Роль игры в младшем школьном возрасте в современной школе.

Автор: Буканова Ольга Вячеславовна

учитель начальных классов МБОУ СШ №35 г. Ульяновск

Роль игры в младшем школьном возрасте в современной школе.

РОЛЬ ИГРЫ В ОСВОЕНИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Буканова О.В.

Учитель начальных классов

МБОУ СШ № 35 города Ульяновск

Аннотация.  В статье  раскрываются возможности игры в учебном процессе с учетом возрастных особенностей младшего школьника, рассматриваются конкретные игры, которые можно использовать на уроках для повышения познавательного интереса школьников и успешного освоения учебного материала.

 

Ключевые слова: игра, учебная деятельность, познавательный интерес, освоение учебного материала, младший школьник.

 

«Школа не должна вносить резкой перемены в жизни детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляется лавиной впечатлений» – так писал В. А. Сухомлинский о преемственности  между дошкольным и начальным образованием [3, с.67]

В эпоху модернизации и инновационного развития качествами личности, которыми должен обладать современный человек – это инициативность, способность быстро мыслить, находить нестандартные решения, желание познавать новое на протяжении всей жизни. Современные педагоги и психологи сходятся во мнении, что эти необычные навыки формируются с детства.

Игра, являясь ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, остается важным помощником в организации учебной деятельности и для учителя детей младшего школьного возраста.  Школьные знания, умения и навыки воспринимаются в играх намного легче, быстрее, что положительно влияет на весь учебный процесс в целом. Игра является отличным помощником для формирования личности ребенка. 

О влиянии игры на процесс обучения в детском возрасте говорили в своих трудах Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Д. Брунер, Д. Б. Эльконин, С. А. Шмаков и другие.

Так В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений понятий об окружающем мире».

Для ученика младшего школьного возраста игровая деятельность имеет вспомогательное значение, но остается очень важной и существенной, так как позволяет сделать более явным смысл объектов и явлений. С помощью игры, игровых моментов и приемов ребенок глубже познает смысл вещей, овладевает нормами поведения в обществе, учится выстраивать свое поведение по правилам. 

Игра и вся игровая деятельность направленны на развитие познавательных процессов ребенка. Так игра определяет развитие игрового сознания, развивает личностные структуры: критичность, мотивированность поведения, рефлексию, коллизийность (т. е. способность выявлять, идентифицировать и анализировать скрытые причины событий, определять их основы, устанавливать приоритеты неявных противоречий по отношению к общественным и личностным ценностям) [2, с.94].

Пусть игра и учение– это две разные деятельности, имеющие значительные различия между собой, все же переход от игры к серьезным учебным занятиям должен проходит не резко, а постепенно и иметь некоторые переходные формы. В качестве таких форм школьными учителями используются дидактические игры. 

Дидактические игры – это игры по правилам, которые специально создаются педагогом с целью обучения и воспитания, они направленны на решение конкретных задач обучения, но в то же время оказывают воспитательное и развивающее влияние посредством игровой деятельности [1, с.61]. Особенность дидактических игр заключается в том, что дидактическая задача в ней скрыта от учеников. Внимание детей направлено в первую очередь на выполнение игровых действий, а задача обучения ими может не выделяться, не осознаваться и быть не замеченной. Это и делает дидактическую игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего усваивают определенные знания, умения и навыки непроизвольно. Взаимоотношения между учениками и учителем характеризуются не учебной ситуацией, а игровой деятельностью, которая является игрой только для ребенка, а для взрослого она – способ обучения. Целью дидактических игр и игровых приемов обучения в детском возрасте является облегчение и ускорение поэтапного, неспешного перехода к выполнению учебных задач. 

Считая, игру неотъемлемой частью учебной деятельности в младшем школьном возрасте, в своей работе использую с учениками такие игры, как  квест-игры, игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-беседы, а так же использую небольшие игровые приемы.

Например, не секрет, что детей младшего возраста на уроке необходимо быстро настроить на рабочий лад, сконцентрировать их внимание на что-то новое. С этой целью использую такой игровой прием. На доске нарисована таблица из 9 квадратов, в центре размещена божья коровка (или любимый детьми сказочный персонаж), задавая направление движения – вверх, вниз, влево или вправо, перемещаем зрительно букашку- героя. Через несколько шагов уточняю у ребят- Где находится герой?  Учащиеся быстро концентрируют свое внимание, вовлекаются в игру и учатся четко выполнять инструкции, таким образом цель даже такого простого приема всегда является достигнутой. 

На уроках математики при закреплении, повторении знаний таблицы умножения и деления использую дидактическую квест-игру «Экспресс- почтальон». Нескольким ученикам раздаю одинаковое число карточек – писем, на оборотной стороне карточек расположены выражения на умножение или деление. Ребята, сидящие на своих местах, представляют собой дома с номерами (держат в руке цифры от 1 до 91 – ответы таблицы умножения). Почтальону нужно быстро и правильно определить на конверте номер дома (найти значение выражения) и отнести письмо в нужный дом (отдать ребятам, у которых карточки с цифрами, обозначающие ответы выражений). Оцениваются быстрота и правильность выполнения задания. Играя, мы активно повторяем и закрепляем знание таблицы умножения и деления.

На уроке русского языка для формирования навыка различать однокоренные слова, играем в игру «Слова – родственники». Ученики слушают пары слов, если звучат пары родственных слов – ребята хлопают в ладоши, если звучат слова, которые не являются родственным – ребята приседают.

На русском языке для того, чтобы научить ребят составлять предложения по заданной схеме, играем в игру «Оживи слова». Мальчикам и девочкам раздаю карточки с одним словом. На доске расположена схема предложения, ребятам необходимо выйти к доске, показать всем свое слово, встать по порядку так, чтобы из слов получилось нужное предложение, которое будет соответствовать схеме, написанной заранее на доске.

Ни для кого не секрет, что последнее время особое место в жизни детей стали занимать игры на компьютерах, планшетах, телефонах. Они помогают  развивать представления об окружающем мире, формируют восприятие, развивают воображение, вырабатывают быстроту реакции, учат анализировать свои действия, повышают интерес к действительности, к знаниям материала из школьного курса, помогают развивать способности делать выводы, умозаключения и применять правила логики на практике в игровой форме.

Игры на компьютерах для детей спроектированы так, что ребенок может представить себе конкретную ситуацию и получить обобщенное представление о предметах и ситуациях, быть включенным в игровую деятельность с главным героем. Таким образом, у ребенка развиваются основные операции мышления – обобщение и классификация, анализ и синтез. Ребенок хорошо понимает, что предметы на экране компьютера – это не реальные вещи и события. Это игра.  Развивается понимание того, что окружающий нас мир – это уровни. Это реальные вещи, события, картины, схемы, слова и т. д.

Компьютерные игры учат преодолевать трудности, контролировать выполнение последовательных действий, оценивать свой результат, пробовать свои силы, анализировать, возвращаться к выполнению задания несколько раз при необходимости. Благодаря компьютерным играм становится проще планировать, контролировать и оценивать результаты самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых и неигровых моментов.

Элементы компьютерной игры отлично включены в проект ЯндексУчебник, который на данный момент стал хорошим помощником в моей работе. Выполняя учебные задания, ученики по-прежнему включены в игровую деятельность, что помогает отработать и закрепить пройденный школьный материал, вовлекая ребят в соревнования между собой.

В заключении, хочется вспомнить и согласиться со словами Я. Коменского:  «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать». 

Список литературы

  1. Айрумян Г. С., Нагорнова Л. В. Дидактическая игра в младшем школьном возрасте// Актуальные задачи педагогики. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. С. 60-62.
  2. Софронова С. В., Акпулатова С. А. Роль интерактивных игр в развитии познавательного интереса у младших школьников // Прикладная информатика. 2010. №2. С.90-97.
  3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М.: Концептуал, 2016. 374 с.