автор: Ерофеева Елена Валентиновна
педагог дополнительного образования МАОУ ДО ЦДТТ, г.Заречный Пензенской обл.
Формы и методы работы по усвоению общеобразовательных программ в объединении “Информатика и вычислительная техника”
-
Формы и методы работы по усвоению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в объединении «Информатика и вычислительная техника»
Говоря об усвоении учащимися дополнительной общеобразовательной программы в объединении «Информатика и вычислительная техника», можно выделить, как минимум, три группы параметров, по которым осуществляется работа по усвоению программ: учебные, личностные, социально-педагогические. Каждый из параметров имеет большое значение. Главный девиз в усвоении программ в моем объединении — усвоение через творчество, усвоение через решение нестандартных задач.
Итак, учебные параметры.
-
- Уровень усвоения детьми содержания преподаваемого предмета.
В объединении возрастной разброс большой. Это дети, занимающиеся по программе «Триада» (начальная школа) и подростки 5-9 классов, занимающихся по программе «Информ». Критериями учебного параметра выступают глубина и широта знаний, разнообразие умений и навыков, грамотность (соответствие существующим нормативам, правилам, технологиям) практических действий. Отследить уровень усвоения детьми содержания образовательной программы можно по следующим показателям:
умение выполнить работу по образцу;
умение анализировать;
стабильность практических достижений воспитанников. - В процессе изучения материала учащимся предлагается нестандартные задачи, направленные на практическую значимость: В младшей школе:
-оформление модели поздравительной открытки(например, ко дню мамы. А если детям сообщить, что ваши фотографии ваших работ вместе с вашими фотографиями будут размещены на сайте ЦДТТ, то самый отъявленный хулиган с большим удовольствием будет делать эту работу и приставать к одногруппникам с просьбой помочь ему),
-разработка модели новогодней упаковки для набора конфет для нашей кондитерской фабрики,
-умение создать объявление,
-визитку фирмы, например, руководителем которой вы являетесь
-оформление страницы художественной книги со стихотворением, рядом с которым нужно разместить красиво выполненный в графическом редакторе с использованием симметрии кленовый лист;
– изготовление подростками, занимающимися по программе «Триада», буклетов на противопожарную тему и по дорожной безопасности с последующим участием в городском конкурсе.
- Уровень усвоения детьми содержания преподаваемого предмета.
- Ни о каком усвоении программы не может быть и речи без устойчивого интереса детей к преподаваемому предмету.
Критериями данного параметра являются характер мотивов прихода в коллектив, продолжительность пребывания в коллективе, участия детей в образовательном процессе и характер мотивов ухода ребенка из коллектива. Показателями устойчивости интереса детей к предмету, деятельности, коллективу являются: текущая и перспективная сохранность контингента; наполняемость коллектива и количество групп на начало года; положительные мотивы посещения занятий; осознание детьми социальной значимости и нужности предмета (деятельности и коллектива) для себя; оценка ребенком роли предмета в его планах на будущее; широкое применение учащимися знаний на практике.
Личностные параметры.
-
- Направленность динамики личностных изменений. Этот параметр определяется характером изменения личностных качеств; направленностью позиции ребенка в жизни и деятельности, характером жизненных ценностей.
- Ориентация детей на нравственные ценности. Уровень воспитательных воздействий проявляется в характере отношений между педагогом и детьми, между членами детского коллектива, в том или ином состоянии микроклимата в группе.
- Уровень творческой активности детей. Обращаю внимание на то, как как создать условия для развития творческих способностей каждого ребенка, ориентирована ли эта деятельность на изобретательский уровень. Показатели степени творческой активности детей: наличие системы поисковой, изобретательской, творческой деятельности детей; настроение и позиция детей в творческой деятельности (желание – нежелание, удовлетворенность – неудовлетворенность); эмоциональный комфорт (или дискомфорт) при работе над нестандартным заданием; боязнь ошибки при выражении собственного мнения, точки зрения; наличие детей, занимающихся сверх программы или сверх временных границ курса обучения (по индивидуальным образовательным маршрутам); наличие творческих изделий, выполненных детьми вне занятий; активность детей в учебном процессе и других видах деятельности; приоритет в образовательном процессе репродуктивной или творческой деятельности учащихся.
Социально-педагогические результаты:
- Критериями данного параметра являются создание условий для формирования адекватной “Я-концепции”; социализация, адаптация и реабилитация ребенка; педагогическая коррекция; жизненное и профессиональное определение ребенка, забота о здоровье детей и охрана прав детства.
- адекватность поведения, выбора детьми позиций в отношениях и решений в различных ситуациях; ваемости, формирование здорового образа жизни; взаимодействие с семьей; действия педагога, направленные на профессиональное определение учащихся.