автор: Ежова Дарья Анатольевна
педагог дополнительного образования МАУ ДО ЦДТ “Ритм” г.Перми
Педагогические приемы
Оригинальное начало урока
Аристотель говорил: «Познание начинается с удивления». Каким же должно быть начало урока? Конечно, увлекательным!
Но как добиться этого? Каковы же цели организационного этапа урока?
Организационный момент урока предназначен для создания у учащихся положительного рабочего настроя и требует от учителя творческого подхода; вариации различных приёмов; поиска своеобразных форм, отвечающих содержанию урока; собственного стиля педагогической деятельности.
Целью является создание психологического настроя учащихся, вовлечение их в учебный процесс, создание ситуации успеха.
Нетрадиционное начало урока требует привлечения яркого, необычного, дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию) и использование нестандартных заданий.
Первые слова учителя на уроке, это как первая фраза актера после выхода на сцену.
Задача педагога – с первых минут урока удержать внимание учащихся, вызвать у них интерес, способствовать созданию атмосферы взаимопонимания.
Существует разнообразное множество приемов, которые позволяют начать урок оригинально и красиво. Интерес, который был пробужден в начале урока, необходимо поддерживать до конца, иначе он угаснет. Если реально подходить к данному вопросу, то на придумывание таких изюминок у учителя часто не остается сил и времени. Выход из данной ситуации всегда есть: необходимо создавать свою копилку знаний.
Как театр начинается с вешалки, так урок начинается с организационного этапа. Это кратковременный, но важный этап. Задача этого этапа – создать соответствующий эмоциональный настрой, психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала. Организационный этап нужен для создания у учащихся доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. Он предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности. Он требует от учителя творческого подхода, вариации различных приёмов, поиск своеобразных форм, отвечающих содержанию урока
Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр.
.
Для решения этой задачи урока можно использовать «активные методы и приемы обучения».
«Активные методы» – это совокупность средств, способов, приемов, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности.
«Привлекательная цель»
Формула: пред учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.
«Удивляй»
Формула: учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становиться удивительным.
«Отсроченная отгадка»
Формула 1: в начале урока учитель задает загадку (удивительный факт), отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом на уроке
Формула 2: загадку (интересный факт) дать в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие
«Фантастическая добавка»
Формула: Учитель добавляет реальную ситуацию фантастикой (изменить значение любого параметра, который обычно остается неизменным, рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения)
Прием – коммуникативная атака.
Смысл его в том, чтобы в начальный период взаимодействия аудиторию увлечь, мобилизовать, «собрать» – назовите как угодно, чтобы дать сразу «что-то такое», что заставило бы учеников моментально включиться в урок.
Направления коммуникативной атаки
Что-то интересное, «захватывающее» аудиторию
Приемы:
Перечислю лишь некоторые способы организации начала урока
Неверный ответ.
На доске записаны вопросы по изучаемой теме и ответы к ним, среди которых есть как верные, так и неверные. Где допущены ошибки?
- Пословица, как эпиграф к уроку.
а) Добрый уход за инструментами, порядок на рабочем месте.
Порядок дела не портит.
Порядок – душа всего дела.
Что на месте лежит, то само в руки бежит.
Каждой вещи – свое место.
б) Делать аккуратно, добротно.
Криво да косо клеймом не поправишь.
Одно кривое окно весь фасад портит.
Делать как – нибудь, так никак и не будет.
По работе и работника знают.
В дыму не печь виновата.
Лучше сидеть сложа руки, чем делать спустя рукава.
в) Иметь навык.
Без умения и сила не причем.
Не тот молодец, кто нашел себе дело, а тот молодец, кто исполняет умело.
Умелый тоже ошибается, да скоро поправляется.
Умелые руки – помощники науки.
У кого сноровка, тот и работает ловко
г) Ценить мастера.
Мастером нельзя родиться, мастерству надо учиться.
Мастерские руки – от доброй науки.
Работай руками и головой – будешь передовой.
Семь раз отмер, один раз отрежь.
д) Держать ритм.
Кто не идет вперед, тот отстает.
На час опоздаешь- годом не наверстаешь.
Чтобы не спешить, надо не опаздывать.
Чтобы не ошибиться, надо не торопиться.
Наскоро делать – переделывать.
На скору ручку – комком и в кучку.
е) Ум, обучение.
Повторять да учить – ум точить.
Лишний ум не помеха.
Учиться никогда не поздно.
Кто кончает учиться, тот кончает расти.
Не выучит школа, выучит охота.
Была бы охота, а выучиться можно.
Не помучишься – не научишься.
- Пароль.
Учащиеся при входе в класс должны назвать дежурному «пароль», т.е. любой термин по изучаемой теме.
- Разгадай кроссворд/головоломку/шараду.
Шарады
Ребусы
- «Выбери меня»
Учащимся предлагается из набора(?) чертежей отобрать те, которые относятся к теме урока и обосновать свой выбор.
Загадка
”Её приносили в жертву богам. ею скрепляли священные клятвы, её считали носителем души и соком жизни. О чём сегодня на уроке пойдет речь?”
“Отсроченная отгадка” – А начнем мы с легенды, которая напрямую связана с темой нашего урока
Игра “Снежный ком” Цель: развитие внимания, памяти Учащиеся по очереди называют слова по определенной теме. Первый называет слово, за ним второй повторяет слово первого и потом свое, затем третий слова первого, второго и добавляет свое, и так опять, пока очередь не дойдет до первого ученика, который повторяет все названные слова.
Доброе утро, ребята! В это солнечное утро я шла на работу, любовалась природой, слушала пение птиц. Я думаю, вы тоже любовались красотой природы и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнёмся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее и с удовольствием будем работать на уроке. Проверяем готовность. Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный? Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок!
Начинать урок нравится с проблемной задачи. Здесь учащиеся ощущают недостаток своих знаний для ее решения и формулируют цель урока. А бывает наоборот: они считают, что задача простая, а при более подробном рассмотрении сталкиваются с трудностями, и тут я предлагаю познакомиться с материалом, который поможет их преодолеть.(показываю рисунок, который предстоит сегодня нарисовать и задаю вопросы с чего мы начинаем и дальнейшую последовательность действий)
Если тема урока задаётся учителем в начале урока, то ученикам предлагается начать с ассоциаций из жизни. (Особенно удачным бывает приём, если тема имеет практическое значение.) Например, говорю что сегодня тема «зимний пейзаж», «Ночное небо», «Раннее утро» и т.д., вспомните, какие вы видели интересные и запоминающиеся виды? Вспомните какого цвета бывает небо на рассвете/закате? И т.д.
Хочется, чтобы каждый урок был интересным, ярким, запоминающимся. Чтобы и сильные, и слабые ученики на уроке работали творчески, умели грамотно рассуждать, мыслить, доказывать, отстаивать свою точку зрения. И урок стал для них не мучительным времяпровождением, а увлекательным занятием. Каждый испытал успех.
Начало урока – один из важнейших его моментов. Хорошо продуманное, необычное, нетрадиционное начало урока помогает быстро включить учеников в работу и правильно настроить на неё. Необычность заданий в начале урока вызывает у учащихся удивление, радость, удовольствие, то есть те положительные эмоции, которые пробуждают у них интерес не только к изучаемой теме урока, но и к учебному предмету в целом.