Автор: Зелина Марина Вадимовна
аккомпаниатор-концертмейстер г. Норильск, МБУ “Спортивная школа №2”
“Концертмейстерское мастерство”
Методическая работа
КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО
Зелина М.В.
Норильск, МБУ «СШ 2», 2020г.
Содержание:
1.Введение
- Содержание и цели деятельности концертмейстера
- Аккомпанемент и его роль в концертмейстерском искусстве
4.Список литературы
Цель работы:
Изучить и обобщить имеющиеся исследования, методические рекомендации и практический опыт в области творческой и педагогической деятельности концертмейстера.
Задача работы:
Описать музыкальные способности, умения и навыки, а также психологические качества, необходимые для полноценной профессиональной деятельности концертмейстера.
Подобный анализ может быть полезен для определения профессиональной пригодности к данному виду деятельности. В понятие «профессиональная пригодность» входит совокупность психологических и психофизических особенностей человека, необходимых или достаточных для достижения им при наличии специальных знаний, умений и навыков эффективности труда и удовлетворения от самого труда и оценки его результатов. Профессиональная пригодность не является врожденным качеством, но формируется в самой трудовой деятельности.
Введение.
Современное исполнительское сольное искусство немыслимо без участия пианиста-концертмейстера. Есть мнение, что концертмейстер – это простая профессия, но на самом деле эти музыканты должны обладать гораздо большим арсеналом способностей и умений, так как им недостаточно просто быть хорошими исполнителями, но и нужно иметь чувство ансамбля, уметь эффектно подать материал и т. д. Концертмейстер сопровождает хореографа, учеников, музыкальные представления. Уже само название профессии говорит о том, что этот человек – мастер ведения концертов, он является объединяющим началом концертного действия.
Концерт или музыкальный конкурс, хореографическая постановка или оперный спектакль не могут состояться без огромной предварительной работы с концертмейстером. Художественный замысел, образность произведения выявляются в партии аккомпанемента не менее ярко, чем у солиста. Поэтому концертмейстер-аккомпаниатор является активным участником художественного ансамбля.
Концертмейстерское мастерство, будучи едва ли не самой распространённой из музыкантских профессий, во многом остаётся «вещью в себе», так как находится на стыке нескольких исполнительских жанров: ансамблевого и сольного, вокального и инструментального, хореографического, камерного и оперного.
Концертмейстеру и аккомпаниатору приходится работать как с вокалистами, так и с исполнителями на народных, струнно-смычковых инструментах, с хоровыми и хореографическими коллективами. В каждом конкретном ансамбле объединяются различные творческие личности, имеющие разный темперамент, уровень профессионализма, музыкальное мышление, например, разные временные и ритмические представления. Постоянно меняющиеся условия требует от пианиста способности быстро приспосабливаться не только к индивидуальным особенностям каждого исполнителя, но и знать специфику его профессиональной подготовки.
.
- Содержание и цели деятельности концертмейстера.
Концертмейстер – самая распространенная профессия среди пианистов. Он востребован и в классе – по всем специальностям, и на концертной эстраде, и в хоровом коллективе, и в хореографии, и на преподавательском поприще (в классе концертмейстерского мастерства). Однако при этом многие музыканты склонны относиться к концертмейстерству свысока: игра «под солистом» и по нотам якобы не требует большого мастерства. Это глубоко ошибочная позиция. Специфика сольной и концертмейстерской деятельности различна, но не следует заранее дифференцировать эти две области. Концертмейстерское искусство доступно далеко не всем пианистам. Оно требует высокого музыкального мастерства, художественной культуры и особого призвания.
Целью деятельности концертмейстера является исполнение аккомпанементов к вокальным или инструментальным произведениям. С точки зрения музыкальной эстетики основная цель концертмейстерства – доставлять слушателям эстетическое наслаждение красотой, эмоциональностью исполнения музыки. Кроме того, целью может стать реализация творческих способностей в данном исполнительском жанре. Средством реализации этих целей является освоение целого комплекса профессиональных умений и навыков.
- Аккомпанемент и его роль в концертмейстерском искусстве.
Остановимся более подробно на основной цели деятельности концертмейстера – исполнении аккомпанемента. Что же такое аккомпанемент? Отвечая на этот вопрос, необходимо дать точное определение термина. В словаре В.И. Даля аккомпанемент определяется как вторенье, подголосок, сопровождение, подыгрывание. Однако следует отметить, что в середине ХХ в. слово «аккомпанемент» приобретает более чёткую формулировку и трактуется по-иному, означая музыкальное сопровождение, дополняющее главную мелодию, служащее гармонической и ритмической опорой солисту (певцу, инструменталисту) и углубляющее художественное содержание произведения.
Музыкальная энциклопедия определяет выразительные функции аккомпанемента следующим образом: «В инструментальной и вокальной музыке Х1Х-ХХ веков аккомпанемент часто выполняет новые выразительные функции: «договаривает» невысказанное солистом, подчёркивает и углубляет психологическое и драматургическое содержание музыки, создаёт иллюстративный и изобразительный фон. Нередко из простого сопровождения он превращается в равноценную партию ансамбля».
Именно создание ансамбля является основной целью деятельности концертмейстера.
Концертмейстер-пианист – это, таким образом, и солист, и равноправный ансамблист, и аккомпаниатор, сопровождающий солиста. Суть концертмейстерского искусства в его триединстве: соло – ансамбль – сопровождение.
Чтобы сохранить это триединство, пианисту требуется особое мастерство, включающее целый комплекс общих и специальных знаний и умений. Для того чтобы исполнять свою партию, достаточно свободно, не стесняя творческой индивидуальности солиста, современный концертмейстер обязан владеть целым арсеналом особых художественных и технических средств. По сути, концертмейстер должен обладать не меньшим «музыкальным потенциалом», чем любой другой деятель исполнительского искусства.
Список литературы:
- Шендерович Е. В концертмейстерском классе. М.: Музыка, 1996.
- Бахчиев А.Г. Пианист как солист и ансамблист. – Беседы о педагогике и исполнительстве. Сборник статей. Вып. 4. М. 1999.
- Шендерович Е. Об искусстве аккомпанемента. / Советская музыка, 1969, № 4.