Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся “120 уроков психологического развития младших школьников”

автор: Жолобова Анна Алексеевна

Педагог-психолог МБОУ Кыштовская СОШ№1

Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся “120 уроков психологического развития младших школьников ”

Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся “120 уроков психологического развития младших школьниковпо Локаловой

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа составлена на основе психологической программы развития когнитивной сферы учащихся I – IV классов Н.П. Локаловой «120 уроков психологического развития младших школьников».

Для реализации программы используют учебно-методические пособия:

Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I – IV классов). Часть 1. Книга для учителя. – 4-е изд., стер. – М.: «Ось-89», 2008.

Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I – IV классов). Часть 2. Материалы к урокам психологического развития. – – 4-е изд., стер. – М.: «Ось-89», 2008.

Программа предназначена для работы с обучающимися 1- 4 классов с задержкой психического развития  вариант 7.1

Материал рассчитан на 34 занятия  (1 – 4 классы) по 20-30 минут в каждом классе.

Цель: познавательно-личностное развитие школьников, на котором формируются умения осуществлять различные умственные действия, развиваются самостоятельность обучающихся, способность к рассуждению, самоконтроль, стремление отстаивать свое мнение.

 

Задачи:

  1. Развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).
  2. Формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах; умение слушать и слышать учителя; умение учитывать в своей работе требования учителя).
  3. Развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков;
  4. Развитие чувства сплоченности, ответственности, формирование опыта нравственного поведения;
  5. Формирование психологических новообразований младшего школьного возраста, произвольности.
  6. Развитие рефлексии.
  7. Подготовка младшего школьника к переходу в среднюю школу.

Основные задачи психологического развития первоклассников:

  1. Развитие сенсорно-перцептивной сферы.
  2. Развитие наглядно-образного формирования предпосылок овладения учебной деятельностью.

Основные задачи психологического развития второклассников:

  1. Дальнейшее развитие наглядно-образного мышления.
  2. Формирование словесно-логического мышления.
  3. Формирование внутреннего плана действия как одного из новообразований этого периода развития.

Основные задачи психологического развития третье- и четвероклассников:

  1. Формирование словено-логического понятийного мышления.
  2. Развитие произвольности.
  3. Развитие внутреннего плана действия.

Форма оценивания знаний учащихся – безотметочная.

Формы контроля: выполнение тестовых заданий, диагностика.

Занятия проводятся в индивидуальной или групповой форме. 

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, дидактическая игра.

Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. 

Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. 

Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного). 

Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться 13 совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

В настоящее время уже сами учителя понимают, что без широкого использования психологических знаний в учебном процессе, без повседневной опоры на достижения современной психологической науки успешно осуществлять учебный процесс в школе становится невозможным. Все чаще учителя признают, что основным препятствием для успешного обучения детей становится низкий уровень развития их общего познавательно-личностного развития. Они все чаще обращаются к психологам с вопросом: «Что вы конкретно можете дать практике образования, чтобы повысить качество обучения помочь детям учиться?»

Именно в ответ на этот вопрос и была разработана психологическая развивающая программа для младших школьников «Уроки психологического развития», цель которой – последовательное и планомерное формирование у обучающихся психологической основы обучения, повышение уровня психологического, и в частности умственного, развития.

Комплексная психолого-педагогическая задача школьного обучения состоит в том, чтобы не только обеспечить усвоение совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и сформировать у обучающихся представления об обобщенных приемах и способах выполнения различных умственных действий, что, в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания. Это и есть, с одной стороны, механизм умственного развития, а с другой стороны – это путь формирования психологической основы обучения, обладающей внутренним потенциалом развития, который позволит в будущем осуществляться не только саморазвитию и саморегуляции личности, но и эффективному самостоятельному приобретению знаний.

В последнее время, среди учеников младших классов возрастает число  детей с трудностями в обучении, обусловленными в первую очередь недостаточным уровнем их когнитивно – личностного развития. Поэтому оказание действенной психологической помощи обучающимся на начальном этапе обучения в настоящее время становится особенно актуальной задачей.

Особенностью данной программы является направленность  на формирование когнитивных знаний. Другой важной стороной психологического развития обучающихся является закладывание эмоционально-личностного отношения к получаемым метазнаниям: стремление доказывать свою точку зрения, критически осмысливать свой ответ и мнения своих одноклассников, положительно-эмоционально относиться к изучаемому материалу и к учению в целом, формирование адекватной самооценки, что является необходимым для становления мировоззрения условием формирования направленности личности обучающихся.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИЯХ.

Основной показатель качества освоения программы – личностный рост обучающегося, егосамореализация и определение своего места в детском коллективе, переход в среднюю школу и обучение по ООП.

Личностными результатами занятий «120 уроков психологического развития младших школьников» являются следующие умения:

Развивать познавательные интересы;ознакомить учащихся с внутренним миром личности.

Средством достижения этих результатов служат:

Игры и задания, развивающие психологические процессы; развитие смыслообразования.

Метапредметными результатами занятий «120 уроков психологического развития младших школьников» является формирование УУД.

Регулятивные УУД:

Определить и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью педагога;

Проговаривать последовательность действий на занятиях;

Учиться высказывать свое предположение (версию);

Средством формирования регулятивных УУД служит технология психологического саморегулирования.

Познавательные УУД:

Познание внутреннего мира личности через рассказы, игры;

Умение находить ответы на вопросы;

Делать выводы в результате совместной работы обучающихся с педагогом.

Средством формирования познавательных УУД служат логические, проблемные задания.

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Слушать и понимать речь других;

Договариваться с одноклассниками о правилах поведения и общения и следовать им;

Учиться работать в паре, в группе (выполнять различные роли: лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит продуктивное  взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем, интегрироваться в группу сверстников.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Структура уроков психологического развития.

  1. Вводная часть (создание у учащихся положительного эмоционального фона, выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности). Для каждого урока подобраны специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном уроке.
  2. Основная часть. Выполнение заданий. Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий, в разных вариантах.
  3. Заключительная часть (подведение итогов занятия, обсуждение результатов и трудностей, которые возникали при выполнении заданий).

 

Психологические процессы, подлежащие развитию Кол-во занятий
Ощущения 19
Восприятие 15
Внимание 27
Память 42
Мышление 94
Пространственные представления 31
Самоконтроль 3
Произвольность 25
Воображение 8
Психомоторика 8
Внутренний план действия 14
Чувство времени  3

 

 Предполагаемые результаты:
· развитие основных мыслительных способностей учащихся;
· развитие различных видов памяти, внимания и воображения;
· развитие речи;
· становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля;
· снижение тревожности и необоснованного беспокойства;
· высокая степень познавательной активности учащихся.

 

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I – IV классов). Часть 1. Книга для учителя. – 4-е изд., стер. – М.: «Ось-89», 2008.

Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I – IV классов). Часть 2. Материалы к урокам психологического развития. – – 4-е изд., стер. – М.: «Ось-89», 2008.

Методики : 10 слов (Лурия), доски Сегена, проективные методики (рисуночные тесты),   «Диагностика мотивации учения», «Классификация»; «Исключение предметов»; «Логические последовательности», «Воспроизведение рассказа», «Рисование по точкам», «Выкладывание узора из кубиков», «Проба на внимание», «Сложи квадрат»

Магнитофон, игры, игрушки, карточки («Времена года», «Изучаем время»), карандаши, краски, цветная бумага, картинки с предметами, геометрические фигуры.