“Взаимодействие с родителями воспитанников с ЗПР”.

автор: Даций Светлана Михайловна

Воспитатель МБДОУ детский сад № 64 г. Новочеркасск

“Взаимодействие с родителями воспитанников с ЗПР”.

“Взаимодействие с родителями воспитанников с ЗПР”.

Создание и поддержание в семье здорового психологического климата служит гарантией гармоничного развития личности ребенка и его успешной социализации. Только в семье закладывается, так называемая «модель взаимодействия с миром».

Л.С. Выготский подчеркивал значимость адекватного семейного воспитания детей с ограниченными возможностями как залога социальной адаптации их в будущем.

Работа с родителями такого ребенка в большинстве случаев ограничивалась консультациями по вопросам его обучения и воспитания. Через информационные стенды они узнавали о том, что с детьми необходимо постоянно общаться. Больше времени уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребенком в магазин, в зоопарк, на детские праздники, больше разговаривать с ним о его проблемах, рассматривать с ним книжки, картинки, сочинять разные истории, чаще ребенку рассказывать о том, что вы делаете, привлекать его к посильному труду. Важно также научить ребенка играть с игрушками и другими детьми.

Но наблюдая за детьми и родителями своих воспитанников, проводя беседы и анкетирования мы пришли к выводу, что появление в их семье ребёнка с ЗПР нарушило сложившуюся жизнедеятельность семьи: изменился их психологический климат. Родители ребенка, столкнувшись в своей жизни с подобной ситуацией, испытывают множество трудностей. Деформация позитивного жизненного стереотипа, обусловленная рождением ребенка с отклонениями в развитии, привлекла за собой нарушения, которые появились на социальном, соматическом, психологическом уровнях. Одна из причин личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта с ребенком и окружающим миром. Это страх ответственности, отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание проблемы.

Для оказания педагогической и психологической помощи родителям, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, были организованы «круглые столы» и «педагогические гостиные» проводившиеся в непринуждённой обстановке, что позволило родителям познакомиться, рассказать о себе, о своих детях и их проблемах, услышать о других. Эти встречи дали родителям много полезной информации, обозначили круг вопросов, на которые они ещё не смогли получить ответы. Такие мероприятия проходили с участием специалистов детского сада.

Посетив наши консультации-практикумы и принимая участвуя в них, родители выступали в роли детей, получая навыки коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком; обучались специальным коррекционным и методическим приемам для занятий с детьми дома. Предлагаемые игровые упражнения и задания были, направлены на закрепление учебного материала, способствовали развитию и коррекции психических функций, повышали познавательный интерес.

Нами были разработаны и проведены игровые занятия совместно с родителями. Игровые занятия способствовали развитию эмоциональной отзывчивости, навыков конструктивного сотрудничества, гармонизации и укреплению демократичных отношений между родителями и детьми.

По запросам большинства родителей детей с ЗПР нами была организованна кружковая работа   

Основными направлениями работы с родителями детей с ЗПР явилось:

– создание условий для благоприятного климата взаимодействия с семьей через использование нетрадиционных форм работы;

– через установление доверительных и партнёрских отношений с родителями;

– развитие позитивной самооценки у родителей;

– обучение родителей специальным коррекционным и методическим приемам для решения проблемы.

И первый кружок который мы организовали был «Говорунишка». Цель которого Создание условий для взаимодействия детей и взрослых через организацию единого образовательного пространства. Работа кружка велась всегда в тесной связи с семьей. Родителям предоставлялась своевременная информация о работе кружка, проводились индивидуальные беседы, давались консультации, рекомендации. На совместных занятиях мы обучали родителей, как правильно проводить артикуляционную и дыхательную гимнастику, обучали массажу используя нетрадиционный материал (суджок, многогранные карандаши, орехи и так далее) сопровождая это стихами, песенками, иллюстрированным материалом. Привлекали родителей для совместных сюжетно-ролевых игр, которые решают разнообразные задачи в развитии детей с ЗПР.

А мастер-классы по физической культуре “Корригирующая гимнастика” в рамках кружка, способствовали пропаганде здорового образа жизни. На таких занятиях в игровой форме родители обучились правильному выполнению упражнений вместе с детьми гибкости, ориентировки в пространстве, обучению приемам релаксационным упражнениями других физических качеств.

Принимая участие в мастер-классе по изготовлению поделок на поддувание, родители так вдохновились, что предложили организовать кружок по продуктивной деятельности. И по их запросам нами был организован кружок «Чедеса из соленого теста».

Посещение мастер-классов, практических занятий было интересно не только детям, но и их родителям. Держа в руках и рассматривая глиняную посуду: чугунок, крынку, горшок, расписные деревянные ложки, удивлялись их красоте, изящности. А позже и сами изготавливали и украшали эти предметы: лепили игрушки, посуду и расписывали ложки, изготавливали бусы, пироги, булки для кукол.    

Совместные мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству показали, что все дети и их родители талантливы. Труд помог объединить близких людей.

Родители, воспитывающие детей с ЗПР, часто испытывают затруднения со своим ребёнком и в обучении элементарным математическим представлениям. А мы наблюдая за детьми поняли, что многие из них не способны понять, что представляет собой число и по какому принципу выстроен числовой ряд, не могут различить и запомнить цифры. Они не могут производить операции с числовыми значениями, не умеют раскладывать их на слагаемые. Им сложно сравнивать количество предметов, проделывать простейшие арифметические действия и проводить вычисления по внутреннему плану, то есть, считать «в уме».

И для знакомства родителей с играми по математике мы провели встречу в форме игры. А для этого предложили им пособия «Мате плюс. Математика в детском саду». Родители увлеклись и заинтересовались пособием. И предложили нам организовать математический кружок. Так и появился наш «Всезнайка».

Для начала мы провели ознакомление родителей с содержанием комплекта. Познакомили со значением карточек и математических тетрадей, мозаичных кубиков, волчок, штампов и трафаретов. Провели мастер-класс по работе с пособием дома с детьми. Для этого родителям предложили сделать вместе с детьми карточки и поля для игр с мишками, трафареты.  Мы совместно начертили схемы, образцы для мозаичных конструкций.

Снова встретились для ознакомления с детско-родительскими играми с пособием «Мате плюс. Математика в детском саду».

Благодаря использованию нетрадиционной формы работы с родителями, отмечаются существенные позитивные изменения: в восприятии родителями семейных отношений дошкольников с ЗПР; в динамике родительско-детских отношений. Получив всесторонние сведения о закономерностях развития, различных моделях воспитания и обучения, особенностях личности и поведения детей, члены семьи более оптимистично оценивают перспективы проблемного ребенка.

В дальнейшем мы планируем продолжить работу по практико-ориентированному подходу в работе с детьми ЗПР по запросам родителей воспитанников.