«У истоков русской детской литературы. «Повесть временных лет»

автор: Гомелаури Ирина Анатольевна

Учитель начальных классов ЯНАО г.Губкинский МБОУ “СОШ №7”

«У истоков русской детской литературы. «Повесть временных лет»

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

Внеурочная деятельность учащихся 4 класса по литературе

«У истоков русской детской литературы. «Повесть временных лет»

Подготовила:

учитель начальных классов

Гомелаури Ирина Анатольевна

г.Губкинский

 

Внеурочная деятельность учащихся 4 класса

Тема: «У истоков русской детской литературы. «Повесть временных лет»

 

Цель урока: воспитание у учащихся уважения и любви к Родине через формирование стремления к познанию истории и литературы страны.

Задачи урока:

  • дать первоначальное представление о древнерусской литературе;
  • познакомить учеников с историей создания «Повести временных лет» и личностью Нестора-летописца;
  • развить навыки работы с текстом, умения анализировать прочитанное и делать выводы;
  • на отдельных летописях показать учащимся всю ценность и богатство языка;
  • воспитать патриотические чувства.

Цель для ребят: усвоить материал (узнать, кто такой Нестор летописец, что такое летопись и прочитать «Повесть временных лет»)

Методы изучения: индуктивно-дедуктивный

Приемы: беседа, слово учителя

Оборудование: учебник, тетради, проектор, презентация

 

Ход занятия.

На доске тема урока и эпиграф.

  • Орг. момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим с вами о летописях и подробнее об одной из них – «Повести временных лет». Итак, откройте тетради и запишите тему урока: «У истоков русской детской литературы. «Повесть временных лет».

  • Беседа (погружение в учебный процесс)

Давайте представим, что оказались в далеком прошлом (звучит тиканье часов). Для этого нам понадобится «Машина времени».

Итак, мы оказались во времена Древней Руси. Как видите, здесь нет компьютеров, телефонов и других современных устройств. Но ведь как-то люди вели запись важных исторических событий? Откуда мы знаем о том, что происходило в разные периоды на Руси? (ДЕТИ ОТВЕЧАЮТ: остались рукописи, летописные своды и т.д.).

  • Слово учителя.

Верно. Летопись – это подробный рассказ о важных событиях. Русские летописи являются основным письменным источником по истории России допетровского времени.

Кстати, как вы думаете, почему они так назывались: «летописи»? (ДЕТИ ОТВЕЧАЮТ).

Летописи обычно начинались словами «Въ лѣто»+«дата» , что означает сегодня «в год»+«дата». Поэтому часто их еще называли «погодными записями».

Как же велись записи? Их писали на пергаменте перьями и очищенными в виде пера тростинками. Это было не легко: нужно было каждую букву писать отдельно, чтобы она не слилась с предыдущей. Чаще всего писцы переписывали на древнерусский язык богослужебные книги. Именно для богослужебных книг и использовался пергамент из кожи животных. Только на одну книгу могло уйти целое стадо, поэтому такие книги стоили очень дорого, и купить их могли очень богатые люди. Деловые, личные и даже любовные письма писали на более дешевом материале — бересте.

Самым подходящим местом для хранения рукописей на Руси долгое время были монастыри. Их мощные каменные стены лучше всего предохраняли от пожаров, которые свирепствовали в городах, которые в то время стоились из дерева. В те далекие времена письменностью не мог владеть простой люд. Самыми образованными людьми считались монахи. Именно они и писали рукописи. Монахи вели свои записи в монастырских кельях неторопливо, год за годом записывая для потомков события, которые мы с вами будем изучать в течение всего учебного года.

«Повесть временных лет».

Теперь, ребята, мы познакомимся с одним из «отцов русской истории» – Нестором-летописцем. Что вы о нем знаете (ДЕТИ ОТВЕЧАЮТ).

Одним из самых подробных описаний событий прошлого, дошедших до наших дней, считается рукопись, написанная одним из монахов Киево – Печорского монастыря. Его звали Нестором. Нестор собрал воедино все, что мог узнать от монахов монастыря или услышать от посторонних людей о событиях, происходивших в те давние времена. Он великолепно владел греческим языком и перевел на русский язык тексты византийских историков. Преподобный Нестор считается одним из крупнейших историков Руси, создавшим уникальное произведение – “Повесть временных лет”.

Литературный памятник “Повесть временных лет” относится к XII веку. В ней Нестор-летописец уделяет особое внимание рассказу о тех племенах, которые жили на территории Руси. Но Нестор не просто перечисляет названия разных племен, н подробно описывает их обычаи, традиции. Вот послушайте, как ярко, со слов очевидца, Нестор описывает мытье в бане у новгородцев: “… видех бани деревяны, и истопят знойно… и разволокутся нази и оболиваются вкасом… и возмуть на ся прутье младое… и того ся бьют, егда слезут ли живы… т тако творят не мытву собе, но мученье”.

? Есть ли у вас вопросы по этой части нашего урока?  (дети отвечают)

  • Творческое чтение.

Давайте откроем учебники и прочитаем некоторые отрывки (дети читают по желанию одно-два предложения каждый).

  • Работа с новыми словами.

А теперь давайте откроем тетради и запишем слова, с которыми мы сегодня познакомили. Помогайте мне (дети перечисляют: рукопись, летопись).

  • Подведение итогов занятия.
  • Домашнее задание.

Прочитать отдельные главы из «Повести временных лет».