Конспект занятия по познавательному развитию “Путешествие в зимний лес” Вострякова Олеся Васильевна

автор: Вострякова Олеся Васильевна

воспитатель МАОУ “Образовательный цент “Ньютон” г. Челябинска” Детский сад “Пчелка”

Конспект занятия по познавательному развитию “Путешествие в зимний лес”

«Муниципальное автономное образовательное учреждение 

«Образовательный центр «Ньютон» г. Челябинска»

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию

На тему «Путешествие по зимнему лесу»

для детей старшей группы.

                                                                                                    

                                                                                                        Составил:

                                                                                                        воспитатель

Вострякова О.В.

Челябинск

2020 год

 

 

 

Программное содержание:

Цель: систематизировать знания детей о жизни диких животных.

Задачи: 

– учить детей узнавать и различать особенности внешнего вида образа жизни диких животных; 

– закреплять понятие «дикие животные»; 

– учить отгадывать описательные загадки о диких животных; 

– дать представление о том, как готовятся животные в лесу к зиме, о причинах изменений в их жизни; 

– продолжать развивать память, мышление, познавательную активность через игры и упражнения; 

– воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование и демонстрационный материал: плакат с изображением леса и животных, магнитофон, белая простынь, мяч, корзина с угощением.

Предварительная работа с детьми: 

– чтение стихов о зиме;

– рассматривание зимних иллюстрации, иллюстраций животных;

– наблюдение за природными изменениями на прогулке;

– настольные игры: «Времена года», «Животные».

Методические приемы: наблюдение, демонстрация, упражнения, игры, рассказ, беседа.

Словарная работа: линька, опушка, сохатый, стая, стадо, логово.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вы любите ходить в гости?

Дети: Да!

Воспитатель: Сегодня мы с вами  отправимся в гости в лес.

В лес загадочный, красивый

Приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья

Нам, ребята не найти,

Друг за другом становитесь

Крепко за руки беритесь.

По дорожкам, по тропинкам

Не спешим, не отстаем,

В лес мы дружно все пойдем.

(дети встают паровозиком и идут за воспитателем)

Воспитатель: Вот мы и пришли в лес. А как нужно вести себя в лесу?

Дети: В лесу надо вести себя тихо, не шуметь, а то можно испугать зверей.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какое сейчас у нас время года?

Дети: Зима.

Воспитатель: Да, зима. Ребята, а зима какая?

Дети: Холодная, белая, снежная.

Воспитатель: Зимой падает снег. Снег какой?

Дети: Белый, липкий, рыхлый.

Воспитатель: Часто зимой дует ветер. Ветер какой?

Дети: Резкий, холодный, сильный, пронизывающий.

Воспитатель: А деревья какие?

Дети: Голые, черные.

Воспитатель: По небу плывут облака. Какие облака?

Дети: Серые, холодные.

Воспитатель: Зима такая холодная, что всем: и зверям, и людям, и птицам, и насекомым  нужно к ней подготовиться.  Когда же это можно сделать?

Дети: Осенью.

Воспитатель: Да, верно.

Воспитатель: Ребята, а что случилось бы, если бы после лета сразу же наступила зима?

Дети: В природе сразу же все замерзло, погибло, никто не успел приготовиться к холоду и голоду.

Воспитатель: Осенью и звери, и люди, и птицы, и насекомые готовятся к суровой зиме. Сегодня на занятии мы с вами поговорим о том, как готовятся к зиме дикие животные.

Скажите, пожалуйста, где живут дикие животные?

Дети: Дикие животные живут в лесу.

Воспитатель: Вот я уже вижу кого-то из диких зверей! А кого вы узнаете, отгадав загадку:

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит-бродит … молчком,

Уши серые – торчком.

Дети: Волк.

Воспитатель: Волк не меняет цвет своей шубы. Ведь он  хищник и защитный цвет шубы ему не нужен, зато мех становиться очень густым и пушистым. Это позволяет дикому зверю поддерживать температуру тела и переживать даже лютые морозы и ветра. К приходу зимы волки начинают собираться в стаи. Что такое стая? (Группа из нескольких волков). Так намного легче выжить зимой, добывая себе пищу. Стаей легче охотиться, что они с успехом и делают, гоняясь за кабанами, зайцами и косулями.  Волки зимой не впадают в спячку. От холода они прячутся в логове. Что такое логово? (Углубление в возвышенностях).

Воспитатель: Ребятки, кто же здесь еще прячется под снегом? Отгадайте скорее загадку:

Прыгун-трусишка:

Хвост-коротышка,

Глазки с косинкой,

Ушки вдоль спинки,

Одежка в два цвета –

На зиму, на лето.

Дети: Заяц.

Воспитатель: Осенью зайчик начинает менять цвет шубки и линять. Что такое линька, ребята? (Когда животные сбрасывают старую шерсть).

Но линяет зайчик не сразу. И поэтому зайцы любят тереться о кусты, чтобы быстрее избавиться от летней шерстки. Поменял зайка шубку – значит, к зиме готов! Зимняя шубка спрячет его от волка! Как поможет шубка спрятаться зайцу от волка? (В белой шубке зайца не видно на снегу). Зайцы живут в норе, в спячку зимой не впадают.

Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Волк и зайцы».

Подвижная игра «Волк и зайцы».

Цель: воспитывать интерес к подвижным играм, учить соблюдать правила игры и действовать по сигналу.

Ход игры:

Один ребенок волк, остальные дети – зайцы. Пока волк спит, дети – зайцы прыгают и играют. Далее воспитатель произносит фразу: «Волк идет». Дети должны замереть. Тех, кто пошевелился, волк уводит в свое логово.

Воспитатель: Вернемся в наш лес и пойдем дальше. Вижу бугорок, попробуем раскопать здесь снег и посмотреть, кто под ним (воспитатель выполняет движения руками,  имитирующие раскопку снега, дети повторяют за ним). Здесь ежик! Хотите узнать, как ежик готовится к зиме?

Дети: Да!

Воспитатель: Осенью ежик готовит себе дом для зимовки. Дом ежика называется «нора». Ежик нанизывает себе на спину листики, а потом в норе их стряхивает. Изо мха и листьев ежик сделает себе мягкую теплую зимнюю постельку! Потом заберется он в свою нору, зароется в листья и теплый мох и заснет сладким сном на всю зиму! А проснется уже весной! Ребята, а как вы думаете, зачем ежик осенью накалывает яблоки на свои иголки? 

Дети: Чтобы кушать их.

Воспитатель: Это не так! Осенью в лесу много клещей, которые забираются между ежиных иголок и больно кусаются. Ежики спасаются тем, что насаживают на свои иголки яблоки. Получается яблочная кислота, которой очень боятся насекомые. 

Воспитатель: 

Идем дальше, кто это здесь?

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придёт весна,

Он проснется ото сна.

Дети: Медведь.

Воспитатель: Медведь осенью тоже готовится к зиме. Медведь делает берлогу для зимовки под корнями деревьев в сухом месте. Перед тем, как лечь в берлогу и уснуть, мишка путает свои следы, чтобы никто его не нашел. Медведь ложится спать еще до первого снега, чтобы его следы не были заметны на снегу. А хотите мы с вами сейчас превратимся все в медведей?

Физминутка «Медведь»

Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом, снятие утомляемости детей, восстановление физических сил дошкольников.

Воспитатель:

Медведь по лесу бродит,
От дуба к дубу ходит.

(Ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись, «загребая» чуть согнутыми руками)
Находит в дуплах мед,

И в рот себе кладет. 

(Изображать, как он достает и ест мед)
Облизывает лапу
Сластена косолапый,
А пчелы налетают,

(Отмахиваться от пчел)
Медведя прогоняют.
А пчелы жалят мишку: 

(Отвести руку вперед и поочередно касаться носа, щек)
Не ешь наш мед, воришка!

(Грозим пальцем)
Бредет лесной дорогой
Медведь к себе в берлогу. 

(Ходьба «вперевалочку»)
Ложится, засыпает ,

(Прилечь, руки под щеку)
И пчелок вспоминает.
(И. Лопухина)

Воспитатель: Понравилось вам быть мишками?

Дети: Да!

Воспитатель: Превращаемся обратно в ребят и идем дальше. Смотрите, а по веточки кто-то прыгает. Кто это?

Загадка:

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке — летом. 

Дети: Белка.

Воспитатель: Сейчас я расскажу вам, как готовится к зиме белка.

Она собирает орехи, желуди, шишки. Куда же белочка их прячет? Под пни, под корни деревьев, в дупла, в мох. К зиме белки готовят и свои дома. Дом у белок называется «дупло». Вот оно на картинке, это отверстие в дереве. Дупло белка делает очень высоко на дереве, чтобы никто в него не забрался. Зимняя шубка у белки серебристая, похожая на снег. А летом – рыжая. Белка спит, но не всю зиму, она просыпается и ищет спрятанную летом еду, чтобы покушать. Интересное зимовье у белки?

Дети: Да!

Воспитатель: А мы идем дальше.

Кого же мы сейчас встретим? 

Отгадайте загадку:

Он очень сильный и высокий,
По колено снег глубокий.
Не олень, но он рогатый,
Все зовут его сохатый.

Дети: Лось.

Воспитатель:  Правильно, это лось – лесной великан, которому нужно очень много еды. Зимой лоси живут вместе, обгладывают кору деревьев, растирая ее мощными и крепкими зубами. Отдыхают лоси зимой, закопавшись в снег, в снежных ямах. В пургу лоси собираются в стадо и уходят в укромное место, прячутся на земле, забираясь под снежную шубу. Сверху на них падает снег, укрывая лосей иногда почти с головой. Получается снежное тёплое «покрывало».

Воспитатель: Сейчас вы узнаете, каково это оказаться зимой под снегом. (Воспитатель накрывает детей покрывалом) Ну как ребятки? Тепло, безопасно?

Дети: Да!

Воспитатель: Идем дальше. Кого же я вижу!

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост – ее краса.

Этот зверь лесной – ….

Дети: Лиса.

Воспитатель: Верно! Лиса к осени уже вырастила своих лисят, поэтому она не сидит в норе. Но если опасность угрожает, то лиса бежит в свой дом и прячется. Нора у лисы на опушке леса на холме, чтобы лиса могла видеть лес со всех сторон. Что такое опушка, ребята? (Это край леса, место, где лес заканчивается). Лиса – хищник, она зимой не спит и запасов на зиму не делает, как и волк. Но вот шубку к зиме лиса готовит. Шерсть у нее отрастает и становится очень теплой и пушистой, чтобы зимой не было холодно.

Воспитатель: Ребята, сколько нового мы узнали с вами сегодня! Давайте сейчас  проверим,   запомнили ли вы,  кто и как готовится к зиме, и кто где живет.

Игра «Правда или неправда»

Воспитатель: Я буду задавать вам вопрос и кидать мяч, а вы должны кинуть мяч обратно и сказать, правда или не правда то, что я сказала.

Вопросы: 

  1. В лесу нужно вести себя шумно, чтобы разбудить спящих зверей. Неправда.
  2. Звери готовятся к зиме осенью, они делают запасы еды и готовят жилище. Правда.
  3. Группа из нескольких волков называется стадо. Неправда. Правильный ответ: стая.
  4. Волки зимой не впадают в спячку. Правда.
  5. Жилище волка называется – логово. Правда.
  6. Зимой заяц линяет и меняет цвет шубки. Правда.
  7. Заяц живет в дупле. Неправда. Правильный ответ: в норе.
  8. Заяц зимой впадает в спячку.  Неправда.
  9. Всю зиму еж спит в своей норе. Правда.
  10. Осенью медведь запасается медом и ест его всю зиму. Неправда. Правильный ответ: зимой медведь спит.
  11. Лиса живет на опушке леса в норе. Правда
  12. Зимой белка становится рыжей? Неправда. Правильный ответ: белка зимой серая.
  13. Белка живет в дупле. Правда.
  14. Зимой лоси собираются в стаю. Неправда. Правильный ответ – стадо.

Воспитатель: Молодцы ребятки! Хорошо вы запомнили все о зимовье зверей. А сейчас пришла пора возвращаться нам из леса в детский сад.  

Ручками похлопаем, ножками потопаем,

Глазки закрываем, в сад наш попадаем.

Вот мы и в нашей группе. Ребята, а что это здесь? Корзиночка! А в ней орешки и конфетки. Кто – то оставил нам подарочек, кто это может быть?

Дети: Белочка!

Воспитатель: Верно! Приглашаю вас полакомиться угощением от белки.