автор: Вагина Наталья Александровна
инструктор по физической культуре МБДОУ “Детский сад № 141 “Ладушки”
г. Дзержинск, Нижегородская обл.
«Обучение детей старшего дошкольного возраста ходьбе на лыжах»
Тема: «Обучение детей старшего дошкольного возраста
ходьбе на лыжах»
Вся деятельность по этому направлению начинается со взаимодействия с родителями. В информационный уголок группы вывешивается объявление, о том, что с определенного числа начинаются занятия на лыжах. И необходимо приобрести для детей лыжный костюм и обувь для занятия. Для детей дошкольного возраста не рекомендуется ходьба на лыжах в теплой валенной обуви. В пальто дети с трудом овладевают движениями и перегреваются. Лучший вариант – лыжный костюм. (Спортивный костюм)
Согласно сетке в старшей группе длительность занятия составляет – 25 минут, в подготовительной группе – 30 минут (СанПин). Все физкультурные занятия на воздухе у детей старшего дошкольного возраста проводятся в конце прогулки и согласно температурному режиму.
Успех обучающих занятий во многом зависит от условий их проведения (метеорологических данных, лыжного снаряжения, выбора места для занятия и т.п.).
В нашем детском саду имеется специально оборудованная спортивная площадка для проведения физкультурных занятий на воздухе. В зимний период на этой площадке прокладывается учебная лыжня. Она готовится мною заранее до занятий и ставится разметка трассы в виде флажков. В процессе занятий с детьми учебная лыжня требует ухода и поправки. Для этого я привлекаю на прогулке желающих детей подготовительной группы и родителей.
При обучении детей ходьбе на лыжах важным условием является и лыжное оборудование. Для хранения лыж в нашем детском саду имеется специальное помещение. Но некоторые дети, а особенно это дети подготовительных групп приносят в этот день свои лыжи. При определении размера лыж можно пользоваться способом: верхний конец лыжи, поставленный у ноги лыжника, должны быть не выше основания ладони вытянутой вверх руки.
У нас имеются лыжи размером 100, 140 и 150 см. Крепление на них полужесткое. Носок стопы вставляется в железное крепление, а пятка фиксируется резинкой.
В процессе обучения ходьбе на лыжах важен постоянный контроль за детьми, так как лыжи очень увлекают детей, и они порой не замечают наступающего утомления.
Подготовительный период для обучения детей ходьбе на лыжах начинается с сентября месяца. На прогулке с детьми проводятся упражнения и игры по развитию координации движений, ловкости, смелости. Например, игра «Пробеги и не задень» (пробежать между лыжными палками расстояние, между которых 2-2.5 метра) или ходьба под воротами, преодоление полосы препятствий. На занятиях по физическому развитию особое внимание уделяю упражнениям на укрепление мышц стопы, развитию вестибулярного аппарата – повороты, наклоны, кружения. В этот период в форме презентаций и мастер-классов дети знакомятся с лыжами, лыжным креплением, особенно это важно для детей старшей группы.
Перед занятием на лыжах дети с воспитателем возвращаются в группу, где одевают лыжный костюм и выходят на спортивную площадку.
Каждое занятие проводится с учетом особенностей физического развития и физической подготовленности детей. Занятие по обучению ходьбе на лыжах состоит из 3 частей: вводной, основной и заключительной.
Основной целью вводной части является подготовка организма к выполнению предстоящей физической нагрузки, так называемое «разогревание» организма. Например, построение (цель построения – проверить одежду детей и лыжный инвентарь. Построение проводится быстро и помогает организовать детей. В шеренге ребенок ставит скрепленные лыжи у носка правой ноги ходовой поверхностью от себя.), после построения дети оставляют лыжи на снегу, и делаю пробежку или проводится игра, например, «Веревочка» (бег, взявшись за руки), или «Сделай 5 шагов с закрытыми глазами». Для проведения этой части занятия я использую специальную площадку около учебной лыжни.
Задачами основной части занятия является обучение детей элементам техники передвижения на лыжах, совершенствование ее, развитие ловкости, решительности, смелости. Так, в основной части занятия, дети ходят по учебной лыжне, выполняя специальные упражнения. Это может быть ходьба по кругу, в обход ряда предметов, ходьба в различных направлениях для отработки скользящего шага. В этой части занятия проводятся упражнения – ходьба под воротцами, ходьба с приседанием, хлопками, с поворотами и т.д. Сюда же входят проведение спусков, подъемов на склоны. Занятия проводятся с учетом постепенного нарастания и снижения физической нагрузки. Наибольшую физическую нагрузку на организм ребенка дают спуски со склонов и игры на лыжах: «Кто скорее до флажка», «Кто пройдет и ни разу не упадет», «Кто пройдет и ни разу не уронит мешочка», «Кто ни разу не опустит руки» и др.
В заключительной части дети выходят с учебной лыжне, снимают лыжи, и проводится ходьба без лыж с постепенным замедлением темпа.
Затем дети очищают свои лыжи от снега и ставят их в специальное помещение.
Рассмотрим 1 занятия в подготовительной группе (М.П. Голощекиной «Лыжи в детском саду» стр.78).
Программное содержание: восстановление навыка передвижения на лыжах скользящим шагом.
Дети в лыжных костюмах выходят на улицу, и мы с ними вместе ходьбой и бегом передвигаемся к спортивной площадке. На спортивной площадке дети берут лыжи и строятся в шеренгу. Мы с воспитателем еще раз проверяем наличие рукавичек. Дети надевают лыжи и встают по кружкам, нарисованным на снегу гуашью.
Выполняем упражнения:
1 – попеременное поднимание правой и левой ноги с лыжей, сохраняя ее в горизонтальном положении,
– вспоминаем стойку лыжника.
Затем дети друг за другом идут на учебную лыжню и по учебной лыжне выполняется:
– ходьба на лыжах скользящим шагом 100м.
– ходьба по извилистой лыжне.
Закончив упражнения, дети возвращаются на спортивную площадку, снимают лыжи и идут вокруг учебной лыжни шагом. После окончания занятия дети очищают лыжи от снега и вставят в специальное помещение. Возвращаются в группу.