Дифференцированный подход в обучении на уроках математики

автор: Ефремова Юлия Леонидовна

Учитель математики МБОУ “Кольчугинская школа №1”

Дифференцированный подход в обучении на уроках математики

Ефремова Юлия Леонидовна, учитель математики, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кольчугинская школа № 1», Российская Федерация, Республика Крым, Симферопольский район, село Кольчугино

Дифференцированный подход в обучении на уроках математики

Как достичь усиления познавательной активности учащихся на каждом из этапов урока: при первичном восприятии нового материала, при первичной проверке понимания, при закреплении, при формировании практических умений и навыков? Как обеспечить повышение интереса к изучаемому материалу, преодолеть барьер между естественным влечением детей к знаниям и сложностью восприятия этих знаний? Эти вопросы возникают постоянно перед учителем, заставляя его совершенствовать свои знания, изучать опыт своих коллег, изучать новейшие педагогические технологии, создавая свой собственный опыт работы.

В своей практической деятельности опираюсь на возрастную психологию, общие закономерности усвоения учебного материала на всех стадиях: восприятие, осмысление, запоминание и применение знаний. Учитываю известные идеи деятельностной теории обучения, имеет свое начало еще в трудах А. Дистервега и подробно разработана в ХХ веке выдающимися учеными Л. С. Выготским, Л. Н. Леонтьев, П. Я. Гальпериным и другими. Принимая во внимание, что деятельностный подход имеет следующие структурные элементы: цель-мотив-средства-результат строю урок так, чтобы учебная работа не только обеспечивала результат, но и положительно влияла на чувства, мысли учеников, обогащала их жизненный опыт

Лучший результат в обучении достигается, когда выполняются следующие условия:

  • формирование активного отношения к обучению у ученика;
  • подача учебного материала в определенной логической последовательности;
  • демонстрация и закрепление при выполнении различных приемов умственной и практической деятельности;
  • использование знаний на практике.

Для активизации познавательной деятельности учащихся, развития их мышления использую задачи, которые демонстрируют связь математики с жизнью. Например, изучая в курсе алгебры 8 класса тему “Линейная функция, ее свойства и график” знакомлю учеников с примерами зависимостей, математической моделью которых является линейная функция.

Это:

  • зависимость длины стержня от силы тока и сопротивления проводника;
  • зависимость скорости движения тела от его начальной скорости, ускорения и времени;
  • зависимость напряжения от силы тока и сопротивления проводника.

Приведенные примеры расширяют знания учащихся, активизируют учебную деятельность на уроке. Активизировать мыслительную деятельность учащихся при изучении теоретического материала помогает продуманная система вопросов, которые позволяют направлять мысли учеников в нужном направлении, сделать их активными участниками в открытии для себя нового.

Каждый этап урока дает учителю возможность для развития и активизации познавательной деятельности. Так, на уроках математики в 5, 6 классах эффективны такие виды работ как математические диктанты. Они могут охватывать не только новый, но и ранее изученный материал. Иногда задача для математического диктанта предлагаю подготовить заранее ученикам. Такой вид работы развивает внимание, обеспечивает глубокое знание учебного материала, активизирует познавательную деятельность.

Большую роль играют устные задания, а также задания, в которых предлагается найти ошибку.

Склонность учащихся к активной деятельности формируется на уроках через внедрение инновационных технологий, среди которых важную роль играют интерактивные методы работы.

Ученик выступает “субъектом” обучения, вступает в диалог с учителем или учениками, учится выражать и отстаивать собственные мысли, вести дискуссию.

На уроках математики действенны следующие приемы:

  • “Карусель”, когда ответ одной задачи становится данным во втором задании. Ответы кодируются, это позволяет быстро проверить правильность выполнения самими учащимися;
  • “Ромашка” – (можно использовать при устном счете, или как творческое задание или соревнование). В лепестках цветка записать примеры, чтобы в результате получилось число, записанное в центре цветка. Примеры, с нанесенным свойствами, может предложить учитель или подготовить ученики;
  • Известное всем интерактивное упражнение «Микрофон», успешно используется на различных этапах урока: при проверке домашнего задания, актуализации знаний, подведении итога урока.

При проведении уроков использую различные формы работы: индивидуальные (учащимся предлагаются карточки с индивидуальными заданиями, которые носят дифференцированный характер), групповые. Чаще – это работа в малых группах (по 4 ученика) и парная работа.

Интерактивные приемы “незаконченные предложения”, “изменения позицию” “аквариум” развивают у учащихся умения давать аргументированные ответы, в сжатой форме излагать мысли, сотрудничать в парах, малых группах. Среди традиционных методов обучения особого внимания заслуживают эвристические беседы, методы проблемного обучения. Активность учащихся на уроке тесно связана с самостоятельной деятельностью, с работой собственного ума.

В практике моей работы используются различные виды самостоятельных работ. Это – кратковременные работы с одновременным решением упражнений на доске для проверки их учениками и последующим анализом допущенных ошибок, самостоятельные работы с использованием дидактических материалов, задачи – тесты; самостоятельная работа с учебником.

Повышает интерес к математике составление учащимися задач или иных задач к теме урока, которые предлагаю для домашней работы. Такие задания учащиеся выполняют по собственному желанию.

Вспоминая слова выдающегося немецкого педагога Ф. А. Дистервега: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Каждый, кто к ним присоединяется, должен достичь этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением”, каждый урок математики стараюсь строить так, чтобы ученики были не пассивными слушателями, а активно работали на посильном для них уровне, а знания их отличились динамичностью и действенностью.

 

Список литературы:

  1. Куприянова М. А. Формирование познавательной самостоятельности учащихся как педагогическая проблема // Наука и школа. – 2009. – N 5. – С. 35-36.
  2. Прилуцкая С. Самостоятельность – главная черта личности // Учитель. – 2006. – N 5. – С. 78-80.
  3. Шамардина Т. Формируем учебно-познавательную компетентность учащихся // Директор школы. – 2007. – N 4. – С. 57-62.