Педагогические приемы

автор: Ежова Дарья Анатольевна

педагог дополнительного образования МАУ ДО ЦДТ “Ритм” г.Перми

Педагогические приемы

Оригинальное начало урока

 

Аристотель говорил: «Познание начинается с удивления». Каким же должно быть начало урока? Конечно, увлекательным!

Но как добиться этого? Каковы же цели организационного этапа урока?

Организационный момент урока предназначен для создания у учащихся положительного рабочего настроя и требует от учителя творческого подхода; вариации различных приёмов; поиска своеобразных форм, отвечающих содержанию урока; собственного стиля педагогической деятельности.

Целью является создание психологического настроя учащихся, вовлечение их в учебный процесс, создание ситуации успеха.

Нетрадиционное начало урока требует привлечения яркого, необычного, дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию) и использование нестандартных заданий.

Первые слова учителя на уроке, это как первая фраза актера после выхода на сцену.

Задача педагога – с первых минут урока удержать внимание учащихся, вызвать у них интерес, способствовать созданию атмосферы взаимопонимания.

Существует разнообразное множество приемов, которые позволяют начать урок оригинально и красиво. Интерес, который был пробужден в начале урока, необходимо поддерживать до конца, иначе он угаснет. Если реально подходить к данному вопросу, то на придумывание таких изюминок у учителя часто не остается сил и времени. Выход из данной ситуации всегда есть: необходимо создавать свою копилку знаний.

Как театр начинается с вешалки, так урок начинается с организационного этапа. Это кратковременный, но важный этап. Задача этого этапа – создать соответствующий эмоциональный настрой, психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала. Организационный этап нужен для создания у учащихся доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. Он предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности. Он требует от учителя творческого подхода, вариации различных приёмов, поиск своеобразных форм, отвечающих содержанию урока

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр.

.

Для решения этой задачи урока можно использовать «активные методы и приемы обучения».

«Активные методы» – это совокупность средств, способов, приемов, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности.

«Привлекательная цель»

Формула: пред учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.

«Удивляй»

Формула: учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становиться удивительным.

«Отсроченная отгадка»

Формула 1: в начале урока учитель задает загадку (удивительный факт), отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом на уроке

Формула 2: загадку (интересный факт) дать в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие

«Фантастическая добавка»

Формула: Учитель добавляет реальную ситуацию фантастикой (изменить значение любого параметра, который обычно остается неизменным, рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения)

Прием – коммуникативная атака.

Смысл его в том, чтобы в начальный период взаимодействия аудиторию увлечь, мобилизовать, «собрать» – назовите как угодно, чтобы дать сразу «что-то такое», что заставило бы учеников моментально включиться в урок.

Направления коммуникативной атаки

Что-то интересное, «захватывающее» аудиторию

Приемы:

Перечислю лишь некоторые способы организации начала урока

Неверный ответ.

На доске записаны вопросы по изучаемой теме и ответы к ним, среди которых есть как верные, так и неверные. Где допущены ошибки?

  • Пословица, как эпиграф к уроку.

а) Добрый уход за инструментами, порядок на рабочем месте.

Порядок дела не портит.

Порядок – душа всего дела.

Что на месте лежит, то само в руки бежит.

Каждой вещи – свое место.

б) Делать аккуратно, добротно.

Криво да косо клеймом не поправишь.

Одно кривое окно весь фасад портит.

Делать как – нибудь, так никак и не будет.

По работе и работника знают.

В дыму не печь виновата.

Лучше сидеть сложа руки, чем делать спустя рукава.

в) Иметь навык.

Без умения и сила не причем.

Не тот молодец, кто нашел себе дело, а тот молодец, кто исполняет умело.

Умелый тоже ошибается, да скоро поправляется.

Умелые руки – помощники науки.

У кого сноровка, тот и работает ловко

г) Ценить мастера.

Мастером нельзя родиться, мастерству надо учиться.

Мастерские руки – от доброй науки.

Работай руками и головой – будешь передовой.

Семь раз отмер, один раз отрежь.

д) Держать ритм.

Кто не идет вперед, тот отстает.

На час опоздаешь- годом не наверстаешь.

Чтобы не спешить, надо не опаздывать.

Чтобы не ошибиться, надо не торопиться.

Наскоро делать – переделывать.

На скору ручку – комком и в кучку.

е) Ум, обучение.

Повторять да учить – ум точить.

Лишний ум не помеха.

Учиться никогда не поздно.

Кто кончает учиться, тот кончает расти.

Не выучит школа, выучит охота.

Была бы охота, а выучиться можно.

Не помучишься – не научишься.

  • Пароль.

Учащиеся при входе в класс должны назвать дежурному «пароль», т.е. любой термин по изучаемой теме.

  • Разгадай кроссворд/головоломку/шараду.

Шарады

Ребусы

  • «Выбери меня»

Учащимся предлагается из набора(?) чертежей отобрать те, которые относятся к теме урока и обосновать свой выбор.

Загадка

”Её приносили в жертву богам. ею скрепляли священные клятвы, её считали носителем души и соком жизни. О чём сегодня на уроке пойдет речь?”

“Отсроченная отгадка” – А начнем мы с легенды, которая напрямую связана с темой нашего урока 

Игра “Снежный ком” Цель: развитие внимания, памяти Учащиеся по очереди называют слова по определенной теме. Первый называет слово, за ним второй повторяет слово первого и потом свое, затем третий слова первого, второго и добавляет свое, и так опять, пока очередь не дойдет до первого ученика, который повторяет все названные слова.

Доброе утро, ребята! В это солнечное утро я шла на работу, любовалась природой, слушала пение птиц. Я думаю, вы тоже любовались красотой природы и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнёмся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее и с удовольствием будем работать на уроке. Проверяем готовность. Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный? Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок!

Начинать урок нравится с проблемной задачи. Здесь учащиеся ощущают недостаток своих знаний для ее решения и формулируют цель урока. А бывает наоборот: они считают, что задача простая, а при более подробном рассмотрении сталкиваются с трудностями, и тут я предлагаю познакомиться с материалом, который поможет их преодолеть.(показываю рисунок, который предстоит сегодня нарисовать и задаю вопросы с чего мы начинаем и дальнейшую последовательность действий)

Если тема урока задаётся учителем в начале урока, то ученикам предлагается начать с ассоциаций из жизни. (Особенно удачным бывает приём, если тема имеет практическое значение.) Например, говорю что сегодня  тема «зимний пейзаж», «Ночное небо», «Раннее утро» и т.д., вспомните, какие вы видели интересные и запоминающиеся виды? Вспомните какого цвета бывает небо на рассвете/закате? И т.д.

 

Хочется, чтобы каждый урок был интересным, ярким, запоминающимся. Чтобы и сильные, и слабые ученики на уроке работали творчески, умели грамотно рассуждать, мыслить, доказывать, отстаивать свою точку зрения. И урок стал для них не мучительным времяпровождением, а увлекательным занятием. Каждый испытал успех.

Начало урока – один из важнейших его моментов. Хорошо продуманное, необычное, нетрадиционное начало урока помогает быстро включить учеников в работу и правильно настроить на неё. Необычность заданий в начале урока вызывает у учащихся удивление, радость, удовольствие, то есть те положительные эмоции, которые пробуждают у них интерес не только к изучаемой теме урока, но и к учебному предмету в целом.