Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе “Малые формы русского фольклора. В гостях у сказки.”

Автор: Евдокимова Ольга Владимировна

Воспитатель МДОУ “Детский сад №93” г. Ярославль

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе “Малые формы русского фольклора. В гостях у сказки.”

Конспект образовательной деятельности  по развитию речи в старшей группе «Малые формы русского фольклора. В гостях у сказки».

Воспитатель: Евдокимова О.В.

 Цель: формирование представлений детей о видах народного фольклора.

 Задачи:

1.Образовательные:

  • формировать у детей умение различать пословицу, загадку, считалку, сказку;
  •  познакомить детей с новым понятием: фольклор
  1. Развивающие:
  • развивать у детей действие замещения: выбор заместителей по заданному признаку (цвет);
  •  развивать умение детей пересказывать сказку с опорой на заместители.
  • Развивать у детей память, внимание, воображение, логическое мышление;
  • Развивать связную и выразительную речь детей;

 

3.Воспитательные:

  • воспитание интереса к народному творчеству;
  • воспитание навыков сотрудничества, коммуникативных качеств;
  • уметь выделять главную мысль или идею сказки.

 

Предварительная работа с детьми: чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масленый», беседа по содержанию сказки, просмотр мультфильма, чтение и заучивание пословиц, считалок, загадывание и отгадывание загадок.

 

Оборудование и материалы: текст сказки «Крылатый, мохнатый да масленый», сюжетные картины из сказки, вырезанные из картона контуры домика, деревьев; оранжевый, серый, коричневый и желтые кружки, воздушные шарики желтого цвета.

 

Ход НОД:

1 часть. Вводная.

Игровая ситуация, эмоциональный настрой.

Воспитатель: Встало утром солнышко

                          И гулять отправилось

                          И на нашей улице

                          Всё ему понравилось.

                          Побежало солнце

                          Золотой дорожкой 

                          И попало солнце 

                          Прямо к нам в окошко!

Ребята, солнышко заглянуло в наше окно и оставило нам вот такие маленькие «солнышки». Они не простые. (Берет 1-й шарик, читает).  «Кто возьмёт в руки это «солнышко», станет самым добрым и ласковым ребёнком в мире!». Давайте проверим!

                        Улыбнитесь всем вокруг 

                         И скорей вставайте в круг!

                         Солнышко передавай,

                         Имя друга ласково называй!

(Дети передают шарик по кругу, называя друг друга ласковым именем).

Воспитатель: Ребята, это правда, вы самые добрые и ласковые!

 

 2 часть. Основная. 

Воспитатель: Возьмём другое солнышко и посмотрим, что же там?

(читает): «Где дружба прочна – там хорошо идут дела».

Ребята, что это?

Дети: пословица.

Воспитатель: А что она означает? Как вы думаете?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Какие ещё пословицы вы знаете?

Дети: называют пословицы.

Воспитатель: берет следующее солнышко, читает: «Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает?»

Дети: весной.

Воспитатель: верно, а что это?

Дети: загадка.

Воспитатель: Ребята, а как вы догадались, что это загадка?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: (берёт следующее солнышко, читает): 

                          «Раз, два, три, четыре, пять-

                            Начинаем мы играть.

                             К нам сорока прилетела,

                             И тебе водить велела!»

Дети, а это что я прочитала?

Дети: считалка. 

Воспитатель: верно. Считалка-это короткий стишок, который произносится ритмично. Нужны считалки для того, чтобы, например, определить водящего перед игрой. Вот сейчас мы с вами поиграем в игру: «Солнышко». 

(Имя ребёнка), произнеси считалку, определи, кто будет водить.

Ребёнок произносит считалку.

 

Хороводная игра «Солнышко».

(После игры проводить детей на стульчики).

 

Воспитатель: Ребята, пословицы, загадки, считалки, хороводные игры ещё издавна придумал народ, поэтому они какие?

Дети: народные.

Воспитатель: Да, это устное народное творчество, и называется оно одним словом – фольклор.  (повторить вместе). Ещё фольклор – это русские народные песни, потешки, прибаутки, русские народные игры и русские народные сказки.

У нас с вами остались ещё «солнышки», посмотрим что же там. (читает загадки про воробья, мышонка и блина).

 

                          Я весь день ловлю жучков,

                          Уплетаю червячков, 

                          – Чик-чирик, не робей,

                          Я – бывалый…. (Воробей).

 (Достать картинку).

 

                          Живёт в норке,

                           Грызёт корки,

                           Короткие ножки,

                           Боится кошки. (Мышка).

(Достать картинку).

 

                           Спрыгнул он со сковородки,

                           Подрумяненный в серёдке,

                           Глядь, готов ещё один

                           С пылу, с жару тонкий ….. (Блин).

(Достать картинку).

 

Ребятки, вы догадались, откуда эти герои?

 

Дети: из сказки «Крылатый, мохнатый да масленый».

 

Воспитатель: Молодцы, узнали героев. Мы с вами уже слушали эту сказку, смотрели мультфильм, а сейчас я предлагаю вам поиграть в неё. Вы будете рассказывать сказку, а вместо героев будут цветные кружки. Кем будет коричневый кружок? 

Дети: воробьём.

 

(Так же жёлтый, серый, оранжевый кружки.).

Воспитатель: Хорошо. Вот у нас и появились герои нашей сказки.

«На лесной опушке, в тёпленькой избушке жили-были три братца: Воробей крылатый, Мышонок мохнатый да Блин масленый». А кто продолжит сказку? 

 

Дети рассказывают сказку по эпизодам по технологии наглядного моделирования, перемещая цветные кружки на доске.

 

3 часть.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы рассказали всю сказку и ничего не забыли. А давайте пофантазируем и представим, кто мог ещё жить вместе с нашими героями? (Достаёт кружки других цветов).

В нашей сказке Воробей-еду носил, Мышонок-дрова рубил, Блин-щи да кашу варил. Все были заняты делом. А какую бы работу стали выполнять эти герои? 

Дети придумывают.

 

4 часть. Заключительная.

Воспитатель: Ребята, чему нас учит эта сказка? (Каждый должен заниматься своим делом. Таким делом, которое у него лучше всего получается).

Как называется одним словом устное народное творчество? (Фольклор).

О каких видах фольклора мы сегодня говорили? (Пословицы, загадки, считалки, игры, сказки).

Похвалить детей и подарить им «солнышки» (воздушные шарики).