Трудовая деятельность дошкольника.Цели и задачи.

Автор: Былич Анастасия Анатольевна

Воспитатель г.Киржач МБДОУ №37

Трудовая деятельность дошкольника.Цели и задачи.

Труд – это физическая или интеллектуальная деятельность, направленная на удовлетворение материальных и духовных потребностей человека, которая способствует развитию личности человека.

Человек превращает мир с помощью труда – физической, интеллектуальной деятельности, направленной на удовлетворение материальных и духовных потребностей человека.

Работа выполняет практическую (создание материальных, духовных ценностей, социально-бытовых условий жизни и деятельности человека),

развивающую (развитие личности в процессе активного включения человека в трудовой процесс) и воспитательную (формирование общественно и личностно ценных качеств человека, ее нравственно-эстетического отношения к жизни и деятельности) функции. Воспитательная функция труда реализуется в процессе трудового воспитания детей дошкольного возраста.

Как вы понимаете понятие «трудовое воспитание»?

Трудовое воспитание – целенаправленный процесс формирования у детей трудовых навыков и умений, уважения к труду взрослых, привычки к трудовой деятельности.

Трудовое воспитание детей призвано обеспечить решение следующих задач:

  1. Формирование мотивации (потребностей, интереса, чувство долга и ответственности), положительно-эмоционального ценностного отношения к труду как к форме бытия и способа самореализации человека.
  2. Формирование системы знаний, необходимых для трудовой деятельности, выбора профессии, социального, профессионального и жизненного самоопределения.
  3. Формирование опыта общественно полезной производственной деятельности, умения использовать теоретические знания на практике, способности к творчеству.

Решение этих задач происходит в процессе общеобразовательной подготовки, трудового обучения, разнообразной по содержанию и форме трудовой деятельности.

Учитывая особенности развития детей дошкольного возраста, выделяют задачи трудового воспитания, связанные с формированием и развитием мотивационной сферы, навыков трудовой деятельности, становлением личности. В реальной педагогической практике оно призвано обеспечить:

  1. Воспитание интереса к труду взрослых, бережного отношения к их результатам, уважения к человеку-труженику. Труд является особым видом деятельности, направленным на создание общественно значимых результатов. Ознакамливаясь с трудом взрослых, ребенок видит трудовой процесс, его конкретные результаты, познает их роль в удовлетворении потребностей человека. Поскольку ребенок от природы склонна к подражанию, все интересное его привлекает, педагог имеет широкие возможности для направления его свободной деятельности, инициирование определенных эмоций, стремлений. От педагога зависит осознание детьми того, что работа требует физических и волевых усилий, умения, терпения.
  2. Формирование навыков трудовой деятельности.Уже в дошкольном возрасте дети пытаются подражать труду взрослых. Следует помочь им осознать, что процесс должен определенную последовательность операций, требует соответствующих стараний и умений. Со временем дети начинают понимать, что перед тем, как приступить к работе, нужно знать ее цель, представить ее процесс и результат, подобрать необходимые средства (вещи, комплекс вещей, которыми человек действует на предметы труда) и предметы труда (сырье, материалы и т.п.), осуществлять целенаправленные трудовые действия, взаимодействовать с другими людьми.
  3. Воспитание личности ребенка в процессе её трудовой деятельности. Эта группа задач предполагает воспитание ответственности, самостоятельности, целеустремленности, инициативы и выдержки. Без них невозможно формирование основ трудолюбия (привычки к трудовым усилиям, готовности участвовать в трудовой деятельности, умение доводить начатое дело до конца). Педагоги, родители должны учитывать, что организм, психика дошкольников быстро устают от однообразной, сложной работы, и регулировать объем и продолжительность конкретных работ, чередуя элементы статистической и динамической нагрузки. Оптимизация трудовых усилий детей убережет их от разочарований, непомерной усталости, которые являются важными предпосылками их положительного отношения к труду.

Задачи трудового воспитания дошкольников

Ю. К. Бабанский

Воспитание отношения к труду;

воспитание отношения к людям труда;

формирование потребности трудиться;

подготовка к выбору профессии.

 

В. И. Логина

Формирование отношения к труду;

воспитание потребности трудиться;

усвоение трудовых знаний, умений, навыков в основных видах труда.

 

В. Г. Нечаева

Формирование трудовых навыков и умений;

воспитание отношения к труду, заложение основ трудолюбия;

воспитание нравственно-волевых качеств личности;

овладение навыками трудовой деятельности;

воспитание отношения к труду взрослых.

Развитие личности ребенка обусловлено следующими особенностями труда:

  • результативность, которая способствует воспитанию целенаправленности, привычки доводить начатое дело до конца, ведь планирование будущего результата, необходимость выполнения запланированного, возможность использования результата побуждают ребенка серьезно относиться к работе;
  • творческий характер, что развивает настрой ребенка на поиск, усовершенствование своей работы и себя в работе; нет нетворческого труда, поскольку при любых обстоятельствах ребенок имеет возможность сделать что-то по-новому, не так, как всегда, найти новые формы взаимодействия со сверстниками.

Будучи направленным на личностное развитие ребенка, трудовое воспитание детей дошкольного возраста связано с физическим, моральным, умственным воспитанием. Конкретные его задачи, формы организации трудовой деятельности детей обусловлены как воспитательными возможностями труда, так и возрастными особенностями дошкольников.

Связь физического воспитания с трудовым.

Выполняя физические упражнения, ученики учатся владеть темпом, ритмом и амплитудой движения, умением распределять свои движения во времени и пространстве. Эти свойства организма дают человеку возможность быстрее усваивать различные трудовые операции. Правильно организованный труд детей не только формирует соответствующие трудовые навыки, и развивает ловкость, силу, выносливость, способствует улучшению физического развития человека. Итак, если физическое воспитание является необходимым условием работы, то работа, в свою очередь, значительно влияет на физическое развитие учащихся.

Как вы считаете, каким образом происходит трудовое воспитание в детском саду? Дома? Должны ли детский сад и родители сотрудничать в трудовом воспитании детей дошкольного возраста? (занятия, игра (сюжетно-ролевая), работа в уголках природы, уборка на участке возле детского сада, экскурсии для ознакомления с профессиями взрослых)

Историческая справка

Потребность в воспитании специальной деятельности, направленной на подготовку к добыванию средств для выживания.

Античные мыслители

Необходимость воспитания человека самостоятельной, способной к жизненному самоопределению. В то же время классовый характер образования и воспитания не предусматривал использование физического труда в школах. Дети рабов в школах не воспитывались; воспитание происходило в труде наравне со взрослыми.

Т. Мор

Рекомендовал маленьких детей знакомить с трудом людей и побудить их к посильному участию в трудовых процессах.

Ж.-Ж. Руссо

Ребенка, который физически окреп и научился самостоятельно ориентироваться в окружающей среде, следует привлекать к физическому труду.

И.-Г. Песталоцци

Последователь Руссо не только теоретически, но и практически приложил много усилий к тому, чтобы, соединив обучение с физическим трудом, воспитывать детей для честной жизни. Он впервые в истории педагогики связал мотивацию труда с природой ребенка, обосновал роль труда как части педагогической системы.

И. Базедов

Необходимо вводить в школах занятия труда

Георг Кершенштейнер (1854-1932)

Создание, кроме народных, дополнительные школы, которые должны были обеспечивать профессионально-техническое обучение и формировать навыки выполнения гражданских обязанностей.

К. Ушинський

Необходимость «свободного труда» для развития чувства человеческого достоинства. Человек, оторванный от работы, по мнению Ушинского, теряет лучшие качества личности, а родители, оберегая своих детей от труда, развращают и делают их несчастными.

С. Русова

Детский труд является основой воспитания.

 

Трудовое воспитание и его значение в развитии ребёнка

В дошкольном возрасте происходит становление основных видов деятельности, в том числе и трудовой. Поэтому трудовое воспитание детей дошкольного возраста – одно из ведущих направлений в
педагогическом процессе ДОУ.  . Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого.

Теоретическое обоснование трудового воспитания с выходом на практические рекомендации освещены в работах П.Р. Атутова, С.Я. Батышева, К.Н. Катханова, В.А. Полякова и др.
Н.К. Крупская в своих работах неоднократно подчеркивала необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. В труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результата, у них формируется желание оказывать посильную помощь взрослым. Особое значение Н.К. Крупская придавала объединению детей в труде, указывая, что «совместную работу детей надо особенно ценить, – это зачатки коллективного труда. В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы ребенка».

А.С. Макаренко говорил, что  основой является именно труд. Но что такое труд- это совсем не то, чем заняты руки ребенка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно .Труд развивает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия.  Трудовое воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность. Цель трудового воспитания дошкольников – формирование у детей представлений о трудовой деятельности взрослых, формирование трудовых навыков и умений, воспитание трудолюбия как качества личности Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников,направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.  ребенка.

Трудовая деятельность (особенно на ранних ее ступенях) мало устойчива и тесно связана с играми детей. Связь между трудом и игрой важна в дошкольном возрасте – игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом. Но неправильно было бы во всех случаях превращать труд в игру.

Трудовое воспитание в дошкольном возрасте тесно связано с нравственным воспитанием: в труде и с помощью труда воспитываются личностные качества и положительные взаимоотношения между детьми.

Воспитатели ставят перед собой задачи: сформировать, во-первых, такие нравственно-волевые качества, как усидчивость, настойчивость, ответственность, добросовестность, творческое отношение к делу и т.д., и, во-вторых, взаимопомощь, поддержку, умение договариваться, желание научить другого и научиться самому, сопереживание и др.  Труд дает реальный результат. Под результатом труда дошкольников следует понимать не только материальное воплощение, но и моральное содержание: ребенок видит, что его действия кому-то приятны, вызывают благодарность, доброжелательное отношение. Такое эмоциональное подкрепление результата труда составляет его главную педагогическую ценность. Для того чтобы труд стал средством нравственного воспитания, уже в дошкольном возрасте следует, наряду с привитием трудовых навыков, направлять усилия ребенка на общественно полезную работу, в которой рождается удовлетворение своей деятельностью для других, понимание своей связи со всеми. В труде формируются дружеские взаимоотношения: доброжелательность, умение уступить, оказать услугу, предложить помощь. Зарождаются деловые взаимоотношения, для которых характерно умение распределять и планировать общую работу, стремление самому доводить дело до конца и ждать того же от других, оказывать друг другу помощь и относиться с чувством ответственности к порученному делу  В труде дошкольники успешно усваивают и закрепляют нравственные нормы поведения  тому, что получилось, но и насколько эстетично выполнена работа, сколько выдумки, творчества, самостоятельности проявил ребенок.

Эстетическое воспитание в труде осуществляется и через приучение детей к порядку в расположении инструментов, орудий труда. Эстетическому воспитанию способствует и труд под музыку, в процессе которого дети получают удовлетворение, удовольствие   Обучение в школе потребует от ребенка больших волевых и физических усилий, умения добросовестно и ответственно выполнять задания, планировать свою деятельность и предвидеть ее результат. Все эти навыки успешно прививаются в дошкольном возрасте.
Формирование мотивов трудовой деятельности (трудиться ради достижения положительного результата, с пользой для себя и для других людей). Упражнение в достижении положительного результата в труде как ведущий метод воспитания детей (спокойно переделывать плохо выполненную работу, стараться дорабатывать детали не спеша, тщательно и аккуратно и т.д.).
Приучение к умственному труду (решение логических задач, задач-головоломок, задач-шуток, поиск ответа на интересующий вопрос в книге, изготовление поделок и последующий анализ процесса работы). Экспериментирование и опыты как средство умственного воспитания в труде. Формирование интереса к мыслительному процессу и чувства удовлетворения от самостоятельно найденного решения. Воспитание умения и потребности содержать в порядке свое рабочее место, следить за своим внешним видом и т.д. Приучение ребенка к жизни по режиму и самостоятельное нахождение в нем места для труда и отдыха. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш все лучше ориентируется в пространстве.

К настоящему времени определено место труда в педагогическом процессе детского сада, разработано его содержание (Е.И. Корзакова, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина и др.); выделены формы организации детей в труде (З.Н. Борисова, Р.С. Буре, А.Д. Шатова); изучается процесс формирования положительного отношения к труду взрослых (В.И. Глотова, В.И. Логинова, Я. З.Неверович, А.Г. Тулегенова, М.В. Крулехт и др.), рассматриваются особенности трудового воспитания дошкольников в семье (Д.О. Дзинтере, Л.В. Загик, Т.А. Маркова), исследуется влияние труда на развитие нравственно-волевых качеств детей, их взаимоотношений (Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др.). Немаловажное значение имеют исследования Я. З. Неверович, Т.А. Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым. В дошкольной педагогике выделены три способа приближения детей к труду взрослых: наблюдение за трудом, частичная помощь детей взрослым и организация совместной деятельности взрослых и детей (В.И. Глотова, Л.В. Загик, С. М. Котлярова, Г.Н. Лескова, Е.И. Радина, Д.В. Сергеева и другие).По мнению Е.И. Радиной, в совместном труде взрослый может выступить как образец для подражания не только своими умениями, но и отношением к работе.Таким образом, ученые внесли значительный вклад в разработку проблемы выявления признаков и компонентов трудолюбия детей дошкольного возраста. Однако, проблема воспитания трудолюбия дошкольников как основного качества личности еще недостаточно разработана.

Трудолюбие дошкольников органично связано с другими качествами личности. Так, интерес к деятельности взрослых, отношение между детьми и взрослыми, бережное отношение к продуктам труда есть не что иное, как гуманизм; осознанное выполнение своих обязанностей – ответственность; сотрудничество ребят, взрослых и детей – коллективизм; умение доводить дело до конца отражает степень сформированности старательности, настойчивости, целеустремленности. Следовательно, трудолюбие является качеством, которое отражает развитие личности в целом  Трудовое воспитание является важнейшей составной частью дошкольного воспитания, базой для развития творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений В каждой возрастной группе определены виды и содержание трудовой деятельности, а также задачи, которые решаются в процессе детского труда. Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, способствует формированию жизненно необходимых умений и навыков, воспитанию ответственности, самостоятельности и ценностного отношения к собственному труду и труду других людей.