автор: Зайнутдинова Эльвира Рашитовна
Воспитатель г. Салават МБДОУ№41
“Роль игры в развитии речи детей”
«Игра – это огромное светлое окно,
Через которое в духовный мир ребенка
Вливается живительный поток представлений,
Понятий об окружающем мире».
В.А. Сухомлинский.
Особое место в жизни ребенка занимает игра. Игра – основная деятельность детей. Среди разнообразных игр, проводимых мною в детском саде, значительное место принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включается во все системы дошкольного воспитания.
Дети бывают застенчивыми, нерешительными, малообщительными. Для решения этой проблемы были использованы дидактические игры. Через игру направлялась работа на конкретизацию знаний детей, на формирование представлений о предметах и явлениях окружающей действительности на занятиях по развитию речи.
Хорошая речь- важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче высказывать ему свои мысли.
Мы знаем ,что дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Возможность обогащать и закреплять словарь, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать коммуникативные навыки .
Дидактическая игра осуществляется поэтапно с метода совместных высказываний с применением игрового приёма как описание сюжетной картинки предложенной детям.
Я поставила перед собой цель: сделать занятие по развитию речи эмоциональным, позволяющим ребенку получать собственный опыт с помощью дидактической игры.
Для решения проблемы и осуществления поставленной цели, были намечены следующие задачи:
- Учить детей четко излагать свои мысли, развивать логическое мышление.
- Развивать умение обобщать предметы, точно определять качество предметов.
- Развивать у детей произвольное внимание и сосредотачиваться на поставленной цели.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Воспитывать у детей уверенность в себе.
Понимая, какое значение имеет дидактическая игра в развитии речи детей и для того, чтобы повысился интерес к игре, я придерживаюсь следующих требований.
- Дидактическая игра должна давать упражнения полезные для умственного развития.
- Должна быть увлекательной задача, решение которой требует умственного усилия, преодоления трудностей.
- Игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их удовлетворение.
Основным средством формирования правильной грамматической речи детей являются словесные дидактические игры. Я использую такие игры как: «Подскажи словечко»( бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивать н-р у медвежонка мама медведица, а у бельчонка? и.т.д.), «Горячий – холодный»( закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов), «Из чего сделано?»( закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования н-р рукавички из меха-меховые:, «Лови да бросай – цвета называй» (бросая мяч ребёнку, называть прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному), «Кто где живёт?»( закрепление знания детей о жилищах животных), «Кто как разговаривает?»( Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос), «Четвёртый лишний»( закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению), «Один – много»( закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных), «Что бывает круглым?»( расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости), «Обобщающие понятия»( расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия. Н-р: овощи – картофель, капуста, помидор, огурец, редиска), «Назови ласково»( закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции), «Закончи предложение»( учить дополнять предложения словом противоположного значения; развивать память, речь), «Бывает — не бывает» и.т.д.
Очень нравиться детям игра « Волшебный кубик».
– Такие кубы многофункциональны, просты в изготовлении, удобны в использовании.
– Их можно использовать на самых разных занятиях
– Развивают умственные и творческие способности детей
– Являются ярким элементом предметно – пространственной среды.
– Благодаря таким кубам можно закреплять ранее полученные знания в игровой форме.
– Можно использовать в разных возрастных группах.
Регулярно провожу тематические прогулки-наблюдения, где стараюсь вовлечь детей в беседы, обсуждения.
Стараюсь правильно называть и напоминать правила игры, если дети играют впервые, то знакомлю их с персонажами.
В своей работе с детьми использую различные дидактические игры «Что из чего», «Профессии», «Что сначало, что потом», «Лото», «Времена года», и.т.д.
Дидактические игры в развитии речи детей сохраняет свою актуальность на различных этапах дошкольного возраста. В результате занимательных игр словарный запас детей значительно увеличился, речь стала более активной.
Стараюсь использовать дидактические игры в режимных моментах.
Игра-это вся жизнь ребёнка, где он учится, познает мир, развивается. Чтобы эта жизнь была полноценной, интересной стараюсь включать больше сюрпризных моментов.
Все дидактические игры направлены на расширение, углубление, систематизацию знаний об окружающем мире, поэтому дидактические игры применяю в течении всего дня, так как они способствуют накоплению положительных эмоций.
Для снятия зрительной нагрузки провожу физкультминутки в игровой форме. Чтобы ребенок развивался, необходимо для этого создать условия. В группе оборудована дидактическая зона, где дети пользуются разнообразным материалом, с которым они играют по своему желанию индивидуально, небольшими группами. Подбор игр и материала подбирался с учетом требований к наглядности. Для того, чтобы воспитание детей в игре проходило успешно, создаются необходимые условия:
- Отводится играм достаточное время.
- Организовывается спокойная обстановка.
- подбираются соответствующие дидактические игры.
При подборе, прежде всего, учитывается доступность, повторяемость, постепенность, выполнения задания, сезонность.
Наблюдая за самостоятельными играми детей, выявлялись их знания, уровень умственного развития, особенности поведения. Это подсказывало, какие игры полезны ребенку, в чем ребенок силен, в чем отстает.
Секрет успешной организации игры заключается в том, что я, обучая детей, сохраняю вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их.
Хочется отметить в моей работе тесную взаимосвязь с родителями. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знания некоторых методических приемов, используемых в работе по развитию речи детей, несомненно, помогало в организации дидактических игр, в домашних условиях. Знания родители получали через беседы, консультации, родительские собрания.
Родители на опыте убеждались в том, что совместные игры с детьми помогали лучше узнать своих детей, уяснить особенности их характера и поведения, сблизиться с ними. Для подобного общения с детьми нужно всегда находить время.
Выводы:
Я думаю, что дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность. Изучив литературу по теме, я выяснила, что дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка, и эффективным средством умственного развития ребенка, что обусловлено его психическим развитием.
Картотека дидактических игр и дальнейшее их использование в процессе формирования у детей умение классифицировать и связно описывать предметы показало эффективность моей работы. Результаты моей работы позволяют сделать вывод о том, что не все задачи, поставленные мной в начале работы по данной теме, решены. Я думаю, что для формирования качеств будущего школьника необходимо продолжать работу далее.