой с помощью искусства мы пытались справиться со стрессом.
Расскажите о своих впечатлениях о нашем занятии? (ответы учащихся)
Какие чувства вы испытывали во время мыслей о проблеме? (ответы учащихся)
Какие чувства вы испытывали после того, как подумали, что проблема уже решилась? (ответы учащихся)
- Итог урока. (5 мин)
Арт-терапия – наиболее древняя естественная форма изменения эмоционального состояния, которой многие люди пользуются (осознанно или нет), чтобы снять психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Для этого не надо быть художником – достаточной взять ручку, карандаш или краски и сделать несколько штрихов на бумаге.
Я надеюсь, что вам понравилось сегодняшнее занятие и оно помогло вам справиться с эмоциональным напряжением. Помните, что каждый из нас художник и только мы сами выбираем какими красками рисовать свою жизнь.
Спасибо за внимание!