Доклад к педагогическому совету на тему: «Портфолио дошкольника»

Доклад
к педагогическому совету
на тему:
«Портфолио дошкольника»

Воспитатель: Мельникова М.Ю.

Серпухов-15
Декабрь,2010

Содержание работы:

1. Портфолио дошкольника
2. Виды портфолио дошкольника
3. Принципы работы
4. Этапы работы
5. Система работы по внедрению технологии «Портфолио ребенка»

1. Портфолио дошкольника.

Портфолио дошкольника – это прежде всего первый шаг в открытии малышом своего Я: своих чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий большого мира через призму детского восприятия. В живом общении с близкими для него взрослыми ребенок учится по-новому смотреть на мир семи, детского сада, родного города, страны.
Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.
Портфолио дошкольника – это всегда портфолио – собственность . Это его любимая книга, которую он сам создавал вместе с родителями, воспитателями. В ней он выразил, свои интересы, желания, мечты. Не может быть отчета, ребенку не за что отчитываться. При этом портфолио дошкольника может нести оценочную функцию – «портфолио – как инструмент комплексной диагностики» (Л.И.Адаменко), но в этом случае основная роль в определении его структуры и содержания принадлежит педагогу. Оценочно-диагностический портфолио является непременной частью индивидуальной программы развития ребенка. Однако не стоит соединять портфолио достижений и оценочно-диагностический, т.е. вносить диагностические карты, сравнительные таблицы в портфолио ребенка. Ребенку не понятны данные таблицы, значки, да и диагностика нужна в первую очередь педагогу для осуществления дифференцированного подхода к ребенку и совершенствования педагогического процесса. Поэтому оценочно-диагностический портфолио составляют педагоги, и хранится он у педагогов.
Для ребенка особое значение имеет оформление портфолио. Портфолио должен привлекать, заинтересовывать. Вместе с тем страницы должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было понятно. Этому способствуют рисунки, символы, эмблемы. Чаще всего портфолио представляет собой папку с файлами, это позволяет легко вносить изменения, пополнять ее новымит материалами. В работе с дошкольниками можно использовать также электронный портфолио и портфолио-раскраску.

2. Виды портфолио дошкольника
Электронный портфолио является одним из новых видов. Это портфолио, основанный на применении современных информационных технологий. Использование программы Power Point позволяет быстро выполнить яркое, красочное портфолио со спецэффектами и возможностью использовать аудио- и видеозаписи. Это привлекает ребенка. Электронный портфолио мобилен, его можно быстро изменять, вносить новое. Современные родители больше готовы к данному виду, нежели к традиционному.
Портфолио-раскраска. Не всегда у педагогов, родителей хватает времени, умений для помощи в оформлении детского портфолио. Портфолио-раскраска в определенной степени способна облегчить труд взрослых. Странички портфолио можно отксерокопировать, предложить выбрать детям, раскрасить. У детей создаются определенный настрой, желание. Однако не стоит забывать, что это только начало работы, самое главное – заполнить рубрики информацией.

Предлагаем следующую структуру портфолио-раскраски:
Разделы Рубрики Содержание
Портрет «Давайте познакомимся»

«Портрет моего ребенка»

«Я расту!»

«Я мечтаю…» Ф.И. ребенка
«Я люблю…»
«Мне нравится…»

Сочинение родителей о своем малыше

«Вот я какой!»
«Как я расту!»
«Я вырос!»

«Я мечтаю о…»
«Я бы хотел быть…»
«Когда я вырасту…»
«Каким я хочу видеть себя…»

Коллектор «Я хочу…»
«Я как мама, я как папа…» Образцы, схемы, чертежи.
Работы родителей. Братьев, сестер, друзей.

Рабочие материалы «Мое настроение»
«Мои любимые дела»
«Вот что я могу!» Образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки…)

Достижения «Мои достижения»

3. Принципы работы
Первый принцип – единство сфер духовной жизнедеятельности ребенка: эмоциональной, волевой. Познавательной, коммуникативной. Необходимо осторожно развивать сознание и личность ребенка, поскольку именно сознание и Я должны держать в равновесии все атрибуты души: познание, чувство, волю.
Второй принцип – это совместная деятельность и общение взрослого и ребенка как движущая сила развития. Общение при организации данной работы должно быть целенаправленным, последовательным, разумным, ненавязчивым. Оно должно быть средством воспитания и развития не только ребенка, но и взрослого и дарить огромную радость обоим. Основой такого общения становится взаимный поиск пути друг к другу и к контакту с внешним миром, который опирается не на нотации, замечания, нравоучения, а на совместное переживание минут радости, огорчений, открытий. Особая атмосфера такого взаимодействия позволяет раскрыть и развить потенциальные возможности маленького человека, его скрытые творческие силы и лучшие человеческие качества.

4. Этапы работы
1. Постановочный
Приступая к реализации технологии портфолио, необходимо определить цель его создания. В одних дошкольных учреждениях портфолио составляют под руководством воспитателя и хранится он в группе, в других – под руководством специалистов дошкольных учреждений (воспитателей по изодеятельности, психологов, воспитателей по театрализованной деятельности и др.), в третьих – портфолио составляется родителями и детьми, хранится в основном дома. Важно научить взрослых наблюдать за ребенком, замечать изменения, записывать все новое. Странички портфолио «Я уже большой», «Я – исследователь», «Смешные истории» помогут зафиксировать интересные выражения, слова, размышления, высказанные детьми.
2. Поисковый
Сбор информации.
Оформление портфолио различно, особенно индивидуальны портфолио, составляемые с родителями. Папы и мамы, увлеченные идеей портфолио, не только по-иному видят своего ребенка, восхищаясь и радуясь его успехам, но и открывают новые таланты у себя. Так появляются электронные портфолио. Стихотворные подписи к фотографиям, рисунки и т.д. внедряя портфолио в деятельность дошкольного учреждения, педагог должен предложить варианты разделов и рубрик, продумать возможное их содержание. В ходе работы могут появиться новые рубрики, предлагаемые детьми или взрослыми на основе интересных событий или проявлений ребенка.
Индивидуальная работа с детьми.
Работа с портфолио может проводиться как индивидуально, так и подгруппой. В последнем случае дети имеют возможность обменяться мнениями, обсудить материалы друг друга, выслушать предложения, поделиться своими успехами. При работе с портфолио педагогу необходимо грамотно и правильно строить беседу, продумать вопросы к ребенку при работе с каждой страничкой.
Взаимодействие с родителями.
Очень важно сделать родителей союзниками в этом непростом деле. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы. Портфолио может также использоваться как дополнительный материал при изучении семьи – уклада ее жизни, интересов, традиций.
Консультации с педагогами.
В данной работе особенно важна взаимосвязь в деятельности специалистов ДОУ. Педагог-психолог помогает педагогам и родителям в организации индивидуального подхода к ребенку. Использование диагностики социально-личностного развития ребенка «Лесенка», «Дерево», «Моя семья» позволяет выявить самооценку ребенка, уровень его эмоционального благополучия, что немаловажно для составления личности ребенка.
Социальный педагог помогает в организации индивидуальной работы с семьей, а также следит за межличностными отношениями ребенка в группе.
Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре помогают в создании условий для развития детского творчества в физической, музыкальной, театрализованной деятельности.
Однако взаимосвязь специалистов возможна только при четком понимании каждым своей роли в формировании портфолио.

Памятка для педагогов ДОУ.

1. Работа с детьми над портфолио должна проводится с каждым ребенком отдельно в любое удобное время в течении дня.
2. Дети самостоятельно отбирают и приклеивают материал (фотографии, модели, схемы). Взрослый лишь помогает ребенку, а не делает работу за него.
3. При работе с каждой страницей ребенку задают вопрос: «Что ты хочешь рассказать о себе, своей семье, об интересном событии?»
4. Рассказ, сказку, стихотворение ребенка записывать дословно, печатными буквами, так, чтобы по мере овладения грамотой ребенок смог сам прочитать свой рассказ.
5. По возможности каждый материал или группа материалов должны сопровождаться кратким рефлексивным комментарием ребенка.
6. По желанию самого ребенка можно проводить беседы, в которых он рассказывает другим детям о себе, своей семье, друзьях, достижениях.
7. При заполнении страничек создавать необходимую атмосферу для того, чтобы ребенок смог вам раскрыться. Детям бывает сложно рассказать о себе другим. Особенно если они испытывают трудности в общении или в речи – в этом прекрасным помощником оказывается портфолио. Он помогает ребенку набраться смелости и раскрыть свой внутренний мир перед другими, что очень эффективно в плане адаптации детей.

В процессе работы возникает проблема хранения материалов. В портфолио помещаются лучшие, на взгляд ребенка. Материалы. Остальные материалы могут находиться в дополнительных папках-приложениях.
3. Заключительный
Оценка родителем ребенка порой отличается от оценки воспитателя: часто она бывает занижено, завышенной или критичной из-за незнания родителями возрастных особенностей детей. С этой целью с родителями проводятся семинары-практикумы. Беседы, индивидуальные разговоры. Родители лучше узнают психологические особенности детей дошкольного возраста, раскрывают особенности интересов и склонностей своих детей.
Работа над созданием портфолио позволяет сблизить интересы родителей и специалистов ДОУ, т.к. в данном деле в центре внимания находится ребенок.

5. Система работы
Система работы по внедрению технологии «Портфолио ребенка» может быть представлено следующим образом:

Работа с педагогами Работа с детьми Взаимодействие с родителями
1. Ознакомление с теоретическим и практическим материалом по созданию портфолио.
2. Разработка структуры портфолио.
3. Оформление образца портфолио ребенка педагогами творческой группы дошкольного учреждения.
4. Презентация образца портфолио.
5. Индивидуальная работа по внедрению портфолио ребенка.
6. Презентация портфолио ребенка для педагогов ДОУ 1. Рассматривание образца портфолио.
2. Индивидуальная беседа с детьми. 1. Индивидуальная работа педагогов ДОУ с родителями по ознакомлению с портфолио ребенка.
2. Консультативная помощь (семинар-практикум по оформлению портфолио, памятки, опросники и т.д.)

Критерии оценивания
Трудно подвести итоги работы с портфолио с помощью цифр, т.к. она нацелена на долгосрочный результат, который, возможно, найдет отклик в душе ребенка, когда он станет старше и начнет оценивать себя с позиции успешности и реальных жизненных достижений. Вот тогда, мысленно вернувшись в детство, он поймет, что первые шаги к воспитанию своей уверенности он заложил еще в дошкольном возрасте под руководством близких и любящих взрослых – родителей, педагогов. Тем не менее, оценивая портфолио дошкольника, следует обратить внимание на:
– творческий подход к оформлению;
– интерес и желание ребенка;
– значимость для ребенка, его родителей, педагогов.
Портфолио дошкольника – это своеобразный маршрут его развития. Это возможность лучше понять ребенка, это способ взаимодействия педагогов между собой, педагогов, родителей. При выпуске из детского сада портфолио вручается ребенку. Это подарок ему и его родителям. Это воспоминания о счастливом детстве.

Литература:
Портфолио в ДОУ. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 72с.