Автор: Детскова Татьяна Алексеевна
воспитатель МБДОУ “Детский сад №1 “Семицветик””
Проект по развитию логического мышления «Юные логики» для детей 5-7 лет.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Семицветик»
Проект по развитию логического мышления «Юные логики» для детей 5-7 лет. на 2020-2022 учебные годы.
Подготовила: воспитатель Детскова Т.А.
г. Гаджиево
Паспорт педагогического проекта:
Тема: «Юные логики».
Разработчик проекта: Детскова Татьяна Алексеевна, воспитатель старшей группы «Колокольчики».
Место проведения: г. Гаджиево МБДОУ «Детский сад №1 «Семицветик».
Участники проекта: воспитатели, родители, воспитанники группы.
Срок реализации: 2020-2022 гг.
Тип проекта: долгосрочный.
Пояснительная записка.
Одна из важнейших задач в воспитании ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребёнок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума. Нередко дети, поступившие в первый класс, умеют читать, писать, считать и, казалось бы, полностью подготовлены к школе. Однако, педагоги и родители часто сталкиваются с такой проблемой, когда уже в первые месяцы учёбы у детей обнаруживаются трудности в учёбе. Одна из распространённых причин такого положения – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно – логического мышления. В умственном развитии ребёнка процессу овладения логическими отношениями принадлежит существенная роль.
Последнее время акценты делались на работу с детьми, имеющими трудности в усвоении программы. Дети же, имеющие высокий уровень познавательных способностей, оставались без должного внимания. Разработанная программа позволит устранить этот недостаток.
Словесно – логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т. к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.
Но зачем логика маленькому дошкольнику? По мнению Л. А. Венгера «Для пятилетних детей одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире… Всё это принесёт пользу умственному развитию ребёнка только в том случае, если обучение будет направлено на развитие умственных способностей, тех способностей в области восприятия, образного мышления, воображения, которые основываются на усвоении образцов внешних свойств вещей и их разновидностей…». Навыки, умения, приобретённые ребёнком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребёнку, не овладевшему приёмами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил.
В данной программе показано, как через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности. В работе с дошкольниками над развитием познавательных процессов одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, т. е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые игры и упражнения могут быть очень интересны, но, используя их вне системы трудно достичь желаемого обучающего и развивающего результата.
Актуальность:
Актуальность. Наше время – это время перемен, России нужны люди, способные принимать кардинальные решения, и это актуально. Кто сейчас в детском саду, завтра будут строить наше общество. Опираясь именно на логическое следование мысли, а не на собственные желания или возникшие неожиданно предпочтения, врач ставит обоснованный диагноз, судья выносит аргументированный приговор, критик объективно оценивает фильм. Чтобы и наши дети могли быть знающими врачами, толковыми юристами, честными критиками, им необходимо научиться мыслить логически, освоить простые и сложные виды умозаключений, оперировать утвердительными и отрицательными суждениями. Логическое мышление является инструментом познания окружающей действительности, поэтому, формирование основных форм и приёмов логического мышления является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Актуальность проблемы определяется важностью логического мышления для развития личности в целом.
Цель программы: Создание условий для развития у дошкольников элементарного логического мышления с использованием современных педагогических технологий.
Задачи:
1.Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, систематизации, сериации, смысловому соответствию, ограничению.
2.Развивать умение оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.
3.Воспитывать у детей потребность умственно напрягаться, занимаясь интеллектуальными задачами, интерес к познавательной деятельности.
4.Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание прийти на помощь сверстнику.
5.Донести до родителей актуальность данной проблемы и привлечь их к активному сотрудничеству.
Сроки реализации программы – 2 учебных года.
Количество детей – 29 детей.
Режим занятий – 1 занятие в неделю во второй половине дня продолжительностью 25-30 минут.
Формы и приёмы работы: игры дидактические, развивающие, игры-путешествия, работа с логическими блоками Дьнеша, с палочками Кюизенера, решение логических и математических задач, отгадывание загадок, ребусов, рассматривание, объяснение, чтение, занимательные вопросы, задачи – шутки, изодеятельность, графический диктант, физминутки, пальчиковые упражнения.
Структура занятий: разминка; основное содержание занятия – изучение нового материала; физминутка, пальчиковая гимнастика; закрепление нового материала; игра, рисование.
Работа с родителями: после каждого занятия родителям предлагается речевой материал для закрепления знаний вне занятий: веселые стихи, сказки, рассказы, логические, математические и шуточные задачки, лингвистические и психологические игры, загадки, кроссворды и другие занимательные материалы.
Содержание программы.
Краткое описание разделов. (Разделы соответствуют определённым логическим операциям).
Сравнение. Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие, совершенствовать ориентировку в пространстве. Поиск сходств и различий на двух похожих картинках.
Анализ – синтез. Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета. Игры и упражнения на нахождение логической пары. Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью). Поиск противоположностей. Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счётных палочек и геометрических фигур.
Обобщение. Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей. Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, деревья, птицы и т. д.
Классификация. Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.
Систематизация. Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей, учить рассказывать по картинке, пересказывать. Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.
Ограничение. Цель – учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам. Развивать наблюдательность детей. Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т. п. Исключение четвёртого лишнего
Умозаключения. Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение. Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идёт дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождём человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («Ветер дует, потому что деревья качаются». Верно ли это?) Решение логических задач.
Ожидаемые результаты: Занятия будут способствовать овладению детьми умением решать проблемные ситуации, понимать предложенную задачу и разрешать ее самостоятельно. Овладев логическими операциями, ребёнок будет более внимательным, научится чётко и ясно мыслить, думать, рассуждать, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, что приведет к более успешному и легкому обучению в школе, а значит, и процесс учёбы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Используемая литература:
- «Развитие логического мышления» Л.Ф.Тихомирова, А.В.Басова.
Изд. «ГРИНГО», 1995г.
- «Развивающие игры для дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития», 1996г.
- «Развиваю логику и сообразительность» Ю.Б.Гатанов. «ПИТЕР»,2000г.
- Развитие математического мышления у детей 5-7 лет» Е.В. Колесникова. Москва «Акалис», 1996г.
- «Интеллектуальная мастерская» Л.Я.Береславская. ЛИНКА-ПРЕСС, 2000г.
- «Психология. Занимательные материалы». (старшая, подготовительная группы) Л.П.Морозова. ИТД «КОРИФЕЙ», 2010г.
- Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2007г.
Перспективный план занятий.
Содержание занятий | Задачи | ||
Октябрь
Занятие №1 |
Мониторинг. Выполнение диагностических заданий. 1.«Оценка образно-логического мышления: «Нелепые картинки». «Перепутанные стихи».
2. «Оценка словесно-логического мышления». |
Оценить уровень развития образно-логического, словесно-логического мышления у детей. | |
Октябрь
Занятие №2 |
Обучение приёму «Сравнение».
1. Д/И «Давай, сравним», «Найди вырезанные кусочки», 2. Игра с блоками Дьенеша. Группируем фигуры по цвету, форме, величине, толщине. 3. Занимательные вопросы, загадки – шутки. |
Учить определять общие и отличительные признаки сравниваемых объектов, отличать существенные несущественные признаки объекта. Развивать внимание, восприятие, мышление. | |
Октябрь
Занятие №3 |
Анализ – синтез.
1. Д/И «Дополни картинку», «Что для чего» 2. «Чем похожи и чем отличаются» 3. Игра с блоками Дьенеша. Знакомство с карточками – символами. 4. Решение логических задач. |
Упражнять в нахождении закономерности и обосновании найденного решения, в последовательном анализе каждой группы рисунков. | |
Октябрь
Занятие №4 |
Обобщение.
1. Д/И «Логический поезд», «Назови одним словом» 2. «Логические цепочки». 3. Игра с блоками Дьенеша. Продолжать знакомить с карточками – символами. 4. Выкладывание картин из счётных палочек. |
Учить подобрать обобщающее понятие для каждой группы слов; объяснить свой выбор. Учить находить логическую связь между рисунками, расположенными в одном ряду; нарисовать недостающий элемент; подробно объяснить свои действия. | |
Ноябрь
Занятие №1 |
Классификация.
1. Д/И «Магазин универсальный», «Разложи на группы», 2. Д/И «Подбери и назови». 3. Игра с палочками Кюизенера. 4. Учимся отгадывать загадки. |
Учить мысленно распределять предметы по группам; соединить попарно подходящие друг другу предметы, подробно объяснять свои действия. | |
Ноябрь
Занятие №2 |
Систематизация.
«Где спряталась мышка». 3. Графический диктант. |
Развивать умение упорядочивать объекты по количественному и внешним признакам и по смыслу Учить самостоятельно находить закономерность. Учить составлять описательный рассказ. | |
Ноябрь
Занятие №3 |
Ограничение.
1. Д/И «В гостях у лисы», 2. «Что лишнее». 3. Игра с блоками Дьенеша «Найди клад». |
Учить выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам. | |
Ноябрь
Занятие №4 |
Умозаключения.
1. Д/И «Потому, что…», «Логика». 2. Игра с блоками Дьенеша «Кот и мыши». 3. Лингвистические задачки. |
Учить при помощи суждений делать умозаключения. Развивать воображение. | |
Декабрь
Занятие №1 |
Установление причинно – следственных связей.
1. Д/И «Почему это произошло». 2. Что должно быть в пустых клеточках, дорисуй. 3. Логическая мозаика. |
Учить находить причину событий. Развивать логическое мышление, скорость действий и мысли; восприятие, воображение. | |
Декабрь
Занятие №2 |
Смысловое соотнесение.
1. Д/И «Что подходит», «Бывает ли такое». 2. Придумывание небылиц. 3. Нарисуй справа такую же фигуру. |
Учить находить связи между предметами, явлениями, основываясь на существенные признаки и свойства. | |
Декабрь
Занятие №3 |
1. Игра с логическими блоками Дьенеша «Угадай – ка»
2. Назови и покажи из каких фигур составлены эти предметы. 3. Решение логических задач. 4. Графический диктант. |
Развивать умения выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначать словом отсутствие какого – либо конкретного свойства предмета. | |
Декабрь
Занятие №4 |
1. Игра с палочками Кюизенера. «Посудная ловка».
2. Задачи – шутки, занимательные вопросы. 3. Д/И «Что делать» |
Развивать у детей представление о числе на основе счёта и измерения; пространственные отношения. На основе двух суждений делать самостоятельное умозаключение. | |
Январь
Занятие №1 |
Разгадываем кроссворд.
Занимательные вопросы, загадки – шутки. |
Учить находить связи между предметами, явлениями.
Развивать логическое мышление, скорость действий и мысли; восприятие, воображение. |
|
Январь
Занятие №2 |
«Сравнение».
1. Д/И «Что изменилось». 2. Игра с блоками Дьенеша. Группируем предметы по существенному признаку. 3. Занимательные задачки. |
Закреплять умение определять общие и отличительные признаки сравниваемых объектов, отличать существенные несущественные признаки объекта. Развивать внимание, восприятие, мышление. | |
Февраль
Занятие №1 |
Анализ – синтез.
1. Д/И «Подскажи Незнайке» 2. «Зачем и почему» 3. Игра с блоками Дьенеша. 4. Решение логических задач. |
Закреплять в умении находить закономерности и обосновании найденного решения, в последовательном анализе каждой группы рисунков. | |
Февраль
Занятие №2 |
Обобщение.
1. Д/И «Логические цепочки». 2. Игра с блоками Дьенеша. 3. Выкладывание картин из спичек, пуговиц, сыпучих материалов. |
Совершенствовать умения в обобщении понятий для каждой группы слов; объяснить свой выбор. Закреплять навык находить логическую связь между картинками. | |
Февраль
Занятие №3 |
Классификация.
1. Д/И «Вопрос – ответ». «Подбери и назови». 2. Игра с палочками Кюизенера. 3. Учимся разгадывать ребусы. |
Закреплять умение мысленно распределять предметы по группам; соединить попарно подходящие друг другу предметы, подробно объяснять свои действия. | |
Февраль
Занятие №4 |
1.Систематизация. Д/И «Продолжи ряд предметов». 2.Игра с блоками Дьенеша. «Где спряталась мышка». 3.Графический диктант. | Совершенствовать умение упорядочивать объекты по количественному и внешним признакам и по смыслу, составлять описательный рассказ. | |
Март
Занятие №1 |
Ограничение.
1. Д/И «Найди фрагменты изображений». 2. Игра с блоками Дьенеша. 3. Учимся разгадывать кроссворды. |
Закреплять умения выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам. | |
Март
Занятие №2 |
Умозаключения.
1. Д/И «Подумай, на что похожа картинка, дорисуй её». 2. Игра с блоками Дьенеша. 3.Разгадываем загадки. |
Закреплять умения при помощи суждений делать умозаключения. Развивать воображение. | |
Март
Занятие №3 |
Установление причинно – следственных связей.
1. Д/И Что должно быть в пустых клеточках, дорисуй. 2. Логическая мозаика. |
Совершенствовать умение находить причину событий. Развивать логическое мышление, скорость действий и мысли; восприятие, воображение. | |
Март
Занятие №4 |
Смысловое соотнесение.
1. Д/И «И хорошо и плохо». 2. Придумывание небылиц. 3. Графический диктант |
Закреплять умение находить связи между предметами, явлениями, основываясь на существенные признаки и свойства. | |
Апрель
Занятие №1-2 |
Мониторинг. Выполнение диагностических заданий. | Оценить уровень развития логического мышления у детей. |
Перспективный план работы
на 2021-2022 учебный год
Месяц | Занятие | Задачи |
Октябрь
№2. |
«Неправильные картинки» | -Развивать элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях.
-Развивать умение рассуждать логически. |
№3. | «На что сгодится карандаш?» | -Развивать оригинальность мышления.
-Расширять способность нестандартного применения предметов. – Воспитывать коммуникативные качества |
Ноябрь
№1. |
«Шумно, вкусно, кругло-красно!» | -Развитие образно-логическое мышление.
-Учить изменять одно свойство предмета, не изменяя других его свойств. -Развивать мелкую моторику, графические навыки. |
№2. | «Ожившие фигуры» | -Развивать креативное мышление.
-Развивать мелкую моторику, художественные способности. |
№3. | «Кто сильней: медведь или папа?» | -Развивать творческое воображение, фантазию, художественные способности.
-Формировать коммуникативные и импровизационные навыки. |
№4. | «Что в пустой клетке?» | – Развивать мыслительные операции: умозаключение, систематизацию.
-Развивать мелкую моторику, гр.навыки. |
Декабрь
№1. |
«И карета – сказочная, и палочка волшебная!» | -Развивать творческое воображение, фантазию.
-Развивать мелкую моторику, художественные способности. |
№2. | «Буквы нашлись» | -Развивать зрительное восприятие, внимание.
– Развивать мыслительные операции: сравнение. |
№3. | «Буквы спрятались!» | -Развивать зрительное восприятие, внимание.
– Развивать мыслительные операции: сравнение, смысловое соотнесение. |
№4. | «Необычный оркестр» | – Развивать воображение; побуждать детей к импровизации.
-Расширять способность нестандартного применения предметов. -Воспитывать партнёрские, уважительные отношения |
Февраль
№1. |
«Выход из лабиринта» | -Развивать способность планировать действие и поведение.
– Развивать мелкую моторику, гр.навыки. |
№2. | «Мокро в банке огурцу» | – Развивать креативное мышление.
-Развивать творческое воображение, фантазию, художественные способности. -Воспитывать коммуникативные качества. |
№3. | «Не узоры – загляденье!» | -Развивать зрительное восприятие, внимание.
– Развивать мыслительные операции: сравнение, смысловое соотнесение. |
№4. | «Назови посмешнее» | -Развивать словесно-логическое мышление.
-Обогащать словарный запас. – Развивать творческое воображение. -Воспитывать коммуникативные качества. |
Март
№1. |
«На листочке – только точки» | – Развивать зрительное восприятие.
– Развивать мыслительные операции: сравнение. – Развивать мелкую моторику, гр.навыки. |
№2. | «Папуас Павел» | – Развивать зрительное восприятие, внимание.
– Развивать мыслительные операции: сравнение, смысловое соотнесение. -Закрепление знаний о буквах и звуках. |
№3. | «Таинственные загадки» | – Развивать воображение, логическое мышление, инициативу.
– Вызывать у детей радостный эмоциональный настрой. -Воспитывать коммуникативные качества. |
№4. | «Куда пропал рисунок?» | – Развивать мыслительные операции: умозаключение, систематизацию.
-Развивать мелкую моторику, гр.навыки. |
Апрель
№1. |
«Кукла, зонтик, воробей, объединяйтесь!» | -Развивать обобщающие функции мышления.
-Развивать способность видеть не только очевидные, но и скрытые свойства и признаки объектов. |
№2 | «Рифмы» | – Развивать креативное мышление,
творческое воображение, фантазию. – Побуждать детей к импровизации. -Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, партнёрские качества. |
№ 3-4 | Мониторинг. Выполнение диагностических заданий. | Оценить уровень развития логического мышления у детей. |