автор: Васильева Наталия Николаевна
учитель начальных классов МБОУ “Янтиковская СОШ”
Приложение
к Основной образовательной программе начального
общего образования
МБОУ «Янтиковская СОШ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
Васильевой Наталии Николаевны
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и ориентирована на использование УМК «Русский язык» Л.В. Кибиревой, О.А. Клейнфельд,
Г.И. Мелиховой
Целью курса русского языка является восприятие учащимися русского языка как целостной системы, основанной на формировании коммуникативной компетенции учащихся. Для осуществления заданной цели реализуются следующие задачи: • осознание эстетической и культурологической ценности русского языка, безграничного богатства и выразительности русской речи; • формирование познавательного интереса к изучению русского языка, эстетического взгляда на речь, стремления к совершенствованию речи, внимания к слову; • овладение основными видами речевой деятельности и умение применять их в различных ситуация х; • освоение сведений о слове как основной единице языка, её роли в фонетическом, лексическом и синтаксическом анализе, усвоение сведений о морфологической системе русской речи. • определение целей предстоящей деятельности, последовательности действий и оценивание достигнутых результатов, анализ и классификация языковых фактов, формирование способности извлекать информацию из различных источников, преобразовывать её.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
У ученика будут сформированы:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
-учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
-способность к оценке своей учебной деятельности;
-развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
-осознание эстетической ценности русского слова и его возможности, пополнение словарного запаса;
Ученик получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
-выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
-устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
-адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
-положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
-осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
– принимать и сохранять учебную задачу;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Ученик получит возможность научиться:
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
-самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– строить сообщения в устной и письменной форме;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
– использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
– осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
Ученик получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
-осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
-учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
-аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
-с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты
В результате изучения курса русского языка обучающиеся при получении начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоциональноценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
В процессе изучения обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
У учащихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.
Ученик на уровне начального общего образования:
научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;
получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
В результате изучения курса у учащихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующем уровне образования.
Ученик научится:
- различать звуки и буквы;
- характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
- находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;
- распознавать грамматические признаки слов;
- с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимение, наречие, имя числительное);
- различать предложение, словосочетание, слово;
- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
- классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
- определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
- находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
- выделять предложения с однородными членами;
- применять правила правописания (в объёме содержания курса);
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
- безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
- писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
- оценивать правильность (уместность) выбора языковых
и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе,
в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; - соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
- выражать собственное мнение и аргументировать его;
- самостоятельно озаглавливать текст;
- составлять план текста;
- сочинять сказки, небольшие тексты, тексты описания.
Ученик получит возможность научиться:
- выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
- использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач;
- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении);
- проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов, местоимений по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
- находить в тексте такие части речи, как личные, возвратные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
- различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
- различать простые и сложные предложения;
- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
- подбирать примеры с определённой орфограммой;
- при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах;
- создавать тексты по предложенному заголовку;
- подробно или выборочно пересказывать текст;
- пересказывать текст от другого лица;
- составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
- анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
- корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
- анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
- соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
2.Содержание учебного предмета
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, наблюдения и сравнения, сюжетных картин).
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Фонетический разбор слова.
Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Использование орфоэпического словаря.
Графика. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Умение ставить имена существительные первого, второго и третьего склонений в начальную форму. Выявление существительных множественного числа в контексте, выделение окончаний существительных множественного числа. Умение склонять существительные первого, второго и третьего склонений во множественном числе. Морфологический разбор имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Понимание о согласовании имени прилагательного с именем существительным. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, включая прилагательных на -ий, -ья, -ьи. Умение различать полную и краткую форму, образовывать краткие формы прилагательных, употребление кратких форм в речи. Знание окончаний прилагательных твёрдой и мягкой основы, умение их использовать при оставлении предложений. Знание об особенностях склонения имён прилагательных множественного числа. Морфологический разбор имен прилагательных.
Имя числительное. Знание морфологических признаков имени числительного. Знание основных признаков количественных и порядковых имён числительных. Формирование представление о простых, сложных и составных числительных.
Формирование навыка правописания имён числительных. Умение пользоваться правилом. Формирование навыка правописания.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Формирование понятий о притяжательных и возвратных местоимениях. Морфологический разбор местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Различение распространённых и нераспространённых предложений.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Различение простых и сложных предложений. Порядок разбора простого предложения.Формирование понятия о прямой речи.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;
сочетания чк – чн, чт, щн;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
ь в середине и конце числительных;
падежных форм имени числительного;
мягкий знак после шипящих на конце имен существительных;
безударные падежные окончания имен существительных;
гласные после шипящих и ц в окончаниях существительных;
безударные окончания имен прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);
мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;
безударные личные окончания глаголов;
безударная гласная перед –л– в глаголах прошедшего времени
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
знаки препинания в сложном предложении с союзами и, а, но, когда, если, что, чтобы и др.
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
оформление прямой речи;
оформление диалога.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и сжатые; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.
Знакомство со средствами языковой выразительности (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение) и их нахождение в анализируемых текстах. Написание текста с использованием различных средств выразительности.
Тематическое планирование, 4 класс
№ п\п | Тема урока | Количество часов | |
Речь — основа общения | |||
1. | Речь — основа общения | 1
|
|
2. | Монолог и диалог | 1 | |
Слово | |||
3. | Слово как основная единица языка | 1 | |
4. | Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение | 1 | |
5. | Омонимы. Синонимы. Фразеологизмы | 1 | |
6. | Звуко-буквенный анализ слова | 1 | |
7. | Смыслоразличительная роль ударения | 1 | |
8. | Состав слова | 1 | |
9. | Образование слов с помощью приставок и суффиксов | 1 | |
10. | Правописание безударных гласных в корне слова | 1 | |
11. | Правописание согласных в корне слова | 1 | |
12. | Правописание сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн.
Большая буква в именах собственных. |
1 | |
13,14. | Слово как части речи | 2 | |
15. | Слово и словосочетание | 1 | |
16,17 | Слово. Предложение. Текст. | 2 | |
18 | Контрольный диктант по теме «Слово» | 1 | |
19. | Творческая лаборатория
«Вспоминаем, что такое текст» |
1 | |
Части речи | |||
20,21 | Самостоятельные и служебные части речи | 2 | |
22. | Имя существительное как часть речи | 1 | |
23. | Имена существительные собственные и нарицательные | 1 | |
24. | Склонение имён существительных | 1 | |
25. | Род, число и падеж имён существительных | 1 | |
26. | Употребление имён существительных в речи. Синтаксическая роль существительных. | 1 | |
27. | Первое склонение имён существительных | 1 | |
28,29 | Начальная форма существительных первого склонения | 2 | |
30,31. | Падежные окончания имён существительных | 2 | |
32. | Обобщение темы «Первое склонение имён существительных» | 1 | |
33. | Второе склонение имён существительных | 1 | |
34. | Начальная форма имён существительных второго склонения | 1 | |
35. | Падежные окончания имён существительных второго склонения. | 1 | |
36. | Обобщение темы «Второе склонение имён существительных» | 1 | |
37-39. | Гласные после шипящих и ц в окончаниях существительных | 3 | |
40. | Третье склонение имён существительных. Начальная форма. | 1 | |
41,42. | Падежные окончания имён существительных третьего склонения. | 2 | |
43. | Обобщение темы «Третье склонение имён существительных» | 1 | |
44. | Творческая лаборатория
«Знакомимся со средствами языковой выразительности» |
1 | |
45. | Множественное число имён существительных. | 1 | |
46,47 | Существительные первого склонения во множественном числе | 2 | |
48,49. | Существительные второго склонения во множественном числе | 2 | |
50,51. | Существительные третьего склонения во множественном числе | 2 | |
52. | Порядок разбора имени существительного | 1 | |
53 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное». | ||
54. | Проверочный тест по теме «Имя существительное» | 1 | |
55,56. | Творческая лаборатория « Пишем сочинение по картине» | 2 | |
57. | Имя прилагательное как часть речи | 1 | |
58. | Согласование имени прилагательного с существительным | 1 | |
59,60. | Род, число и падеж имён прилагательных | 2 | |
61. | Полные и краткие формы имени прилагаельного | 1 | |
62. | Склонение имён прилагательных | 1 | |
63,64. | Окончания прилагательных в именительном падеже с твёрдой и мягкой основой | 2 | |
65,66. | Склонение имён прилагательных мужского рода | 2 | |
67,68. | Склонение имён прилагательных среднего рода | 2 | |
69,70. | Склонение имён прилагательных женского рода | 2 | |
71 | Обобщение темы «Склонение имён прилагательных» | 1 | |
72,73. | Склонение имён прилагательных во множественном числе | 2 | |
74. | Склонение прилагательных на -ий, -ья, -ьи | 1 | |
75. | Порядок разбора имени прилагательного | 1 | |
76-77 | Употребление имён прилагательных в речи | 2 | |
78 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 | |
79 | Проверочный тест по теме «Имя прилагательное» | 1 | |
80,81 | Творческая лаборатория «Пишем изложение» | 2 | |
82 | Имя числительное. | 1 | |
83,84 | Числительные количественные и порядковые | 2 | |
85,86 | Имена числительные простые, сложные и составные | 2 | |
87,88 | Правописание имен числительных | 2 | |
89,90 | Мягкий знак в середине и конце числительных | 2 | |
91 | Склонение имени числительного | 1 | |
92 | Употребление имен числительных в речи. | 1 | |
93 | Контрольный диктант по теме «Имя числительное». | 1 | |
94 | Проверочный тест по теме «Имя числительное» | 1 | |
95-96 | Творческая лаборатория «Наблюдаем и описываем». | 2 | |
97-98 | Местоимение как часть речи | 3 | |
99-100 | Личные местоимения. | 2 | |
101,102 | Склонение личных местоимений. | 2 | |
103,104 | Притяжательные местоимения. | 2 | |
105 | Возвратное местоимение себя. | 1 | |
106 | Порядок разбора местоимения | 1 | |
107 | Контрольный диктант по теме «Местоимение». | 1 | |
108 | Анализ диктанта. Проверочный тест по теме « Местоимение» | 1 | |
109 | Творческая лаборатория «Редактируем написанное» | 1 | |
110,111 | Глагол как часть речи | 2 | |
112 | Виды глагола. | 1 | |
113 | Правописание не с глаголами | 1 | |
114,115 | Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение) | 2 | |
116 | Ударное и безударное окончание глагола | 1 | |
117,118 | Глаголы 2-го лица единственного числа | 2 | |
119 | Глаголы-исключения | 1 | |
120-122 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | 3 | |
123,124 | Безударные окончания в глаголах-исключениях | 2 | |
125 | Творческая лаборатория «Сочиняем сказку». | 1 | |
126-128 | Правописание -тся и -ться в глаголах . | 3 | |
129-130 | Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. | 2 | |
131-132 | Правописание гласной перед -л- в глаголах прошедшего времени | 2 | |
133,134 | Порядок разбора глагола . | 2 | |
135 | Обобщение темы «Глагол» | 1 | |
136 | Контрольный диктант по теме «Глагол». | 1 | |
137 | Анализ диктанта. Проверочный тест по теме «Глагол». | 1 | |
138 | Творческая лаборатория «Сравниваем и описываем». | 1 | |
139 | Наречие как часть речи. | 1 | |
140 | Словосочетание с наречиями | 1 | |
141-142 | Правописание наречий. | 2 | |
143 | Обобщение темы «Наречие» | 1 | |
144 | Контрольный диктант по теме «Наречие». | 1 | |
145 | Анализ диктанта. Проверочный тест по теме «Наречие» | 1 | |
146 | Творческая лаборатория «Пишем сжатое изложение» | 1 | |
Предложение | |||
147 | Предложение. Эмоциональная окраска и цель высказывания. | 1 | |
148-149 | Главные и второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения | 2 | |
150-151 | Однородные члены предложения. | 2 | |
152-154 | Знаки препинания при однородных членах предложения | 3 | |
155 | Простое и сложное предложение. | 1 | |
156-157 | Знаки препинания в сложном предложении с союзами и, а, но | 2 | |
158 | Знаки препинания в сложном предложении с союзами когда, если, что, чтобы и др. | 1 | |
159 | Прямая речь и знаки препинания при ней | 1 | |
160 | Диалог и знаки препинания при нём | 1 | |
161 | Порядок разбора простого предложения | 1 | |
162 | Проверочный тест по теме «Предложение» | 1 | |
163,164. | Повторительно-обобщающая викторина | 2 | |
165,166 | Итоговая контрольная работа | 2 | |
167,
168. |
Творческая лаборатория «Пишем сочинение по личным
впечатлениям» |
2 | |
169-170 | Повторение и закрепление изученного материала. | 2 |