автор: Ефремова Светлана Геннадьевна
учитель русского языка и литературы МБОУ “Аликовская СОШ им. И.Я.Яковлева” Аликовского района Чувашской Республики
В мире женской прозы
Ефремова Светлана Геннадьевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Аликовская СОШ им. И.Я. Яковлева»
С. Аликово, Чувашская Республика
В мире женской прозы. Книги о жизни.
«Мир мужской и мир женский – разные миры. Местами пересекающиеся, но не полностью. В женском мире большое значение приобретают вопросы, связанные с любовью, семьей, детьми»
Людмила Улицкая.
В наше время все больше и больше на полках книжных магазинов появляются произведения Т. Толстой, В. Токаревой, Л. Петрушевской, Л. Улицкой и др. Их объединяет общая терминология, которую принято называть в литературоведении как «женская проза».
Центральная тема произведений женской прозы – тема семьи, отцов и детей, становление характера. Произведения писателей – женщин помогают читателя задуматься над проблемами современной жизни, над причинами их возникновения и путей их решения. Писательницы остро реагируют на все негативные изменения, происходящие в нашей современной действительности, обращаются к самому наболевшему, к самому больному: разладу в государстве, разладу в семье, разладу в душе.
Особенностями «женской прозы» являются особенности исследования социально-психологических и нравственных ориентиров современной жизни: отстраненность от злободневных политических страстей и погружение в глубины частной жизни отдельного современного человека. Душа конкретного «маленького человека для авторов не менее сложна и загадочна, чем глобальные катаклизмы эпохи. Круг общих вопросов, решаемых «женской прозой» – это проблемы отношений между человеком и окружающим его миром, сохранения нравственности.
Именно произведениям «женской прозы» были взяты для создания элективного курса «В мире женской прозы. Книги о жизни». Цель курса: познакомить учащихся с творчеством Т. Толстой, Л. Улицкой, В. Токаревой, Л. Петрушевской и посмотреть на современную жизнь глазами писателей-женщин. Задача – осмысление через искусство слова таких понятий как «семья», «дом», «родители», «близкие», «любовь», «понимание», «душа», «человечность». Эти слова должны быть понятны и важны для каждого ученика. Ведь именно им придется писать свою «книгу жизни». И очень важно, какие понятия в ней будут самые главные.
В соответствии с поставленными задачами разработаны уроки «Счастье – это…» по рассказу В. Токаревой «Самый счастливый день», «Бумажная победа» Л. Улицкой (из цикла рассказов «Детство 49»), «С чистого листа» по рассказу Т. Толстой «Чистый лист», «Быть мамой…» по рассказу Л. Улицкой «Дочь Бухары», «Открылася душа…» по рассказу Л. Петрушевской «Как цветок на заре». Далее прилагается урок ««Счастье – это…» по рассказу В. Токаревой «Самый счастливый день. (Рассказ акселератки)».
Цель мероприятия:
- через анализ художественных средств текста понять основной смысл рассказа.
Задачи мероприятия:
- образовательные – осмыслить сущность понятия «счастья» в рассказе и определить свое отношение к нему;
- развивающие – развитие навыков анализа произведения малой прозаической формы (анализировать, сравнивать, выделять, аргументировать, делать выводы);
- воспитательные – формирование правильного отношения к понятию «счастья»;
Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство, ИКТ.
Виды работ: индивидуальные, групповые.
Оборудование: текст рассказа, проектор.
Ход урока
Учитель: послушаем интервью с В. Токаревой.
(Презентация №1.Слайд № 2).
Слушатель по телефону: Здравствуйте. Очень приятно вас слышать. Вы замечательный человек. У меня такой вопрос. А какой у вас сейчас самый счастливый день. Меня зовут Лариса.
К. Ларина (журналист): Это вы вспомнили рассказ знаменитый Виктории Токаревой?
Слушатель по телефону: Да.
В. Токарева: Самый счастливый день? Вы знаете, практически, каждый. Я живу за городом и у меня перед окнами 40 берез и 40 ёлок. И 4 сосны. У меня есть собственный ежик, который там живет. И собственных кротов куча, которые мне вспахивают. И птица одна и та же прилетает. Она свила гнездо на заборе, и она уже знает, куда ей лететь из теплых краев. Она туда прилетает. У меня есть собака, его зовут Фома. Это такой очаровательный характер!
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с биографией и творчеством современной русской писательницы В. Токаревой. Информационная группа подготовила для нас сообщение.
1 ученик: Виктория Токарева родилась в Ленинграде в 1937 году. Любовь к литературе проявилась в 13 лет, когда её мать читала ей рассказ Чехова «Скрипка Ротшильда». Тем не менее, любовь к литературе не сразу перешла в желание стать писательницей, в девичестве Токарева решила изучать медицину. Но её заявление было отклонено, она решила получить музыкальное образование и четыре года училась по классу фортепиано в Ленинградской Государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. (Слайд № 3).
2 ученик: Однако в этом она тоже не преуспела. Понимая, что она никогда не станет музыкантом, она стала работать преподавателем музыки в школе на окраине Москвы. Тем не менее, она была недовольна своим положением, решила стать актрисой и, в 1963 году, поступила во Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова. Именно здесь она открыла в себе талант писательницы и стала сценаристом. (Слайд № 4).
3 ученик:На второй год обучения в институте, Токарева опубликовала свой первый короткий рассказ «День без вранья» (издательство «Молодая Гвардия»). С этого времени началось постоянное творчество Токаревой. Среди книг написанных в наши дни «Хэппи энд» (1995), «Вместо меня» (1995), и «Лошади с крыльями» (1996), так же она публикуется в журналах «Новый мир» и «Юность». (Слайд №5).
4 ученик: Токарева начала работать с различными советскими кинорежиссёрами с конца 1960 года. Сегодня, на счету Виктории Самойловны 14 сценариев, многие из которых — адаптации её рассказов или книг, среди них — «Сто грамм для храбрости» (1976), «Талисман» (1983). Три фильма — «Джентльмены удачи» (1971, сценарий совместно с Георгием Данелия), «Мимино» (1977, сценарий совместно с Ревазом Габриадзе и Георгием Данелия) и «Шла собака по роялю» (1978) — были чрезвычайно успешными, в особенности «Мимино», который получил Государственную премию 1978 года и золотую медаль на Московском международном кинофестивале в 1977 году. (Слайд № 6).
5 ученик: Сегодня, Виктория Самойловна Токарева живет и продолжает работать в Москве. Её работы переведены на английский и немецкий языки и доступны в нескольких сборниках, среди которых «Талисман и другие рассказы» Виктории Токаревой. (Слайд № 7).
Учитель: какой вопрос задала радиослушательница писательнице. (А какой у вас сейчас самый счастливый день?)
Давай поговорим с тобой о счастье.
Об искренней любви и простоте.
В преддверии осеннего ненастья
Поверим ускользающей мечте.
Давай с тобой оценим по-другому
Всё то, чем в жизни стоит дорожить:
Кольцо с бриллиантом или площадь дома –
И будем ради этого мы жить?!
Учитель: Давайте обсудим с вами рассказ В. Токаревой «Самый счастливый день» (Рассказ акселератки). Мне кажется, что каждый из нас задавал себе вопрос: «А счастлив ли я? И что такое счастье?» Наша поисковая группа приготовила презентацию: «Счастье – это…»
Поисковая группа: счастье – это…. счастливый билет, деньги, брак, ребенок, забота, любовь, работа, природа, семья, мечта… (Слайды № 8 – 30).
Учитель: обобщим понятие «счастье» кластером – получается солнце со множеством лучиков. (Слайд № 31).
А теперь обратимся к тексту. (Слайд № 32).
Перед вами высказывания одного из героев рассказа. Попробуйте восстановить текст и узнать героя. (Слайд № 33).
- «у меня единственное – это большой ……… запас…»
- «у меня рост, цвет лица и …………. вещи…»
- «у меня ни рук, ни мозгов – один ……… запас,
- я много знаю …..…»
- «жить как хочу и ни к кому ………..»
- «у меня все болит внутри от …….…»
- «Я обнимаю её и держу как …………..»
- «ни эгоистки, ни …………. из меня не получится…»
- «буду жить на общих ……..…»
- «Я – ………. ребенок. Здоровый и развитый».
- Мне кажется, что жить — ……… прекрасно.
Учитель: правильно, это главная героиня рассказа. Попробуем разобраться в поисках счастья героини рассказа. Следующая группа нас с планом поиска: (Слайд № 34)
- Поход в кино с папой
- Визит к бабушке
- Желание перейти в девятый класс
- Оказание помощи с мамой пьяному
- Хочет новую дубленку
- Желание поступить в МГУ на филологический
- Посещение спектакля, где играл любимый актер К.К.
- Когда возвращается со школы, а дома нет никого
- Танцы с мамой в комнате (мы ликуем, нам невыразимо прекрасно)
- Боится, что с ней что-то случится и что тогда будет с родителями
- Посадка деревьев, так как они вырастут и будут радовать людей.
Приводим аргументы с текста (Слайды № 35 – 36)
Учитель: Понятие «счастья» одноклассников. (Слайд № 37).
- Ленка Коновалова: тот день, когда ее принимали в пионеры.
- Машка Гвоздева: тот день, когда у них взорвался испорченный синхрофразотрон и им дали новый.
- Загоруйко: тот день, когда «битлсы» снова объединятся в ансамбль.
Учитель: Какие определения счастья еще встречаются в тексте? (Слайд № 38).
- Марья Ефремовна говорит: человек бывает по-настоящему счастлив только в том случае, когда приносит людям пользу.
- По радио сказали: счастье – это когда что-то хочешь и добиваешься. А очень большое счастье – это когда что-то очень хочешь и добиваешься. Правда, потом, когда добьешься, – счастье кончается, потому что счастье – это дорога к осуществлению, а не самоосуществление.
- В передаче о счастье была такая фраза: « Перспектива бессонных ночей за штурвалом комбайна».
Учитель: продолжите предложение «Когда главная героиня размышляет о счастье, она постоянно думает о …..». (о маме, об отце, о семье). Как она относиться к своим родителям? (Отвечают дети). (Слайд № 39).
- Мы ликуем, но шепотом, нам бывает невыразимо прекрасно.
- Я не представляю жизнь без отца. Я получаю хорошие оценки исключительно ради отца, чтобы было ему приятно.
- Ложись со мной. Я тебя присплю.
- Я опять терплю.
- Я ее очень люблю.
- У меня даже болит все внутри от любви.
- Только друг другу. И мне.
Учитель: давайте послушаем разговор главной героини с матерью о счастье. Выразительное чтение отрывка из рассказа подготовила творческая группа.
МАТЬ: А мне тоже хочется счастья.
ДОЧЬ: Я не понимаю, как можно в тридцать пять лет, имея ребёнка, хотеть какого-то ещё счастья для себя. Но сказать так — не тактично.
Ты — работаешь через дорогу, любишь свою работу, все тебя уважают. Занимаешь своё место в жизни. Вот уже пятьдесят процентов. Я — удачный ребёнок. Здоровый и развитый. Ещё сорок пять. Ничем не болеешь — один процент. Вот тебе уже девяносто шесть процентов счастья, остаётся четыре процента… Но где ты видела счастливых на сто процентов?
(Слайд № 40, иллюстрации к рассказам, подготовленные творческой группой).
Учитель: какой же день в жизни главной героини оказался самым счастливым? (Слайд № 41).
Меня все любили и откровенно мною восхищались. И я тоже всех любила на сто процентов и тем самым приносила огромную пользу. У меня глаза папины, у папы — бабушкины — карие, бровки домиком. Мы глядели друг на друга одними и теми же глазами и чувствовали одно и то же. И были как дерево: бабушка — корни, папа — ствол, а я — ветки, которые тянутся к солнцу.
И это было невыразимо прекрасно.
Конечно, это был не самый счастливый день в моей жизни. Просто счастливый. А самого счастливого дня у меня ещё не было. Он у меня — впереди.
Учитель: счастье – это ….(для главной героини). (Слайд № 42).
- Меня все любили
- Откровенно мною восхищались
- Я тоже всех любила
- Приносила огромную пользу
- Мы глядели друг на друга одними и теми же глазами
- Чувствовали одно и то же
- И это было невыразимо прекрасно.
- Просто счастливый день
- Самый счастливый день… Он еще у меня впереди
Учитель: Подытожим сказанное сенквейном. (Слайд № 43).
Счастье (главной героини)
Тихое, родное
Мечтает, переживает, любит
Счастье – это, когда близкие рядом
Семья
Учитель: пусть самый счастливый день нашей главной героини еще впереди, но счастлива она будет только рядом со своей семьей. Для нее очень важно, что она является частью дерева, ветки которого тянутся к солнцу. И неизменной пристанью для нее всегда будет родительский дом. (Слайд № 44, звучит песня на слова М. Рябинина и музыку В. Шаинского «Родительский дом» в исполнении творческой группы).
Задание – творческая работа «Моя семья»: презентация, фотоколлаж, рисунок, альбом, родословное дерево, стихи и т.д.