Проект по развитию логического мышления «Юные логики» для детей 5-7 лет.

Автор: Детскова Татьяна Алексеевна

воспитатель МБДОУ “Детский сад №1 “Семицветик””

Проект по развитию логического мышления «Юные логики» для детей 5-7 лет.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Семицветик»

Проект по развитию логического мышления «Юные логики» для детей 5-7 лет. на 2020-2022 учебные годы.

Подготовила: воспитатель Детскова Т.А.

г. Гаджиево

Паспорт педагогического проекта:

Тема: «Юные логики».

Разработчик  проекта: Детскова Татьяна Алексеевна, воспитатель старшей группы «Колокольчики».

Место проведения: г. Гаджиево МБДОУ  «Детский сад №1 «Семицветик».

Участники проекта: воспитатели, родители, воспитанники группы.

Срок реализации: 2020-2022 гг.

Тип проекта: долгосрочный.

 

Пояснительная записка.

Одна из важнейших задач в воспитании ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребёнок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума. Нередко дети, поступившие в первый класс, умеют читать, писать, считать и, казалось бы, полностью подготовлены к школе. Однако, педагоги и родители часто сталкиваются с такой проблемой, когда уже в первые месяцы учёбы у детей обнаруживаются трудности в учёбе. Одна из распространённых причин такого положения – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно – логического мышления. В умственном развитии ребёнка процессу овладения логическими отношениями принадлежит существенная роль.

Последнее время акценты делались на работу с детьми, имеющими трудности в усвоении программы. Дети же, имеющие высокий уровень познавательных способностей, оставались без должного внимания. Разработанная программа позволит устранить этот недостаток.

Словесно – логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т. к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.

Но зачем логика маленькому дошкольнику? По мнению Л. А. Венгера «Для пятилетних детей одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире… Всё это принесёт пользу умственному развитию ребёнка только в том случае, если обучение будет направлено на развитие умственных способностей, тех способностей в области восприятия, образного мышления, воображения, которые основываются на усвоении образцов внешних свойств вещей и их разновидностей…». Навыки, умения, приобретённые ребёнком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребёнку, не овладевшему приёмами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. 

В данной программе показано, как через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности. В работе с дошкольниками над развитием познавательных процессов одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, т. е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые игры и упражнения могут быть очень интересны, но, используя их вне системы трудно достичь желаемого  обучающего и развивающего результата.

Актуальность:

Актуальность. Наше время – это время перемен, России нужны люди, способные принимать кардинальные решения, и это актуально. Кто сейчас в детском саду, завтра будут строить наше общество. Опираясь именно на логическое следование мысли, а не на собственные желания или возникшие неожиданно предпочтения, врач ставит обоснованный диагноз, судья выносит аргументированный приговор, критик объективно оценивает фильм. Чтобы и наши дети могли быть знающими врачами, толковыми юристами, честными критиками, им необходимо научиться мыслить логически, освоить простые и сложные виды умозаключений, оперировать утвердительными и отрицательными суждениями. Логическое мышление является инструментом познания окружающей действительности, поэтому, формирование основных форм и приёмов логического мышления является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Актуальность проблемы определяется важностью логического мышления для развития личности в целом.

Цель программы: Создание условий для развития у дошкольников элементарного логического мышления с использованием современных педагогических технологий.

Задачи: 

1.Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, систематизации, сериации, смысловому соответствию, ограничению.

2.Развивать умение оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.

3.Воспитывать у детей потребность умственно напрягаться, занимаясь интеллектуальными задачами, интерес к познавательной деятельности.

4.Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание прийти на помощь сверстнику.

5.Донести до родителей актуальность данной проблемы и привлечь их к активному сотрудничеству.

Сроки реализации программы – 2 учебных года.

Количество детей – 29 детей.

Режим занятий – 1 занятие в неделю во второй половине дня продолжительностью 25-30 минут.

Формы и приёмы работы: игры дидактические, развивающие, игры-путешествия, работа с логическими блоками Дьнеша, с палочками Кюизенера, решение логических и математических задач, отгадывание загадок, ребусов, рассматривание, объяснение, чтение, занимательные вопросы, задачи – шутки, изодеятельность, графический диктант, физминутки, пальчиковые упражнения.

Структура занятий: разминка; основное содержание занятия – изучение нового материала; физминутка, пальчиковая гимнастика; закрепление нового материала; игра, рисование.

Работа с родителями: после каждого занятия родителям предлагается речевой материал для закрепления знаний вне занятий: веселые стихи, сказки, рассказы, логические, математические и шуточные задачки, лингвистические и психологические игры, загадки, кроссворды и другие занимательные материалы.

Содержание программы.

Краткое описание разделов. (Разделы соответствуют определённым логическим операциям).

Сравнение. Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие, совершенствовать ориентировку в пространстве. Поиск сходств и различий на двух похожих картинках.

Анализ – синтез. Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета. Игры и упражнения на нахождение логической пары. Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью). Поиск противоположностей. Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счётных палочек и геометрических фигур.

Обобщение. Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей. Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, деревья, птицы и т. д.

Классификация. Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.

Систематизация. Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей, учить рассказывать по картинке, пересказывать. Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.

Ограничение. Цель – учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам. Развивать наблюдательность детей.    Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т. п. Исключение четвёртого лишнего

Умозаключения. Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение. Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идёт дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождём человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («Ветер дует, потому что деревья качаются». Верно ли это?) Решение логических задач.

 

Ожидаемые результаты: Занятия будут способствовать овладению детьми умением решать проблемные ситуации, понимать предложенную задачу и разрешать ее самостоятельно. Овладев логическими операциями, ребёнок будет более внимательным, научится чётко и ясно мыслить, думать, рассуждать, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, что приведет к более успешному и легкому обучению в школе, а значит, и процесс учёбы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. 

 

Используемая литература:

  1. «Развитие логического мышления» Л.Ф.Тихомирова, А.В.Басова. 

Изд. «ГРИНГО», 1995г.

  1. «Развивающие игры для дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития», 1996г.
  2. «Развиваю логику и сообразительность» Ю.Б.Гатанов. «ПИТЕР»,2000г.
  3. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет» Е.В. Колесникова. Москва «Акалис», 1996г.
  4. «Интеллектуальная мастерская» Л.Я.Береславская. ЛИНКА-ПРЕСС, 2000г.
  5. «Психология. Занимательные материалы». (старшая, подготовительная группы) Л.П.Морозова.  ИТД «КОРИФЕЙ», 2010г.
  6. Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2007г.

 

Перспективный план занятий.

Содержание занятий Задачи
Октябрь

Занятие №1

Мониторинг. Выполнение диагностических заданий. 1.«Оценка образно-логического мышления: «Нелепые картинки». «Перепутанные стихи».

2. «Оценка словесно-логического мышления».

Оценить уровень развития образно-логического, словесно-логического  мышления у детей.
Октябрь

Занятие №2

Обучение приёму «Сравнение»

1. Д/И «Давай, сравним», «Найди вырезанные кусочки», 

2. Игра с блоками Дьенеша. Группируем фигуры по цвету, форме, величине, толщине. 

3. Занимательные вопросы, загадки – шутки.

Учить определять общие и отличительные признаки сравниваемых объектов, отличать существенные несущественные признаки объекта. Развивать внимание, восприятие, мышление.
Октябрь

Занятие №3

Анализ – синтез. 

1. Д/И «Дополни картинку», «Что для чего»

2. «Чем похожи и чем отличаются»

3. Игра с блоками Дьенеша. Знакомство с карточками – символами.

4. Решение логических задач. 

Упражнять в нахождении закономерности и обосновании найденного решения, в последовательном анализе каждой группы рисунков.
Октябрь

Занятие №4

Обобщение

1. Д/И «Логический поезд», «Назови одним словом» 

2. «Логические цепочки». 

3. Игра с блоками Дьенеша. Продолжать знакомить с карточками – символами.  

4. Выкладывание картин из счётных палочек.

Учить подобрать обобщающее понятие для каждой группы слов; объяснить свой выбор. Учить находить логическую связь между рисунками, расположенными в одном ряду; нарисовать недостающий элемент; подробно объяснить свои действия.
Ноябрь

Занятие №1

Классификация. 

1. Д/И «Магазин универсальный», «Разложи на группы», 

2. Д/И «Подбери и назови».  

3. Игра с палочками Кюизенера.  4. Учимся отгадывать загадки.

Учить мысленно распределять предметы по группам; соединить попарно подходящие друг другу предметы, подробно объяснять свои действия.
Ноябрь

Занятие №2

Систематизация. 

  1. Д/И «Картинки последовательные», 
  2. 2.Игра с блоками Дьенеша. 

«Где спряталась мышка». 

3. Графический диктант.

Развивать умение упорядочивать объекты по количественному и внешним признакам и по смыслу Учить самостоятельно находить закономерность. Учить составлять описательный рассказ.
Ноябрь

Занятие №3

Ограничение. 

1. Д/И «В гостях у лисы», 

2. «Что лишнее». 

3. Игра с блоками Дьенеша «Найди клад». 

Учить выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам.
Ноябрь

Занятие №4

Умозаключения. 

1. Д/И «Потому, что…», «Логика». 

2. Игра с блоками Дьенеша «Кот и мыши».

3. Лингвистические задачки.

Учить при помощи суждений делать умозаключения. Развивать воображение.
Декабрь

Занятие №1

Установление причинно – следственных связей. 

1. Д/И «Почему это произошло». 2. Что должно быть в пустых клеточках, дорисуй.

 3. Логическая мозаика.

Учить находить причину событий. Развивать логическое мышление, скорость действий и мысли; восприятие, воображение.
Декабрь

Занятие №2

Смысловое соотнесение. 

1. Д/И «Что подходит», «Бывает ли такое».

2. Придумывание небылиц.  

3. Нарисуй справа такую же фигуру.

Учить находить связи между предметами, явлениями, основываясь на существенные признаки и свойства.
Декабрь

Занятие №3

1. Игра с логическими блоками Дьенеша «Угадай – ка» 

2. Назови и покажи из каких фигур составлены эти предметы. 

3. Решение логических задач.     4. Графический диктант.

Развивать умения выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначать словом отсутствие какого – либо конкретного свойства предмета.
Декабрь

Занятие №4

1. Игра с палочками Кюизенера. «Посудная ловка». 

2. Задачи – шутки, занимательные вопросы.  

3. Д/И «Что делать»

Развивать у детей представление о числе на основе счёта и измерения; пространственные отношения.  На основе двух суждений делать самостоятельное умозаключение.
Январь

Занятие

№1

Разгадываем кроссворд

Занимательные вопросы, загадки – шутки.

Учить находить связи между предметами, явлениями.

Развивать логическое мышление, скорость действий и мысли; восприятие, воображение.

Январь

Занятие

№2

«Сравнение»

1. Д/И «Что изменилось».  

2. Игра с блоками Дьенеша. Группируем предметы по существенному признаку. 

3. Занимательные задачки.

Закреплять умение определять общие и отличительные признаки сравниваемых объектов, отличать существенные несущественные признаки объекта. Развивать внимание, восприятие, мышление.
Февраль

Занятие №1

Анализ – синтез.  

1. Д/И «Подскажи Незнайке» 

2. «Зачем и почему»  

3. Игра с блоками Дьенеша. 

4. Решение логических задач. 

Закреплять в умении находить закономерности и обосновании найденного решения, в последовательном анализе каждой группы рисунков.
Февраль

Занятие №2

Обобщение

1. Д/И «Логические цепочки». 

2. Игра с блоками Дьенеша. 

3. Выкладывание картин из спичек, пуговиц, сыпучих материалов. 

Совершенствовать умения в  обобщении понятий  для каждой группы слов; объяснить свой выбор.  Закреплять навык  находить логическую связь между картинками.
Февраль

Занятие №3

Классификация. 

1. Д/И «Вопрос – ответ». «Подбери и назови».  

2. Игра с палочками Кюизенера.  3. Учимся разгадывать ребусы.

Закреплять умение мысленно распределять предметы по группам; соединить попарно подходящие друг другу предметы, подробно объяснять свои действия.
Февраль

Занятие №4

1.Систематизация. Д/И «Продолжи ряд предметов».      2.Игра с блоками Дьенеша. «Где спряталась мышка».                        3.Графический диктант. Совершенствовать умение упорядочивать объекты по количественному и внешним признакам и по смыслу, составлять описательный рассказ.
Март

Занятие

№1

Ограничение.  

1. Д/И «Найди фрагменты изображений».  

2. Игра с блоками Дьенеша. 

3. Учимся разгадывать кроссворды.  

Закреплять умения выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам.
Март

Занятие

№2

Умозаключения. 

1. Д/И  «Подумай, на что похожа картинка, дорисуй её». 

2. Игра с блоками Дьенеша. 

3.Разгадываем загадки.

Закреплять умения при помощи суждений делать умозаключения. Развивать воображение.
Март

Занятие

№3

Установление причинно – следственных связей. 

1. Д/И Что должно быть в пустых клеточках, дорисуй. 

2. Логическая мозаика.

Совершенствовать умение находить причину событий. Развивать логическое мышление, скорость действий и мысли; восприятие, воображение.
Март

Занятие

№4

Смысловое соотнесение.  

1. Д/И «И хорошо и плохо». 

2. Придумывание небылиц.  

3. Графический диктант

Закреплять умение находить связи между предметами, явлениями, основываясь на существенные признаки и свойства.
Апрель

Занятие №1-2

Мониторинг. Выполнение диагностических заданий. Оценить уровень развития логического мышления у детей.

 

Перспективный план работы

на 2021-2022 учебный год

 

Месяц Занятие Задачи
Октябрь

№2.

«Неправильные картинки» -Развивать элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях.

-Развивать умение рассуждать логически.

№3. «На что сгодится карандаш?» -Развивать оригинальность мышления.

-Расширять способность нестандартного применения предметов.

– Воспитывать коммуникативные качества

Ноябрь

№1.

«Шумно, вкусно, кругло-красно!» -Развитие образно-логическое мышление.

-Учить изменять одно свойство предмета, не изменяя других его свойств.

-Развивать мелкую моторику, графические навыки.

№2. «Ожившие фигуры» -Развивать креативное мышление.

-Развивать мелкую моторику, художественные способности.

№3. «Кто сильней: медведь или папа?» -Развивать творческое воображение, фантазию, художественные способности.

-Формировать коммуникативные и импровизационные навыки.

№4. «Что в пустой клетке?» – Развивать мыслительные операции: умозаключение, систематизацию.

-Развивать мелкую моторику, гр.навыки.

Декабрь

№1.

«И карета – сказочная, и палочка волшебная!» -Развивать творческое воображение, фантазию.

-Развивать мелкую моторику, художественные способности.

№2. «Буквы нашлись» -Развивать зрительное восприятие, внимание.

– Развивать мыслительные операции: сравнение.

№3. «Буквы спрятались!» -Развивать зрительное восприятие, внимание.

– Развивать мыслительные операции: сравнение, смысловое соотнесение.

№4. «Необычный оркестр» – Развивать воображение; побуждать детей к импровизации.

-Расширять способность нестандартного применения предметов.

-Воспитывать партнёрские, уважительные отношения

Февраль

№1.

«Выход из лабиринта» -Развивать способность планировать действие и поведение.

– Развивать мелкую моторику, гр.навыки.

№2. «Мокро в банке огурцу» – Развивать креативное мышление.

-Развивать творческое воображение, фантазию, художественные способности.

-Воспитывать коммуникативные качества.

№3. «Не узоры – загляденье!» -Развивать зрительное восприятие, внимание.

– Развивать мыслительные операции: сравнение, смысловое соотнесение.

№4. «Назови посмешнее» -Развивать словесно-логическое мышление.

-Обогащать словарный запас.

– Развивать творческое воображение.

-Воспитывать коммуникативные качества.

Март

№1.

«На листочке – только точки» – Развивать зрительное восприятие.

– Развивать мыслительные операции: сравнение.

– Развивать мелкую моторику, гр.навыки.

№2. «Папуас Павел» – Развивать зрительное восприятие, внимание.

– Развивать мыслительные операции: сравнение, смысловое соотнесение.

-Закрепление знаний о буквах и звуках.

№3. «Таинственные загадки» – Развивать воображение, логическое мышление, инициативу.

– Вызывать у детей радостный эмоциональный настрой.

-Воспитывать коммуникативные качества.

№4. «Куда пропал рисунок?» – Развивать мыслительные операции: умозаключение, систематизацию.

-Развивать мелкую моторику, гр.навыки.

Апрель

№1.

«Кукла, зонтик, воробей, объединяйтесь!» -Развивать обобщающие функции  мышления.

-Развивать способность видеть не только очевидные, но и скрытые свойства и признаки объектов.

№2 «Рифмы» – Развивать креативное мышление,

творческое воображение, фантазию.

– Побуждать детей к импровизации.

-Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, партнёрские качества.

№ 3-4 Мониторинг. Выполнение диагностических заданий. Оценить уровень развития логического мышления у детей.