автор: Вихрачева Ксения Анатольевна
учитель БОУ “Шуховская средняя школа” (Кондрашино, ул. Центральная 2 Б)
Мой педагогический опыт
Самопрезентация.
Добрый день!
Зовут меня Ксения Анатольевна Вихрачева.
Работаю я в БОУ «Шуховской средней школе» в д. Кондрашино учителем начальных классов.
Я работаю с детьми, и это настоящее счастье, удовольствие, творчество и самовыражение. Но одновременно с этим – огромная ответственность и труд, умноженные на терпение и взаимное уважение. Каждый день я открываю школьную дверь и захожу в класс. Вновь звенит звонок и ко мне обращаются взоры моих учеников. Их ясные, добрые, любопытные глаза оценивают каждый мой взгляд, жест, поступок. Они многого ожидают от меня!..
Класс разновозрастной, предметов на одном уроке несколько, перестраиваюсь на работу то с одним, то с другим классом, не упуская из вида главную цель работы в каждом классе.
Я учу детей, а они учат меня…искренности, открытости, непосредственности. Чтобы иметь право учить, надо постоянно учиться самому. И я учусь! Учусь у коллег, у детей…
Авторитет учителя неоспорим! Но мы спорим с ними на равных. Иногда я убеждаю их в своей правоте, а иногда они меня в своей. И общение с детьми позволяет мне оставаться в душе ребёнком.
Девиз моей работы «Самое интересное и ценное в этом мире человеческая личность», то есть не все вместе, а каждый. Василий Александрович Сухомлинский писал: «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
Вот и я стараюсь рассмотреть эти «невидимые струны» в каждом ребёнке…
Университет меня многому научил. На уроках и внеурочной деятельности мною используются такие технологии как: игровая деятельность, проектная деятельность, работа в парах, индивидуальная работа и др. Довольно часто используется игровая деятельность, что повышает рабочую активность учащихся. Используется и проектная деятельность.
Я убеждена, что нет детей, которые ничего не умеют и ничего не хотят. Есть взрослые, которые не умеют и не хотят понимать детей.
Особенностью моей работы в школе является то, что невозможно организовать занятия с двумя-тремя классами без самостоятельной работы. Самостоятельная работа детей на таких уроках занимает больше 50% учебного времени, тогда как в обычной школе на самостоятельную работу отводится около 20% урока. Поэтому я должна научить детей работать самостоятельно.
Готовя детей к выполнению самостоятельной работы, перед обучающимися ставлю цель, разъясняю методы выполнения работы, даю образец. Особое внимание уделяю слабым ученикам, по возможности даю им дополнительные разъяснения, а для сильных учащихся подготавливаю дополнительны задания повышенной трудности. Эти задания готовлю заранее на доске, на плакате или на отдельных карточках.
На уроках математики использую проверку решенных примеров путем обратных действий. При решении задач надо научить детей проверять задачу различными способами. Большое значение для развития навыков самоконтроля имеет приём взаимопроверки. Дети обмениваются тетрадями друг с другом, с тем чтобы проверить самостоятельно выполненную работу.
Поэтому приходится готовить к уроку много дидактического материала (различных таблиц, карточек, заданий), которые дают возможность организовать самостоятельную работу учащихся с учетом их индивидуальных особенностей
Своих учеников начинаю обучать сотрудничеству с первого класса. Под словом сотрудничество подразумеваю умение работать в группах, в парах постоянного и сменного состава, принимать активное участие в групповой деятельности, проявлять ответственность за общий результат работы, оценивать свое поведение.
Поэтому я обучаю своих учеников работать в парах постоянного и сменного состава, применяя простейшие методики: методику взаимных диктантов, работу по карточкам или по вопросникам.
Также использую в классе – комплекте методику самостоятельного изучения темы. Сначала ученик читает и разбирается в 1 абзаце, озаглавливает его и пишет заглавие в специальную тетрадь. Затем решает задачи (отвечает на вопросы, относящиеся к 1 абзацу). Потом переходит к следующему абзацу. Таким образом прорабатывая текст до конца, ученик имеет подробный план изучаемой темы. Проработанную тему ученик сдает учителю.
Каждый ученик вовлекается в процесс работы, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой стороны, умения общаться и, сотрудничая, решать учебные задачи.
По итогам моей работы отмечается:
- Повышение качества знаний, умений и навыков учащихся по отдельным изучаемым предметам.
- Повысилась в целом успеваемость учащихся, процент выполнения и качество контрольных работ, техника чтения.
- Отношение учащихся к учебе изменилось в положительную сторону.
- Дети стали более общительными, дружными, культурными.
Вспоминая свои, ещё совсем неуверенные, робкие «шаги» во взрослой жизни, мечтала стать хорошим учителем, настоящим другом, второй мамой для учеников. Я надеюсь, что моя мечта сбылась!