автор: Голактионова Лариса Викторовна
учитель русского языка и литературы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кыштовская средняя общеобразовательная школа №1
Формирование личностных качеств учащихся на уроках словесности в условиях ФГОС
Формирование личностных качеств учащихся на уроках словесности в условиях ФГОС.
(из опыта работы)
Лариса Викторовна Голактионова,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ КСОШ №1, с. Кыштовка, Новосибирская области
В требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно-нравственного развития должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения семьи и других институтов общества. Современная школа имеет богатый опыт проведения урочных, внеурочных и внешкольных занятий в данном направлении. Роль уроков русского языка и литературы особенно значима, поскольку это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно- нравственного воспитания учащихся. Совершенно очевидно, что искусство слова духовно по определению. Мне как учителю литературы очень близки слова педагога-новатора Е. Н. Ильина: «Урок литературы – это школьная церковь, где тебя примут, поймут, утешат». Сегодняшнее поколение подростков –это уже не то поколение, которое воспитывалось на добрых мультфильмах. Сегодня нам приходится работать с подростками, воспитывающимися на фильмах ужаса. У многих из них ценности, несовместимые с общепринятыми моральными нормами. Современная молодёжь настроена враждебно к «консервативным» понятиям своих родителей. Такие понятия, как патриотизм, совесть, честь очень часто вызывают у многих детей негативные эмоции. В связи с этим предметы словесности способствуют не только духовно-нравственному формированию личности, познанию и самопознанию человека, но и даёт возможность понимания и преобразования окружающего мира. Идеал нравственности мы видим на страницах значительных произведений А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, М. А. Булгакова и ряда других писателей и поэтов, произведений древнерусской литературы, культурного наследия христианства. Первоочередной задачей учителя-словесника является духовно-нравственное воспитание школьника, способствующее формированию личности ученика. В жизни каждый человек встаёт перед нравственным выбором и каждый, поступает по-своему, это зависит от его духовных качеств. Эффективными формами воспитания патриотизма, которые я использую на уроке, являются знакомство с биографиями выдающихся писателей, характеристикой героев произведений, общественных деятелей, оставивших глубокий след в патриотическом служении Родине, своему народу; с материалами о героическом прошлом страны, о его мужестве; приобретение и расширение знаний о родном крае; формирование у них потребности в овладении культурой межнациональных отношений; компьютерные презентации. В своей деятельности для решения гражданственного, духовно-нравственного воспитания на уроках литературы я провожу уроки- исследования, беседы, семинары, дискуссии, позволяющие рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье. Такие уроки развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни, где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличать реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки и действия. Рассуждая на подобные темы на уроках литературы, я стараюсь воспитывать в детях уважение к старшему поколению, их устоявшимся традициям. Нельзя отрицать весь накопленный человечеством опыт, искусство, религию, духовную сторону жизни. Обсуждая поступки героев, я знакомлю детей с такими понятиями как «страдание», «раскаяние», наказание», « искупление», «прощение». Эти качества столь необходимы для человеческой души, но чтобы осознать их, нужно преодолеть долгий и сложный путь раскаяния. Изучая произведении на патриотическую тему, говорю с ребятами не только о патриотизме русского народа и о гражданской позиции автора, но и об авторских рассуждениях, о честолюбии и человеческой гордыне. Подвожу ребят к выводу, что гордыня и потеря ответственности за свои поступки влекут за собой огромные человеческие трагедии. Обращаю внимание детей на раздумья героев литературы о взаимной любви, согласии в обществе, которые возможны лишь при условии, если человек начнёт с себя. Анализ ситуации, где герой поставлен перед нравственным выбором, и оценка его решения с учётом последствий поступка позволяют учащимся оценивать собственные действия, формируют умения выбирать оптимальный вариант нравственного решения и его исполнения. Обучение анализу поступков героев способствует саморазвитию учащихся. Используя понятия «мотив поступка», «цель жизни», обучающиеся проводят параллель от литературы к жизни, создавая модель своего будущего. Часто практикую на своих уроках сочинения-миниатюры, сочинения- рассуждения о нравственных понятиях: совести, милосердии, сострадании, благородстве, чести и человеческом достоинстве. Воспитание гражданственности, патриотизма происходит, когда ребята собирают материалы к сочинению о малой родине, её памятниках, историческом прошлом. При подготовке к таким урокам учащиеся посещают школьный музей, библиотеки, встречаются со старожилами посёлка и ветеранами Великой Отечественной войны. Огромная работа учителя по духовно – нравственному воспитанию подрастающего поколения невозможна без взаимодействия с семьей ученика. Педагог и родитель должны понимать, что без соблюдения определенных нравственных норм невозможно воспитать человека, который будет достойным гражданином общества. А мы, педагоги, всегда готовы к сотрудничеству с семьей в духовно – нравственном воспитании подрастающего поколения: не равнодушного, ответственного, честного, трудолюбивого, с активной гражданской позицией. Важную роль в формировании духовно-нравственных качеств играет роль учителя. Считаю, что прежде всего педагог должен быть личностью, интересной для учащихся, носителем Добра, Истины, Человека.
Он должен не поучать, а воспитывать своим примером. Он подобен Богу, создавшему Вселенную, так как может вложить «разумное, доброе, вечное» в душу нового человека. Многие видят в эрудиции основу педагогического успеха. Эрудиция плюс «сердечная избыточность» – вот моя формула таланта педагога. «Сердечная избыточность» – это любовь, искреннее уважение, внимание к личности ребёнка, умение радоваться взлёту его мысли, помощь в минуты падения, умение слушать, понимать и прощать…
На своих уроках я учу ребят примерять маски литературных персонажей, но только лишь на время и только для того, чтобы не повторить их человеческих ошибок, не стать «лишними людьми», поглубже заглянуть в себя, суметь сохранить своё лицо и постараться стать счастливыми. Очень часто разговоры, начатые на уроках, продолжаются на классных часах, в беседах. Это перенесённые со страниц произведений споры о низости и благородстве, холодном расчёте и бескорыстии, чувстве любви и понятии долга. Вместе с ребятами обсуждаем трудные вопросы человеческого бытия, ищем ответ на вопрос Печорина: « Для какой цели я родился…?». Вот она, эта кропотливая работа ума и сердца, а итогом её станет ответ на вопрос каждого о смысле своей жизни.
Юный человек не только обретает знания, но и учится размышлять, отвечать за сказанное слово и совершённый поступок. Ведь только в сказках всегда однозначно побеждает добро, а в настоящей жизни и зло может на длительное время взять верх, и тогда юному человеку важно не сломаться, а выстоять и победить, и этому учу сегодня.