автор: Винтер Вера Викторовна
Воспитатель город Полысаево.
Патриотизм – детям!
Патриотизм – детям !
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию ,что не может быть определенно несколькими словами. Это и любовь к родным местам ,и гордость за свой народ ,и ощущение своей не разрывности со всем окружающим ,и желание сохранять , приумножать богатства своей страны. Патриотизм проявляется не только в сложных , тяжелых жизненных ситуациях, но и каждодневной трудовой и духовной жизни людей. Воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста.
Крылатая фраза « Все начинается с детства»- как нельзя больше относится к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства. Это и дерево под окном, и родные напевы, и поразившие нас когда то факты и события. С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери ,сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему ,что народ считает самым важным богатством трудолюбие , дружбу, взаимопомощь. Загадки. Пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы и поговорки формируют начало любви к своему народу , к своей стране.
Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес. поле ,постепенно оживают для него. От первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации, у него появляются любимые уголки для игры, любимые деревья, тропинки в лесу, место во дворе. Это делает лес, речку, дворик своими, родными, остающимися в памяти на всю жизнь. Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное, характерное. Взрослый должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине, преданности трудовому народу. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир. Без помощи взрослого детям трудно понять , что люди трудятся на благо всей страны ,что город, парк, спортивная площадка во дворе, которые ребенок видит каждый день – это часть его родины, и что быть гражданином страны большая гордость. Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверия к взрослым дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т. д. во всем проявляется их отношение к жизни, которая постепенно воспитывает чувства ребенка. При воспитании патриотических чувств важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседуя с ними о том, что их интересует.
Считается, что воспитание у детей патриотических чувств происходит в следующей последовательности; сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, к детскому саду, затем к городу, ко всей стране. Однако неверно полагать, что воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем и любовь к родине. К сожалению известны случаи, когда преданность к своему дому, своей семье уживается с безразличием к судьбе родины и даже с предательством. Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей и помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним – все это важно для становления личности ребенка, для чувства защищенности. Но для того, чтобы эти чувства стали началом любви к родине, необходимо, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящих свой вклад в общее дело. У многих детей есть бабушки и дедушки, дети любят их, привязаны к ним. Но знает ли внук, что у дедушки есть ордена и медали? За что он их получил? Каждый орден и медаль – это рассказ о героизме советского человека. Такие дети должны понять что их город, деревня, лес или поле – частица родины. Знакомя детей с родным городом, нужно обращать их внимание на достопримечательности, памятники, музеи.
Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Многие традиции появились уже в наше время. Они отражают сущность нашего общественного строя, психологию народа. Например стало традицией отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибших воинов, устраивать встречи ветеранов труда и участников Великой Отечественной войны. Приобщая детей к этим традициям, мы тем самым приобщаем их к жизни народа, всей страны. Взрослые должны рассказать детям, куда и зачем провожают юношей, какой будет их служба, как нужно готовиться к тому, чтобы стать защитником родины. Отношение к воинам особое, ведь человек в военной форме пользуется уважением. Не случайно среди первых и наиболее распространенных детских игр – игры в войну. Дети хотят быть такими же сильными, ловкими, смелыми. Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших воинов. Много обелисков и памятников стоит на нашей земле. Люди не должны забыть тех, кто был сожжен в Хатыни, кто похоронен в тысячах братских могил. Дети должны знать об этих страницах нашей истории. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже способен переживать ненависть, обиду не только за себя лично. Пусть он поплачет, слушая рассказ о мальчике, которого фашисты повесили на глазах у матери, о солдате, который с последней гранатой бросился под фашистский танк. Стойкость и героизм – всегда были присущи нашему народу. Не нужно ограждать детей от сильных эмоций ( хотя и злоупотреблять ими тоже не следует). Такие эмоции не расстроят нервную систему ребенка, а явятся началом патриотических чувств. Мы должны посоветовать родителям в День Победы, пойти с ребенком к памятнику, обелиску и возложить цветы в знак благодарности погибшим за нашу мирную жизнь.
Знания по патриотическому воспитанию дети получают постепенно на занятиях, в игре, в труде. Но не менее сильным средством воспитания может стать художественная литература, искусство, есть много художественных произведений разных жанров: стихи, рассказы, исторические книги. Одним из важнейших принципов построения такого педагогического процесса является тематическое планирование познавательного материала. На каждую тему выделяется определенное время, часто оно приурочивается к знаменательным датам. Темы в течении года повторяются, продолжаются между ними обязательно устанавливается логическая связь. В нашем МАДОУ №3 к 70-ти летию Великой Победы, совместно с ребятами, их родителями и воспитателями оформлены уголки по патриотическому воспитанию согласно данной тематике. В них размещена познавательная информация о Великой Отечественной войне, ее участниках и героях. Так же проходят увлекательные беседы и занятия с просмотром слайдов и фильмов о героях, которые навсегда останутся в нашей памяти. Дети старших групп готовятся к конкурсу чтецов и запланированным встречам с ветеранами Великой Отечественной войны.
Зная и чтя наше прошлое, мы готовим подрастающее поколение, которое и будет нашей надеждой и опорой в будущем.
МАДОУ №3
В. Винтер