Автор: Глущенко Людмила Юрьевна
Воспитатель Москва
Конспект занятия “Выбор за тобой.”
Конспект открытого занятия
«Выбор за тобой…»
Актуальность темы.
В связи с особенностями подросткового возраста, психологическое просвещение в сфере расширения представлений подростков о понятиях «самоанализ», «саморазвитие», «право выбора» и ответственность за сделанный выбор приобретает особую актуальность.
Самоанализ, или рефлексия — это полезный навык, который позволяет анализировать свое поведение, в том числе и свои ошибки. Привычка к рефлексии пригодится подростку в дальнейшей жизни, и обучать ей лучше всего в процессе доверительного диалога.
Цель: познакомить подростков с понятием «самоанализ» и развить чувство ответственности за принятие решений.
Задачи:
Образовательная
- Ознакомление с понятием «подростковый возраст»
- Расширение представлений о необходимости успешного обучения, здорового образа жизни и саморазвитии.
Развивающие
- Формирование положительной нравственной оценки таких качеств, как целеустремлённость, воля, настойчивость, желание работать над собой;
- Способствование формированию адекватной самооценки, побуждение подростков к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию.
Воспитательные
- Совершенствование коммуникативных навыков воспитанников, умение работать в коллективе.
Целевая группа: подростки от 13 до 17 лет
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Методы работы: беседа-диалог с элементами тренинга, тестирования, рефлексия.
Время проведения: 45 минут
Оборудование: презентация «Выбор за тобой…», раздаточный материал (тестирование, буклеты)
Хронология мероприятия:
- Вводная часть-2 минуты (ознакомление с правилами группы)
- Основная часть-35 минут
- Заключительная часть-8 минут (подведение итогов, рефлексия)
Ход занятия.
- Вводная часть
Организационный момент (слайд 1)
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые слушатели! Наша с Вами встреча будет посвящена Вам, а именно, «подросткового возраста». Особое внимание мы уделим Вашему желанию быть самостоятельными, умеющими принимать решения. Постарается показать Вам, что ваше будущее напрямую зависит от вашего выбора в настоящем.
- Основная часть (слайд 2)
Воспитатель: Подростковый возраст – стадия развития между детством и взрослостью, которая характеризуется качественными изменениями, связанными с вхождением во взрослую жизнь и половым созреванием.
Воспитатель: (слайд 3)
- У кого-то происходят попытки понять самого себя и свои возможности.
- Кто-то уже решил – куда пойти учиться и к этому стремится, поэтому делает акцент на учёбу.
- А кого-то учёба не интересует, но зато его манит улица.
- А кто-то переживает романтический возраст первой любви.
- Кто-то стал более замкнутым, и ему спокойно одному, а кто-то любит шумные компании.
- Кто-то находит для себя много интересных дел и стремится всё успеть, а кто-то не расстаётся со своим телефоном, общаясь в каком-либо чате.
Воспитатель: (слайд 4) Подростковый период важен тем, что у вас есть возможность
- вложить в себя знания,
- развить свои физические и творческие способности
- научиться анализировать ситуации.
Воспитатель: (Слайд 5) Вы можете воспользоваться этой возможностью, а можете и не использовать её. Решать Вам…
(Слайд 6) Воспитатель: Сегодня мы рассмотрим некоторые составляющие успешного человека. Такие как:
- Образование (аттестат)
- Занятость (саморазвитие)
- Культура речи
Образование. (слайд 7)
Воспитатель: Сейчас вы разделитесь на 2 команды. 1 команда должна объяснить второй для чего необходим аттестат в нашем государстве, а 2 команда должна доказать, что можно жить и без аттестата. Каждая команда должна предоставить по 3 доказательства. (слайд 8)
Воспитатель: давайте рассмотрим некоторые плюсы от наличия и минусы от отсутствия данного документа в таблице (слайд 9)
плюсы | минусы |
Базовые знания | Низкий уровень знаний |
Получение специальности
|
Отсутствие дипломированной специальности |
Трудоустройство по специальности | Трудности при трудоустройстве (работодателю престижней взять человека с образованием) |
Рост по карьерной лестнице (повышение квалификации) | Криминальная сфера (воровство, мошенничество, распространение наркотических средств места лишения свободы |
Высокая заработная плата | Низкооплачиваемая работа |
Использование льгот (бесплатный проезд, соц. стипендия, едино разовые выплаты и т.д.) пока проходит обучение, максимум до 23 лет | Отсутствие льгот |
Воспитатель:
Выбор остается за вами (слайд 10)
Занятость, саморазвитие. (слайд 11)
Воспитатель: В настоящее время существует значительное количество подростков, которые не имеют занятости в свободное от учебы время. Подростки не заняты, а значит, все свободное время они проводят «впустую».
Воспитатель: Свободное время – это время досуга, которым человек располагает сам, по собственному усмотрению, может использовать для удовлетворения своих потребностей и стремлений.
Воспитатель: Досуг- это общение (слайд 12). От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности.
Общение и занятость могут во влечь вас в различные виды деятельности: спортивно-оздоровительную деятельность, развлекательную деятельность, интеллектуально-познавательную деятельность, любительскую деятельность, общественно активную деятельность.
Воспитатель: (слайд 13) проведем тест: «Умеете ли Вы проводить свое свободное время?» (проводится тестирование, раздаются бланки для заполнения, результаты отражаются в презентации). (слайд 14)
Воспитатель: (слайд 15) Конечно выбор делать вам, но задумайтесь. Гораздо приятней видеть результат своей занятости в грамотах, медалях, победах, проектах, конкурсах и т.д., чем в количестве задержаний, постановке на учет в КДН, употреблении алкоголя и наркотиков.
Выбор за вами
Воспитатель: Прежде чем продолжить наш разговор, мы попросим Вас выйти из-за столов и создать 2 круга (внешний и внутренний), те, кто стоит внутри круга, остаются на месте, а внешний двигается по часовой стрелке. Ваша задача, представить себя (рассказать о свое личности 2-3- предложения) и пожать руку своему собеседнику. Легко ли Вам было говорить? Получилось ли рассказать о себе в 2х предложениях? (физкультминутка)
Культура речи
Воспитатель: (слайд 16) Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается, требует постоянного совершенствования.
Воспитатель: (слайд 17) В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиняться запретам, то есть символ взрослости.
Но мало кто из вас догадывается, что сквернословие, как и хамство, — оружие неуверенных в себе людей.
Воспитатель: Давай проверим, на сколь вы уверенны в себе (слайд 18) (проводится анкетирование, раздаются бланки для заполнения, результаты отражаются в презентации). (слайд 19)
Воспитатель: (слайд 20) Решать, конечно, вам. Кем вы хотите выглядеть: неуверенным в себе человеком, который не может выражаться культурно, которого неинтересно слушать, который не может сформулировать свои мысли или человеком, который вкладывает в себя много полезной и интересной информации, который способен решать вопросы и принимать ответственные решения, который может договариваться и с которым приятно общаться, который развивает свои коммуникативные способности, который эрудирован, много читает и много путешествует… выбор за вами.
Заключение
Воспитатель: (слайд 21) Из вышесказанного следует, что подростковый период – время активного формирования личности. Центральным новообразованием личности подростка, в этот период, является формирование чувств взрослости, развитие самосознания.
Воспитатель: (слайд 22) Таким образом, подростковый период является очень ответственным, потому что он зачастую определяет дальнейшую жизнь человека. Утверждение независимости, формирование личности, выработка планов на будущее – все это формируется именно в этом возрасте и выбор Вашего будущего зависит от Вас…
Воспитатель: Уходя, оставьте свое мнение о нашей встречи. Если Вам эта информация была полезна, то в вазу, стоящую у входа, положите «+», если мы Вас утомили и ничего полезного не дали, то «-».
Спасибо за внимание.
Список литературы:
- 1. Аксюта, Максим Почему одни подростки трудны, а другие – нет. Воспитание с помощью окружения / Максим Аксюта , Татьяна Сандлер. – М.: В Круге, 2014. – 360 c.
- Казанская, В. Подросток. Социальная адаптация / В. Казанская. – М.: Питер, 2011. – 288 c
Интернет ресурсы:
- https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2012/11/14/test-dlya-podrostkov
- https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=подростковый%20возраст%20картинки.