автор: Вострякова Олеся Васильевна
воспитатель МАОУ “Образовательный цент “Ньютон” г. Челябинска” Детский сад “Пчелка”
Конспект занятия по познавательному развитию “Путешествие в зимний лес”
«Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Образовательный центр «Ньютон» г. Челябинска»
Конспект
Непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию
На тему «Путешествие по зимнему лесу»
для детей старшей группы.
Составил:
воспитатель
Вострякова О.В.
Челябинск
2020 год
Программное содержание:
Цель: систематизировать знания детей о жизни диких животных.
Задачи:
– учить детей узнавать и различать особенности внешнего вида образа жизни диких животных;
– закреплять понятие «дикие животные»;
– учить отгадывать описательные загадки о диких животных;
– дать представление о том, как готовятся животные в лесу к зиме, о причинах изменений в их жизни;
– продолжать развивать память, мышление, познавательную активность через игры и упражнения;
– воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование и демонстрационный материал: плакат с изображением леса и животных, магнитофон, белая простынь, мяч, корзина с угощением.
Предварительная работа с детьми:
– чтение стихов о зиме;
– рассматривание зимних иллюстрации, иллюстраций животных;
– наблюдение за природными изменениями на прогулке;
– настольные игры: «Времена года», «Животные».
Методические приемы: наблюдение, демонстрация, упражнения, игры, рассказ, беседа.
Словарная работа: линька, опушка, сохатый, стая, стадо, логово.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вы любите ходить в гости?
Дети: Да!
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в гости в лес.
В лес загадочный, красивый
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята не найти,
Друг за другом становитесь
Крепко за руки беритесь.
По дорожкам, по тропинкам
Не спешим, не отстаем,
В лес мы дружно все пойдем.
(дети встают паровозиком и идут за воспитателем)
Воспитатель: Вот мы и пришли в лес. А как нужно вести себя в лесу?
Дети: В лесу надо вести себя тихо, не шуметь, а то можно испугать зверей.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какое сейчас у нас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: Да, зима. Ребята, а зима какая?
Дети: Холодная, белая, снежная.
Воспитатель: Зимой падает снег. Снег какой?
Дети: Белый, липкий, рыхлый.
Воспитатель: Часто зимой дует ветер. Ветер какой?
Дети: Резкий, холодный, сильный, пронизывающий.
Воспитатель: А деревья какие?
Дети: Голые, черные.
Воспитатель: По небу плывут облака. Какие облака?
Дети: Серые, холодные.
Воспитатель: Зима такая холодная, что всем: и зверям, и людям, и птицам, и насекомым нужно к ней подготовиться. Когда же это можно сделать?
Дети: Осенью.
Воспитатель: Да, верно.
Воспитатель: Ребята, а что случилось бы, если бы после лета сразу же наступила зима?
Дети: В природе сразу же все замерзло, погибло, никто не успел приготовиться к холоду и голоду.
Воспитатель: Осенью и звери, и люди, и птицы, и насекомые готовятся к суровой зиме. Сегодня на занятии мы с вами поговорим о том, как готовятся к зиме дикие животные.
Скажите, пожалуйста, где живут дикие животные?
Дети: Дикие животные живут в лесу.
Воспитатель: Вот я уже вижу кого-то из диких зверей! А кого вы узнаете, отгадав загадку:
День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит-бродит … молчком,
Уши серые – торчком.
Дети: Волк.
Воспитатель: Волк не меняет цвет своей шубы. Ведь он хищник и защитный цвет шубы ему не нужен, зато мех становиться очень густым и пушистым. Это позволяет дикому зверю поддерживать температуру тела и переживать даже лютые морозы и ветра. К приходу зимы волки начинают собираться в стаи. Что такое стая? (Группа из нескольких волков). Так намного легче выжить зимой, добывая себе пищу. Стаей легче охотиться, что они с успехом и делают, гоняясь за кабанами, зайцами и косулями. Волки зимой не впадают в спячку. От холода они прячутся в логове. Что такое логово? (Углубление в возвышенностях).
Воспитатель: Ребятки, кто же здесь еще прячется под снегом? Отгадайте скорее загадку:
Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето.
Дети: Заяц.
Воспитатель: Осенью зайчик начинает менять цвет шубки и линять. Что такое линька, ребята? (Когда животные сбрасывают старую шерсть).
Но линяет зайчик не сразу. И поэтому зайцы любят тереться о кусты, чтобы быстрее избавиться от летней шерстки. Поменял зайка шубку – значит, к зиме готов! Зимняя шубка спрячет его от волка! Как поможет шубка спрятаться зайцу от волка? (В белой шубке зайца не видно на снегу). Зайцы живут в норе, в спячку зимой не впадают.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Волк и зайцы».
Подвижная игра «Волк и зайцы».
Цель: воспитывать интерес к подвижным играм, учить соблюдать правила игры и действовать по сигналу.
Ход игры:
Один ребенок волк, остальные дети – зайцы. Пока волк спит, дети – зайцы прыгают и играют. Далее воспитатель произносит фразу: «Волк идет». Дети должны замереть. Тех, кто пошевелился, волк уводит в свое логово.
Воспитатель: Вернемся в наш лес и пойдем дальше. Вижу бугорок, попробуем раскопать здесь снег и посмотреть, кто под ним (воспитатель выполняет движения руками, имитирующие раскопку снега, дети повторяют за ним). Здесь ежик! Хотите узнать, как ежик готовится к зиме?
Дети: Да!
Воспитатель: Осенью ежик готовит себе дом для зимовки. Дом ежика называется «нора». Ежик нанизывает себе на спину листики, а потом в норе их стряхивает. Изо мха и листьев ежик сделает себе мягкую теплую зимнюю постельку! Потом заберется он в свою нору, зароется в листья и теплый мох и заснет сладким сном на всю зиму! А проснется уже весной! Ребята, а как вы думаете, зачем ежик осенью накалывает яблоки на свои иголки?
Дети: Чтобы кушать их.
Воспитатель: Это не так! Осенью в лесу много клещей, которые забираются между ежиных иголок и больно кусаются. Ежики спасаются тем, что насаживают на свои иголки яблоки. Получается яблочная кислота, которой очень боятся насекомые.
Воспитатель:
Идем дальше, кто это здесь?
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придёт весна,
Он проснется ото сна.
Дети: Медведь.
Воспитатель: Медведь осенью тоже готовится к зиме. Медведь делает берлогу для зимовки под корнями деревьев в сухом месте. Перед тем, как лечь в берлогу и уснуть, мишка путает свои следы, чтобы никто его не нашел. Медведь ложится спать еще до первого снега, чтобы его следы не были заметны на снегу. А хотите мы с вами сейчас превратимся все в медведей?
Физминутка «Медведь»
Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом, снятие утомляемости детей, восстановление физических сил дошкольников.
Воспитатель:
Медведь по лесу бродит,
От дуба к дубу ходит.
(Ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись, «загребая» чуть согнутыми руками)
Находит в дуплах мед,
И в рот себе кладет.
(Изображать, как он достает и ест мед)
Облизывает лапу
Сластена косолапый,
А пчелы налетают,
(Отмахиваться от пчел)
Медведя прогоняют.
А пчелы жалят мишку:
(Отвести руку вперед и поочередно касаться носа, щек)
Не ешь наш мед, воришка!
(Грозим пальцем)
Бредет лесной дорогой
Медведь к себе в берлогу.
(Ходьба «вперевалочку»)
Ложится, засыпает ,
(Прилечь, руки под щеку)
И пчелок вспоминает.
(И. Лопухина)
Воспитатель: Понравилось вам быть мишками?
Дети: Да!
Воспитатель: Превращаемся обратно в ребят и идем дальше. Смотрите, а по веточки кто-то прыгает. Кто это?
Загадка:
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке — летом.
Дети: Белка.
Воспитатель: Сейчас я расскажу вам, как готовится к зиме белка.
Она собирает орехи, желуди, шишки. Куда же белочка их прячет? Под пни, под корни деревьев, в дупла, в мох. К зиме белки готовят и свои дома. Дом у белок называется «дупло». Вот оно на картинке, это отверстие в дереве. Дупло белка делает очень высоко на дереве, чтобы никто в него не забрался. Зимняя шубка у белки серебристая, похожая на снег. А летом – рыжая. Белка спит, но не всю зиму, она просыпается и ищет спрятанную летом еду, чтобы покушать. Интересное зимовье у белки?
Дети: Да!
Воспитатель: А мы идем дальше.
Кого же мы сейчас встретим?
Отгадайте загадку:
Он очень сильный и высокий,
По колено снег глубокий.
Не олень, но он рогатый,
Все зовут его сохатый.
Дети: Лось.
Воспитатель: Правильно, это лось – лесной великан, которому нужно очень много еды. Зимой лоси живут вместе, обгладывают кору деревьев, растирая ее мощными и крепкими зубами. Отдыхают лоси зимой, закопавшись в снег, в снежных ямах. В пургу лоси собираются в стадо и уходят в укромное место, прячутся на земле, забираясь под снежную шубу. Сверху на них падает снег, укрывая лосей иногда почти с головой. Получается снежное тёплое «покрывало».
Воспитатель: Сейчас вы узнаете, каково это оказаться зимой под снегом. (Воспитатель накрывает детей покрывалом) Ну как ребятки? Тепло, безопасно?
Дети: Да!
Воспитатель: Идем дальше. Кого же я вижу!
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост – ее краса.
Этот зверь лесной – ….
Дети: Лиса.
Воспитатель: Верно! Лиса к осени уже вырастила своих лисят, поэтому она не сидит в норе. Но если опасность угрожает, то лиса бежит в свой дом и прячется. Нора у лисы на опушке леса на холме, чтобы лиса могла видеть лес со всех сторон. Что такое опушка, ребята? (Это край леса, место, где лес заканчивается). Лиса – хищник, она зимой не спит и запасов на зиму не делает, как и волк. Но вот шубку к зиме лиса готовит. Шерсть у нее отрастает и становится очень теплой и пушистой, чтобы зимой не было холодно.
Воспитатель: Ребята, сколько нового мы узнали с вами сегодня! Давайте сейчас проверим, запомнили ли вы, кто и как готовится к зиме, и кто где живет.
Игра «Правда или неправда»
Воспитатель: Я буду задавать вам вопрос и кидать мяч, а вы должны кинуть мяч обратно и сказать, правда или не правда то, что я сказала.
Вопросы:
- В лесу нужно вести себя шумно, чтобы разбудить спящих зверей. Неправда.
- Звери готовятся к зиме осенью, они делают запасы еды и готовят жилище. Правда.
- Группа из нескольких волков называется стадо. Неправда. Правильный ответ: стая.
- Волки зимой не впадают в спячку. Правда.
- Жилище волка называется – логово. Правда.
- Зимой заяц линяет и меняет цвет шубки. Правда.
- Заяц живет в дупле. Неправда. Правильный ответ: в норе.
- Заяц зимой впадает в спячку. Неправда.
- Всю зиму еж спит в своей норе. Правда.
- Осенью медведь запасается медом и ест его всю зиму. Неправда. Правильный ответ: зимой медведь спит.
- Лиса живет на опушке леса в норе. Правда
- Зимой белка становится рыжей? Неправда. Правильный ответ: белка зимой серая.
- Белка живет в дупле. Правда.
- Зимой лоси собираются в стаю. Неправда. Правильный ответ – стадо.
Воспитатель: Молодцы ребятки! Хорошо вы запомнили все о зимовье зверей. А сейчас пришла пора возвращаться нам из леса в детский сад.
Ручками похлопаем, ножками потопаем,
Глазки закрываем, в сад наш попадаем.
Вот мы и в нашей группе. Ребята, а что это здесь? Корзиночка! А в ней орешки и конфетки. Кто – то оставил нам подарочек, кто это может быть?
Дети: Белочка!
Воспитатель: Верно! Приглашаю вас полакомиться угощением от белки.