Формы и методы работы по усвоению общеобразовательных программ в объединении “Информатика и вычислительная техника”

автор: Ерофеева Елена Валентиновна

педагог дополнительного образования МАОУ ДО ЦДТТ, г.Заречный Пензенской обл.

Формы и методы работы по усвоению общеобразовательных программ в объединении “Информатика и вычислительная техника”

  • Формы и методы работы по усвоению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих  программ в объединении «Информатика и вычислительная техника»

Говоря об усвоении  учащимися дополнительной общеобразовательной программы в объединении «Информатика и вычислительная техника»,  можно выделить, как минимум, три группы параметров, по которым осуществляется работа по усвоению программ: учебные, личностные, социально-педагогические. Каждый из параметров имеет большое значение. Главный девиз в усвоении программ в моем объединении  — усвоение через творчество, усвоение через решение нестандартных задач.

Итак, учебные параметры.

    1. Уровень усвоения детьми содержания преподаваемого предмета.
      В объединении  возрастной разброс большой. Это дети, занимающиеся по программе «Триада» (начальная школа) и подростки 5-9 классов, занимающихся по программе «Информ». Критериями учебного параметра выступают глубина и широта знаний, разнообразие умений и навыков, грамотность (соответствие существующим нормативам, правилам, технологиям) практических действий.  Отследить уровень усвоения детьми содержания образовательной программы можно по следующим показателям:
      умение выполнить работу по образцу;
      умение анализировать;
      стабильность практических достижений воспитанников.
    2. В процессе изучения материала учащимся предлагается нестандартные задачи, направленные на практическую значимость: В младшей школе:
      -оформление модели поздравительной открытки(например, ко дню мамы. А если детям сообщить, что ваши фотографии ваших работ вместе с вашими фотографиями будут размещены на сайте ЦДТТ, то самый отъявленный хулиган с  большим удовольствием будет делать эту работу и приставать к одногруппникам с просьбой помочь ему),
      -разработка модели новогодней упаковки для набора конфет для нашей кондитерской фабрики,
      -умение создать   объявление,
      -визитку фирмы, например, руководителем которой вы являетесь
      -оформление страницы художественной книги со стихотворением, рядом с которым нужно разместить красиво выполненный в графическом редакторе с использованием симметрии кленовый лист;
      – изготовление подростками, занимающимися по программе «Триада»,  буклетов на противопожарную тему и по дорожной безопасности с последующим участием в городском конкурсе.
  • Ни о каком усвоении программы не может быть  и речи без устойчивого интереса детей к преподаваемому предмету.
    Критериями данного параметра являются характер мотивов прихода в коллектив, продолжительность пребывания в коллективе, участия детей в образовательном процессе и характер мотивов ухода ребенка из коллектива. Показателями устойчивости интереса детей к предмету, деятельности, коллективу являются: текущая и перспективная сохранность контингента; наполняемость коллектива и количество групп на начало года; положительные мотивы посещения занятий; осознание детьми социальной значимости и нужности предмета (деятельности и коллектива) для себя; оценка ребенком роли предмета в его планах на будущее; широкое применение учащимися знаний на практике.

Личностные параметры.

    1. Направленность динамики личностных изменений. Этот параметр определяется характером изменения личностных качеств; направленностью позиции ребенка в жизни и деятельности, характером жизненных ценностей.
    2. Ориентация детей на нравственные ценности. Уровень воспитательных воздействий проявляется в характере отношений между педагогом и детьми, между членами детского коллектива, в том или ином состоянии микроклимата в группе.
  •  Уровень творческой активности детей.  Обращаю внимание на то, как как создать условия для развития творческих способностей каждого ребенка, ориентирована ли эта деятельность на изобретательский уровень. Показатели степени творческой активности детей: наличие системы поисковой, изобретательской, творческой деятельности детей; настроение и позиция детей в творческой деятельности (желание – нежелание, удовлетворенность – неудовлетворенность); эмоциональный комфорт (или дискомфорт) при работе над нестандартным заданием; боязнь ошибки при выражении собственного мнения, точки зрения; наличие детей, занимающихся сверх программы или сверх временных границ курса обучения (по индивидуальным образовательным маршрутам); наличие творческих изделий, выполненных детьми вне занятий; активность детей в учебном процессе и других видах деятельности; приоритет в образовательном процессе репродуктивной или творческой деятельности учащихся.

Социально-педагогические результаты:

  1. Критериями данного параметра являются создание условий для формирования адекватной “Я-концепции”; социализация, адаптация и реабилитация ребенка; педагогическая коррекция; жизненное и профессиональное определение ребенка, забота о здоровье детей и охрана прав детства.
  2. адекватность поведения, выбора детьми позиций в отношениях и решений в различных ситуациях; ваемости,  формирование здорового образа жизни; взаимодействие с семьей; действия педагога, направленные на профессиональное определение учащихся.