автор: Желтобрюхова Татьяна Петровна
воспитатель МКУ “Детский дом “Остров надежды”
“Никогда не обижайте друзей”
НИКОГДА НЕ ОБИЖАЙТЕ ДРУЗЕЙ.
Цели:
– способствовать формированию дружеских отношений воспитанников;
-воспитывать у ребят чувства дружбы и товарищества;
-дать знания о нравственных нормах поведения;
-побуждать детей к самовоспитанию нравственных качест
НИКОГДА НЕ ОБИЖАЙТЕ ДРУЗЕЙ.
Никогда не меняйте друзей.
Их нельзя разменять как монету.
Вы поймёте это поздней —
Ближе друга на свете нету.
Никогда не теряйте друзей,
Ту потерю ничем не измеришь.
Старый друг не вернётся к тебе,
Новым другом его не заменишь.
И не стоит друзей обижать —
Станет раной на сердце обида,
Хоть друзья и умеют прощать,
Дверь в их душу будет закрыта.
Нужно дружбу беречь всегда.
Это чувство длиннее века.
Лучший друг не предаст никогда,
Просто преданней нет человека!
Воспитатель: В городах много жителей, много приезжих ,череcчур много машин. Все куда-то спешат, все куда-то опаздывают. Встретившись взглядом, подарив улыбку случайному прохожему, мимоходом роняем какую-то фразу, оставляем в душах людей впечатления о себе.
Среди многих наук, без которых не обойтись, есть одна, совершенно для всех необходимая. Это наука общения, поведения человека среди людей, или этикет.
Люди бывают очень разные: с одними общаться всегда приятно, с другими не очень; одни легко вступают в разговор, а другие – нет.
Общаться мы учимся с раннего детства. И сегодня мы поговорим о том, каким бывает общение, какие эмоции при этом испытывает человек.
- Беседа по теме
Умеем ли мы вежливо общаться.
Сейчас я поздороваюсь с каждым из вас персонально. А вы скажите, какое приветствие вам больше всего понравилось.
– Приветик,Женька!
– Здравствуй, Сашка!
– Доброе утро, Евочка, у тебя чудесные бантики!
– Привет, Викуля, ты прекрасно выглядишь!
– Доброе утро, мои хорошие!
– Здравствуй, Женечка!
Поприветствуйте и пожелайте соседу так, как бы вы хотели, чтобы поприветствовали вас. Как вы думаете, приятно ли человеку, когда при встрече его назвали по имени и сделали комплимент? Давайте здороваться друг с другом только так.
Важно ли при встрече улыбнуться друг другу? Давайте не будем скупиться на улыбку. Как вы здороваетесь, если видите вдалеке друга? Жестом и улыбкой можно поприветствовать друг друга издалека.
.
– Как вы понимаете смысл пословицы «Слово – не воробей, вылетит, не поймаешь?»
– Что мы можем узнать о человеке по речи?
– Можно ли говорить о культуре речи тех ребят, которые обращаются друг к другу по прозвищам и кличкам? то ведь вот как часто бывает: (мини – сценка)
-Бык! Постой Бык! Ну погоди ты.
-Ну чего тебе , Ходуля , надо?
-Пошли скорее в раздевалку, Косой там шапку потерял. Ща расхныкается.
-Ха, так его шапку Кабан забрал и за батарею спрятал . Пусть поищет.
Вот так , войдёшь в школу , а кажется , что в страшную сказку попал , где живут некрасивые звери , и разговаривают они мальчишечьими и девчоночьими голосами
– Послушайте отрывок из рассказа А. Раскина «Как папу дразнили», а затем выскажите свое мнение по поводу того, почему родители не смогли понять, о каких детях говорила учительница на родительском собрании?
…Однажды учительница сказала ребятам так:
– Я знаю, что у всех вас есть прозвища. Мне кажется, очень глупо дразнить человека за то, что у него очки, или за то, что он маленького роста. Почему вы так не уважаете себя и друг друга?
Ребята обещали забыть свои прозвища. И некоторое время они держали свое слово.
А потом в классе можно было услышать: «Гусь», «Рыжий », «Очкарик», «Заноза». « Рева –Карева», « Пышка –кубышка»
Тогда Наталья Александровна приняла свои меры. Вот что она сделала.
На родительском собрании она сказала:
– Поговорим о успеваемости ваших детей. Гусь успевает по всем предметам, но много разговаривает на уроках. Заноза– хороший математик. Но вот грамотность его меня беспокоит. Он делает много ошибок. Очкарик отвечает на уроках, а домашние работы делает небрежно. Рыжий – – лучший художник в классе, но ему нужно больше читать вслух. Рева – корова и Пышка – Кубышка плохо решают задачи. Им нужны дополнительные задачи по математике. Я бы прикрепила их к Глухарю.
– Как вы думаете, родители поняли, о ком идет речь? Все ли им было понятно? Приятно ли родителям было слушать прозвища своих детей?
– Какое настроение было у родителей после родительского собрания?
– Какие меры родители должны были предпринять после родительского собрания?
– Что вы почувствовали?
2. Игра «Комплимент»
У меня есть волшебный стул. Каждый, кто садится на этот стул, теряет все свои плохие качества. Сегодня на этот стул сядут по очереди два одноклассника – мальчик и девочка. Все сидящие за партами делают комплименты сначала одному участнику игры, а потом другому. Доска делится пополам, слева написано слово мальчик, справа – девочка.
Все названные добрые слова, характеризующие и мальчика и девочку, учитель записывает на доске. Победит тот, кто последним скажет хорошие слова, характеризующие детей, сидящих на стуле.
Далее другие дети садятся на стул по очереди, а остальные говорят о них только хорошее.
3. Анализ ситуации
Вы… это … самое…
Когда вы говорите, то, значит, это, … как его…
Ну, в общем, не тяните.
Вот, между прочим, так сказать,
Что мне хотелось вам сказать.
Прислушайтесь к себе, как часто вы произносите похожие слова, в которых нет смысла. Такие слова ничего не обозначают, а только засоряют нашу речь. Выбросите из каждой строчки все «слова – паразиты», что останется? Изменится ли смысл сказанного?
Притча о картошке и обиде
Ученик спросил учителя:
– Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.
Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет.
– Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, – сказал учитель, – то возьми этот картофель. С одной его стороны напиши своё имя, с другой имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.
– И это всё? – недоумённо спросил ученик.
– Нет, – ответил учитель. Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель. Ученик согласился.
Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился ещё несколькими картошинами и стал уже достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале, стал портиться. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах.
Ученик пришёл к учителю и сказал:
– Это уже невозможно носить с собой. Во-первых, пакет слишком тяжёлый, а во-вторых, картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.
Но учитель ответил: – То же самое, происходит и у тебя в душе. Когда ты на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Просто ты это сразу не замечаешь. Потом камней становиться всё больше. Поступки превращаются в привычки, привычки – в характер, который рождает зловонные пороки. И об этом грузе очень нелегко забыть, ведь он слишком тяжёлый, чтобы носить его постоянно с собой. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе это
камень.
Упражнение «Аплодисменты по кругу». Представьте, что чувствует артист после концерта, слушая гром аплодисментов. Наверное, он воспринимает их всей душой и испытывает очень приятное волнение. У нас замечательный коллектив в группе, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу предложить игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Вы должны встать в общий круг. Я подхожу к одному из вас, называю его (ее) имя, приветствую аплодисментами, затем он (она) выбирает кого-нибудь из учеников, и мы уже вдвоем называем имя и приветствуем аплодисментами. Эта тройка выбирает следующего претендента на аплодисменты. И т. д. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, и овации становятся все громче и громче. Нарастает и напряжение среди тех, кому еще не аплодировали, поэтому последнему играющему следует адресовать такие слова: «А самые бурные аплодисменты достаются …».
Упражнение «Пожелание другу». Человек живет не один, а в обществе, и поэтому нужно научиться жить в любви и согласии ко всему миру, ко всем окружающим. Мы живем в группе одной общей семьей, трудимся, учимся, выполняем какую–нибудь работу и результат будет тогда наилучшим, когда мы будем едины, будем все вместе, когда не будет вражды.
Доброжелательность ваших слов, ваша улыбка сохраняет ваше здоровье и здоровье окружающих.