Урок русского языка на тему: “Лексическое значение слова” Гераськова Вера Кондратьевна

автор: Гераськова Вера Кондратьевна

учитель МБОУ Красносельская СОШ имени Героя Советского Союза М.Д.Цыкина

Урок русского языка на тему: “Лексическое значение слова”

 

 

 

 

 

 

Урок русского языка

в  5 классе

Тема “Лексическое значение слова” 

 

 учитель русского

языка и литературы МБОУ Красносельская СОШ им. Героя Советского Союза М.Д.Цыкина

Гераськова В.К.

 

2015

 

Тема «Лексическое значение слова»

    Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с определением понятий «лексика», «лексическое и грамматическое значения слова», назначением толковых словарей; обучать умению различать лексическое и грамматическое значения слова, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; сформировать навык раскрытия лексического значения слова с помощью толкового словаря, через подбор однокоренных слов и синонимов.

   Тип урока: урок объяснения нового материала.

   Планируемые образовательные результаты:

   Предметные: знать функцию слова в языке, понятия «словарный состав», «лексическое значение слова», «толковый словарь», «словарная статья», «грамматическое значение слова», основные приёмы толкования лексического значения слова; уметь пользоваться толковым словарём (находить нужные статьи, извлекать из них нужную информацию), объяснять лексическое значение слова, используя разные приёмы; разграничивать лексическое и грамматическое значения слова.

   Метапредметные: овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения и аудирования.

   Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в получении школьного образования. 

Регулятивные:  целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

 

Методы: поисковый; эвристический

Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Ход урока

 

Этапы урока Формируемые УУД Деятельность учителя Деятельность обучающихся
1.Организация начала занятия

2. Мотивация к учебной деятельности

3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

5. Творческая практическая деятельность

Физкультминутка

6. Первичное закрепление с комментированием

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 

8. Включение в систему знаний и повторение

9. Рефлексия деятельности

Задание на дом

личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

   коммуникативные : определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи;

 личностные: 

самоопределение, установление связи  между целью учения и  ее его мотивом, проявлять интерес к изучению темы.

регулятивные: 

целеполагание

познавательные: 

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации  и ее использование, постановка и формулирование проблемы.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: целеполагание, самоконтроль знаний

постановка и решение проблемы:   формулирование задач и целей урока;

познавательные: применение методов информационного поиска

коммуникативные:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

регулятивные:  коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия)

познавательные: структурирование знаний,

выбор наиболее эффективных способов решения задач,

логические: анализ объектов  с  целью выделения признаков,

регулятивные: саморегуляция,  

контроль (сличение знаний с эталоном)

регулятивные: составление плана действий, саморегуляция;

познавательные: поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи

регулятивные:  оценка результатов работы.

коммуникативные: управление поведением партнера 

познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов, 

логические: выведение следствий,

коммуникативные: 

владение монологической формой речи, умение полно и чётко выражать свои мысли, 

личностные: самоопределение,

регулятивные:  саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний;

коммуникативные: умение слушать, принятие решения и его реализация.

коммуникативные: инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации;

логические: анализ истинности утверждений,

регулятивные: оценка результатов работы

Включение детей в деятельность.

Учитель:  – Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! 

Учитель:  «Поклонившись, мы друг другу сказали, хотя были совсем не знакомы. Здравствуйте! 

Что особого тем мы друг другу сказали? Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? 

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? 

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

В.Солоухин

Как вы ответите на эти вопросы?»

1. Работа с текстами.

1) Прочитайте тексты. Определите тему. 

Лилия – род луковичных растений семейства лилейных. Луковица лилии представляет собой подземный побег, на котором сидят листья в виде черепитчатых чешуек. Цветки – воронковидные, чашевидные или колокольчатые. Плод – коробочка с многочисленными крупными семенами.

   «Что за чудо? Прелесть… Точно изваяние, – но из какого чудесного материала! Ведь она не мраморная, не алебастровая, а живая, но какая холодная. Как она покоится на воде, чистая, строгая, равнодушная…» 

Так говорила Ульяна Громова… сама она походила на эту лилию, отразившуюся в темной воде.

Задание:

1.Выписать прилагательные с суффиксом –н-.

2. Выписать прилагательные с суффиксом -чат-.

3. Выписать сложные существительные.

 Итог.

Сколько слов выписали?

Каких не увидели?

Все ли слова вам понятны?

Как вы понимаете слово изваяние?

Почему мы не всегда понимаем значение слова? Как вы думаете?

Что нам может помочь? Где найти подсказку?

Над чем мы сегодня будем работать на уроке?

Сегодня мы познакомимся  с понятием «лексическое значение слова», научимся пользоваться толковым словарём.

Ваять – 

Ребята, очень важно для каждого человека обогащать, пополнять свой словарный запас; уметь открыть для себя слово. А что значит открывать новые слова?

Послушай те стихотворение И.Толмаковой.

Ложка – это ложка.

Ложкой суп едят.

Кошка – это кошка.

У кошки – семь котят.

Тряпка – это тряпка.

Тряпкой вытру стол.

Шапка – это шапка.

Оделся и пошёл.

А я придумал слово.

Смешное слово – плим.

Я повторяю снова – 

Плим, плим, плим..

Вот прыгает и скачет

Плим, плим, плим!

И ничего не значит

Плим, плим, плим!

Удалось ли мальчику придумать новое слово? (Да)

Узнали ли вы новое слово, прослушав стихотворение?

И всё-таки это не слово! Почему? Потому что оно «ничего не значит», не имеет смысла. Значение – важнейший признак слова, без него слова нет и быть не может.

 Смысл слова и есть его лексическое значение. Узнать новое слово – значит узнать то, что оно обозначает, понять его лексическое значение.

    

Буратино потянулся, 

Раз – нагнулся, два – нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Ключик видно не нашёл.

Чтобы ключик нам достать, 

Нужно на носочки встать.                                              

Как узнать лексическое значение нового, впервые услышанного слова?

– Посмотреть в толковом словаре.

Выставка словарей.

Работа в группах.

Составьте алгоритм работы с новым словом по словарю.

Строение словарной  статьи

  1. заголовочное слово;
  2. грамматические пометы;
  3. толкование лексического значения;
  4. пример употребления слова в речи

Задание по группам.

Объяснить, что значат слова.

Составить и записать предложения.

 

1 группа: афоризм, варьировать, куртина.

2 группа: изолировать, флейта, планёр.

3 группа: комплимент, усилить, пунцовый.

– Ребята, вспомним, что такое лексика? А лексическое значение слова?

Найдите в словаре лексическое значение слова лексикон, составьте предложение с данным словом, определите его род, падеж, число, склонение.

 Мы сейчас определили грамматическое значение слова

 Выразите ваши впечатления от урока. Продолжите предложения:

Я  узнал…

Мне понравилось…

Я открыл для себя…

Было интересно…

Упр.или 128, или 129, или составить словарь своих слов.

Включение в работу, самоопределение

 Высказывания учащихся. 

Учащиеся читают текст, определяют тему. Сравнивают два текста. 

Делают вывод: на одну тему тексты разных стилей

Графическая работа со словами

Самооценка. 

Рассуждения учащихся.

Работа со словами, поиск цели урока, формулирование темы.

Извлекают необходимую информацию из прослушанного; систематизируют собственные знания.

Планируют необходимые действия, операции.

Строят небольшие монологические высказывания.

Самостоятельная  работа с алгоритмом, комментарии.

Составляют памятку.

Рассматривают словарную статью, анализируют.

Самостоятельная работа обучающихся, самоконтроль.

Определяют значение слов.

Обращаются к толковому словарю. 

Чтение предложений

 

Возвращение к цели урока, ее формулировка, ответы на вопросы.

Восстановление учебной мотивации.