Автор: Герасименко Олеся Михайловна
воспитатель МБДОУ “Детский сад № 1 г. Новозыбкова”
Опыт работы по теме: “Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста”
Опыт работы: Использование ИКТ
в работе с детьми дошкольного возраста
В настоящее время информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. У современного общества много требований к подрастающему поколению. В настоящее время невозможно представить мир без информационных ресурсов и технологий. И для того, чтобы ребенок пошел в современный социум подготовленным, он должен научиться владеть компьютером и современными технологиями с дошкольного возраста.
Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию – первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии.
Используя в работе с детьми дошкольного возраста ИКТ, я заметила, что у детей значительно повышается интерес к занятиям, повышается уровень их познавательных возможностей.
Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала.
Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду – это проведение НОД с использованием мультимедийных презентаций, которые я использую довольно часто. Она дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность педагогической деятельности. Презентацию в ходе НОД я могу использовать на протяжении всего занятия, так как она связана с сюжетом. В зависимости от поставленных целей занятия, я использую ИКТ как часть занятия, например: дидактическая игра, подача нового материала, проверка знаний, выполнение отдельных заданий, демонстрация иллюстративного материала.
Большое внимание уделяю использованию дидактических игр в ходе НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием ИКТ. Для этого я предлагаю вниманию детей слайд, на котором в верхнем ряду расположено пять кукол, а внизу три куклы. Затем предлагаю внимательно посмотреть на слайд и составить задачу. В данном случае дети составляют задачу на сложение, решение записывает один из детей на магнитной доске с помощью цифр. Если задача решается на вычитание, то на слайде будут представлены предметы, а несколько предметов зачеркнуты красной линией. Для закрепления умения детей определять время по часам я использую игру «Часы». В данной игре на экране перед детьми появляются часы, на которых указано время, а дети определяют время по часам. В игре «Соседи числа» детям предлагается с помощью мышки выбрать соседей числа, которое расположено в центре слайда. Дети выбирают числа, называют предыдущее число и последующее.
Успешно используются ИКТ в ходе НОД по развитию речи. Например, для развития у дошкольников связной речи я преподношу наглядный материал с помощью монитора телевизора. В этом случае, детям предлагается внимательно посмотреть на экран и рассказать об увиденном. Это может быть сюжетная или предметная картинка, которую необходимо описать. С целью закрепления умения детей правильно употреблять предлоги использую игру «Собери игрушки», в которой детям предлагается разместить игрушки с помощь мышки и сказать, где находится игрушка: кубики в машинке, мяч в корзинке, книги на полке. В игре «Кого можно увидеть?» я упражняю детей в умении образовывать форму винительного падежа имени существительного, а в игре «Что лишнее?» дети с помощью мышки указывают лишний предмет на картинке и объясняют свой выбор. Игра «Назови предмет» позволяет активизировать словарный запас детей, развивает внимание и мышление. В игре «Наоборот» закрепляется умение использовать антонимы.
С помощью создания электронных презентаций я решаю задачу по приобщению дошкольников к художественной литературе. С этой целью я разработала ряд презентаций, которые позволяют знакомить детей с художественными произведениями. Данные презентации можно использовать во время чтения сказки или рассказа, что позволяет более успешно освоить детям содержание произведения.
В своей работе я так же уделяю внимание изобразительной деятельности, которая оказывает большое внимание на развитие интеллектуальных способностей дошкольников. На занятиях по изобразительной деятельности я использовала и такой игровой прием как, «На что это похоже?», где на экране компьютера вниманию детей представлялся какой-либо предмет, а детям необходимо было сказать, на что он похож. Во время декоративного рисования использую презентацию «Народные промыслы», в ходе которой дети могут увидеть разнообразие предметов, украшенные той или иной росписью, увидеть характерные элементы росписи, их расположение на предмете.
Еще одно из направлений моей работы – это кружковая деятельность. Разработанная адаптированная рабочая учебная программа «Компьютерная азбука» построена по методу последовательного углубления и усложнения материала, рассчитана для воспитанников 5 – 7 лет на 2017 – 2019 учебный год. Программа «Компьютерная азбука» реализуется с воспитанниками дошкольного возраста в игровой форме и совместной деятельности в вечерние часы, используя интеграцию образовательного процесса без увеличения образовательной нагрузки на ребенка. Программа курса ориентирована на практические, творческие работы с использованием компьютера. По форме проведения занятия представляют собой «игры-путешествия» или «игры-открытия». Ведущим принципом построения занятия является принцип развивающего обучения. Все занятия – интерактивны. Дети выполняют задания на компьютерах, закрепляя полученные знания и навыки работы на компьютере: собирают пазлы, рисуют, играют. Занятия на компьютере имеют большое значение для развития не только интеллекта, но и моторики. В любых играх, от самых простых до сложных, необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что способствует развитию мелкой мускулатуры рук и моторики детей.
При изучении курса информатики так же важно эффективнее организовать общение с родителями, чтобы семья и детский сад осуществляли единый комплекс воспитательных воздействий.
На данный момент у меня имеется банк электронных дидактических и методических материалов, который включает в себя методические разработки, конспекты занятий, досугов и развлечений с детьми, коллекции проектов, презентаций, иллюстрационный материал, консультации для родителей. Этими материалами в любое время пользуется любой воспитатель.
Мой педагогический опыт показывает, что ИКТ помогает лучше и быстрее усвоить полученные знания, процесс обучения облегчается, становится более эффективным, интересным, широко раскрываются способности детей, формируется рефлексия у дошкольника.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды, а также значительно повышает качество воспитательно-образовательной работы с дошкольниками.