автор: Ефремова Юлия Леонидовна
Учитель математики МБОУ “Кольчугинская школа №1”
Дифференцированный подход в обучении на уроках математики
Ефремова Юлия Леонидовна, учитель математики, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кольчугинская школа № 1», Российская Федерация, Республика Крым, Симферопольский район, село Кольчугино
Дифференцированный подход в обучении на уроках математики
Как достичь усиления познавательной активности учащихся на каждом из этапов урока: при первичном восприятии нового материала, при первичной проверке понимания, при закреплении, при формировании практических умений и навыков? Как обеспечить повышение интереса к изучаемому материалу, преодолеть барьер между естественным влечением детей к знаниям и сложностью восприятия этих знаний? Эти вопросы возникают постоянно перед учителем, заставляя его совершенствовать свои знания, изучать опыт своих коллег, изучать новейшие педагогические технологии, создавая свой собственный опыт работы.
В своей практической деятельности опираюсь на возрастную психологию, общие закономерности усвоения учебного материала на всех стадиях: восприятие, осмысление, запоминание и применение знаний. Учитываю известные идеи деятельностной теории обучения, имеет свое начало еще в трудах А. Дистервега и подробно разработана в ХХ веке выдающимися учеными Л. С. Выготским, Л. Н. Леонтьев, П. Я. Гальпериным и другими. Принимая во внимание, что деятельностный подход имеет следующие структурные элементы: цель-мотив-средства-результат строю урок так, чтобы учебная работа не только обеспечивала результат, но и положительно влияла на чувства, мысли учеников, обогащала их жизненный опыт
Лучший результат в обучении достигается, когда выполняются следующие условия:
- формирование активного отношения к обучению у ученика;
- подача учебного материала в определенной логической последовательности;
- демонстрация и закрепление при выполнении различных приемов умственной и практической деятельности;
- использование знаний на практике.
Для активизации познавательной деятельности учащихся, развития их мышления использую задачи, которые демонстрируют связь математики с жизнью. Например, изучая в курсе алгебры 8 класса тему “Линейная функция, ее свойства и график” знакомлю учеников с примерами зависимостей, математической моделью которых является линейная функция.
Это:
- зависимость длины стержня от силы тока и сопротивления проводника;
- зависимость скорости движения тела от его начальной скорости, ускорения и времени;
- зависимость напряжения от силы тока и сопротивления проводника.
Приведенные примеры расширяют знания учащихся, активизируют учебную деятельность на уроке. Активизировать мыслительную деятельность учащихся при изучении теоретического материала помогает продуманная система вопросов, которые позволяют направлять мысли учеников в нужном направлении, сделать их активными участниками в открытии для себя нового.
Каждый этап урока дает учителю возможность для развития и активизации познавательной деятельности. Так, на уроках математики в 5, 6 классах эффективны такие виды работ как математические диктанты. Они могут охватывать не только новый, но и ранее изученный материал. Иногда задача для математического диктанта предлагаю подготовить заранее ученикам. Такой вид работы развивает внимание, обеспечивает глубокое знание учебного материала, активизирует познавательную деятельность.
Большую роль играют устные задания, а также задания, в которых предлагается найти ошибку.
Склонность учащихся к активной деятельности формируется на уроках через внедрение инновационных технологий, среди которых важную роль играют интерактивные методы работы.
Ученик выступает “субъектом” обучения, вступает в диалог с учителем или учениками, учится выражать и отстаивать собственные мысли, вести дискуссию.
На уроках математики действенны следующие приемы:
- “Карусель”, когда ответ одной задачи становится данным во втором задании. Ответы кодируются, это позволяет быстро проверить правильность выполнения самими учащимися;
- “Ромашка” – (можно использовать при устном счете, или как творческое задание или соревнование). В лепестках цветка записать примеры, чтобы в результате получилось число, записанное в центре цветка. Примеры, с нанесенным свойствами, может предложить учитель или подготовить ученики;
- Известное всем интерактивное упражнение «Микрофон», успешно используется на различных этапах урока: при проверке домашнего задания, актуализации знаний, подведении итога урока.
При проведении уроков использую различные формы работы: индивидуальные (учащимся предлагаются карточки с индивидуальными заданиями, которые носят дифференцированный характер), групповые. Чаще – это работа в малых группах (по 4 ученика) и парная работа.
Интерактивные приемы “незаконченные предложения”, “изменения позицию” “аквариум” развивают у учащихся умения давать аргументированные ответы, в сжатой форме излагать мысли, сотрудничать в парах, малых группах. Среди традиционных методов обучения особого внимания заслуживают эвристические беседы, методы проблемного обучения. Активность учащихся на уроке тесно связана с самостоятельной деятельностью, с работой собственного ума.
В практике моей работы используются различные виды самостоятельных работ. Это – кратковременные работы с одновременным решением упражнений на доске для проверки их учениками и последующим анализом допущенных ошибок, самостоятельные работы с использованием дидактических материалов, задачи – тесты; самостоятельная работа с учебником.
Повышает интерес к математике составление учащимися задач или иных задач к теме урока, которые предлагаю для домашней работы. Такие задания учащиеся выполняют по собственному желанию.
Вспоминая слова выдающегося немецкого педагога Ф. А. Дистервега: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Каждый, кто к ним присоединяется, должен достичь этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением”, каждый урок математики стараюсь строить так, чтобы ученики были не пассивными слушателями, а активно работали на посильном для них уровне, а знания их отличились динамичностью и действенностью.
Список литературы:
- Куприянова М. А. Формирование познавательной самостоятельности учащихся как педагогическая проблема // Наука и школа. – 2009. – N 5. – С. 35-36.
- Прилуцкая С. Самостоятельность – главная черта личности // Учитель. – 2006. – N 5. – С. 78-80.
- Шамардина Т. Формируем учебно-познавательную компетентность учащихся // Директор школы. – 2007. – N 4. – С. 57-62.