Дисграфия у детей: советы психолога. Игры и упражнения при дисграфии
“Ребёнок любит читать, но в письме делает кучу ошибок, в самых простых словах. Что делать? Как это исправить? . “Сын учится во втором классе и делает очень много ошибок в диктантах и даже при списывании. Как научить ребёнка писать без ошибок? Помогите!” Подобные крики о помощи вы можете найти на любом родительском форуме в интернете. Согласно исследованиям, нарушение процесса письма, известное как дисграфия, является довольно распространённым расстройством и выявляется у более чем 50% школьников младших классов и более 30% учащихся средней школы. Психолог Ирина Гладких расскажет вам о том, что такое дисграфия, какие виды дисграфии бывают, каковые признаки, симптомы и причины этого расстройства. Также вы узнаете, как корректируются дисграфия и какие игры и упражнения в домашних условиях помогут вашему ребёнку справиться с нарушением письма и научиться писать без ошибок.
Что такое дисграфия?
Само слово “дисграфия” произошло от двух греческих слов: “DIS”(расстройство) и “Grapho” (пишу). Дисграфия проявляется в виде постоянных однотипных ошибок при письме.
Проявления дисграфии во многом схожи с проявлениями дислексии, с той разницей, что при дислексии нарушения проявляются при чтении (неправильное произношение, замена звуков, перестановка слогов, нарушение разделения слов в предложениях и пр.), а при дисграфии похожие нарушения наблюдаются на письме.
Если ваш ребёнок не любит и не хочет читать, как понять – он просто ленится или у него дислексия? Узнайте прямо сейчас с помощью инновационного нейропсихологического, присутствуют ли признаки, которые могут указывать на риск наличия дислексии. Получите результаты менее, чем за 30-40 минут!
Классификация и виды дисграфии
В зависимости от нарушения или несформированности того или иного процесса письма различают 5 форм дисграфии:
Почерк Леонардо: кто такие амбидекстры?
Кто такой амбидекстр?
Количество амбидекстров на планете постоянно растёт, как и количество чистых левшей. Амбтидекстры позже начинают ползать, ходить, говорить. Происходит это по той причине, что человек рождается с двумя одинаково развивающимися полушариями мозга, а лидерство левое полушарие начинает завоёвывать с момента, когда ребёнок начинает интересоваться речью – т.е. с попыток звукоподражания. Но не всегда правое полушарие сдаётся легко и уступает главную роль. Это становится похоже на перетягивание каната – каждое полушарие пытается доминировать и возникает межполушарный конфликт. Ребёнок-амбидекстр бывает с резкими перепадами настроения, плаксивый, неусидчивый. При обучении письму отсутствие ведущего полушария усложняет задачу различия, запоминания контуров букв, разницы в звучании похожих звуков и идентификации соответствующей буквы, сложности с пространственным расположением элементов при письме. Тем не менее, среди амбидекстров встречается множество талантливых и даже гениальных людей, и примером тому является Леонардо да Винчи, который писал свои заметки в дневнике левой рукой в зеркальном отражении (поэтому в его честь зеркальный почерк и был назван письмом Леонардо).
Причины дисграфии
Как и у каких детей может возникнуть дисграфия? Каковы её причины? Дисграфия у детей начинает проявляться в период обучения письму. Говорить о наличии дисграфии можно не ранее возраста 8-9 лет(т.е. примерно второй класс общеобразовательной школы). К этому возрасту дети уже овладевают навыками устойчивого письма и постоянные однотипные ошибки должны привлечь внимание взрослых.
Процесс письма – довольно сложный процесс для нашей нервной системы. Здесь необходимо задействовать множество высших нервных функций: узнавание символа, вызывание его образа в памяти, соотношение образа и звука, тонкая моторика руки при написании, оценка схожести изображения с образом в памяти. Так как при письме задействовано множество высших нервных функций, то и причин нарушений письма может быть множество. Различают следующие основные причины:
Чаще всего дисграфия проявляется у детей с нарушениями речи (особенно если дефекты речи не были устранены до момента начала обучения грамоте), имеющих в анамнезе органические поражения мозга(минимальные мозговые дисфункции, энцефалопатии и пр), получивших травму мозга, с истощенной нервной системой и незрелыми зонами мозга.
Дисграфия также может быть выявлена и у взрослого человека. Причиной дисграфии у взрослых является нарушение работы высших психических функций вследствие перенесённого инфекционного заболевания или травмы головного мозга. Дисграфия у взрослых проявляется примерно в 10 % случаев от общего количества пациентов с выявленной дисграфией.
Дисграфию не рассматривают как независимое нарушение. Она часто сопровождает различные неврологические дисфункции и расстройства, а также слуховые, двигательные, речевые и зрительные патологии.
Профилактика дисграфии
Многие родители задаются вопросом – какова профилактика дисграфии? Как предупредить развитие этого расстройства?
Прежде всего, относитесь внимательно к своему ребёнку. Если ребёнок поздно заговорил, имеет нарушения звукопроизношения или фразового построения – он попадает в группу риска. Необходимы занятия, направленные на развитие речи и фонетико-фонематического слуха. Заниматься с ребенком должен как логопед, так и мама. Если наблюдаются органические нарушения, то к профилактике необходимо подключать врачей, для медикаментозной помощи ребёнку.
Таким образом, резюмируя всё вышесказанное, в группе риска развития дисграфии:
В большинстве случаев значительную помощь может оказать нейропсихологическая коррекция детей. Эти занятия помогают:
– развить чувство ритма, что облегчает деление речи на слова и слога,
– развить и улучшить пространственную ориентацию и пространственное восприятие у ребёнка – это необходимо для различия схожих элементов букв и точного соотнесения их местонахождения в пространстве,
– улучшить зрительно-моторную координацию, взаимосвязь ребёнка с собственным телом и навыки управления телом – это важно для выполнения письма, так как помогает развить мелкую и крупную моторику.
Детям-билингвам необходима помощь при начале обучения на одном из языков или смене языка обучения. Помощь должна быть в виде сходных мероприятий, как и для обычных детей-дисграфиков.
Процесс профилактики длительный – нельзя говорить о достаточности проведения нескольких упражнений или занятий. После прохождения курса корректирующих занятий/мероприятий необходимо через некоторое время сделать срез и выяснить, насколько изменилась ситуация. После этого принимается решение о необходимости или достаточности проведённых мероприятий.
Что делать, если у ребёнка – дисграфия? Полезные упражнения и игры
Коррекция дисграфии. Что же делать, если у вас или вашего ребёнка диагностирована дисграфия? Как исправить ситуацию?
В первую очередь, нужно обратиться к специалисту, который правильно определит вид нарушения и подберет соответствующую программу корректировки.
Что можно сделать самостоятельно в домашних условиях? Дома вы можете делать следующие корректирующие упражнения:
– Упражнения и игры, направленные на развитие фонематического слуха:
– Развивайте пространственное восприятие: лепите буквы, рисуйте буквы, складывайте их из палочек, делайте аппликации, разбирайте буквы на запасные части и собирайте новые, играйте с буквами – дайте ребёнку на тактильном плане ощутить, что это такое – буква. Произносите звук одновременно с тактильным восприятием, закрепляя в памяти это соответствие.
– Играйте в игры на пространственное восприятие:
– Развивайте общий словарный запас ребёнка, поощряйте чтение – если он уже читает, или занимайтесь по тренажёрам для чтения, если ребёнок плохо читает или имеет проблемы с чтением.
– Играйте в узнавания предметов и букв при их неполной прорисовке(половина фигуры/буквы , зашумлённые фигуры/буквы, несколько наложенных друг на друга изображений – ребёнку нужно выделить нужное и обвести).
– Читайте тексты-“перевертыши”: замените несколько слов в тексте словами, написанными вверх ногами или задом наперёд. Достаточно нескольких слов в нескольких предложениях.
– Игра “найди букву”: в предложенном тексте нужно подчеркнуть все заданные буквы (или значки в рядах значков, если ребёнок еще не умеет читать). Это упражнение развивает узнавание и внимательность.
– Составляйте простейшие предложения и рассказы по картинкам
– Читайте “поля слов”, выделяя в них слова
– Решайте анаграммы
– Ищите пропущенную букву в словах: взрослый пишет слова, пропуская одну букву и указывая место пропуска, а ребёнок должен сказать, какая буква пропущена.
– Проходите лабиринты: сначала проводя пальцами по лабиринту, затем проводя линию карандашом, и после этого – только глазами.
– Развивайте чувство ритма: учите стишки и отстукивайте ритм стиха, делайте хлопок на определённом слоге при произношении ряда слов, играйте в игру – “повтори ритм”.
– Просите ребёнка назвать сколько букв в слове, сказать, сколько слогов в слове, сколько слов в предложении, сколько предложений в тексте (текст и слова должны восприниматься на слух).
Эти и многие другие корректирующие упражнения для дисграфиков помогут преодолеть эту проблему. Эти же упражнения подходят и для взрослых. Ещё раз хочу сказать о том, что коррекция дисграфии – процесс длительный и трудоёмкий. Начинать работу в этом направлении нужно при первых признаках нарушений (речи, словообразования, нарушения распознавания предметов и пр.).
А если ребёнок не хочет учиться писать?
При коррекции дисграфии может возникнуть ряд вопросов, не относящихся непосредственно к звукопроизношению и правильности написания. Что делать, если ребёнок не хочет учиться писать? Что делать, если ребёнок не может писать буквы? Как научить ребёнка писать буквы правильно? Преодолеть подобные проблемы можно и нужно опять таки с помощью игр и корректировочных занятий.
Если ребёнок не может писать буквы – играйте в узнавание букв: рисуйте их! Научите ребенка рисовать буквы, затем упрощайте рисунки и переводите их в печатные буквы. Приобретите прописи для дисграфиков, начинайте обучение письму с обучения написанию отдельных элементов (палочек, завитков и пр), постепенно соединяя их во всё более сложные элементы. Не торопите ребёнка. Не переходите в следующему этапу, пока окончательно не отработаете и не закрепите предыдущий.
Если ребёнок не хочет учиться писать – начинайте с заполнения пробелов в словах – подстановок отдельных букв. Не нагружайте ребёнка и тем более не ругайте. Это приведёт только к перегрузке нервной системы и стойкому отвращению к письму и процессу учёбы в принципе. Когда зоны мозга у ребенка созревают, он сам начинает проявлять интерес к учёбе. Поощряйте его интерес к рисункам, раскраскам и всему, что развивает мелкую моторику. Раскрашивайте буквы, вырезайте их, рисуйте портреты и потом просите подписать портрет. Постепенно увеличиваете объём текста для подписи. Играйте с ребёнком в игры, побуждающие к письму, – возможно, письма Деду морозу, любимому сказочному герою, выдуманному другу, или просто записка маме или просьба купить шоколадку, но просьба написанная. Всё должно быть именно в виде игры, любое насилие вызовет отторжение.
Правильное написание букв можно развить, выполняя упражнения по корректировке дисграфии. Опять всё начинается с пространственного восприятия и умения различать буквы. Развивайте память ребёнка – учите стихи, играйте в игры на развитие памяти. Раскрашивайте картинки – это научит ребенка выделять главные силуэты. Практикуйте написание букв и одновременное их произношение.
Для коррекции дисграфии, как я уже писала выше, существует множество различных упражнений. Нужно также помнить о возможности улучшить ситуацию с произношением и мелкой моторикой с помощью специального массажа. Добавление курса нейропсихологической коррекции значительно повышает шансы на устранение дисграфии. Нейропсихологическая коррекция – это процесс, позволяющий как бы заново отстроить нарушенные или ещё не созданные связи между отдельными зонами мозга, а также разгрузить излишне перегруженные его участки. Коррекция включает в себя двигательные элементы, логопедические, занятия по развитию памяти и ритма. После прохождение курса коррекции отмечается улучшение успеваемости, усидчивости, памяти и общего самочувствие. Данные упражнения можно проводить как для детей, так и для взрослых.
В заключение хочу отметить, что дисграфия – это полностью поддающееся коррекции нарушение. Если у вас или вашего ребёнка обнаружена дисграфия – не пугайтесь. Запаситесь терпением, заручитесь поддержкой специалистов и отправляйтесь в путь по её коррекции. Чем раньше вы начнёте работу по профилактике или коррекции дисграфии, тем легче и быстрее пройдёт этот процесс. Путь по коррекции непростой и долгий, как для ребёнка, так и для его родителей, но, в конце пути вас ждёт победа над дисграфией!
А вы знаете полезные упражнения, которые могут помочь справиться с дисграфией?