автор: Гаврилова Ольга Петровна
воспитатель МБДОУ детский сад “Ягодка” №2
Животные Севера
Занятия по ознакомлению
с окружающим миром:
«Животные севера»
Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных в условиях севера зимой.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с животными Севера
2. Развивать познавательную активность; способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи
3. Воспитывать любовь к животным
Как ни сурова природа Северного Ледовитого океана и его островов, здесь обитают многие животные. Толстый слой подкожного жира у этих животных защищает их от холода, когда они находятся в воде или выползают на лёд.
Давайте представим, как питается белый медведь, и проведем эксперимент.
Вот он подплыл к льдине, на которой лежит тюлень, высунулся из воды и передними лапами навалился на край льдины. Та наклонилась, и тюлень попал прямо в лапы медведя. Моржи и тюлени становятся его добычей. Давайте посмотрим, как это происходит.
Мы с детьми провели Экспериментальную деятельность. В таз налили воду и положили пенопласт (это льдина). На середине льдины лежит тюлень (игрушка из киндер-сюрприза). Представим, что ваши руки это лапы медведя, наклоните «льдину». Что происходит, тюлень скатывается прямо в лапы медведя. Почему это происходит?
Дети: Льдина скользкая и медведь ее поднимет вверх.
Когда медведь вылез на льдину из воды, он встряхнулся. От него во все стороны полетели брызги. А почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз? Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, проделаем опыт (переход к следующему столу).
В емкость с водой опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно. Она мокрая, то есть, покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром (детский крем). Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили? Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лед. Теперь попробуйте объяснить случай с белым медведем.
Детям очень понравилось создавать условия дикой природы из подручных средств и наблюдать поведения животных. После экспериментов сделали вывод, что суровое, холодное месте на планете – Арктика, не так уж страшна для животные. Они приспособлены к своим климатическим условиям и для них это лучшее место на Земле для жизни!