“Азбука денег”.

Автор: Игнатенко Елена Анатольевна

воспитатель МОАУ “СОШ №24 г. Орска”.

“Азбука денег”.

Занятие «Азбука денег».

Цель: Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

– расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей;

– развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;

– развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры;

– воспитывать представления о  сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.

Материал и оборудование: иллюстрации по тематике ОД, зёрна кофе, зёрна пшеницы, камушки, глиняный кувшин, ковёр – самолёт, мультфильм, мультимедийное оборудование.

                                                Ход ОД:

Воспитатель:

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно.

Говорю тебе «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

Воспитатель:  -У каждого есть свои мечты! Новая игра, велосипед, компьютер, новое модное платье, сумочка или украшение. А моет быть, кто-то хотел бы завести домашнего питомца? Или вы мечтаете о путешествии в какой-нибудь город или страну?

Звучит музыка, появляется ковёр – самолёт.

Воспитатель:  – Ребята, что это за замечательный предмет?

Дети: Ковёр-самолёт.

Воспитатель: – А как вы думаете, для чего он нам пригодится?

Дети: – Для путешествия.

Воспитатель: – Правильно, дети. Я предлагаю вам сегодня отправиться в необычное путешествие.

Воспитатель вместе с детьми становятся на ковёр-самолёт и отправляются в путешествие, находят предметы в разных местах группы ( глиняный кувшин, камни, зёрна пшеницы, кофе, фрукты). Детям предложить высказать своё мнение, почему же мы нашли эти предметы.

Воспитатель: – Давным-давно, миллионы лет назад, на заре становления человеческой цивилизации … когда мужчина ходил охотиться на мамонта, а женщина ждала его в пещере у очага, денег не было. Постепенно человек учился обрабатывать землю, выращивать различные съедобные вершки и корешки, делать посуду и предметы домашнего обихода, шить одежду. И у одного отлично получалось лепить глиняные горшки, но никак не получалось поймать зайца, а у другого – наоборот. И пришла людям в голову мысль: можно меняться продуктами своего труда. Я тебе – зайца, а ты мне – большой горшок для варки похлёбки. Так появился бартер – предшественник современных денег.

В копилку я их положила – 

Подарок мамочке купила.  (Деньги)

Просмотр мультфильма СМЕШАРИКИ «Финансовая грамотность. Благородное дело».

Физминутка «Будем денежки считать».

 Один, два, три, четыре, пять (Шагаем на месте).

Будем денежки считать (Сжимаем и разжимаем пальцы рук).

Один и два оплатим дом (Пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка – одежду купить (Отгибаем средний палец).

На четвёртую монетку купим есть и пить (Отгибаем указательный палец).

Ну а пятую пока (Шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (Спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы).

Воспитатель: – А теперь послушайте, пожалуйста, сказку.

Подружились Крокодил Гена, Чебурашка и Старуха Шапокляк. Стали жить они вместе. Крокодил Гена на работу ходил в зоопарк и за это получал зарплату. Чебурашка учился в летней школе, хотел стать лётчиком, и за свою учёбу получал стипендию. Шапокляк не работала, она была уже пожилая и получала пенсию.

-Из чего состоял доход семьи Крокодила Гены?

Дети: – зарплата, стипендия, пенсия.

Воспитатель: – Скажите, где можно получить деньги за свою работу?

Дети: – В банке, банкомате.

Воспитатель:  Для того, чтобы пойти в банк, нужно взять с собой кошелёк. Это специальный домик для денег. Туда кладут деньги, чтобы не потерять.

-Для чего нужны деньги в семье?

Дети:  – Для того, чтобы ходить в магазин и покупать продукты, необходимые вещи, оплачивать коммунальные услуги, детский сад, если кто-то заболел, то нужно отправиться в аптеку за лекарством.

Практическая часть «Мини – банк».

Цель: показать принцип финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем – потом тратим».

Предложить ребятам создать свой  «мини-банк». Предоставить право выбрать самим кто будет отвечать за сбор и хранение мелочи. Он будет напоминать всем членам семьи, чтобы они «сдавали монеты в банк», освобождая от них карманы.

Предложите обсудить, на какое семейное дело собираются данные монеты в «мини-банке» – например, на покупку телевизора или настольной игры. Это должно быть что-то для общего пользования, чтобы ребёнок чувствовал гордость за подготовку такой важной для семьи покупки.

Воспитатель: – Ребята, как вы думаете, все ли деньги своего бюджета нужно тратить?

Дети: – Нет, остатки можно положить в копилку.

Воспитатель: -Чтобы деньги не лежали в копилке мёртвым грузом, нужно заставить их работать. И сейчас я вам расскажу, как это можно сделать.  Банки зарабатывают проценты на хранении денег, и договориться о том, что какой-то небольшой процент от имеющихся в имеющихся в «мини-банке» денег будет отдаваться ему лично за работу банкиром – например, 3% или 5%. А на что вы потратите свою прибыль, решать только вам.

Рефлексия: предоставить детям право выбора картинки эмоции, которую они испытывают по окончании образовательной деятельности.

Ну-ка все встали в круг.

За руки все взялись вдруг.

Будем рядом стоять.

Ручками махать.

Целый час мы занимались.

И немножко баловались.

А теперь детвора

Отдыхать и вам пора!