автор: Жолобова Анна Алексеевна
Педагог-психолог МБОУ Кыштовская СОШ№1
Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся “120 уроков психологического развития младших школьников ”
Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся “120 уроков психологического развития младших школьников” по Локаловой
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа составлена на основе психологической программы развития когнитивной сферы учащихся I – IV классов Н.П. Локаловой «120 уроков психологического развития младших школьников».
Для реализации программы используют учебно-методические пособия:
Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I – IV классов). Часть 1. Книга для учителя. – 4-е изд., стер. – М.: «Ось-89», 2008.
Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I – IV классов). Часть 2. Материалы к урокам психологического развития. – – 4-е изд., стер. – М.: «Ось-89», 2008.
Программа предназначена для работы с обучающимися 1- 4 классов с задержкой психического развития вариант 7.1
Материал рассчитан на 34 занятия (1 – 4 классы) по 20-30 минут в каждом классе.
Цель: познавательно-личностное развитие школьников, на котором формируются умения осуществлять различные умственные действия, развиваются самостоятельность обучающихся, способность к рассуждению, самоконтроль, стремление отстаивать свое мнение.
Задачи:
- Развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).
- Формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах; умение слушать и слышать учителя; умение учитывать в своей работе требования учителя).
- Развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков;
- Развитие чувства сплоченности, ответственности, формирование опыта нравственного поведения;
- Формирование психологических новообразований младшего школьного возраста, произвольности.
- Развитие рефлексии.
- Подготовка младшего школьника к переходу в среднюю школу.
Основные задачи психологического развития первоклассников:
- Развитие сенсорно-перцептивной сферы.
- Развитие наглядно-образного формирования предпосылок овладения учебной деятельностью.
Основные задачи психологического развития второклассников:
- Дальнейшее развитие наглядно-образного мышления.
- Формирование словесно-логического мышления.
- Формирование внутреннего плана действия как одного из новообразований этого периода развития.
Основные задачи психологического развития третье- и четвероклассников:
- Формирование словено-логического понятийного мышления.
- Развитие произвольности.
- Развитие внутреннего плана действия.
Форма оценивания знаний учащихся – безотметочная.
Формы контроля: выполнение тестовых заданий, диагностика.
Занятия проводятся в индивидуальной или групповой форме.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, дидактическая игра.
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться 13 совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
В настоящее время уже сами учителя понимают, что без широкого использования психологических знаний в учебном процессе, без повседневной опоры на достижения современной психологической науки успешно осуществлять учебный процесс в школе становится невозможным. Все чаще учителя признают, что основным препятствием для успешного обучения детей становится низкий уровень развития их общего познавательно-личностного развития. Они все чаще обращаются к психологам с вопросом: «Что вы конкретно можете дать практике образования, чтобы повысить качество обучения помочь детям учиться?»
Именно в ответ на этот вопрос и была разработана психологическая развивающая программа для младших школьников «Уроки психологического развития», цель которой – последовательное и планомерное формирование у обучающихся психологической основы обучения, повышение уровня психологического, и в частности умственного, развития.
Комплексная психолого-педагогическая задача школьного обучения состоит в том, чтобы не только обеспечить усвоение совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и сформировать у обучающихся представления об обобщенных приемах и способах выполнения различных умственных действий, что, в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания. Это и есть, с одной стороны, механизм умственного развития, а с другой стороны – это путь формирования психологической основы обучения, обладающей внутренним потенциалом развития, который позволит в будущем осуществляться не только саморазвитию и саморегуляции личности, но и эффективному самостоятельному приобретению знаний.
В последнее время, среди учеников младших классов возрастает число детей с трудностями в обучении, обусловленными в первую очередь недостаточным уровнем их когнитивно – личностного развития. Поэтому оказание действенной психологической помощи обучающимся на начальном этапе обучения в настоящее время становится особенно актуальной задачей.
Особенностью данной программы является направленность на формирование когнитивных знаний. Другой важной стороной психологического развития обучающихся является закладывание эмоционально-личностного отношения к получаемым метазнаниям: стремление доказывать свою точку зрения, критически осмысливать свой ответ и мнения своих одноклассников, положительно-эмоционально относиться к изучаемому материалу и к учению в целом, формирование адекватной самооценки, что является необходимым для становления мировоззрения условием формирования направленности личности обучающихся.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИЯХ.
Основной показатель качества освоения программы – личностный рост обучающегося, егосамореализация и определение своего места в детском коллективе, переход в среднюю школу и обучение по ООП.
Личностными результатами занятий «120 уроков психологического развития младших школьников» являются следующие умения:
Развивать познавательные интересы;ознакомить учащихся с внутренним миром личности.
Средством достижения этих результатов служат:
Игры и задания, развивающие психологические процессы; развитие смыслообразования.
Метапредметными результатами занятий «120 уроков психологического развития младших школьников» является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
Определить и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью педагога;
Проговаривать последовательность действий на занятиях;
Учиться высказывать свое предположение (версию);
Средством формирования регулятивных УУД служит технология психологического саморегулирования.
Познавательные УУД:
Познание внутреннего мира личности через рассказы, игры;
Умение находить ответы на вопросы;
Делать выводы в результате совместной работы обучающихся с педагогом.
Средством формирования познавательных УУД служат логические, проблемные задания.
Коммуникативные УУД:
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
Слушать и понимать речь других;
Договариваться с одноклассниками о правилах поведения и общения и следовать им;
Учиться работать в паре, в группе (выполнять различные роли: лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем, интегрироваться в группу сверстников.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Структура уроков психологического развития.
- Вводная часть (создание у учащихся положительного эмоционального фона, выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности). Для каждого урока подобраны специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном уроке.
- Основная часть. Выполнение заданий. Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий, в разных вариантах.
- Заключительная часть (подведение итогов занятия, обсуждение результатов и трудностей, которые возникали при выполнении заданий).
Психологические процессы, подлежащие развитию | Кол-во занятий |
Ощущения | 19 |
Восприятие | 15 |
Внимание | 27 |
Память | 42 |
Мышление | 94 |
Пространственные представления | 31 |
Самоконтроль | 3 |
Произвольность | 25 |
Воображение | 8 |
Психомоторика | 8 |
Внутренний план действия | 14 |
Чувство времени | 3 |
Предполагаемые результаты:
· развитие основных мыслительных способностей учащихся;
· развитие различных видов памяти, внимания и воображения;
· развитие речи;
· становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля;
· снижение тревожности и необоснованного беспокойства;
· высокая степень познавательной активности учащихся.
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I – IV классов). Часть 1. Книга для учителя. – 4-е изд., стер. – М.: «Ось-89», 2008.
Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I – IV классов). Часть 2. Материалы к урокам психологического развития. – – 4-е изд., стер. – М.: «Ось-89», 2008.
Методики : 10 слов (Лурия), доски Сегена, проективные методики (рисуночные тесты), «Диагностика мотивации учения», «Классификация»; «Исключение предметов»; «Логические последовательности», «Воспроизведение рассказа», «Рисование по точкам», «Выкладывание узора из кубиков», «Проба на внимание», «Сложи квадрат»
Магнитофон, игры, игрушки, карточки («Времена года», «Изучаем время»), карандаши, краски, цветная бумага, картинки с предметами, геометрические фигуры.