Автор: Габдульманова Лидия Васильевна
Воспитатель МБДОУ Целинный детский сад “Теремок” структурное подразделение детский сад “Ромашка” , с. Целинное Целинный район Алтайский край
Конспект занятия “Лекарственные растения”
I этап. Организационный момент
Проблемная ситуация: Организация внимания: девиз на экране мультимедийной доски, фонограмма «Звуки леса», 2 стихотворения про лес. Игровая ситуация: путешествие в царство растений. Цель: организовать детей, активизировать внимание, вызвать интерес к предстоящей деятельности. Задачи:создать условия для формирования интереса к предстоящей деятельности; развивать связную речь; воспитывать доброжелательное отношение к окружающим; Методы и приёмы: словесный-чтение стихотворений, вопросы к детям, беседа; наглядный– аудиозапись «Звуки леса»; |
|||
Этапы НОД | Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание |
Приветствие Эмоциональный настрой на предстоящую работу |
Дети входят в группу, выстраиваются полукругом.
– Здравствуйте! (дети улыбаются друг другу) – В поле, в роще, в лесу… Дети закрыли глаза и слушают фонограмму «Звуки леса» и стихотворение. Дети открыли глаза. – В лесу растут растения, с помощью которых можно лечить – Лекарственные. – Дети слушают |
-Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть. Посмотрите, какой сегодня прекрасный день! У нас много гостей и у всех хорошее, радостное весеннее настроение. Поздоровайтесь с гостями!
А теперь рассаживайтесь по своим местам. -Ребята, я предлагаю вам отправиться в удивительное царство растений. Наше сегодняшнее путешествие будет проходить под девизом: “Все горы высокие будут исхожены, все тайны природы будут раскрыты”. (слайд №1) – Где у нас растут растения? Закройте, пожалуйста, глаза и на минутку представьте, что вы находитесь в лесу. Когда ты входишь в лес, Где все нам с детства мило, Где чистым воздухом приятно так дышать Есть в травах и цветах Целительная сила, Для всех, умеющих их тайну разгадать. -Ребята, говорят, что лес – это зеленая аптека. -Как вы думаете, почему так говорят? – Молодцы. Правильно. – Как называются такие растения? – Послушайте стихотворение про них: Лес, как сказочное царство, Там кругом растут лекарства. В каждой травке, В каждой ветке- И лекарства, и таблетки. |
Дети настроены на общение
Проявляют интерес к предстоящей деятельности |
IIэтап. Основная часть НОД
Цель: формировать представления детей о некоторых лекарственных растениях родного села, полученные в результате собственных наблюдений; Задачи: формировать умение детей различать данные лекарственные растения села по внешнему виду; формировать знания детей о пользе, правилах сбора, сушки и хранения лекарственных растений; развивать связную речь через активизацию словаря: зверобой, ранник, порезник, путник; формировать умение слушать друг друга, усидчивость. Методы и приёмы: наглядный – показ слайдов; игровой–физ. минутка «Цветочки», дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика «Цветочек», дидактическая игра «Узнай и собери лекарственное растение»; словесный – диалог, пояснение. |
|||
Знакомство с лекарственными растениями, их внешним видом и пользой для здоровья человека.Беседа. Активизация словаря Дыхательная гимнастика Физминутка «Цветочки» Дидактическая игра «Узнай и собери лекарственное растение». Пальчиковая гимнастика: «Цветочек» |
Дети смотрят на экран
-Мать-и-мачеха -Потому что один цветок большой, а второй маленький … -Растет по берегам рек, на склонах, на оврагах -Цветы -Люди готовят из нее отвары -Кашель, боли в сердце, зубную боль -Да – У дома, на берегу реки Дети смотрят на экран -Подорожник -Растет вдоль дорог и тропинок, а иногда подорожник можно встретить и просто на улице -Прижаты к земле листья подорожника -Потому что листья у него упругие -Потому что его листья прикладывают к свежим ранам и ссадинам, которые быстро заживляются – -Да -У дома, в ограде Дети отгадывают загадку -Крапива -Крапива может вылечить от всех болезней -На листочках есть волоски -Варит суп, ополаскивает голову -Варят супы и салаты из листьев крапивы -Да –В огороде Дети отгадывают загадку -Одуванчик -Цветки желтого цвета -Он становится белым Дети выполняют дыхательную гимнастику Дети дуют тихо Дети дуют посильнее Дети дуют сильно-сильно -Корень прямой, толстый. Стебель одуванчика маленький -Понижает температуру -Из листьев делают супы и салаты, из цветов – варенье -Да – В огороде, в ограде Дети слушают стихотворение -О зверобое – Если его съест животное, то может погибнуть -Листочки овальные, лепесточки желтые -Люди заваривают чай -Да -На лугу, в лесу Дети слушают стихотворение -О колокольчике -Форма цветов напоминает форму колокола -На лугах, на клумбах -Стебель прямой, цветы голубого цвета -Готовят отвары, настои –Да -На лугу, в лесу -Нет -От родителей, в интернете Дети выполняют физминутку (2раза) -дети сидят на корточках в кругу, медленно встают -тянутся на носочках, руки вверх, в стороны -ладони вверх, вниз -берутся за руки, идут по кругу -остановились, отходят назад -Весна -Летом -Зимой и осенью -Да -Летом их можно засушить -Да. -Люди могут отравиться -Растения грязные Чтобы не помять их -Потому, что на солнце они сгорят или пересушатся Дети собирают из разрезных картинок лекарственное растение и называют его Работают в парах – Да -Мы можем нарисовать лекарственные растения карандашами или фломастерами Дети выполняют пальчиковую гимнастику (2 раза) -Ладони подняты вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей прижаты друг к другу – разводим одновременно пальцы рук в стороны – сводим пальцы вместе) Дети под музыку рисуют цветными карандашами, фломастерами лекарственное растение |
-Внимательно посмотрите на экран и скажите, как называется это лекарственное растение? (Слайд №2)
-А знаете, почему оно так странно называется? – Что вы о нем знаете? -Правильно. А еще нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. С внутренней стороны они мягкие, светлые, бархатные. Если погладишь ее рукой, ощутишь мягкость и тепло. Словно мама приласкала. А верхняя часть листа – твердая, гладкая, холодная. Словно прикосновения суровой мачехи. Это самый первый весенний цветок. -А что появляется у мать-и-мачехи вперед – листья или цветы? -Как вы думаете, почему? -Говорят, что это лекарственное растение очень торопится появиться на свет, что не успевает выпустить листья. Цветки мать-и-мачехи могут предсказывать погоду. На ночь и в ненастье цветок плотно закрывает свои лепестки. – Как люди лечатся при помощи мать-и-мачехи? -Что они лечат? – Дети, а в нашем селе встречается лекарственное растение мать-и-мачеха? – Где вы его видели? – Молодцы! – Внимательно посмотрите на экран и скажите, как называется это лекарственное растение? (Слайд №3) -У подорожника есть много других названий. Среди них путник, дорожник, порезник. -Ребята, что вы можете рассказать о подорожнике? – А знаете, почему оно так называется? – Как он выглядит? – Почему не боится вытаптывания, от которого страдают другие растения? -Правильно. Листья у него упругие, с прочными прожилками, а густой пучок корней крепко удерживается в почве. -Ребята, подорожник часто называют зеленым бинтом. Почему? – Люди делают отвары из листьев подорожника и применяют при болях в животе, при зубной и головной боли. Целебные свойства листья подорожника сохраняют с мая по август. -Дети, а в нашем селе встречается лекарственное растение подорожник? (Да) – Где вы его видели? – Молодцы! -А это лекарственное растение вы узнаете, отгадав загадку. Ой, не трогайте меня Обожгу я без огня. ( Слайд №4) – Как называется это лекарственное растение? -Правильно. Молодцы. Народная мудрость гласит «Одна крапива заменяет семерых врачей». – Как вы понимаете это выражение? -Подумайте и скажите, почему крапива обжигает? -Да, вы правы: стебель и листья крапивы усажены жгучими волосками, острые концы которых очень хрупкие. Каждый волосок – как иголка у шприца. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронулся – получай укол. -Как использует человек крапиву для собственного лечения? -Еще используют, чтобы остановить кровотечение, употребляют для заживления ран, настой из листьев крапивыиспользуют для полоскания горла при ангинах, а также для укрепления волос. – Как используют крапиву в пище? – Дети, а в нашем селе встречается лекарственное растение крапива? – Где вы его видели? -А вот еще один портрет целебного растения. Слушаем внимательно и отгадываем его название. Золотой и молодой За неделю стал седой, А денечка через два облысела голова. (Слайд №5) -Как называется это лекарственное растение? –Как выглядит это растение? -Цветы как маленькие солнышки, раскрываются в хорошую погоду и закрываются, когда пасмурно. -Но вот одуванчик зацвел и что с ним происходит? -Правильно, появляются семена, прикрепленные к пушистым хохолкам, которые легко сдуваются ветром. Поэтому его так и назвали – одуванчик. Я шариком пушистым, Белею в поле чистом. А дунет ветерок- Остался стебелек. – Представим, что у вас в руках белые шапочки, подуем на них сначала тихо; потом посильнее; а затем сильно-сильно, пока все парашютики не улетят. – Молодцы, все старались, и все парашютики улетели. – Что вы еще знаете об этом растении? -Как люди лечатся при помощи одуванчика? –А еще одуванчик богат витаминами. Он оказывает общеукрепляющее действие на организм, его рекомендуют принимать как успокаивающее средство. Прием отваров, сока из растения восстанавливает силы. – Где еще используют? – Дети, а в нашем селе встречается лекарственное растение одуванчик? – Где вы его видели? – Молодцы. –Полина Токоякова расскажет стихотворение еще об одном лекарственном растении. Слушаем внимательно и запоминаем его название. А вот растенье – зверобой, – О каком растении шла речь?(Слайд №6) – Как вы считаете, почему оно так называется? -Что вы еще знаете об этом растении?Как оно выглядит? – Как люди лечатся при помощи зверобоя? -Правильно. Еще из него изготавливают мази, которые заживляют раны, успокаивают боль. – Зверобойный чай лечит от простуды и обладает успокаивающим свойством. – Дети, а в нашем селе встречается лекарственное растение зверобой? – Где вы его видели? – Молодцы. Катя Дымова расскажет стихотворение еще об одном лекарственном растении. Колокольчик голубой Поклонился нам с тобой. Колокольчики-цветы Очень вежливы. А ты? (Е. Серова) – О каком растении шла речь? (Слайд №7) – Как вы считаете, почему оно так называется? -Что вы еще знаете об этом растении? Где оно растет? Как оно выглядит? – Как люди лечатся при помощи колокольчиков? -Колокольчики обладают лечебными свойствами, такими как противовоспалительное, успокаивающее и обезболивающее, используются для лечения многих заболеваний. Это кашель, головная боль, боль в горле. – Дети, а в нашем селе встречается лекарственное растение колокольчик? – Где вы его видели? – Правильно. Молодцы. -Ребята, как вы считаете, все мы лекарственные растения нашего села рассмотрели? – А где и от кого вы можете узнать про другие лекарственные растения? Дома вы можете найти информацию и рассказать о ней в группе. А сейчас, я предлагаю вам отдохнуть. Физминутка «Цветочки» – На лугу весной зацвели цветочки – К солнцу потянулись, солнцу улыбнулись -Солнышку цветочки открыли лепесточки – На лужайке по утру, цветы затеяли игру -1, 2, 3, 4 раздвигайте круг пошире. (2 раза) – Дети, а какое сейчас время года? – А в какое время года цветут цветы? – В какое время года мы болеем чаще всего? – Верно. – Но ведь в это время года цветы отцвели? – Где мы их возьмем зимой или осенью? -Подумайте и скажите, нужно ли соблюдать определенные правила сбора и хранения лекарственных растений? Какие вы знаете? Правила сбора лекарственных растений: 1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений. Почему? 2. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? 4. Сорванные растения складывать в широкую корзину.Зачем? 5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце. Почему? 6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. Почему? – Сейчас вам предстоит работа в парах. Вам нужно правильно собрать разрезанную на части картинку с изображением лекарственного растения и назвать его. – Итак, пожалуйста …Слушаю… -Молодцы, отлично справились с заданием. -Дети, а вы хотите, чтобы у нас в группе появилась чудесная полянка, на которой росли бы только лекарственные растения? – А что мы должны сделать для этого? – Молодцы. (Слайд №8) – Итак, для того, чтобы у нас в группе появилась настоящая полянка вы должны будете нарисовать по одному лекарственному растению, о котором мы сегодня беседовали. При выполнении работы используйте карандаши или фломастеры, точно передавайте внешний вид лекарственного растения. -Дети, перед началом работы я открою вам небольшой секрет. Чтобы работы получились более красочными, яркими, выразительными и точными, мы подготовим наши пальчики для рисования. Солнце поднимается – Цветочек распускается! Солнце садится – Цветочек спать ложится. – Итак, приступаем к работе. (Слайд №9) |
Информация из опыта детей Потребность детей в движении Продуктивная деятельность |
IIIэтап. Заключительная часть НОД
Цель: формировать умение детей анализировать понравившиеся работы. Задачи: воспитывать желание доводить начатое дело до конца, радоваться своим работам. Методы и приёмы: словесный – беседа о проделанной работе; наглядный – рассматривание картин; практический – наведение порядка на рабочем месте. |
|||
Мониторинг –
Обсуждение впечатлений от НОД. Сюрпризный момент |
-Лекарственные -Село называется Целинное -Да. |
-Какое растение ты нарисовал? (воспитатель спрашивает у детей)
– Посмотрите, какая замечательная поляна у нас получилась, сколько на ней разных растений выросло. К – К какой группе они относятся? – Итак, это лекарственные растения нашего села! – Как называется наше село? – Как вы считаете, нужно ли их беречь. Почему? Природа дарит нам свои богатства, и мы должны беречь ее. – Дети, что вам понравилось на занятии? – Что больше всего запомнилось? – Как вы думаете, вам пригодятся знания о лекарственных растениях? Где именно? – Можно ли знания, полученные на занятии применить в жизни? Каким образом? – Все ребята очень постарались. Вы очень дружно работали, активно отвечали на вопросы, делали правильные выводы, проявили старание и аккуратность при выполнении работы. Работая совместно, мы раскрыли многие тайны природы. Молодцы! |
МБДОУ Целинный детский сад «Теремок» структурное подразделение детский сад «Ромашка»
Конспект занятия
в старшей группе
по теме: «Лекарственные растения»
Воспитатель: Габдульманова Лидия Васильевна
с. Целинное, 2021
Цель: Создавать условия для формирования представлений детей о некоторых лекарственных растениях родного села.
Задачи:
Обучающие:
– Формировать умение детей различать данные лекарственные растения по внешнему виду;
– Формировать знания детей о пользе, правилах сбора, сушки и хранения лекарственных растений.
Развивающие:
– Способствовать развитию у детей познавательного интереса к лекарственным растениям родного села;
– Развивать связную речь через активизацию словаря: зверобой, путник, ранник, порезник; формировать умение делать выводы, умение слушать друг друга.
Воспитательные:
– Воспитывать бережное отношение к лекарственным растениям родного села.
Предварительная работа:
– Беседа о здоровье, о правильном питании, о болезнях, о лекарственных растениях;
– Рассматривание серии картинок «Лекарственные растения»;
– Чтение художественной литературы: «Экологические сказки», загадки о лекарственных растениях; рассматривание и изучение информации из « Энциклопедии лекарственных растений» (Татьяна Ильина);
– Взаимодействие с семьей: Консультации для родителей: «Здоровье всему голова», «Человек и природа»; Анкетирование: «Экологическое образование в семье».
Активизация словаря: зверобой, путник, ранник, порезник.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Методы и приемы: словесный – диалог, объяснение; наглядный – аудиозапись «Звуки леса», ИКТ; игровой – физ. минутка, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, дидактическая игра «Узнай и собери лекарственное растение»
Материалы и оборудование: мультимедийная доска, ноутбук, бумага, цветные карандаши, фломастеры, разрезные картинки: «Крапива», «Подорожник», «Мать – и – мачеха», «Одуванчик», «Зверобой», «Колокольчик».