автор: Демещенко Ирина Александровна
учитель биологии и химии ГБОУ средняя школа №217 Красносельского района г.Санкт-Петербурга
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Биология» для 6 класса
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 217
Красносельского района Санкт-Петербурга
имени Н.А. Алексеева
(ГБОУ школа № 217)
ПРИНЯТА
Педагогическим советом ГБОУ школа №217 (протокол от 29.08.2018 № _____ ) |
УТВЕРЖДЕНА
приказ от 31.08.2018 № ____ директор___________ С.Н. Калиберда |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Биология»
для 5А,Б класса
на 2018-2019 учебный год
Составитель: Демещенко Ирина Александровна
учитель биологии
высшая квалификационная категория
всего часов по учебному плану: 34
количество часов в неделю по учебному плану: 1
УМК Пасечника В.В. 2014год
Санкт-Петербург
2018 год
Содержание:
- Пояснительная записка……………………………………………………………..…………3
- Содержание рабочей программы…………………………………………………………….8
- Календарно-тематическое планирование……………………………………………………9
- Фонд оценочных средств……………………………………………………………………..19
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету составлена на основе образовательной программы ГБОУ школы № 217 и является ее приложением.
Рабочая программа по биологии для 6 А, Б классов составлена в соответствии с нормативно-правовыми актами:
1.Федеральным Законом от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
- Приказом Министерства образования и науки РФ №98 от 04.10.2010 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных оснащений».
- Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации.
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
6.Методические рекомендации Министерства образования и науки №08-1786 от 28.10.2015
- Программы курса «Бактерии. Грибы. Растения», авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Из сборника «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» – М.: Дрофа, 2014.
- «Примерных программ по учебным предметам. Биология. 5-9 классы». – М.: Просвещение, 2011. – 64 с. – (Стандарты второго поколения).
- Пасечник В. В. «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Методическое пособие к учебнику В. В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс» – М.: Дрофа, 2015.
- Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник В. В. Пасечник,- 4-е изд., стереотип.-М., Дрофа,2015-141с.
- Программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника. Сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы». – М.: Дрофа, 2014.
12.Основной образовательной программой начального, основного и среднего общего образования ГБОУ средней школы №217 на 2018-2019 учебный год.
- Учебным планом ГБОУ средней школы №217 на 2018-2019 учебный год.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Курс биологии в 6 классе опирается на знания обучающихся, полученные ими при освоении курса «Биология» 5 класс.
Цели изучения биологии в 6 классе
1) формирование у обучающихся представлений о целостной картине мира, системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;
2) приобретение знаний о строении, жизнедеятельности, средообразующей роли и значении растительных организмов в природе и в жизни человека;
3)овладение умением применять полученные на уроках биологии знания в практической деятельности;
4) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за растительными организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
5) систематизация знаний об объектах живой природы, которые обучающиеся получили при изучении биологии в 5 классе;
6) овладение обучающимися умением применять полученные на уроках биологии знания в практической деятельности;
7) воспитание позитивного целостного отношения к живой природе.
Описание места курса Биологии в учебном плане
Данная программа рассчитана на 1 год. Общее число учебных часов – 34ч. (1ч в неделю) с учетом 3 часа резервного времени. Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом естественно-научного содержания. Большое внимание уделено лабораторным работам, минимум которых определен в программе.
Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение:
- Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2016 г.
- Пасечник В. В. Биология. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника. М.: Дрофа, 2016 г.
- Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. Методическое пособие М.: Дрофа, 2016 г.
- Пасечник В. В. Диагностические работы 6 класс. М.: Дрофа, 2016 г.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»
- Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс. (электронное учебное издание), Фирма «1С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
- Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс (электронное учебное издание), ООО «Кириллл и Мефодий», 2004
- Электронный атлас для школьника. Ботаника 6-7 классы. (электронное учебное издание), Интерактивная линия, 2004
- Биология 6-9 класс (электронная библиотека)
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование рабочей программы по учебному предмету
«Биология 6 класс»
№ п/п | Темы разделов | Всего
часов |
В том числе | |
Практические, лабораторные работы | Контрольные работы | |||
1 | Глава 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений. | 14 | 13 | |
2 | Глава 2. Жизни растений | 11 | 1 | |
3 | Глава 3. Классификация растений | 5 | ||
4 | Глава 4. Природные сообщества | 1 | ||
5 | Резерв | 3 | ||
Итого | 34 | 14 |
Общая характеристика курса
Материал курса биологии в 6 классе разделен на четыре главы.
Глава 1 «Строение и многообразие покрытосеменных растений» знакомит с особенностями внешнего и внутреннего строения вегетативных и генеративных органов цветкового растения. Школьники узнают о том, как условия среды обитания влияют на строение того или иного органа растения, а также роли покрытосеменных растений в природе и жизни человека. Особое внимание уделяется формированию у обучающихся навыков работы с увеличительными приборами и самостоятельного выполнения лабораторных работ.
Глава 2 «Жизнь растений» посвящена изучению особенностей процессов жизнедеятельности растительных организмов. Обучающиеся знакомятся с процессами дыхания и питания растений, испарением, передвижением воды и растворенных веществ в растении, получат представления об основных этапах развития растительного организма, о типах и способах размножения. Школьники смогут приобрести навыки выращивания растений и ухода за ними.
В главе 3 «Классификация растений» представлена информация о главных систематических группах цветковых растений и принципах современной классификации. Школьники научатся определять систематическое положение растений на основе его морфологических особенностей.
Глава 4 «Природные сообщества» знакомит обучающихся с принципами формирования и развития биогеоценозов. Особое внимание уделено факторам среды, оказывающим влияние на растительные сообщества, и типам природных сообществ, многообразию связей между организмами в природных сообществах и приспособлениях организмов к совместному проживанию на общей территории. Школьники научатся обосновывать значение природоохранной деятельности человека для сохранения и умножения растительного мира.
Содержание курса биологии 6 класса строится на основе деятельностного подхода и направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
В преподавании курса используются следующие формы работы с учащимися: работа в малых группах; проектная работа; подготовка рефератов; исследовательская деятельность; информационно-поисковая деятельность; выполнение практических и лабораторных работ.
Формы контроля знаний:
- Диагностические, самостоятельные проверочные и итоговые тестовые самостоятельные работы.
- Фронтальный и индивидуальный опрос.
- Отчеты по практическим и лабораторным работам.
- Творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).
- Презентация творческих и исследовательских работ с использованием информационных технологий.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Изучение курса Биологии в 6 классе направлено на достижение следующих результатов (освоение универсальных учебных действий-УУД).
Личностные результаты:
- Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
- Формировать и развивать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы, интеллектуальные умения (доказывать, строить рассуждения. Анализировать, сравнивать, делать выводы).
- Умение применять полученные знания в практической деятельности.
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Метапредметными результатами являются:
Регулятивные УУД-формирование и развитие навыков и умений:
- Самостоятельно организовывать свою учебную деятельность: обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, ставить цели, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- Владеть основами самоконтроля и самооценки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД – формирование и развитие навыков и умений:
- Работать с различными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую.
- Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты.
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Коммуникативные УУД – формирование и развитие навыков и умений:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
- Слушать и вступать в диалог. Адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиций, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
- Интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Предметные результаты:
- в познавательной (интеллектуальной) сфере:
- понимать смысл биологических терминов;
- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
- проводить элементарные биологические исследования;
- описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности покрытосеменных растений;
- распознавать органы цветкового растения;
- различать на таблицах и рисунках и среди натуральных объектов основные систематические группы растений отдела Покрытосеменные;
- сравнивать особенности строения однодольных и двудольных растений;
- составлять морфологическое описание растений;
- выделять прогрессивные черты цветковых растений;
- находить сходство в строении растений разных систематических групп и на основе этого доказывать их родство;
- объяснять взаимосвязь особенностей строения растений с условиями среды обитания, приводить примеры приспособления растений к среде обитания;
- характеризовать взаимосвязи между растениями в природном сообществе;
- объяснять роль растительных организмов в круговороте веществ в биосфере;
- оценивать роль покрытосеменных растений в природе и в жизни человека;
- формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ;
- проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
- В ценностно-ориентационной сфере:
- демонстрировать знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
- В сфере трудовой деятельности:
- демонстрировать знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни, соблюдать правила работы в кабинете биологии;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
- В сфере физической деятельности:
Демонстрировать навыки оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями.
Содержание программы
Глава 1. «Строение и многообразие покрытосеменных растений» (15ч.)
Покрытосеменные (Цветковые) растения – группа наиболее высокоорганизованных растений. Вегетативные и генеративные органы цветкового растения, особенности их внешнего и внутреннего строения. Значение органов цветковых растений. Видоизменения органов цветковых растений. Влияние факторов среды на органы растительного организма. Зависимость особенностей строения цветкового растения от среды обитания. Роль покрытосеменных растений в природе и в жизни человека.
Лабораторные работы: Строение семян двудольных растений. Строение зерновки пшеницы. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек и расположение почек на стебле. Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение. Строение кожицы листа. Клеточное строение листа. Внутреннее строение ветки дерева. Строение клубня. Строение луковицы. Соцветия. Классификация плодов.
Глава 2 «Жизнь растений». (12ч.)
Особенности процессов жизнедеятельности растений: питания, дыхания, испарения и размножения. Взаимосвязь особенностей строения органов растительного организма с выполняемыми функциями. Влияние условий среды на процессы жизнедеятельности растений. Рост и развитие растений. Типы размножения растений: половое и бесполое. Особенности размножения растений, принадлежащих к разным систематическим группам. Процесс двойного оплодотворения у покрытосеменных растений. Способы вегетативного размножения цветковых растений. Преимущества покрытосеменных растений над растениями других отделов.
Лабораторная работа: Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.
Глава 3 «Классификация растений» (5ч.)
Многообразие растений. Систематика как наука. Принципы современной классификации растений. Систематические единицы царства Растения. Отличительные признаки растений классов Однодольные и Двудольные. Основные семейства однодольных и двудольных растений. Признаки, на основании которых растения относят к тому или иному семейству. Значение растений различных семейств в природе и жизни человека.
Лабораторная работа: Строение пшеницы (ржи, ячменя).
Глава 4 «Природные сообщества» (2ч.)
Растительные сообщества. Приспособленность растений в сообществах к условиям среды и к совместному существованию на общей территории. Типы растительных сообществ: еловый лес, березовый лес (роща), сосновый лес (бор), смешенный лес. Ярусность в растительных сообществах и ее причины. Факторы, оказывающие влияние на растительные сообщества. Влияние деятельности человека на природные сообщества. Различные виды охраняемых территорий. Охрана растений.
Заключение. (1ч.) Обобщение, повторение и систематизация изученного материала.
Календарно-тематическое планирование Биология 6 класс
№ | Тема урока | Основные элементы содержания | Практика | Конт
роль |
Планируемые результаты | Планируемые сроки | |||||
предметные | метапредметные | личностные | |||||||||
План | Факт | ||||||||||
Глава 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14ч.) | |||||||||||
1 | Строение семян. | Клетки, ткани и органы растений. Строение семян.
Изучение строения семян двудольных и однодольных растений. |
Л.р.№1 «Строение семян двудольных растений». Л.р.№2 «Строение зерновки пшеницы». | Л.р.№1 Л.р.№2 | Научиться объяснять значение понятий темы урока: однодольные, двудольные растения, семядоля, эндосперм, зародыш, семенная кожура, семяножка, микропиле., характеризовать особенности строения семени. Различать на рисунках, таблицах, среди натуральных объектов основные части семени, объяснять необходимость запаса питательных веществ в семени растений, выделять существенные признаки семян однодольных и двудольных растений, формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии. | Познавательные: давать определение понятий, проводить наблюдения, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Работать с различными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую, классифицировать объекты по заданным критериям.
Регулятивные: определять цель урока, ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и делать выводы по результатам работы, организовывать выполнение заданий по определенному плану, оценивать результаты своей деятельности, осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух, работая в группе, строить эффективное взаимодействие со сверстниками, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, строить речевые высказывания в устной форме. |
Формирование и развитие познавательного интереса к предмету, научного мировоззрения, осознание возможности проведения самостоятельного научного исследования только при условии соблюдения определенных правил, понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности. Умение применять полученные знания в практической деятельности. | ||||
2 | Вида корней и типы корневых систем. | Функции корня. Главный, боковые и придаточные корни. Стержневая и мочковатая корневые системы.. Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы. | Л.р.№3 «Стержневая и мочковатая корневые системы». | Л.р.№3 | Научиться объяснять значение понятий темы урока: корни (главный, боковые, придаточные), стержневая и мочковатая корневые системы, характеризовать функции корня, различать виды корней, описывать и сравнивать особенности строения стержневой и мочковотах корневых систем, приводить примеры растений, имеющих стержневую и мочковатую корневую системы, объяснять значение окучивания растений, оценивать роль корня в жизни растений, соблюдать правила поведения в кабинете на уроке. | ||||||
3 | Зоны (участки) корня. | Участки (зоны) корня. Внешнее и внутреннее строение корня. Лабораторная работа.
Корневой чехлик и корневые волоски. |
Л.р. №4 «Корневой чехлик и корневые волоски» | Л.р. №4 | Научиться объяснять значение понятий темы урока: коренвой чехлик, корневой волосок, зоны корня
(деления, растяжения, всасывания, проведения), описыватьзоны корня и характеризовать признаки, на основании которых они выделены, люъяснять функции коренвого чехлика и каждой зоны корня,описывать строение корневого волоска, различать ткани в корнях растений, называть растительные ткани, входящие в состав корня и характеризовать их функции и особенности строения. |
||||||
4 | Условия произрастания и видоизменения корней. | Приспособления корней к условиям существования.Видоизменения корней. | тест | Научиться объяснять значение понятий темы урока: корнеплоды, корневые клубни, воздушные корни, дыхательные корни, характеризовать влияние факторов окружающей среды на корни растений, объяснять причины видоизменения корней и их значение для растений, приводить примеры растений с видоизмененными корными, различать на рисунках и таблицах и среди натуральных объектов видоизмененные корни. | Познавательные: давать определение понятий, проводить наблюдения, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Работать с различными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую, классифицировать объекты по заданным критериям.
Регулятивные: определять цель урока, ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и делать выводы по результатам работы, организовывать выполнение заданий по определенному плану, оценивать результаты своей деятельности, осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух, работая в группе, строить эффективное взаимодействие со сверстниками, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, строить речевые высказывания в устной форме. |
||||||
5 | Побег и почки. | Побег.Листорасположение. Строение почек. Расположение почек на стебле. Рост и развитие побега. Лабораторная работа. Строение почек. Расположение почек на стебле. | Л.р. №5 «Строение почек. Расположение почек на стебле». | Л.р. №5 | Научиться объяснять значение понятий темы урока: побег, почка, конус нарастания, узел, междоузлие, пазуха листа, листорасположение, выделять на побеге узел, междоузлие, верхушечную и придаточные почки, различать очередное, мутовчатое и очередное листорасположение, сравнивать особенности строения вегетативной и генеративной почек, описывать процесс роста и развития побега, применять полученные знания при выполнении лабораторной работы, соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием. | ||||||
6 | Внешнее строение листа. | Внешнее строение листа. Форма листа. Листья простые и сложные. Жилкование листьев. Лабораторная работа. Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение. | Л.р. №6 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение». | Л.р. №6 | Научиться объяснять значение понятий: листовая пластинка, черешок, листья, жилкование листьев, характеризовать функции листьев, различать виды листьев, приводить примерырастений с различным видами листьев, перечислять типы жилкования листьев и характеризовать значение жилок, описывать особенности строения листьев у разлтчных растений, применять полученные знания при выполнении лабораторной работы. | ||||||
7 | Клеточное строение листа. | Строение кожицы листа, строение мякоти листа. Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев. Лабораторная работа. Строение кожицы листа. Клеточное строение листа | Л.р. №7 «Строение кожицы листа» Л.р.№8 «Клеточное строение листа». | Л.р. №7 Л.р.№8 | Научиться объяснять значение понятий темы урока, описывать особенности внутреннего строения листа, различать и характеризовать растительные ткани, клетки которых образуют лист, определять увеличение микропкопа, формулировать правила работы с микроскопом, называть последовательность действий при работе с микроскопом, готовить микропрепарат кожицы листа, применять полученные знания при выполнении лабораторной работы. | Познавательные: давать определение понятий, проводить наблюдения, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Работать с различными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую, классифицировать объекты по заданным критериям.
Регулятивные: определять цель урока, ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и делать выводы по результатам работы, организовывать выполнение заданий по определенному плану, оценивать результаты своей деятельности, осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух, работая в группе, строить эффективное взаимодействие со сверстниками, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, строить речевые высказывания в устной форме. |
|||||
8 | Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев. | Видоизменения листьев. Влияние влажности и света на лист. | тест | Научиться объяснять значение понятий темы урока, характеризовать влияние факторов окружающей среды на листья растений, объяснять причины видоизменения листьев иих значение для растений, приводить примеры растений с видоизмененными листьями (колючки, усики, ловчие), различать видоизменения лстьев на рисунках, таблицах и среди натуральных объектов,описывать многообразие листьев и соответствие особенностей строения листьев растений условиям среды, в которой они произрастают. | |||||||
9 | Строение стебля. | Строение стебля. Многообразие стеблей. Лабораторная работа.Внутреннее строение ветки дерева. | Л.р. №9 «Внутреннее строение ветки дерева». | Л.р. №9 | Научиться объяснять значение понятий темы урока, характеризовать особенности внутреннего строения стебля древесного растения, различать древесные слои на поперечном спиле, объяснять причину появления годичных колец и уметь извлекать иныормацию об условиях произрастания растения по поперечному спилу, применять полученные знания при выполнении лабораторной работы. | ||||||
10 | Видоизменения побегов. | Строение и функции видоизменённых побегов. Лабораторные работы. Изучение видоизменённых побегов (корневище, клубень, луковица) | Л.р.№10 «Строение клубня». Л.р.№11 «Строение луковицы». | Л.р.№10 Л.р.№11 | Научиться объяснять значение понятий темы урока, выделять существенные признаки побега, объяснять причины видоизменения побегов, различать клубни, корневища, усы на рисунках т среди натуральных объектов, объяснять различие между видоизмененными корнями, листьями и видоизмененными побегами, устанавливать причинно-следственные связи между особенностямистроения побегов растений и условиями среды, в которой они произрастают применять полученные знания при выполнении лабораторной работы. | Познавательные: давать определение понятий, проводить наблюдения, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Работать с различными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую, классифицировать объекты по заданным критериям.
Регулятивные: определять цель урока, ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и делать выводы по результатам работы, организовывать выполнение заданий по определенному плану, оценивать результаты своей деятельности, осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух, работая в группе, строить эффективное взаимодействие со сверстниками, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, строить речевые высказывания в устной форме. |
|||||
11 | Цветок. | Строение цветка. Венчик цветка. Чашечка цветка. Околоцветник. Строение тычинки и пестика. Растения однодомные и двудомные. Формула цветка. Лабораторная работа. Изучение строения цветка. | Л.р.№12 «Строение цветка». | Л.р.№12 | Научиться объяснять значение понятий темы урока, называть и показывать основные части цветка и околоцветник на рисунках и муляжах, характеризовать функции цветка и его отдельных частей, различать на рисунках и среди натуральных объектов раздельнополые и обоеполые цветки, однодомные и двудомные растения, сравнивать правильные и неправильные формы цветка, читать формулы цветка и объяснять их значение, применять полученные знания при выполнении лабораторной работы. | ||||||
12 | Соцветия. | Виды соцветий. Значение соцветий. Лабораторная работа.Ознакомление с различными видами соцветий. | Научиться объяснять значение понятий темы урока, различать простые и сложные соцветия, приводить примеры растений, образующих соцветия., объяснять биологическое значение соцветий, описывать многообразие соцветий покрытосеменных растений. |
13 | Плоды. Распространение плодов и семян. | Строение плодов. Классификация плодов. Лабораторная работа. Ознакомление с сухими и сочными плодами. Способы распространения плодов и семян. Приспособления, выработавшиеся у плодов и семян в связи с различными способами распространения | Л.р. №13«Классификация плодов». | Л.р. №13 | Научиться объяснять значение понятий темы урока, описывать строение плодов растений, классифицировать плоды по количеству семян и количеству воды в околоплоднике, различать виды плодов на рисунках, таблицах и натуральных объектах, приводить примеры растений, образующих различные плоды, объяснять значение плодов в жизни растений. | ||||
14 | Повторение, обобщение и систематизация материала по теме «Строение и разнообразие покрытосеменных растений». | тест | Научиться самостоятельно применять знания, полученные при изучении темы и систематизировать знания по теме, делать выводы. | ||||||
Глава 2. Жизни растений (11ч.) | |||||||||
15 | Минеральное питание растений. | Процессы жизнедеятельности:.Регуляция процессов жизнедеятельности. Питание растений. Почвенное питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ. Управление почвенным питанием растений. Минеральные и органические удобрения. Способы, сроки и дозы внесения удобрений. Вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Меры охраны природной среды | опрос | Научиться объяснять значение понятий, описывать процесс минерального питания растений, устанавливать взаимосвязь между особенностями строения корня и функцией минерального питания, которую они выполняют, объяснять значение минеральных и органических удобрений для роста и развития растений, определять недостаток каких удобрений испытывает растение по его внешнему виду. Осознавать важность знаний о влиянии различных удобрений на рост и развитие растений для получения хорошего урожая. | Познавательные: давать определение понятий, проводить наблюдения, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Работать с различными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую, классифицировать объекты по заданным критериям.
Регулятивные: определять цель урока, ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и делать выводы по результатам работы, организовывать выполнение заданий по определенному плану, оценивать результаты своей деятельности, осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух, работая в группе, строить эффективное взаимодействие со сверстниками, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, строить речевые высказывания в устной форме. |
||||
16 | Фотосинтез. | Фотосинтез. Приспособленность растений к использованию энергии света, воды и углекислого газа. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом растений: условия, влияющие на интенсивность фотосинтеза. Значение фотосинтеза. Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле. | опрос | Научиться объяснять значение понятий, описывать процесс фотосинтеза, называть вещества, необходимые для протекания фотосинтеза, характеризовать условия протекания фотосинтеза, объяснять значение фотосинтеза в природе, | |||||
17 | Дыхание растений. | Дыхание и его роль в жизни организмов. Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза | опрос | Научиться объяснять значение понятий, описывать процесс дыхания у растений, объяснять значение дыхания для организма растений, характеризовать особенности строения устьиц и чечевичек, устанавливать взаимосвязь между дыханием и фотосинтезом. | |||||
18 | Испарение воды растениями. Листопад. | Испарение воды растениями, его значение. Листопад, его значение. Осенняя окраска листьев | опрос | Научиться объяснять значение понятий, характеризовать процесс испарения воды растениями, описывать строение устьиц, объяснять значение испарения в жизни растений и в природе, приводить доказательства испарения воды листьями растений, объяснять причины смены окраски листьев у растений, оценивать значение листопада в жизни растений. | |||||
19 | Передвижение воды и питательных веществ в растении. | Передвижение веществ в растении. Транспорт веществ как составная часть обмена веществ. Проводящая функция стебля. Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении. Запасание органических веществ в органах растений, их использование в процессах жизнедеятельности. Защита растений от повреждений. Лабораторная работа. Передвижение веществ по побегу растения | Л.р. №14 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю». | Л.р. №14 | Научиться объяснять значение понятий, различать типы тканей растительного организма, описывать особенности строения тканей, участвующих в передвижении воды и питательных веществ в растении, различать сосуды древесины и ситовидные трубки луба на рисунках и среди натуральных объектов, приводить доказательства передвижения воды по сосудам древесины, а питательных веществ по ситовидным трубкам луба, объяснять значение движение растворов веществ в растительном организме, описывать процесс запасания питательных веществ растениями. | Познавательные: давать определение понятий, проводить наблюдения, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Работать с различными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую, классифицировать объекты по заданным критериям.
Регулятивные: определять цель урока, ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и делать выводы по результатам работы, организовывать выполнение заданий по определенному плану, оценивать результаты своей деятельности, осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух, работая в группе, строить эффективное взаимодействие со сверстниками, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, строить речевые высказывания в устной форме. |
20 | Прорастание семян. | Роль семян в жизни растений. Условия, необходимые для прорастания семян. Посев семян. Рост и питание проростков. Определение всхожести семян растений и их посев. | Научиться объяснять значение понятий, различать семена однодольных и двудольных растений, выделять существенные признаки подземного и надземного типов прорастания семян, характеризовать условия, необходимые для прорастания семян, описывать правила посева семян, различать теплолюбивые и холодостойкие растения на рисунках и среди натуральных объектах, объяснять причины различной глубины заделки семян у различных видов растений. | Познавательные: давать определение понятий, проводить наблюдения, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Работать с различными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую, классифицировать объекты по заданным критериям.
Регулятивные: определять цель урока, ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и делать выводы по результатам работы, организовывать выполнение заданий по определенному плану, оценивать результаты своей деятельности, осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух, работая в группе, строить эффективное взаимодействие со сверстниками, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, строить речевые высказывания в устной форме. |
||||||||
21 | Способы размножения растений. | Размножение организмов, его роль в преемственности поколений.. Способы размножения организмов. Бесполое размножение растений. Половое размножение, его особенности. Половые клетки. Оплодотворение. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира | Научиться объяснять значение понятий, выделять существенные признаки полового и бесполого типов размножения, классифицировать растения в зависимости от способа размножения, объяснять биологическое значение полового и бесполого размножения, характеризовать размножение как важное свойство живых организмов, обеспечивающее продолжение рода. | |||||||||
22 | Размножение споровых растений. | Размножение водорослей, мхов, папоротников. Половое и бесполое размножение у споровых. Чередование поколений. | Научиться объяснять значение понятий, выделять существенные признаки низших и высших споровых растений, характеризовать особенности размножения низших и высших споровых растений, описывать процессы смены поколений у мхов и папоротников, объяснять значение смены поколений у споровых растений, устанавливать зависимость полового размножения споровых растений от наличия воды. | Познавательные: давать определение понятий, проводить наблюдения, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Работать с различными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую, классифицировать объекты по заданным критериям.
Регулятивные: определять цель урока, ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и делать выводы по результатам работы, организовывать выполнение заданий по определенному плану, оценивать результаты своей деятельности, осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух, работая в группе, строить эффективное взаимодействие со сверстниками, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, строить речевые высказывания в устной форме. |
||||||||
23 | Размножение голосеменных растений. | Размножение голосеменных растений. Опыление. Способы опыления. Оплодотворение. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян | Научиться объяснять значение понятий, характеризовать особенности строения голосеменных растений, описывать механизм образования семени у голосеменных растений, объяснять причину образования большого количества пыльцы у голосеменных растений, приводить доказательства преимущества семенного размножения перед споровым. | |||||||||
24 | Половое размножение покрытосеменных растений. | Размножение покрытосеменных растений. Опыление. Способы опыления. Оплодотворение. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян | Научиться объяснять значение понятий, различать главные части цветка и части околоцветника на рисунках и среди натуральных объектов, сравнивать процессы и результаты самоопыления и перекрестного опыления, осуществлять искусственное опыление растений, различать ветроопыляемые и насекомоопыляемые растения. | |||||||||
25 | Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Повторение, обобщение и систематизация материала по теме «Жизнь растений». | Способы вегетативного размножения. Вегетативное размножение комнатных растений. | Научиться объяснять значение понятий, различать органы вегетативного размножения растений на рисунках и среди натуральных объектов, описывать способы вегетативного размножения растений, объяснять значение прививки как способа вегетативного размножения, различать привой и подвой, характеризовать значение вегетативного размножения, осуществлять вегетативное размножение стеблевыми и листовыми черенками. | |||||||||
Глава 3. Классификация растений (5 ч.) | ||||||||||||
26 | Основы систематики растений. | Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений | Научиться объяснять значение понятий, объяснять принципы и значение современной классификации растений, называть основные систематические единицы царства Растения, классифицировать растения, различать понятия вид и сорт, характеризовать признаки двудольных и однодольных растений, различать однодольные и двудольные растения на рисунках и среди натуральных объектов. | Познавательные: давать определение понятий, проводить наблюдения, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Работать с различными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую, классифицировать объекты по заданным критериям.
Регулятивные: определять цель урока, ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и делать выводы по результатам работы, организовывать выполнение заданий по определенному плану, оценивать результаты своей деятельности, осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух, работая в группе, строить эффективное взаимодействие со сверстниками, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, строить речевые высказывания в устной форме. |
||||||||
27 | Класс Двудольные. Семейства Крестоцветные (Капустные) и Розоцветные. | .Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные | Научиться объяснять значение понятий, характеризовать особенности растений класса Двудольные , семейств Крестоцветные и Розоцветные, различать представителей семейств Крестоцветных и Розоцветных на рисунках, гербарных материалов и среди натуральных объектов, составлять и читать формулы растений разных семейств. | |||||||||
28 | Класс Двудольные. Семейства Пасленовые, Мотыльковые (Бобовые) и Сложноцветные (Астровые). | Признаки, характерные для растений семейств Паслёновые и Бобовые Мотыльковые (Бобовые) и Сложноцветные (Астровые). | Научиться объяснять значение понятий, характеризовать особенности растений класса Двудольные, семейств пасленовые, Мотыльковые, Сложноцветные, различать представителей семейств Пасленовые, Мотыльковые и Сложноцветные на рисунках, гербарных материалов и среди натуральных объектов, составлять и читать формулы растений разных семейств. | |||||||||
29 | Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки. | Признаки, характерные для растений семейств Злаковые и Лилейные. | Научиться объяснять значение понятий, характеризовать особенности растений класса Однодольные, семейств Лилейные и Злаки, различать представителей семейств семейств Лилейные и Злаки на рисунках, гербарных материалов и среди натуральных объектов, составлять и читать формулы растений разных семейств. | |||||||||
30 | Культурные растения. Повторение, обобщение и систематизация материала по теме «Классификация растений». | .Важнейшие сельскохозяйственные растения, агротехника их возделывания, использование человеком. | Научиться объяснять происхождение культурных растений, различать однолетние, двулетние и многолетние растения на рисунках, среди натуральных объектов, приводить примеры культурных растений, выделять их основные признаки, называть сорта культурных растений, характеризовать значение культурных растений в жизни человека. | |||||||||
Глава 4. Природные сообщества (1ч.) | ||||||||||||
31 | Растительные сообщества. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений. | Типы растительных сообществ. Взаимосвязи в растительном сообществе. Сезонные изменения в растительном сообществе. Сожительство организмов в растительном сообществе | Научиться объяснять происхождение, выделять типы растительности и типы растительных сообществ, характеризовать взаимосвязи в растительном сообществе, объяснять значение ярусности, различать надземную и подземную ярусность, описывать сезонные изменения в растительных сообществах, приводить примеры взаимоотношений в растительных сообществах. | Познавательные: Работать с различными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую, классифицировать объекты по заданным критериям.
Регулятивные: определять цель урока, ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и делать выводы по результатам работы, организовывать выполнение заданий по определенному плану, оценивать результаты своей деятельности, осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух, работая в группе, строить эффективное взаимодействие со сверстниками, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, строить речевые высказывания в устной форме. |
||||||||
32-34 | Резерв |