Конспект занятия “Лекарственные растения”

Автор: Габдульманова Лидия Васильевна

Воспитатель МБДОУ Целинный детский сад “Теремок” структурное подразделение детский сад “Ромашка” , с. Целинное Целинный район Алтайский край

Конспект занятия “Лекарственные растения”

I этап. Организационный момент

Проблемная ситуация:

Организация внимания: девиз на экране мультимедийной доски, фонограмма «Звуки леса», 2 стихотворения про лес. 

Игровая ситуация: путешествие в царство растений.

Цель: организовать детей, активизировать внимание, вызвать интерес к предстоящей деятельности.

Задачи:создать условия для формирования интереса к предстоящей деятельности; развивать связную речь; воспитывать доброжелательное отношение к окружающим;

Методы и приёмы: словесный-чтение стихотворений, вопросы к детям, беседа; наглядный– аудиозапись «Звуки леса»;

Этапы НОД Деятельность детей  Деятельность педагога Примечание 

Приветствие

Эмоциональный настрой на предстоящую работу

Дети входят в группу, выстраиваются полукругом.

– Здравствуйте! (дети улыбаются друг другу)

– В поле, в роще, в лесу…

Дети закрыли глаза и слушают фонограмму «Звуки леса» и стихотворение.

Дети открыли глаза.

– В лесу растут растения, с помощью которых можно лечить

– Лекарственные.

Дети слушают

-Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть. Посмотрите, какой сегодня прекрасный день! У нас много гостей и у всех хорошее, радостное весеннее настроение. Поздоровайтесь с гостями!

А теперь рассаживайтесь по своим местам.

-Ребята, я предлагаю вам отправиться в удивительное царство растений.

Наше сегодняшнее путешествие будет проходить под девизом:

“Все горы высокие будут исхожены, все тайны природы будут раскрыты”. (слайд №1)

– Где у нас растут растения?

Закройте, пожалуйста, глаза и на минутку представьте, что вы находитесь в лесу.

Когда ты входишь в лес,

Где все нам с детства мило,

Где чистым воздухом приятно так дышать

Есть в травах и цветах

Целительная сила,

Для всех, умеющих их тайну разгадать.

-Ребята, говорят, что лес – это зеленая аптека.

-Как вы думаете, почему так говорят?

– Молодцы. Правильно.

– Как называются такие растения? 

– Послушайте стихотворение про них:

Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства.

В каждой травке,

В каждой ветке-

И лекарства, и таблетки.

Дети настроены на общение

Проявляют интерес к предстоящей деятельности

IIэтап. Основная часть НОД

Цель: формировать  представления детей о некоторых лекарственных растениях родного села, полученные в результате собственных наблюдений;

Задачи: формировать умение детей различать данные лекарственные  растения села по внешнему виду; формировать знания детей о пользе, правилах сбора, сушки и хранения лекарственных растений; развивать  связную речь через активизацию словаря: зверобой, ранник, порезник, путник; формировать умение слушать друг друга, усидчивость.

Методы и приёмы: наглядный –  показ слайдов;  игровой–физ. минутка «Цветочки»,  дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика «Цветочек», дидактическая игра «Узнай и собери лекарственное растение»; словесныйдиалог, пояснение.

Знакомство с лекарственными растениями, их внешним видом и пользой для здоровья человека.Беседа.

Активизация словаря

Дыхательная гимнастика

Физминутка «Цветочки» 

Дидактическая игра «Узнай и собери лекарственное растение».

Пальчиковая гимнастика:  «Цветочек»

Дети смотрят на экран

-Мать-и-мачеха

-Потому что один цветок большой, а второй маленький …

-Растет по берегам рек, на склонах, на оврагах

-Цветы

-Люди готовят из нее отвары

-Кашель, боли в сердце, зубную боль

-Да

– У дома, на берегу реки

Дети смотрят на экран

-Подорожник

-Растет вдоль дорог и тропинок, а иногда подорожник можно встретить и просто на улице

-Прижаты к земле листья подорожника

-Потому что листья у него упругие

-Потому что его листья прикладывают к свежим ранам и ссадинам, которые быстро заживляются

-Да

-У дома, в ограде

Дети отгадывают загадку

-Крапива

-Крапива может вылечить от всех болезней

-На листочках есть волоски

-Варит суп, ополаскивает голову

-Варят супы и салаты из листьев крапивы

-Да

В огороде

Дети отгадывают загадку

-Одуванчик

-Цветки желтого цвета

-Он становится белым

Дети выполняют дыхательную гимнастику

Дети дуют тихо

Дети дуют посильнее

Дети дуют сильно-сильно

-Корень прямой, толстый. Стебель одуванчика маленький

-Понижает температуру

-Из листьев делают супы и салаты, из цветов – варенье

-Да

– В огороде, в ограде

Дети слушают стихотворение

-О зверобое

– Если его съест животное, то может погибнуть

-Листочки овальные, лепесточки желтые

-Люди заваривают чай

-Да

-На лугу, в лесу

Дети слушают стихотворение

-О колокольчике

-Форма цветов напоминает форму колокола

-На лугах, на клумбах

-Стебель прямой, цветы голубого цвета

-Готовят отвары, настои

Да

-На лугу, в лесу

-Нет

-От родителей, в интернете

Дети выполняют физминутку (2раза)

-дети сидят на корточках в кругу, медленно встают 

-тянутся на носочках, руки вверх, в стороны

-ладони вверх, вниз

-берутся за руки, идут по кругу

-остановились, отходят назад

-Весна

-Летом

-Зимой и осенью

-Да

-Летом их можно засушить

-Да. 

-Люди могут отравиться

-Растения грязные

Чтобы не помять их

-Потому, что  на солнце  они  сгорят  или  пересушатся 

Дети собирают из разрезных картинок лекарственное растение и называют его

Работают в парах

– Да

-Мы можем нарисовать лекарственные растения карандашами или фломастерами

Дети выполняют пальчиковую гимнастику (2 раза)

-Ладони подняты вверх, пальцы образуют «бутон», основания                          кистей прижаты друг к другу

– разводим одновременно пальцы рук в стороны

– сводим пальцы вместе)

Дети под музыку рисуют цветными карандашами, фломастерами лекарственное растение

-Внимательно посмотрите на экран и скажите, как называется это лекарственное растение? (Слайд №2)

-А знаете, почему оно так странно называется? 

– Что вы о нем знаете?

-Правильно. А еще  нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. С внутренней стороны они мягкие, светлые, бархатные. Если погладишь ее рукой, ощутишь мягкость и тепло. Словно мама приласкала. А верхняя часть листа – твердая, гладкая, холодная. Словно прикосновения суровой мачехи. Это самый первый весенний цветок. 

-А что появляется у мать-и-мачехи вперед – листья или цветы?

-Как вы думаете, почему?

-Говорят, что это лекарственное растение очень торопится появиться на свет, что не успевает выпустить листья. Цветки мать-и-мачехи могут предсказывать погоду. На ночь и в ненастье цветок плотно закрывает свои лепестки.

– Как люди лечатся при помощи мать-и-мачехи?

-Что они лечат?

– Дети, а в нашем селе встречается лекарственное растение мать-и-мачеха?

– Где вы его видели?

– Молодцы!

– 

Внимательно посмотрите на экран и скажите, как называется это лекарственное растение? (Слайд №3)

-У подорожника есть много других названий. Среди них путник, дорожник, порезник.

-Ребята, что вы можете рассказать о подорожнике?

– А знаете, почему оно так называется? 

– Как он выглядит? 

– Почему не боится вытаптывания, от которого страдают другие растения?

-Правильно. Листья у него упругие, с прочными прожилками, а густой пучок корней крепко удерживается в почве.

-Ребята, подорожник часто называют зеленым бинтом. Почему? 

– Люди делают отвары из листьев подорожника и применяют при болях в животе, при зубной и головной боли.

Целебные свойства листья подорожника сохраняют с мая по август. 

-Дети, а в нашем селе встречается лекарственное растение подорожник? (Да)

– Где вы его видели?

– Молодцы!

-А это лекарственное растение вы узнаете, отгадав загадку.

Ой, не трогайте меня

Обожгу я без огня. ( Слайд №4)

– Как называется это лекарственное растение? 

-Правильно. Молодцы. Народная мудрость гласит «Одна крапива заменяет семерых врачей».

– Как вы понимаете это выражение?

-Подумайте и скажите, почему крапива обжигает?

-Да, вы правы: стебель и листья крапивы усажены жгучими волосками, острые концы которых очень хрупкие. Каждый волосок – как иголка у шприца. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронулся – получай укол. 

-Как использует человек крапиву для собственного лечения?

-Еще используют, чтобы остановить кровотечение, употребляют для заживления ран, настой из листьев крапивыиспользуют для полоскания горла при ангинах, а также для укрепления волос.

– Как используют крапиву в пище?

– Дети, а в нашем селе встречается лекарственное растение крапива?

– Где вы его видели?

-А вот еще один портрет целебного растения. Слушаем внимательно и отгадываем его название.

Золотой и молодой

За неделю стал седой,

А денечка через два облысела голова. (Слайд №5)

-Как называется это лекарственное растение?

Как выглядит это растение? 

-Цветы как маленькие солнышки, раскрываются в хорошую погоду и закрываются, когда пасмурно.

-Но вот одуванчик зацвел и что с ним происходит?

-Правильно, появляются семена, прикрепленные к пушистым хохолкам, которые легко сдуваются ветром. Поэтому его так и назвали – одуванчик. 

Я шариком пушистым,

Белею в поле чистом.

А дунет ветерок-

Остался стебелек.

– Представим, что у вас в руках белые шапочки, подуем на них сначала тихо;

 потом посильнее; а затем сильно-сильно, пока все парашютики не улетят.

– Молодцы, все старались, и все парашютики улетели.

– Что вы еще знаете об этом растении? 

-Как люди лечатся при помощи одуванчика?

А еще одуванчик богат витаминами. Он оказывает общеукрепляющее действие на организм, его рекомендуют принимать как успокаивающее средство. Прием отваров, сока из растения восстанавливает силы.

– Где еще используют? 

– Дети, а в нашем селе встречается лекарственное растение одуванчик? 

– Где вы его видели? 

– Молодцы. 

Полина Токоякова расскажет стихотворение еще об одном лекарственном растении.

Слушаем внимательно и запоминаем его название.

А вот растенье – зверобой,
Лист-продырявленный такой;
Должно быть, шить училась пчелка,
Колола жалом, как иголкой.

– О каком растении шла речь?(Слайд №6)

– Как вы считаете, почему оно так называется?

-Что вы еще знаете об этом растении?Как оно выглядит?

– Как люди лечатся при помощи зверобоя?

-Правильно. Еще из него изготавливают мази, которые заживляют раны, успокаивают боль.

– Зверобойный чай лечит от простуды и обладает успокаивающим свойством.

– Дети, а в нашем селе встречается лекарственное растение зверобой? 

– Где вы его видели? 

– Молодцы. 

Катя Дымова расскажет стихотворение еще об одном лекарственном растении.

Колокольчик голубой

Поклонился нам с тобой.

Колокольчики-цветы

Очень вежливы. А ты? (Е. Серова)

– О каком растении шла речь? (Слайд №7)

– Как вы считаете, почему оно так называется?

-Что вы еще знаете об этом растении? Где оно растет?  Как оно выглядит?

– Как люди лечатся при помощи колокольчиков?

-Колокольчики обладают лечебными свойствами, такими как противовоспалительное,  успокаивающее и обезболивающее, используются для лечения многих заболеваний. Это  кашель, головная боль, боль в горле.

– Дети, а в нашем селе встречается лекарственное растение колокольчик? 

– Где вы его видели? 

– Правильно. Молодцы.

-Ребята, как вы считаете, все мы лекарственные растения нашего села рассмотрели?

– А где и от кого вы можете узнать про другие лекарственные растения?

Дома вы можете найти информацию и рассказать о ней в группе.

А сейчас, я предлагаю вам отдохнуть. 

Физминутка «Цветочки»

– На лугу весной зацвели цветочки 

– К солнцу потянулись, солнцу улыбнулись 

-Солнышку цветочки открыли лепесточки 

– На лужайке по утру, цветы затеяли игру 

-1, 2, 3, 4 раздвигайте круг пошире. (2 раза)

– Дети, а какое сейчас время года? 

– А в какое время года цветут цветы?

– В какое время года мы болеем чаще всего?

– Верно.

– Но ведь в это время года цветы отцвели?

– Где мы их возьмем зимой или осенью? 

-Подумайте и скажите, нужно ли соблюдать определенные правила сбора и хранения лекарственных растений? Какие вы знаете?

Правила сбора лекарственных растений:

1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений. Почему?

2. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете?

4. Сорванные растения складывать в широкую корзину.Зачем? 

5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.  Почему?

6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем  и рвать все до последнего. Почему? 

– Сейчас вам предстоит работа в парах. Вам нужно правильно собрать разрезанную на части картинку с изображением лекарственного растения и назвать его.  

– Итак, пожалуйста …Слушаю…

-Молодцы, отлично справились с заданием.

-Дети, а вы хотите, чтобы у нас в группе появилась чудесная полянка, на которой росли бы только лекарственные растения? 

– А что мы должны сделать для этого? 

– Молодцы. (Слайд №8)

– Итак, для того, чтобы у нас в группе появилась настоящая полянка вы должны будете нарисовать по одному лекарственному растению, о котором мы сегодня беседовали. При выполнении работы используйте карандаши или фломастеры, точно передавайте внешний вид лекарственного растения. 

-Дети, перед началом работы я открою вам небольшой секрет. Чтобы работы получились более красочными, яркими, выразительными и точными, мы подготовим наши пальчики для рисования. 

Солнце поднимается –

Цветочек распускается! 

Солнце садится – 

Цветочек спать ложится.

– Итак, приступаем к работе. (Слайд №9)

Информация из опыта детей

Потребность детей в движении

Продуктивная деятельность 

IIIэтап. Заключительная часть НОД

Цель: формировать умение детей анализировать понравившиеся работы.

Задачи: воспитывать желание доводить начатое дело до конца, радоваться своим работам.

Методы и приёмы: словесный – беседа о проделанной работе; наглядный – рассматривание картин; практический – наведение порядка на рабочем месте.

Мониторинг –

Обсуждение впечатлений от НОД.

Сюрпризный момент

-Лекарственные

-Село называется Целинное

-Да.

-Какое растение ты нарисовал?  (воспитатель спрашивает у детей) 

– Посмотрите, какая замечательная поляна у нас получилась, сколько на ней разных  растений выросло. К

– К какой группе они относятся?

– Итак, это лекарственные растения нашего села!

– Как называется наше село? 

– Как вы считаете, нужно ли их беречь. Почему?

Природа дарит нам свои богатства, и мы должны беречь ее.

– Дети, что вам понравилось на занятии?

– Что больше всего запомнилось? 

– Как вы думаете, вам пригодятся знания о лекарственных растениях? Где именно?

– Можно ли знания, полученные на занятии применить в жизни? Каким образом?                            

– Все ребята очень постарались. Вы очень дружно работали, активно отвечали на вопросы, делали правильные выводы, проявили старание и аккуратность при выполнении работы. Работая совместно, мы раскрыли многие тайны природы. Молодцы!

 

МБДОУ Целинный детский сад «Теремок» структурное подразделение детский сад «Ромашка»

 

 

Конспект занятия

в старшей группе

 по теме: «Лекарственные растения»

 

                                                        Воспитатель: Габдульманова Лидия Васильевна

 

с. Целинное, 2021

 

Цель: Создавать условия для формирования представлений детей о некоторых лекарственных растениях родного села. 

Задачи:

Обучающие:

Формировать умение детей различать данные лекарственные растения по внешнему виду;

Формировать знания детей о пользе, правилах сбора, сушки и хранения лекарственных растений.

Развивающие:

Способствовать развитию у детей познавательного интереса к лекарственным растениям родного села;

Развивать связную речь через активизацию словаря: зверобой, путник, ранник, порезник; формировать умение делать выводы, умение слушать друг друга.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к лекарственным растениям родного села.

Предварительная работа:

Беседа о здоровье, о правильном питании, о болезнях, о лекарственных растениях;

Рассматривание серии картинок «Лекарственные растения»;

Чтение художественной литературы: «Экологические сказки», загадки о лекарственных растениях; рассматривание и изучение информации из « Энциклопедии лекарственных растений» (Татьяна Ильина);

– Взаимодействие с семьей: Консультации для родителей: «Здоровье всему голова», «Человек и природа»; Анкетирование: «Экологическое образование в семье».

Активизация словаря: зверобой, путник, ранник, порезник.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Методы и приемы: словесный – диалог, объяснение; наглядный – аудиозапись «Звуки леса», ИКТ; игровой – физ. минутка, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, дидактическая игра «Узнай и собери лекарственное растение»

Материалы и оборудование: мультимедийная доска, ноутбук, бумага, цветные карандаши, фломастеры, разрезные картинки: «Крапива», «Подорожник», «Мать – и – мачеха», «Одуванчик», «Зверобой», «Колокольчик».