Педагогический проект КГУ «Гимназия №2» акимата города Рудного «Инновационная деятельность гимназии: от стратегических целей к реальным результатам»

Автор: Журавлев Вячеслав Викторович

директор КГУ “Гимназия №2 г.” акимата Рудного КГУ “Гимназия №2 г.” акимата Рудного

Педагогический проект КГУ «Гимназия №2» акимата города Рудного «Инновационная деятельность гимназии: от стратегических целей к реальным результатам»

Автор статьи Журавлев В.В.,

кандидат педагогических наук, директор КГУ «Гимназия №2»

города Рудного (г. Рудный, Республика Казахстан)

Педагогический проект КГУ «Гимназия №2» акимата города Рудного  «Инновационая деятельность гимназии: от стратегических целей к реальным результатам»

 

Аннотация проекта

В статье раскрыты особенности инновационной деятельности КГУ «Гимназия №2» акимата города Рудного, которая, согласно школьному Уставу, является инновационной организацией образования. Основными целями деятельности гимназии является создание условий для усвоения обучающимися общеобразовательных программ, реализуемых гимназией; создание благоприятных условий для свободного, разностороннего развития личности, для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ; создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся. В 2015 г в гимназии была организована инновационная площадка по разработке и внедрению современной, научно обоснованной модели управления качеством образования, внедряемые в процесс Управления гимназией новшества, обеспечивающие повышение эффективности процессов и улучшение качества преподавания, уровня качества обучения, были нацелены на следование от намеченных  стратегических целей к реальным результатам. Если отнести данный термин к современным реалиям образования, которое находится в периоде глобальных изменений, то можно со 100% уверенностью утверждать, что вся деятельность в условиях трансформации и развития системы образования является инновационной. То есть не важно, какой статус у организации образования: гимназия или общеобразовательная школа; не важно, городская школа или сельская, все живут и работают в режиме поэтапных инноваций.  В инновационной деятельности гимназии отражаются основные цели Программы развития современной модернизированной системы образования, которые являются базовыми для эффективного функционирования организации образования – именно на них строится применении инновационных практик в процессе Управления гимназией. Эффективность инновационного подхода доказана результатами данного подхода в деятельности организации образования: рост качества обученности, увеличение количества грантов, высокий спрос на обучение в гимназии, повышение качественного педагогического состава. 

Ключевые слова:  инновационная деятельности гимназии,  инновационная площадка по разработке и внедрению современной модели управления качеством образования.

    

 

Что есть инновационная деятельность для нашей гимназии? Инновации в гимназии это нестандартные подходы к управлению гимназией и к процессам обучения и воспитания. Нестандартный подход – это такая деятельность, которая может идти в разрез с многолетним успешным опытом, и расширяет возможности традиционного образования, а также повышает его эффективность. Для нас инновация не значит, что-то придуманное «вчера». Эта инновация могла быть внедрена и 10 лет назад. Но учитывая глобальные изменения общества и жизни в целом, наши инновации развиваются, трансформируются и стремятся соответствовать конкретному заказу и интересу общества. В инновационной деятельности гимназии отражаются основные цели Программы развития образования:     

  1. Повышение глобальной конкурентоспособности казахстанского образования и науки, воспитание и обучение личности на основе общечеловеческих ценностей;
  2. Увеличение вклада науки в социально-экономическое развитие страны.

Гимназия, выходя за рамки общеобразовательных стандартов, преследует задачи обеспечить безопасную и комфортную среду обучения и обеспечить интеллектуальное, духовно-нравственное и физическое развитие обучающихся.

Эффективное функционирование организации образования строится на применении инновационных практик в процессе Управления гимназией.

  1. Демократический стиль управления. При таком управлении важной составляющей является инициативность каждого педагога. Администрация предлагает только направления деятельности и прогнозирует ожидаемый результат, а пути достижения уже выбирает сам учитель. В настоящее время в гимназии не практикуется тотальное посещение администрацией учебных занятий. Урок – это творческая мастерская учителя. Мы никогда не добьемся эффективности урока если будем «загонять» учителя в определенные рамки. Мы практикуем взаимопосещение уроков учителями – что позволяет определить точки дальнейшего развития, выявить положительные аспекты урока для их совершенствования и распространения.
  2. При демократическом стиле управления каждый педагог имеет возможность взять управление гимназией в определенном направлении на себя. Главное, здесь не стать руководителем, а проявить себя как Лидер. В каждой организации образования уже десятки лет созданы методические объединения по предметам. Но давайте реально ответим на вопрос, чем занимаются руководители этих объединений – сбором информации, отчетов, составлению таблиц и тому подобное. Нам нужно прийти к осознанию, что отчет – это не деятельность, ориентированная на результат. Для эффективности процесса обучения и воспитания нужна деятельность, которая будет созидать, творить и развивать. Вот здесь и важна роль лидеров из числа педагогов. Педагоги-лидеры в гимназии нацелены на развитие профессиональных навыков учителей. Они становятся организаторами разнообразных коучингов, тренингов, мастер-классов, вовлекают учителей в педагогические акции и кампании по профессиональному развитию.
  3. Практика командного преподавания в гимназии – team-teaching – форма ведения очного обучения, когда учителя сообща ведут занятия с учащимися для совершенствования обучения и достижения единой цели. Методика командного обучения способствует большему общению между учениками и учителями, работая командой, учителя обеспечивают высоко контролируемое, скоординированное и организованное обучение.  Такие уроки могут быть интегрированными как по форме, так и по содержанию. К примеру, с учителем информатики обучающиеся разрабатывают программу-тренажер с функцией контроля, которая способствует отработке практических навыков на уроках химии, это может быть забавный тест, который проверит знания базовых химических формул. В качестве домашнего задания учителем может быть предложено создание цифрового адвент-календаря по химии.  При   знакомстве с химическими элементами для наглядного представления обучающимся предлагается создать цифровую версию Периодической системы химических элементов с использованием инфографики. Также при решении типовых задач по расчету массовой доли выхода продукта химической реакции в процентах от теоретически возможного учитель информатики  предлагает обучающимся самостоятельно разработать алгоритм задачи в виде блок-схемы с определенной последовательностью действий. Перед гимназистами ставится задача самостоятельно написать программу, проверка работы программы осуществляется на тестовых примерах, разработанных школьниками самостоятельно. Совместно с учителем информатики обучающиеся к программе разрабатывают определенные требования, далее учащиеся работают над компьютерным дизайном, составляют инструкции для пользователя,  а затем проверяют работу программы на задачах, предложенных учителем химии. Командное обучение – это инновационный подход к ведению урока. До сих пор учителя не могут понять – как возможно подготовить и провести урок целой группой учителей. Но на практике, Team-teaching доказывает свои преимущества перед традиционным уроком, и определяющим приоритетом является – высокая мотивация и неподдельный интерес учеников. 

Инновации в процессе обучения и воспитания.

  1. Проведение TED-конференции по актуальным вопросам образования с международным участием.Сегодня, во всех сферах деятельности требуются инновационные и оригинальные формы работы. А это требует проявления творчества и креативности. Проведение конференции в формате TED – дает возможность каждому спикеру, участнику проявить свои творческие способности и представить уникальные идеи развития образования.

В 2018 году в гимназии прошла первая TED-конференция, в которой приняли очное участие педагоги гимназии и преподаватели Педагогического колледжа №8 г.Санкт-Петербурга. В 2019 году была проведена вторая международная TED-конференция с участием педагогов гимназии, родителей, руководителей организаций образования г.Рудного, педагогов Педагогического колледжа №8 г.Санкт-Петербурга. В рамках TED-конференций обсуждаются актуальные и насущные проблемы образования, предлагаются оригинальные идеи по развитию образовательной системы. По итогам конференций издается сборник выступлений с присвоением ISBN номера.

    1. Международное сотрудничество в воспитательном процессе с Педагогическим колледжем №8 г.Санкт-Петербурга и Педагогическим колледжем г.Минска. С 2018 года в рамках учебно-воспитательного процесса гимназия №2 ведет сотрудничество с коллективом Педагогического колледжа №8 г.Санкт-Петербурга. Обучающиеся гимназии принимают участие в научно-практических конференциях для старших школьников, интеллектуальных конкурсах, организованные Санкт-Петербургским колледжем. Педагоги гимназии и преподаватели колледжа обмениваются опытом работы в сфере начального образования. В рамках празднования 75-летия Победы в ВОВ с января по июнь 2020 года гимназия активно сотрудничала с Санкт-Петербургским колледжем и Минским городским педагогическим колледжем (Республика Беларусь). Обучающиеся и учителя гимназии, преподаватели и студенты колледжей приняли участие в совместных мероприятиях и акциях, посвященных знаменательной дате наших дружественных государств.
  • STEM – образование

В гимназии применяется новаторский подход STEM-образования, безграничные возможности которого позволяют обучать и воспитывать  будущих лидеров и высококлассных специалистов. В традиционных учебных программах школьники изучают науку в теоретической плоскости, каждый предмет отдельно, чаще всего не понимая, зачем необходимо запоминать формулы и заучивать теоремы, как применить  это в жизни? Такой метод не вдохновляет детей. STEM интегрирует физику, химию, математику и основы программирования в единую схему обучения, результатом синтеза которых становятся проекты. Гимназистам на уроках математики предлагается самостоятельно вывести многие математические законы, на уроках физики и химии ученики не корпят над учебниками, а в лабораторных условиях постигают эту сложную науку.
Таким образом, каждый урок для детей – небольшое открытие. В такой образовательной среде дети получают знания и сразу учатся их использовать. 

Современный новый стандарт ориентирован на поликультурное образование, как на систему, представляющий собой общее направление по достижению желаемого результата посредством межпредметной интеграции предметов. В рамках различных дисциплин преподаватели обращаются к морально-нравственному и гражданскому аспекту, воспитанию «гражданина мира», человека широких взглядов, толерантного и гуманного. Так сформулирована одна из целей Программы развития образования. Содействуя целям Программы, гимназия ставит одну из важнейших задач – интеграция STEM-предметов и преподавание на английском языке. Как улучшить преподавание STEM-предметов на английском языке? Учителя химии и информатики представили своё видение по улучшению системы преподавания STEM-предметов на английском языке. Преподаватели химии и информатики гимназии придерживаются определенного метода изучения предметов на английском языке – они убеждены, что в изучении различных учебных дисциплин можно применять информацию одного предмета в изучении другого. Данный проект преподавания интересен смешанным подходом, использующим технологии по STEM-направлению. Он дает возможность повысить уровень знания английского языка гимназистам, а учителю, владеющим английским языком, получить доступ к информационно-образовательным ресурсам и педагогическому онлайн-инструментарию всего мира. Преподаватели химии и информатики убеждены: их задача как учителя – не дать объем знаний, а научить учиться. По сути этот метод направлен на то, чтобы полученные детьми знания в одном предмете были использованы в изучении других предметов. Этим самым, уверены преподаватели,  преподавание на английском и интеграция учебных дисциплин возможны не только внутри STEM-предметов, но и собственно среди заинтересованных педагогов – преодолевается «изоляция» между учителями. Ведь обычно у учителей нет времени для взаимодействия со  своими коллегами, работая же командой, они могут обсудить вопросы, касающиеся учащихся  и улучшения результатов работ.Согласно принципу обновленного содержания среднего образования учебные программы каждого предмета предусматривают реализацию трехьязычного образования. Вклад каждого предмета в создание полиязычной обучающей среды в совокупности обеспечивает реализацию политики трехьязычного образования. Сюда входят обмен знаниями и навыками в различных учебных ситуациях, правильное использование системы языковых и речевых норм. Гимназия стремится всячески мотивировать детей, особенно в старших классах, заниматься научными проектами и исследованиями. Успехи гимназистов во многом становятся возможными благодаря наставникам, которые преподают STEM-дисциплины.

Выпускница школы Бондаренко Виктория завоевала первое место в Международном конкурсе инновационных проектов «INGENIOUS PROJECT -2019» г.Усть–Каменогорск за исследование традиционного и альтернативного источника энергии и 2 место в IX Региональной научно – практической конференции школьников имени Т.Е. Даулетбаева «Интеллектуальный потенциал подрастающего поколения – залог успешного индустриально – инновационного развития Казахстана». Куратор научных изысканий – Тисленко Д.М.

   Инновационную деятельность гимназии отличает системная организация проектных работ, которая согласуется с индикаторами разработанной педагогами гимназии Дементьевой И.В., к.п.н., Ткач О.В., заместителем директора по НМР, Утегеновой Р.Ж., педагогом высшей квалификационной категории Программы стратегического развития КГУ «Гимназия №2» акимата города Рудного. Среди научно-практических, исследовательских проектов отдельное значение следующие авторские проекты: «Земляя наш общий дом», «Наши Здоровье и Безопасность», «Граждановедение», «Лидер 21 века», «Краеведение». В реализации данных проектов с 2015 по 2020 гг принимали участие все участники образовательного процесса: администрация гимназии, педагоги, родители, обучающиеся. У каждого проекта был куратор, организующий мероприятия проекта и осуществляющий контроль за реализацией, вносящий корректировку на всех этапах деятельности  проекта. В данный временной период на методических советах гимназии каждый проект получил объективную экспертную оценку представителей педагогического сообщества. Деятельность педагогического коллектива гимназии в рамках данного Проекта отличается инициативностью в постановке актуальных исследовательских задач, что отражено в результатах исследовательской деятельности совместного коллектива педагогов гимназии:

гимназия награждена Дипломом Международного конкурса инновационных проектов в номинации «Лучшая практика в общеобразовательных организациях». Каждый год на площадке  КГУ «Гимназия №2» акимата города Рудного проводится TED-конференция, по итогам которой издается методический журнал, представляющий собой апробацию опыта педагогов гимназии, Санкт-Петербургского колледжа №8, Минского городского педагогического колледжа (в рамках партнерских соглашений  с 2016 г).

   В результате деятельности инновационной площадки по разработке и внедрению современной, научно обоснованной модели управления качеством образования, внедряемых в процесс Управления гимназией новшеств, обеспечивающих повышение эффективности процессов и улучшение качества преподавания, уровня качества обучения с 2016  по 2020 гг имеются

 Результаты инновационной деятельности

  1. Рост качества обученности – 68%
  2. Увеличение количества грантов – 11(50% от числа участвовавших)
  3. Высокий спрос на обучение в гимназии – увеличение количества обучающихся на 200 человек за последние 5 лет, при рабочей мощности гимназии в 440 учеников.
  4. Повышение качественного педагогического состава до 72%

 

Список литературы

  1. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 – 2025 годы    http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1900000988#z11