Метод ситуационных задач как средство формирования технического мировоззрения

автор: Ерофеева Елена Валентиновна

педагог дополнительного образования МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦДТТ, г. Заречный Пензенской области

Метод ситуационных задач как средство формирования технического мировоззрения

Статья на тему «Метод ситуационных задач как средство формирования  технического мировоззрения».

Педагог высшей категории объединения «Информатика и вычислительная техника»

МАОУ ДО ЦДТТ  г. Заречный Пензенской области 

Ерофеева Елена Валентиновна

Человек является единственным живым существом, которое, будучи неудовлетворенным тем, что находит в первозданной природе, вынуждено само творить условия, необходимые для своего существования.

Можно говорить о существовании  некоторого технического склада ума, особом способе смотреть на мир и на человека.

Мировоззрение во всем его многообразии традиционно делится на три типа: мифологическое, религиозное и научно-философское. Подтипом научно-философского мировоззрения  и является техническое мировоззрение. 

Без информационных технологий невозможно представить себе современное общество, в котором нужно:

  • быстро ориентироваться в динамично-развивающемся и обновляющемся информационном пространстве,
  • получать, обрабатывать и передавать разнообразную информацию,
  • принимать обоснованные решения на основе  полученных знаний, умений и навыков работы. 

Занятия  информатики – это особые занятия. В 21 веке  школьник приходит в объединение ИВТ пользователем ПК, знакомым с основами работы на компьютере, с опытом работы в социальных сетях. Задача педагога – перевести интерес учащихся от компьютерных игр и общения в социальных сетях в интерес к компьютеру как средству личностного саморазвития и профессионального роста

Для реализации данной задачи я используют в моей педагогической деятельности практикоориентированную технологию, которая  дает   возможность для оптимального сочетания теоретического и практического материала, демонстрации возможностей информационных технологий в бытовой, повседневной и профессиональной деятельности.

Сущность практико-ориентированного обучения заключается в построении учебного процесса на основе приобретения  новых знаний и формировании практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем.

Обучение с использованием практико – ориентированных заданий положительно влияет на прочность знаний и качество обученности, повышает интерес к учебе в целом,  так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. 

Процесс овладения практико-ориентированными знаниями не должен быть  фрагментарным. Должна сложиться система обучения: система отбора содержания учебного материала. При данной технологии обучения  учащиеся используют не только имеющийся жизненный опыт, но и формируют новый опыт на основе вновь приобретаемых знаний. Данный опыт становится основой развития учащихся, формирования их технического мировоззрения.

Изучив различные виды классификации методов обучения (по В. Г. Гульчевской,  В. Т. Фоменко, Т. И. Шамовой , Г. К. Селевко и др.), я сделала вывод, что оптимальный метод  обучения точным наукам и  инженерным дисциплинаминформатике — это метод ситуационных задач. 

Суть метода ситуационных задач заключается в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой отражает не только какую-нибудь практическую проблему, но и выделяет определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Зачастую для решения ситуационной задачи учащимся требуется знание нескольких учебных предметов. Кроме этого, такая задача имеет красивое название, отражающее ее смысл. Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы ученику захотелось найти на него ответ.

В результате решения задачи учащиеся должны не только изложить само решение, но и способ решения в общем виде, что позволит использовать данный способ при решении широкого круга однотипных задач. 

 Наиболее оптимальная классификация ситуационных задач делит их  на следующие типы:  межпредметные, задачи из общественной жизни, професиональные задачи.

К межпредметным можно отнести:

  •  задачи по информатике, связанные с математикой (Построение графиков функций и диаграмм;  расчет геометрических параметров объекта; решение задач на проценты –   как средствами электронных таблиц, например в группах 3 года обучения по программе «Триада» (3-4 класс), 1-2 года обучения по программе «Информ», так и в системах программирования в группах 3 года обучения по программе «Информ»;
  1. задачи по информатике, связанные с биологией и ЗОЖ (Создание недельного меню с учётом дневного сохранения нормы потребления жиров, белков, углеводов и килокалорий.(5-7 класс, биология, ЗОЖ);
  2.  Создание презентаций по теме из курса биологии, химии и др. предметов и др.

К задачам из общественной жизни отнесём такие, как:

  1. Создание электронного резюме для поиска работы;
  2. Разработка дизайна своей визитки для будущей профессии, используя возможности простого графического редактора, например, Paint в младшем звене по программе «Триада» и средствами текстового процессора в среднем и старшем звене поп программе «Информ»;
  3. Создание алгоритма и составление программы подсчета голосов в предвыборной кампании на политическую должность для 7 кандидатов и поиска кандидатуры с максимальным количеством голосов (второй-третий год обучения по программе «Информ»).

К задачам из различных профессиональных областей можно отнести следующие:

  1. Какова будет сумма пени через 1, 2, …, 8 месяцев при задержке выплаты по банковскому кредиту, если  размер пени – 1,5% от долга ежемесячно? И какова будет общая сумма долга, если изначально долг был равен 45000 рублей? 
  2. Вам срочно понадобилось записать другу 10 графических файлов (формат bmp) общим объемом 9 Мб. У вас нет подходящих носителей, а друг располагает лазерным диском, на котором свободно 6 Мб. Cуществует ли решение данной проблемы? Предложите способы ее решения в случае положительного ответа. 

В качестве примера использования метода ситуационных задач на практике можно предложить задачу из професиональной области: «Снежный ком задолженности по кредиту».

В повседневной жизни очень популярна банковсксая услуга — кредитование. И вы (обращаюсь я к детям) в семье и из информационных источников часто слышите обсуждение темы кредита, платежей по кредиту. Что такое кредит? – это заём денег у государства (у коммерческого банка) по определённый процент, а следовательно, нужно вернуть за определённое время большую денежную сумму. В жизни бывают ситуации не выплаты долга в определённый срок. Каковы же последствия невыплаты долга по срокам?

Данная задача позволяет:

    • закрепить темы «Редактирование и форматирование электронной таблицы»;
  • изучить темы: «Абсолютная и относительная адресация».

Преимущества использования метода ситуационных задач:

  • мотивация к активности на занятии, высказыванию своей точки зрения,
  • приобретение навыков соотносить имеющиеся теоретические знания с возможностью применения их в  конкретной жизненной ситуации,
  • расширение социального опыта учащегося,
  • формирование общетехнического мировоззрения.

Результатом использования метода ситуационных задач для учащихся является: 

    • умение демонстрировать навыки эффективной выборки информации из  источников, включая выбор информации при помощи компьютера в поисковых системах; могут осмысленно воспринимать заданный текст;
    • демонстрация способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем,  принимать решения;
    • овладение креативными навыками: получения знаний непосредственно из окружающей действительности, 
  • умение производить поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передачу.

Считаю, что представленный мною опыт актуален. Умение раскрыть  способности учащегося, подготовить к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире – одна из главных задач  современного обучения. Использование метода ситуационных задач на занятиях в моём объединении способствуют фомированию научного  технического мировоззрения у учащихся, что соответствует актуальным и перспективным потребностям личности в современном обществе.