автор: Иванова Нина Николаевна
Воспитатель г. Минусинск
Наглядное объёмное моделирование
НАГЛЯДНОЕ ОБЪЕМНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ.
ИВАНОВА Н.Н. Д/С 28
цель :
Развитие связной речи дошкольников через объемное моделирование.
задачи :
1. Обучать детей связной речи с использованием объемных моделей умению четко, последовательно излагать свои мысли, правильно начинать рассказ на выбранную тему, передавать содержание интересно.
2. Развивать и совершенствовать грамматическое оформление речи путем освоения детьми словосочетаний. 3.Развивать умение составлять простые и сложные предложения, пользоваться предложениями с однородными членами.
4. Обогащать словарный запас путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи.
Как я начала работу: вначале я попросила родителей сделать объемную модель своего дома, привлекая ребенка к изготовлению.(Одну из них я принесла) И ребенок, зная свой дом, начинал описывать его : вначале внешний вид , а я прилагала карту – схему, последовательность описания дома.
Большой, маленький, из чего изготовлен, какой формы крыша, ее цвет, цвет и форма стен, количество окон, дверей.
Затем, при повторном описании здания ребенок уже более свободно описывал дом, при этом задействовал сенсорное обследование и закреплял результаты обследования в наглядном виде.
Почему начала именно со зданий? Думаю, что ближе всего детям – родители и родной дом. Да еще и в годовом плане у нас шла тема «Я – житель родного города». Сейчас, в ноябре мы с детьми начали готовить для малышей сказку «Три поросенка» и начали изготавливать наглядную объемную модель – поросенка.
А до этого была еще сказка «Колобок». Как шло моделирование сказочного сюжета.
1.Вначале составляли описательные рассказы о героях по схемам.
2. Затем по объемным моделям. 3. Ввела такой вариант, как «Я – герой сказки».
Раз ребенок является героем сказки, например, Колобком, то ему предлагалось пофантазировать, но мог брать на себя и роль другого героя. Но это только эксперимент Посмотрим, что будет дальше. Сейчас, когда дети усвоили составление описательных рассказов по схеме и с помощью наглядного объемного моделирования, я планирую начать обучение по составлению рассказов по сюжетным картинкам и начать со своих родных улиц, для чего привлекла родителей, и они засняли небольшие участки улиц, на которых проживают. Здесь ребенок уже не только о своем доме расскажет, но и о соседских. Совместно с родителями сделаем объемную модель небольшого участка улицы (3 – 4 дома). Думаю, что это поможет в формировании навыка связной последовательной речи, т.к. сенсорное обследование объемной модели обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению, линейно, по цепочке.
Анализ за 2 месяца работы: введение объемного моделирования облегчило процесс овладения детьми содержанием описательных рассказов, их связностью. Ребята, еще не все, конечно, начали самостоятельно, без наводящих вопросов описывать здания, игрушки, животных и эти рассказы стали более подробными, чем вначале работы с детьми. Дети научились более последовательно излагать мысли при составлении описательных рассказов, а при введении себя, как героя, в сюжет сказки, обогатился лексический багаж. И еще, что немало важно, сократилось время для составления рассказов, – это значит, у ребят увеличился объем памяти, скорости мышления, активизации психических процессов. Вывод : Считаю, что метод объемного наглядного моделирования эффективен, потому что позволяет педагогу удерживать познавательный интерес детей на протяжении всего занятия, способствует активной мыслительной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности внимания. Этот метод может быть использован во всех видах монологического высказывания. Это : пересказ, составление описательного рассказа по картине и серии картин, по сюжетным картинкам, описательные рассказы, творческие, а все это, в свою очередь, облегчает освоение связной речью. Наличие зрительной наглядности делает рассказы детей четкими, связными и последовательными.