Здоровьесберегающий проект “Подвижная игра как компонент здоровьесберегающей технологии”

автор: Захарова Галина Владимировна

Воспитатель МДОБУ ЦРР д/с “Березка г.Сибай Республика Башкортостан

Здоровьесберегающий проект “Подвижная игра как компонент здоровьесберегающей технологии”

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Центр развития ребенка- детский сад «Березка»

 

Здоровьесберегающий проект

«Подвижная игра как компонент

здоровьесберегающей технологии»

в подготовительной группе

Подготовила воспитатель

МДОБУ ЦРР

Детский сад «Березка»

Захарова Галина Владимировна

 

г.Сибай 2018 год

 

Тема: Подвижная игра как компонент здоровьесберегающих технологий

Актуальность темы проекта

«Актуальной задачей физического воспитания, говорится в концепции дошкольного образования- является поиск эффективных средств совершенствования, развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребностей в движении». Дошкольный возраст- это тот период, когда ребенок усиленно растет и развивается, период формирования человеческой личности, когда закладывается основа здоровья.

Хорошее здоровье, приобретенное в ранний и дошкольный период детства, служит фундаментом для общего развития и сохраняет свое значение в последующие годы жизни.

Данные статистики, факты из медицинской практики говорят о том,  что дети испытывают двигательный дефицит, который приводит к ярко выраженным функциональным  нарушениям в их организме. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития (координации движений, выносливости, гибкости, силы).подвижная игра имеет большое  значение в укреплении здоровья дошкольника. В подвижные игры включаются основные движения: ходьба, бег, метание, лазанье, прыжки, равновесие. Движения, входящие в игру, развивают и укрепляют организм, улучшают обмен веществ, функциональную деятельность всех органов и систем.

 

Срок реализации проекта: средняя продолжительность (6 месяцев)

Участники:

Воспитанники, родители, педагоги

Цель проекта:

Обосновать эффективность проведения подвижных игр на развитие физических качеств и повышение их уровня физической подготовленности.

Задачи:

  • Поддержание в игре достаточной активности всех детей
  • Укрепление и оздоровление организма детей
  • Формирование необходимых навыков движений, умения действовать в коллективе сверстников
  • Развитие их речи и обогащение словаря
  • Создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей
  • Воспитание у них дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности

Предполагаемые результаты:

  • Повышение уровня физической подготовленности, двигательных умений и навыков
  • Развитие образного мышления, творческого воображения
  • Получение первого опыта самооценки

Этапы проекта

  • Подготовительный

– составление перспективного плана ;

– подбор литературы (стихи, загадки, считалки);

– подбор подвижных игр, наглядно-дидактических пособий;

– подбор картотек подвижных игр;

– подбор атрибутов для подвижных игр.

    2.Основной

– рассматривание иллюстраций;

– разучивание считалок;

– проведение мероприятий согласно перспективному планированию;

– художественное творчество. Рисование на тему «Кот и мыши»;

-работа с родителями (консультация «Двигаться и играть, значит укреплять здоровье», игровое математическое занятие по физкультуре «Наши друзья насекомые»)

  1. Заключительный этап

– подведение итогов реализации проекта.

Взаимодействие с семьей

Праздники, беседы, консультации.

Реализация проекта

Была проведена большая предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций (книга «Русские подвижные игры»)
  • Знакомство с правилами игры
  • Изготовление атрибутов к играм
  • Выставка рисунков «Я играю, я расту»
  • Конкурс «Кто больше знает игр»
  • Познавательное занятие «Подвижные игры», с целью расширения и закрепления знаний детей о подвижных играх наших предков
  • Рассматривание альбома «Играем весело!»

 

Классификация подвижных игр

Использовали в своей работе все стандартные подвижные игры, которые делятся на 2 большие подгруппы: подвижные игры с правилами и игры с элементами спортивных игр. Первую группу подвижных игр с правилами составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, по сложности правил и своеобразию двигательных заданий. В связи с этим среди них можно выделить:

– Сюжетные

– Бессюжетные

– Игры забавы

Сюжетные игры строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях взрослых (летчик, пожарный, шофер и т.д.), средствах транспорта (автомобиль, поезд, самолет), явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Сюжетные игры и правила обуславливают характер движений играющих (бегают как «лошадки», летают как «птицы», взлетают на лестницу как пожарники).  В сюжетных играх, таким образом, выполняемые упражнения носят в основном имитационный характер. Одной из особенностей подвижных игр с сюжетами является возможность воздействия на детей через образы, роли, которые они выполняют, через правила, подчинение которым обязательны для всех.

Сюжетные игры преимущественно коллективные, количество играющих может быть различным (от 5 до 25), и это позволяет широко использовать игры в разных условиях и с разными целями.

Бессюжетные игры. Эти игры подразделяются на:

– типа ловишек

– с элементами соревнований, эстафет

– с предметами (бабки, серсо, школа мяча)

Бессюжетные игры типа ловишек очень близки к сюжетным- в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей, взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях. Однако следует учесть, что бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные.

Значительно отличаются от предыдущих видов бессюжетных игр игры с  использованием предметов. Играющие в них выполняют более сложные движения: метание, бросание, бросание и ловля или прокатывание мячей, шаров, колец. Дети должны стремиться обязательно, попасть в цель, поймать мяч. Играть в них одновременно  могут лишь небольшие группы детей. В этих играх уже появляются некоторые элементы индивидуального соревнования. Например, выйти в перед при выполнении заданий «Школа мяча» и т.д.

Игры-забавы. Это так называемые игры-забавы, аттракционы. Не будучи особенно важным для физического воспитания, они, однако проводятся на вечерах досуга, на физкультурных праздниках. Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (бег в мешке, пробежать, держа в руке ложку с картофелиной). Игры-забавы- веселое зрелище , развлечение для детей, доставляющее им много радости, но в то же время они требуют  от участников двигательных умений, ловкости, сноровки.

Детям дошкольного возраста становятся доступными и подвижные игры с элементами соревнования, индивидуального или группового, как например, «Перемени предмет», «Кто скорее до флажка», «Чье звено скорее соберется» и другие не сложные игры-эстафеты. В основе этих игр  лежит выполнение определенных двигательных заданий в соответствии с правилами. Элементы соревнования побуждают детей к большей активности, к проявлению различных двигательных и волевых качеств (быстроты, ловкости, выносливости, выдержки, самостоятельности).

Вторую группу стандартных подвижных игр составляют игр с элементами спортивных игр.

Эти игры включают элементы спортивных игр : городки, бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей). Игры проводили с детьми старшего дошкольного возраста по упрощенным правилам.

«Игры сотрудничества» или «кооперативные игры» это такие игры, при проведении которых учитываются не личные достижения отдельных  участников или команд, соревнующихся друг с другом, а достижения всех участников в целом, объединённых в целую команду.

В этих играх отсутствует разделение участников на победителей и побежденных, основной акцент смещается с результата на сам процесс игры, придумывание игр, юмор, творчество.

Для обозначения этих игр иногда используют другие термины: «игры сотрудничества», «Творческие игры», «Игры доверия».  Они строятся на следующих основных принципах:

  • Отсутствие победителей и побежденных;
  • Не конкуренция, а сотрудничество участников: они помогают друг другу в достижении общей цели;
  • Все участники должны получать удовольствие от игры, вместе веселиться;
  • Ни один участник не может быть исключен из игры;
  • В игре могут принять участие все желающие не зависимо от возраста, подготовки, состояния здоровья (инвалидности) и т.д.
  • Каждый участники уверен в том , что другие участники не нанесут ему повреждений, предохраняет от них, помогут ему, обеспечат его безопасность.

Здесь всемерно поощряется рыцарское поведение, красота действий и поступков, взаимопомощь, творчество, фантазия, юмор, поведение в этих соревнованиях в соответствии с девизом : «Красота действий и поступков дороже успеха».

Все это ориентирует участников «новых игр» на сотрудничество, а не на конкуренцию, на борьбу с собой, а не с соперником, исключает проявления агрессивности и насилия. Такие игры с одной стороны дают возможность формировать у детей коллективную деятельность, а с другой стороны развивает физические качества.