Автор: Игнатенко Елена Анатольевна
воспитатель МОАУ “СОШ №24 г. Орска”.
“Азбука денег”.
Занятие «Азбука денег».
Цель: Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
– расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей;
– развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;
– развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры;
– воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.
Материал и оборудование: иллюстрации по тематике ОД, зёрна кофе, зёрна пшеницы, камушки, глиняный кувшин, ковёр – самолёт, мультфильм, мультимедийное оборудование.
Ход ОД:
Воспитатель:
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно.
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Воспитатель: -У каждого есть свои мечты! Новая игра, велосипед, компьютер, новое модное платье, сумочка или украшение. А моет быть, кто-то хотел бы завести домашнего питомца? Или вы мечтаете о путешествии в какой-нибудь город или страну?
Звучит музыка, появляется ковёр – самолёт.
Воспитатель: – Ребята, что это за замечательный предмет?
Дети: Ковёр-самолёт.
Воспитатель: – А как вы думаете, для чего он нам пригодится?
Дети: – Для путешествия.
Воспитатель: – Правильно, дети. Я предлагаю вам сегодня отправиться в необычное путешествие.
Воспитатель вместе с детьми становятся на ковёр-самолёт и отправляются в путешествие, находят предметы в разных местах группы ( глиняный кувшин, камни, зёрна пшеницы, кофе, фрукты). Детям предложить высказать своё мнение, почему же мы нашли эти предметы.
Воспитатель: – Давным-давно, миллионы лет назад, на заре становления человеческой цивилизации … когда мужчина ходил охотиться на мамонта, а женщина ждала его в пещере у очага, денег не было. Постепенно человек учился обрабатывать землю, выращивать различные съедобные вершки и корешки, делать посуду и предметы домашнего обихода, шить одежду. И у одного отлично получалось лепить глиняные горшки, но никак не получалось поймать зайца, а у другого – наоборот. И пришла людям в голову мысль: можно меняться продуктами своего труда. Я тебе – зайца, а ты мне – большой горшок для варки похлёбки. Так появился бартер – предшественник современных денег.
В копилку я их положила –
Подарок мамочке купила. (Деньги)
Просмотр мультфильма СМЕШАРИКИ «Финансовая грамотность. Благородное дело».
Физминутка «Будем денежки считать».
Один, два, три, четыре, пять (Шагаем на месте).
Будем денежки считать (Сжимаем и разжимаем пальцы рук).
Один и два оплатим дом (Пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить (Отгибаем средний палец).
На четвёртую монетку купим есть и пить (Отгибаем указательный палец).
Ну а пятую пока (Шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (Спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы).
Воспитатель: – А теперь послушайте, пожалуйста, сказку.
Подружились Крокодил Гена, Чебурашка и Старуха Шапокляк. Стали жить они вместе. Крокодил Гена на работу ходил в зоопарк и за это получал зарплату. Чебурашка учился в летней школе, хотел стать лётчиком, и за свою учёбу получал стипендию. Шапокляк не работала, она была уже пожилая и получала пенсию.
-Из чего состоял доход семьи Крокодила Гены?
Дети: – зарплата, стипендия, пенсия.
Воспитатель: – Скажите, где можно получить деньги за свою работу?
Дети: – В банке, банкомате.
Воспитатель: Для того, чтобы пойти в банк, нужно взять с собой кошелёк. Это специальный домик для денег. Туда кладут деньги, чтобы не потерять.
-Для чего нужны деньги в семье?
Дети: – Для того, чтобы ходить в магазин и покупать продукты, необходимые вещи, оплачивать коммунальные услуги, детский сад, если кто-то заболел, то нужно отправиться в аптеку за лекарством.
Практическая часть «Мини – банк».
Цель: показать принцип финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем – потом тратим».
Предложить ребятам создать свой «мини-банк». Предоставить право выбрать самим кто будет отвечать за сбор и хранение мелочи. Он будет напоминать всем членам семьи, чтобы они «сдавали монеты в банк», освобождая от них карманы.
Предложите обсудить, на какое семейное дело собираются данные монеты в «мини-банке» – например, на покупку телевизора или настольной игры. Это должно быть что-то для общего пользования, чтобы ребёнок чувствовал гордость за подготовку такой важной для семьи покупки.
Воспитатель: – Ребята, как вы думаете, все ли деньги своего бюджета нужно тратить?
Дети: – Нет, остатки можно положить в копилку.
Воспитатель: -Чтобы деньги не лежали в копилке мёртвым грузом, нужно заставить их работать. И сейчас я вам расскажу, как это можно сделать. Банки зарабатывают проценты на хранении денег, и договориться о том, что какой-то небольшой процент от имеющихся в имеющихся в «мини-банке» денег будет отдаваться ему лично за работу банкиром – например, 3% или 5%. А на что вы потратите свою прибыль, решать только вам.
Рефлексия: предоставить детям право выбора картинки эмоции, которую они испытывают по окончании образовательной деятельности.
Ну-ка все встали в круг.
За руки все взялись вдруг.
Будем рядом стоять.
Ручками махать.
Целый час мы занимались.
И немножко баловались.
А теперь детвора
Отдыхать и вам пора!