РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Биология» для 6 класса 

автор: Демещенко Ирина Александровна

учитель биологии и химии ГБОУ средняя школа №217 Красносельского района г.Санкт-Петербурга

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Биология» для 6 класса

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 217

Красносельского района Санкт-Петербурга

имени Н.А. Алексеева

(ГБОУ школа № 217)

 

ПРИНЯТА

Педагогическим советом

ГБОУ школа №217

(протокол от 29.08.2018 № _____   )

УТВЕРЖДЕНА

приказ от 31.08.2018  № ____

директор___________ С.Н. Калиберда

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Биология»

для 5А,Б класса

на 2018-2019 учебный год

Составитель: Демещенко Ирина Александровна

учитель биологии

высшая квалификационная категория

всего часов по учебному плану: 34

количество часов в неделю по учебному плану: 1

УМК Пасечника В.В. 2014год

 

Санкт-Петербург

2018 год

 

Содержание:

 

  1. Пояснительная записка……………………………………………………………..…………3
  2. Содержание рабочей программы…………………………………………………………….8
  3. Календарно-тематическое планирование……………………………………………………9
  4. Фонд оценочных средств……………………………………………………………………..19

 

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету  составлена на основе образовательной программы ГБОУ школы № 217 и является ее приложением.

Рабочая  программа по биологии для 6 А, Б классов составлена в соответствии с нормативно-правовыми актами:

1.Федеральным  Законом от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  1. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  2. Приказом Министерства образования и науки РФ №98 от 04.10.2010 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных оснащений».
  3. Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации.
  4. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

6.Методические рекомендации Министерства образования и науки  №08-1786 от 28.10.2015

  1. Программы курса «Бактерии. Грибы. Растения», авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Из сборника «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» – М.: Дрофа, 2014.
  2. «Примерных программ по учебным предметам. Биология. 5-9 классы». – М.: Просвещение, 2011. – 64 с. – (Стандарты второго поколения).
  3. Пасечник В. В. «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Методическое пособие к учебнику В. В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс» – М.: Дрофа, 2015.
  4.  Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник В. В. Пасечник,- 4-е изд., стереотип.-М., Дрофа,2015-141с.
  5. Программы авторского коллектива под руководством  В.В.Пасечника. Сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы». – М.: Дрофа, 2014.

12.Основной образовательной программой начального, основного и среднего общего образования ГБОУ средней школы №217 на 2018-2019 учебный год.

  1. Учебным планом  ГБОУ средней школы №217 на 2018-2019 учебный год.

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода,                                    в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Курс биологии в 6 классе опирается на знания обучающихся, полученные ими при освоении курса «Биология» 5 класс.

 

Цели изучения биологии в 6 классе

1) формирование у обучающихся представлений о целостной картине мира, системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере  в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;

2) приобретение знаний о строении, жизнедеятельности, средообразующей роли и значении растительных организмов в природе и в жизни человека;

3)овладение умением применять полученные на уроках биологии знания в практической деятельности;

4) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за растительными организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

5) систематизация знаний об объектах живой природы, которые обучающиеся получили при изучении биологии в 5 классе;

6) овладение обучающимися умением применять полученные на уроках биологии знания в практической деятельности;

7) воспитание позитивного целостного отношения к живой природе.

 

Описание места курса Биологии в учебном плане

Данная программа рассчитана на 1 год. Общее число учебных часов – 34ч. (1ч в неделю) с учетом 3 часа резервного времени. Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом естественно-научного содержания. Большое внимание уделено лабораторным работам, минимум которых определен в программе.

Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе.

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

 

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2016 г.
  2. Пасечник В. В. Биология. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника. М.: Дрофа, 2016 г.
  3. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. Методическое пособие              М.: Дрофа, 2016 г.
  4. Пасечник В. В. Диагностические работы 6 класс. М.: Дрофа, 2016 г.

 

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»

  • Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс. (электронное учебное издание), Фирма «1С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
  • Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс (электронное учебное издание), ООО «Кириллл и Мефодий», 2004
  • Электронный атлас для школьника. Ботаника 6-7 классы. (электронное учебное издание), Интерактивная линия, 2004
  • Биология 6-9 класс (электронная библиотека)

 

Содержание учебного предмета

Тематическое планирование рабочей программы по учебному предмету

«Биология 6 класс»

 

№ п/п Темы разделов Всего

часов

В том числе
Практические, лабораторные работы Контрольные работы
1 Глава 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений. 14 13
2 Глава 2. Жизни растений 11 1
3 Глава 3. Классификация растений 5
4 Глава 4. Природные сообщества 1
5 Резерв 3
Итого 34 14

 

Общая характеристика курса

Материал курса биологии в 6 классе разделен на четыре главы.

Глава 1 «Строение и многообразие покрытосеменных растений» знакомит с особенностями внешнего и внутреннего строения вегетативных и генеративных органов цветкового растения. Школьники узнают о  том, как условия среды обитания влияют на строение того или иного органа растения, а также роли покрытосеменных растений в природе и жизни человека. Особое внимание уделяется формированию у обучающихся навыков работы с увеличительными приборами и самостоятельного выполнения лабораторных работ.

Глава 2 «Жизнь растений» посвящена изучению особенностей процессов жизнедеятельности растительных организмов.  Обучающиеся знакомятся с процессами дыхания и питания растений, испарением, передвижением воды и растворенных веществ в растении, получат представления об основных этапах развития растительного организма, о типах и способах размножения. Школьники смогут приобрести навыки выращивания растений и ухода за ними.

В главе  3 «Классификация растений» представлена информация о главных систематических группах цветковых растений и принципах современной классификации. Школьники научатся определять систематическое положение растений на основе его морфологических особенностей.

Глава 4 «Природные сообщества» знакомит обучающихся с принципами формирования и развития биогеоценозов. Особое внимание уделено факторам среды, оказывающим влияние на растительные сообщества, и типам природных сообществ, многообразию связей между организмами в природных сообществах и приспособлениях организмов к совместному проживанию на общей территории. Школьники научатся обосновывать значение природоохранной деятельности человека для сохранения и умножения растительного мира.

Содержание курса биологии 6 класса строится на основе деятельностного подхода и  направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

В преподавании курса  используются следующие формы работы с учащимися: работа в малых группах; проектная работа; подготовка рефератов; исследовательская деятельность; информационно-поисковая деятельность; выполнение практических и лабораторных работ.

Формы контроля знаний:

  • Диагностические, самостоятельные проверочные  и итоговые тестовые самостоятельные работы.
  • Фронтальный и индивидуальный опрос.
  • Отчеты по практическим и лабораторным работам.
  • Творческие задания  (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).
  • Презентация творческих и исследовательских  работ с использованием информационных технологий.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Изучение курса Биологии в 6 классе направлено на достижение следующих результатов (освоение универсальных учебных действий-УУД).

Личностные результаты:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • Формировать и развивать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы, интеллектуальные умения (доказывать, строить рассуждения. Анализировать, сравнивать, делать выводы).
  • Умение применять полученные знания в практической деятельности.
  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Метапредметными  результатами являются:

Регулятивные УУД-формирование и развитие навыков и умений:

  • Самостоятельно организовывать свою учебную деятельность: обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, ставить цели, выбирать тему проекта.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • Владеть основами самоконтроля и самооценки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД – формирование и развитие навыков и умений:

  • Работать с различными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую.
  • Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
  • Проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты.
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • Вычитывать все уровни текстовой информации.
  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Коммуникативные УУД – формирование и развитие навыков и умений:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
  • Слушать и вступать в диалог. Адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиций, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
  • Интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Предметные результаты:

  1. в познавательной (интеллектуальной) сфере:
  • понимать смысл биологических терминов;
  • характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
  • проводить элементарные биологические исследования;
  • описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности покрытосеменных растений;
  • распознавать органы цветкового растения;
  • различать на таблицах и рисунках и среди натуральных объектов основные систематические группы растений отдела Покрытосеменные;
  • сравнивать особенности строения однодольных и двудольных растений;
  • составлять морфологическое описание растений;
  • выделять прогрессивные черты цветковых растений;
  • находить сходство в строении растений разных систематических групп и на основе этого доказывать их родство;
  • объяснять взаимосвязь особенностей строения растений с условиями среды обитания, приводить примеры приспособления растений к среде обитания;
  • характеризовать взаимосвязи между растениями в природном сообществе;
  • объяснять роль растительных организмов в круговороте веществ в биосфере;
  • оценивать роль покрытосеменных растений в природе и в жизни человека;
  • формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ;
  • проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
  1. В ценностно-ориентационной сфере:
  • демонстрировать знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
  1. В сфере трудовой деятельности:
  • демонстрировать знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни,  соблюдать правила работы в кабинете биологии;
  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
  1. В сфере физической деятельности:

Демонстрировать навыки оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями.

Содержание программы

Глава 1. «Строение и многообразие покрытосеменных растений» (15ч.)

Покрытосеменные (Цветковые) растения – группа наиболее высокоорганизованных растений. Вегетативные и генеративные органы цветкового растения, особенности их внешнего и внутреннего строения. Значение органов цветковых растений. Видоизменения органов цветковых растений. Влияние факторов среды на органы растительного организма. Зависимость особенностей строения цветкового растения от среды обитания. Роль покрытосеменных растений в природе и в жизни человека.

Лабораторные работы: Строение семян двудольных растений. Строение зерновки пшеницы. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек и расположение почек на стебле. Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение. Строение кожицы листа. Клеточное строение листа. Внутреннее строение ветки дерева. Строение клубня. Строение луковицы. Соцветия. Классификация плодов.

Глава 2 «Жизнь растений». (12ч.)

Особенности процессов жизнедеятельности растений: питания, дыхания, испарения и размножения. Взаимосвязь особенностей строения органов растительного организма с выполняемыми функциями. Влияние условий среды на процессы жизнедеятельности растений. Рост и развитие растений. Типы размножения растений: половое и бесполое. Особенности размножения растений, принадлежащих к разным систематическим группам. Процесс двойного оплодотворения у покрытосеменных растений. Способы вегетативного размножения цветковых растений. Преимущества покрытосеменных растений над растениями других отделов.

Лабораторная работа: Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

Глава 3 «Классификация растений» (5ч.)

Многообразие растений. Систематика как наука. Принципы современной классификации растений. Систематические единицы царства Растения. Отличительные признаки растений классов Однодольные и Двудольные. Основные семейства однодольных и двудольных растений. Признаки, на основании которых растения относят к тому или иному семейству. Значение растений различных  семейств в природе и жизни человека.

Лабораторная работа: Строение пшеницы (ржи, ячменя).

Глава 4 «Природные сообщества» (2ч.)

Растительные сообщества. Приспособленность растений в сообществах к условиям среды и к совместному существованию на общей территории. Типы растительных  сообществ: еловый лес, березовый лес (роща), сосновый лес (бор), смешенный лес. Ярусность в растительных сообществах и ее причины. Факторы, оказывающие влияние на растительные сообщества. Влияние деятельности человека на природные сообщества. Различные виды охраняемых территорий. Охрана растений.

Заключение. (1ч.) Обобщение, повторение и систематизация изученного материала.

 


Календарно-тематическое планирование Биология 6 класс

Тема урока Основные элементы содержания Практика Конт

роль

Планируемые результаты Планируемые сроки
предметные метапредметные личностные
План Факт
Глава 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14ч.)
1 Строение семян. Клетки, ткани и органы растений. Строение семян.

Изучение строения семян двудольных и однодольных растений.

Л.р.№1 «Строение семян двудольных растений». Л.р.№2 «Строение зерновки пшеницы». Л.р.№1 Л.р.№2 Научиться объяснять значение понятий темы урока: однодольные, двудольные растения, семядоля, эндосперм, зародыш, семенная кожура, семяножка, микропиле., характеризовать особенности строения семени. Различать на рисунках, таблицах, среди натуральных объектов основные части семени, объяснять необходимость запаса питательных веществ в семени растений, выделять существенные признаки семян однодольных и двудольных растений, формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии. Познавательные: давать определение понятий, проводить наблюдения, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Работать с различными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую, классифицировать объекты по заданным критериям.

Регулятивные: определять цель урока, ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и делать выводы по результатам работы, организовывать выполнение заданий по определенному плану, оценивать результаты своей деятельности, осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух, работая в группе, строить эффективное взаимодействие со сверстниками, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, строить речевые высказывания в устной форме.

Формирование и развитие познавательного интереса к предмету, научного мировоззрения, осознание возможности проведения самостоятельного научного исследования только при условии соблюдения определенных правил, понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности. Умение применять полученные знания в практической деятельности.
2 Вида корней и типы корневых систем. Функции корня. Главный, боковые и придаточные корни. Стержневая и мочковатая корневые системы.. Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы. Л.р.№3 «Стержневая и мочковатая корневые системы». Л.р.№3 Научиться объяснять значение понятий темы урока: корни (главный, боковые, придаточные), стержневая и мочковатая корневые системы, характеризовать функции корня, различать виды корней, описывать и сравнивать особенности строения стержневой и мочковотах корневых систем, приводить примеры растений, имеющих стержневую и мочковатую корневую системы, объяснять значение окучивания растений, оценивать роль корня в жизни растений, соблюдать правила поведения в кабинете на уроке.
3 Зоны (участки) корня. Участки (зоны) корня. Внешнее и внутреннее строение корня. Лабораторная работа.

Корневой чехлик и корневые волоски.

Л.р. №4 «Корневой чехлик и корневые волоски» Л.р. №4 Научиться объяснять значение понятий темы урока: коренвой чехлик, корневой волосок, зоны корня

(деления, растяжения, всасывания, проведения), описыватьзоны корня и характеризовать признаки, на основании которых они выделены, люъяснять функции коренвого чехлика и каждой зоны корня,описывать строение корневого волоска, различать ткани в корнях растений, называть растительные ткани, входящие в состав корня и характеризовать их функции и особенности строения.

4 Условия произрастания  и видоизменения корней. Приспособления корней к условиям существования.Видоизменения корней. тест Научиться объяснять значение понятий темы урока: корнеплоды, корневые клубни, воздушные корни, дыхательные корни, характеризовать влияние факторов окружающей среды на корни растений, объяснять причины видоизменения корней и их значение для растений, приводить примеры растений с видоизмененными корными, различать на рисунках и таблицах и среди натуральных объектов видоизмененные корни. Познавательные: давать определение понятий, проводить наблюдения, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Работать с различными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую, классифицировать объекты по заданным критериям.

Регулятивные: определять цель урока, ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и делать выводы по результатам работы, организовывать выполнение заданий по определенному плану, оценивать результаты своей деятельности, осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух, работая в группе, строить эффективное взаимодействие со сверстниками, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, строить речевые высказывания в устной форме.

5 Побег и почки. Побег.Листорасположение. Строение почек. Расположение почек на стебле. Рост и развитие побега. Лабораторная работа. Строение почек. Расположение почек на стебле. Л.р. №5 «Строение почек. Расположение почек на стебле». Л.р. №5 Научиться объяснять значение понятий темы урока: побег, почка, конус нарастания, узел, междоузлие, пазуха листа, листорасположение, выделять на побеге узел, междоузлие, верхушечную и придаточные почки, различать очередное, мутовчатое и очередное листорасположение, сравнивать особенности строения вегетативной и генеративной почек, описывать процесс роста и развития побега, применять полученные знания при выполнении лабораторной работы, соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием.
6 Внешнее строение листа. Внешнее строение листа. Форма листа. Листья простые и сложные. Жилкование листьев. Лабораторная работа. Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение. Л.р. №6 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение». Л.р. №6 Научиться объяснять значение понятий: листовая пластинка, черешок, листья, жилкование листьев, характеризовать функции листьев, различать виды листьев, приводить примерырастений с различным видами листьев, перечислять типы жилкования листьев и характеризовать значение жилок, описывать особенности строения листьев у разлтчных растений, применять полученные знания при выполнении лабораторной работы.
7 Клеточное строение листа. Строение кожицы листа, строение мякоти листа. Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев. Лабораторная работа. Строение кожицы листа. Клеточное строение листа Л.р. №7 «Строение кожицы листа» Л.р.№8 «Клеточное строение листа». Л.р. №7 Л.р.№8 Научиться объяснять значение понятий темы урока, описывать особенности внутреннего строения листа, различать и характеризовать растительные ткани, клетки которых образуют лист, определять увеличение микропкопа, формулировать правила работы с микроскопом, называть последовательность действий при работе с микроскопом, готовить микропрепарат кожицы листа, применять полученные знания при выполнении лабораторной работы. Познавательные: давать определение понятий, проводить наблюдения, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Работать с различными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую, классифицировать объекты по заданным критериям.

Регулятивные: определять цель урока, ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и делать выводы по результатам работы, организовывать выполнение заданий по определенному плану, оценивать результаты своей деятельности, осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух, работая в группе, строить эффективное взаимодействие со сверстниками, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, строить речевые высказывания в устной форме.

8 Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев. Видоизменения листьев.  Влияние влажности и света на лист. тест Научиться объяснять значение понятий темы урока, характеризовать влияние факторов окружающей среды на листья растений, объяснять причины видоизменения листьев иих значение для растений, приводить примеры растений с видоизмененными листьями (колючки, усики, ловчие), различать видоизменения лстьев на рисунках, таблицах и среди натуральных объектов,описывать многообразие листьев и соответствие особенностей строения листьев растений условиям среды, в которой они произрастают.
9 Строение стебля. Строение стебля. Многообразие стеблей. Лабораторная работа.Внутреннее строение ветки дерева. Л.р. №9 «Внутреннее строение ветки дерева». Л.р. №9 Научиться объяснять значение понятий темы урока, характеризовать особенности внутреннего строения стебля древесного растения, различать древесные слои на поперечном спиле, объяснять причину появления годичных колец и уметь извлекать иныормацию об условиях произрастания растения по поперечному спилу, применять полученные знания при выполнении лабораторной работы.
10 Видоизменения побегов. Строение и функции видоизменённых побегов. Лабораторные  работы. Изучение видоизменённых побегов (корневище, клубень, луковица) Л.р.№10 «Строение клубня». Л.р.№11 «Строение луковицы». Л.р.№10 Л.р.№11 Научиться объяснять значение понятий темы урока, выделять существенные признаки побега, объяснять причины видоизменения побегов, различать клубни, корневища, усы на рисунках т среди натуральных объектов, объяснять различие между видоизмененными корнями, листьями и видоизмененными побегами, устанавливать причинно-следственные связи между особенностямистроения побегов растений и условиями среды, в которой они произрастают применять полученные знания при выполнении лабораторной работы. Познавательные: давать определение понятий, проводить наблюдения, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Работать с различными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую, классифицировать объекты по заданным критериям.

Регулятивные: определять цель урока, ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и делать выводы по результатам работы, организовывать выполнение заданий по определенному плану, оценивать результаты своей деятельности, осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух, работая в группе, строить эффективное взаимодействие со сверстниками, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, строить речевые высказывания в устной форме.

11 Цветок. Строение цветка. Венчик цветка. Чашечка цветка. Околоцветник. Строение тычинки и пестика. Растения однодомные и двудомные. Формула цветка. Лабораторная работа. Изучение строения цветка. Л.р.№12 «Строение цветка». Л.р.№12 Научиться объяснять значение понятий темы урока, называть и показывать основные части цветка и околоцветник на рисунках и муляжах, характеризовать функции цветка и его отдельных частей, различать на рисунках и среди натуральных объектов раздельнополые и обоеполые цветки, однодомные и двудомные растения, сравнивать правильные и неправильные формы цветка, читать формулы цветка и объяснять их значение, применять полученные знания при выполнении лабораторной работы.
12 Соцветия. Виды соцветий. Значение соцветий. Лабораторная работа.Ознакомление с различными видами соцветий. Научиться объяснять значение понятий темы урока, различать простые и сложные соцветия, приводить примеры растений, образующих соцветия., объяснять биологическое значение соцветий, описывать многообразие соцветий покрытосеменных растений.

 

13 Плоды. Распространение плодов и семян. Строение плодов. Классификация плодов. Лабораторная работа. Ознакомление с сухими и сочными плодами. Способы распространения плодов и семян. Приспособления, выработавшиеся у плодов и семян в связи с различными способами распространения Л.р. №13«Классификация плодов». Л.р. №13 Научиться объяснять значение понятий темы урока, описывать строение плодов растений, классифицировать плоды по количеству семян и количеству воды в околоплоднике, различать виды плодов на рисунках, таблицах и натуральных объектах, приводить примеры растений, образующих различные плоды, объяснять значение плодов в жизни растений.
14 Повторение, обобщение и систематизация материала по теме «Строение и разнообразие покрытосеменных растений». тест Научиться самостоятельно применять знания, полученные при изучении темы и систематизировать знания по теме, делать выводы.
Глава 2. Жизни растений (11ч.)
15 Минеральное питание растений. Процессы жизнедеятельности:.Регуляция процессов жизнедеятельности. Питание растений. Почвенное питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ. Управление почвенным питанием растений. Минеральные и органические удобрения. Способы, сроки и дозы внесения удобрений. Вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Меры охраны природной среды опрос Научиться объяснять значение понятий, описывать процесс минерального питания растений, устанавливать взаимосвязь между особенностями строения корня и функцией минерального питания, которую они выполняют, объяснять значение минеральных и органических удобрений для роста и развития растений, определять недостаток каких удобрений испытывает растение по его внешнему виду. Осознавать важность знаний о влиянии различных удобрений на рост и развитие растений для получения хорошего урожая. Познавательные: давать определение понятий, проводить наблюдения, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Работать с различными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую, классифицировать объекты по заданным критериям.

Регулятивные: определять цель урока, ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и делать выводы по результатам работы, организовывать выполнение заданий по определенному плану, оценивать результаты своей деятельности, осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух, работая в группе, строить эффективное взаимодействие со сверстниками, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, строить речевые высказывания в устной форме.

16 Фотосинтез. Фотосинтез. Приспособленность растений к использованию энергии света, воды и углекислого газа. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом растений: условия, влияющие на интенсивность фотосинтеза. Значение фотосинтеза. Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле. опрос Научиться объяснять значение понятий, описывать процесс фотосинтеза, называть вещества, необходимые для протекания фотосинтеза, характеризовать условия протекания фотосинтеза, объяснять значение фотосинтеза в природе,
17 Дыхание растений. Дыхание и его роль в жизни организмов. Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза опрос Научиться объяснять значение понятий, описывать процесс дыхания у растений, объяснять значение дыхания для организма растений, характеризовать особенности строения устьиц и чечевичек, устанавливать взаимосвязь между дыханием и фотосинтезом.
18 Испарение воды растениями. Листопад. Испарение воды растениями, его значение. Листопад, его значение. Осенняя окраска листьев опрос Научиться объяснять значение понятий, характеризовать процесс испарения воды растениями, описывать строение устьиц, объяснять значение испарения в жизни растений и в природе, приводить доказательства испарения воды листьями растений, объяснять причины смены окраски листьев у растений, оценивать значение листопада в жизни растений.
19 Передвижение воды и питательных веществ в растении. Передвижение веществ в растении. Транспорт веществ как составная часть обмена веществ. Проводящая функция стебля. Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении. Запасание органических веществ в органах растений, их использование в процессах жизнедеятельности. Защита растений от повреждений. Лабораторная работа. Передвижение веществ по побегу растения Л.р. №14 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю». Л.р. №14 Научиться объяснять значение понятий, различать типы тканей растительного организма, описывать особенности строения тканей, участвующих в передвижении воды и питательных веществ в растении, различать сосуды древесины и ситовидные трубки луба на рисунках и среди натуральных объектов, приводить доказательства передвижения воды по сосудам древесины, а питательных веществ по ситовидным трубкам луба, объяснять значение движение растворов веществ в растительном организме, описывать процесс запасания питательных веществ растениями. Познавательные: давать определение понятий, проводить наблюдения, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Работать с различными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую, классифицировать объекты по заданным критериям.

Регулятивные: определять цель урока, ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и делать выводы по результатам работы, организовывать выполнение заданий по определенному плану, оценивать результаты своей деятельности, осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух, работая в группе, строить эффективное взаимодействие со сверстниками, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, строить речевые высказывания в устной форме.

 

20 Прорастание семян. Роль семян в жизни растений. Условия, необходимые для прорастания семян. Посев семян. Рост и питание проростков. Определение всхожести семян растений и их посев. Научиться объяснять значение понятий, различать семена однодольных и двудольных растений, выделять существенные признаки подземного и надземного типов прорастания семян, характеризовать условия, необходимые для прорастания семян, описывать правила посева семян, различать теплолюбивые и холодостойкие растения  на рисунках и среди натуральных объектах, объяснять причины различной глубины заделки семян у различных видов растений. Познавательные: давать определение понятий, проводить наблюдения, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Работать с различными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую, классифицировать объекты по заданным критериям.

Регулятивные: определять цель урока, ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и делать выводы по результатам работы, организовывать выполнение заданий по определенному плану, оценивать результаты своей деятельности, осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух, работая в группе, строить эффективное взаимодействие со сверстниками, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, строить речевые высказывания в устной форме.

21 Способы размножения растений. Размножение организмов, его роль в преемственности поколений.. Способы размножения организмов. Бесполое размножение растений. Половое размножение, его особенности. Половые клетки. Оплодотворение. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира Научиться объяснять значение понятий, выделять существенные признаки полового и бесполого типов размножения, классифицировать растения в зависимости от способа размножения, объяснять биологическое значение полового и бесполого размножения, характеризовать размножение как важное свойство живых организмов, обеспечивающее продолжение рода.
22 Размножение споровых растений. Размножение водорослей, мхов, папоротников. Половое и бесполое размножение у споровых. Чередование поколений. Научиться объяснять значение понятий, выделять существенные признаки низших и высших споровых растений, характеризовать особенности размножения низших и высших споровых растений, описывать процессы смены поколений у мхов и папоротников, объяснять значение смены поколений у споровых растений, устанавливать зависимость полового размножения споровых растений от наличия воды. Познавательные: давать определение понятий, проводить наблюдения, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Работать с различными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую, классифицировать объекты по заданным критериям.

Регулятивные: определять цель урока, ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и делать выводы по результатам работы, организовывать выполнение заданий по определенному плану, оценивать результаты своей деятельности, осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух, работая в группе, строить эффективное взаимодействие со сверстниками, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, строить речевые высказывания в устной форме.

23 Размножение голосеменных растений. Размножение голосеменных растений. Опыление. Способы опыления. Оплодотворение. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян Научиться объяснять значение понятий, характеризовать особенности строения голосеменных растений, описывать механизм образования семени у голосеменных растений, объяснять причину образования большого количества пыльцы у голосеменных растений, приводить доказательства преимущества семенного размножения перед споровым.
24 Половое размножение покрытосеменных растений. Размножение покрытосеменных растений. Опыление. Способы опыления. Оплодотворение. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян Научиться объяснять значение понятий, различать главные части цветка и части околоцветника на рисунках и среди натуральных объектов, сравнивать процессы и результаты самоопыления и перекрестного опыления, осуществлять искусственное опыление растений, различать ветроопыляемые и насекомоопыляемые растения.
25 Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Повторение, обобщение и систематизация материала по теме «Жизнь растений». Способы вегетативного размножения. Вегетативное размножение комнатных растений. Научиться объяснять значение понятий, различать органы вегетативного размножения растений на рисунках и среди натуральных объектов, описывать способы вегетативного размножения растений, объяснять значение прививки как способа вегетативного размножения, различать привой и подвой, характеризовать значение вегетативного размножения, осуществлять вегетативное размножение стеблевыми и листовыми черенками.
Глава 3. Классификация растений (5 ч.)
26 Основы систематики растений. Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений Научиться объяснять значение понятий, объяснять принципы и значение современной классификации растений, называть основные систематические единицы царства Растения, классифицировать растения, различать понятия вид и сорт, характеризовать признаки двудольных и однодольных растений, различать однодольные и двудольные растения на рисунках и среди натуральных объектов. Познавательные: давать определение понятий, проводить наблюдения, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Работать с различными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую, классифицировать объекты по заданным критериям.

Регулятивные: определять цель урока, ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и делать выводы по результатам работы, организовывать выполнение заданий по определенному плану, оценивать результаты своей деятельности, осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух, работая в группе, строить эффективное взаимодействие со сверстниками, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, строить речевые высказывания в устной форме.

27 Класс Двудольные. Семейства Крестоцветные (Капустные) и Розоцветные. .Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные Научиться объяснять значение понятий, характеризовать особенности растений класса Двудольные , семейств Крестоцветные и Розоцветные, различать представителей семейств Крестоцветных и Розоцветных на рисунках, гербарных материалов и среди натуральных объектов, составлять и читать формулы растений разных семейств.
28 Класс Двудольные. Семейства Пасленовые, Мотыльковые (Бобовые) и Сложноцветные (Астровые). Признаки, характерные для растений семейств Паслёновые и Бобовые Мотыльковые (Бобовые) и Сложноцветные (Астровые). Научиться объяснять значение понятий, характеризовать особенности растений класса Двудольные, семейств пасленовые, Мотыльковые, Сложноцветные, различать представителей семейств Пасленовые, Мотыльковые и Сложноцветные на рисунках, гербарных материалов и среди натуральных объектов, составлять и читать формулы растений разных семейств.
29 Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки. Признаки, характерные для растений семейств Злаковые и Лилейные. Научиться объяснять значение понятий, характеризовать особенности растений класса Однодольные, семейств Лилейные и Злаки, различать представителей семейств семейств Лилейные и Злаки на рисунках, гербарных материалов и среди натуральных объектов, составлять и читать формулы растений разных семейств.
30 Культурные растения. Повторение, обобщение и систематизация материала по теме «Классификация растений». .Важнейшие сельскохозяйственные растения, агротехника их возделывания, использование человеком. Научиться объяснять происхождение культурных растений, различать однолетние, двулетние и многолетние растения на рисунках, среди натуральных объектов, приводить примеры культурных растений, выделять их основные признаки, называть сорта культурных растений, характеризовать значение культурных растений в жизни человека.
Глава 4. Природные сообщества (1ч.)
31 Растительные сообщества. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений. Типы растительных сообществ. Взаимосвязи в растительном сообществе. Сезонные изменения в растительном сообществе. Сожительство организмов в растительном сообществе Научиться объяснять происхождение, выделять типы растительности и типы растительных сообществ, характеризовать взаимосвязи в растительном сообществе, объяснять значение ярусности, различать надземную и подземную ярусность, описывать сезонные изменения в растительных сообществах, приводить примеры взаимоотношений в растительных сообществах. Познавательные: Работать с различными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую, классифицировать объекты по заданным критериям.

Регулятивные: определять цель урока, ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и делать выводы по результатам работы, организовывать выполнение заданий по определенному плану, оценивать результаты своей деятельности, осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух, работая в группе, строить эффективное взаимодействие со сверстниками, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, строить речевые высказывания в устной форме.

32-34 Резерв