Самоанализ педагогической деятельности по русскому языку

автор: Бузынина Ольга Анатольевна

Учитель начальных классов МБОУ Кыштовская средняя общеобразовательная школа №1

Самоанализ педагогической деятельности по русскому языку

Самоанализ

педагогической деятельности

Бузыниной Ольги Анатольевны

учителя начальных классов

Я, Бузынина Ольга Анатольевна, работаю в МБОУ Кыштовской  средней общеобразовательной школе учителем начальных классов 26 лет. Общий педагогический стаж работы 27 лет. В 1987 году окончила Куйбышевское педагогическое училище по специальности учитель начальных классов. В 1999 году завершила обучение в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «НГПУ» по специальности «Педагогика и методика начального образования», квалификация «Учитель начальных классов». В 2009г. аттестовалась на  первую квалификационную категорию. 

С 2010-2011 учебного года работаю по Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования. Обучение осуществляю по УМК «Школа России». Количество часов по предметам предусмотрено учебным планом школы. Обучаю детей с 1 по 4 классы, в основном дети со средним  уровнем реальных учебных возможностей (Приложение № 1). Ресурсное обеспечение кабинета начальных классов достаточно хорошее. Имеется комплект учебного оборудования: компьютер с выходом в Интернет,  учебные диски,  учебные таблицы, подобран дополнительный материал для внеклассной работы по предметам, материалы для проведения школьных олимпиад.  По каждому классу к учебникам имеется методическая литература, дидактические материалы, контрольно – измерительные материалы в тестовой форме, творческие задания. Работаю над темой «Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка». Цель  моей системы: создание оптимальных условий для развития у учащихся познавательной активности. Поступая в первый класс, у детей наблюдается стремление к новым знаниям, но не сразу и не всегда проявляется усидчивость, внимание, которые несомненно, главные помощники в новых свершениях. Поэтому    одной из главных задач  в организации учебной деятельности я вижу создание таких условий, когда у учащихся формируется потребность в реализации творческого потенциала. Работать над активизацией познавательной деятельности – это значит формировать положительное отношение младших школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемого предмета. 

Мою профессиональную педагогическую позицию в работе определяет установка на личностно-ориентированное обучение, системно-деятельностный подход, идею гуманизации через содержание, через личностный подход к ученику, ориентацию на полную успеваемость всех учащихся, идею обучения с увлечением. Изучив технологии педагогов-новаторов: Л.С. Кулыгина  «Активизация учения: сущность и содержание»,  А.Ф. Казакова «Успех – важный стимул положительного отношения к деятельности»,  Т.И. Щукина «Актуальность проблемы активизации учебно-познавательной   деятельности», Хижнякова О.И. «Современные образовательные технологии в начальной школе», А.А. Окунева «Спасибо за урок, дети», !», коллективный способ обучения А.Г.Ривина,  В.К.Дьяченко, технологию индивидуализации обучения Границкой А.С, Шадрикова В.Д.) , учитывая особенности психолого-физиологического развития учащихся, их обучаемости, я разработала свою систему обучения русскому языку, цель которой формирование у детей познавательной активности на уроках русского языка для успешного изучения предмета, для изучения других дисциплин в повседневной жизни.

Изучила федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), нормативные документы содержания образования, программу, методический аппарат программы.

С помощью психолого-педагогической диагностики проанализировала мотивы учебной деятельности учащихся (Приложение № 2), а так же уровень их обучаемости (Приложение 2 а), провела мониторинг познавательного интереса к предмету «Русский язык» (Приложение №3). 

Для активизации познавательной деятельности использую объяснительно-иллюстративные методы обучения, словесные, наглядные, практические, репродуктивные. Эффективное стимулирование познавательной деятельности учащихся в значительной мере обеспечивается за счет расширения сферы использования поискового, частично-поискового, проблемного методов изучения нового учебного материала. Через постановку проблемных вопросов, контроль, самоконтроль, самообучение учащихся, игровые, занимательные компоненты урока, учёт индивидуальных особенностей развития психических процессов учащихся, похвалу, поощрение, создание ситуации успеха включаю каждого ученика в работу, давая ему возможность высказаться, реализовать свой познавательный интерес. Исходя из цели, я поставила следующие задачи:

– изучить нормативно-правовые документы, специальную литературу, рекомендации школьного психолога;

– разработать диагностический и дидактический материал;

– формировать и развивать познавательные процессы у детей;

– создать учащимся условия для эффективного усвоения знаний, формирования универсальных учебных действий

– сформировать умения постановки и решения проблем, готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации; навыки самостоятельной работы; 

– развивать творческие способности учащихся;

– создать ситуацию успеха для каждого ребенка.

Для  достижения данной цели и выполнения поставленных задач изучила интересующие меня  научные труды и методические разработки. Рабочую программу по предмету я составляю с учетом требований ФГОС, УМК «Школа России», дополнительно использую следующую методическую литературу: (Приложение № 4). Пользуюсь материалами образовательного портала «Продлёнка», сети творческих учителей, Академии Развития Творчества « Арт – талант»,образовательным сайтом « Про школу», «Завуч. инфо» .

Для формирования активизации познавательной деятельности на уроках использую современные педагогические технологии: игровые, здоровьесберегающие, проектные, информационные, технологии личностно – ориентированного обучения. Считаю, что именно они помогают формировать интерес к предмету у обучающихся. У них вырабатывается умение работать в паре, в группе, свободно делиться своим мнением, выслушивать и принимать мнения и замечания товарищей.

Познавательная активность, мотивация школьника развивается и формируется в процессе учебной деятельности. Поэтому мотивы обучения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения, формирую у детей с первого дня пребывания в школе. А для того, чтобы появилось желание учиться, развиваю у детей потребность заниматься познавательной деятельностью. А это значит, что в самом процессе школьник должен находить привлекательные стороны. На первом этапе работы, в 1 классе, я  выявляю у учащихся уровень их способностей, провожу диагностику (Приложение №5). С 1-го класса начинается формирование универсальных учебных действий , умений и навыков по русскому языку в соответствии с программными требованиями.  Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков, выявлять их сходство и различие, проводить сравнение.  Во 2 классе продолжаю формирование УУД, в том числе и познавательных (Приложение № 6), предметных умений и навыков по русскому языку в соответствии с программными требованиями.  Чтобы познавательный интерес постоянно подкреплялся, получал импульсы для развития,  использую средства, вызывающие у ученика ощущение сознания собственного роста. Например, предлагаю задать вопрос товарищу, проанализировать ответ и оценить его, обобщить сказанное. Далее выявляю уровень усвоения знаний, оценку результатов работы (Приложение №7).       

С первых дней пребывания ребенка в школе использую на уроках игры. Я согласна с высказыванием В.А. Сухомлинского:

«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

 Считаю, что игра является одним из важнейших факторов развития познавательных интересов, а следовательно и активности у ребят младшего школьного возраста.   Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, ловким, собранным, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. С первых дней пребывания ребёнка в школе  использую игры  «Шеренга,  « Один-два», «Аукцион»,  « Отгадай имя» , «Бумеранг» и другие. При изучении и закреплении букв использую игру « Один – два». Цель игры закрепить обозначение звуков букв е, ё ,я, ю в начале и  в середине слов. Если одна из перечисленных букв обозначает два звука – учащиеся встают , один –присаживаются.
Проведение данной  игры развивает память учащихся, доводит  навык звукового анализа букв до автоматизма,  настраивает детей на продуктивную работу на уроке, повышает  активность урока.

В  своей работе  использую разнообразные игры. Но самые интересные игры для детей, это те, которые используются регулярно, но с усложнением правил.
Например, игра «Карусели».
          В первом классе – это выделение первых звуков в словах (например, названия животных) и посадка их в определённые по правилам места. Если в слове «лось» первый звук [ л ] – согласный, звонкий, твердый, то картинку с изображением этого зверя мы посадим на карусель синего цвета, потому что твердые согласные обозначаются на письме синим цветом.
            Во втором классе эти же карусели можно использовать при изучении темы «Состав слова».  Первое сиденье карусели – приставки, второе сиденье –корень, третье – суффикс, четвёртое – окончание. Учащиеся должны выбрать соответствующую нумерацию для предложенных учителем слов. Такие игры помогают детям закрепить знания об  изученном материале, учат выделять существенное.
        В третьем и четвёртом классе использую эту же игру, подбирая слова сложнее.  Эту же игру использую при изучении и закреплении знаний о частях речи. А в четвёртом – при изучении  склонения имён существительных и спряжения глаголов.

        Здоровьесберегающие технологии, используемые на уроках создают обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, что способствует активизации познавательной деятельности на уроках. Это и речевые разминки, чистоговорки, скороговорки, физкультурные паузы,   упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, точечный массаж для повышения иммунитета, точечный массаж для профилактики простудных заболеваний, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения, комплекс физических упражнений для профилактики заболеваний органов дыхания. 

           Предлагаемые физкультминутки органично вплетаются в канву урока. Комплексы упражнений подбираю в зависимости от вида урока, его содержания.  Упражнения использую разнообразные, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, их результативность. В минутки отдыха включаю обычно не менее четырёх упражнений. Первое – «потягивания» – воздействует на позвоночник и грудную клетку (выпрямляющее), второе – для ног, третье – для туловища, четвёртое – для пальцев рук и для ступней ног. Включаю в физкультминутки упражнения для глаз. Ученики не только правильно выполняют гимнастику, но и запоминают количество упражнений.

        Таблицы и схемы оформляю в разных цветах, так как красный и оранжевый цвета действуют на организм возбуждающе, жёлтый цвет – цвет хорошего настроения, зелёный – помогает сконцентрироваться, помогает сохранять зрение, синий восстанавливает нервную систему. В этом плане интересна игра « Радуга».  В небе радуга – дуга замыкает берега. Расцветая всё ясней, чудо – краски светят в ней.

Пусть ответит тот, кто знает или сможет сосчитать,

 Сколько красок в ней играет, озаряя моря гладь.

       Предлагаю задания (словарная работа, закрепление изученного материала) на таблицах в порядке расположения цветов в  радуге.

   Следующим этапом работы над активизацией познавательной деятельности  стала организация решения проектных задач.

    Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе,  деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей. Данная технология реализуется через систему учебно-познавательных методов и приемов, направленную на практическое или теоретическое освоение  действительности учащимися посредством выявления и решения существующих противоречий. Включаю школьников в проектную деятельность постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания: составление сборника «Весёлые скороговорки», проект «Сказочная страничка» . Во 2-ом классе дети работали над проектами «И в шутку и всерьёз», «Пишем письмо», « Рифма». В 3-ем классе «Рассказ о слове», « Семья слов», « Имена прилагательные в загадках». В 4-ом классе проекты « Говорите правильно», « Имена прилагательные в Сказке о рыбаке и рыбке « А. С Пушкина».  Использование ИКТ на уроках способствует повышению мотивации к учебе, углублению знаний, развитию психофизических качеств учащихся в процессе их практической деятельности в игровой компьютерной среде. 

        Значительно увеличить эффективность работы мне помогает использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий (презентации, электронные приложения). Это приводит к развитию новых педагогических методов и приёмов, изменению стиля работы, повышает познавательную и творческую активность учащихся. Маленькие дети неусидчивы, иногда им бывает сложно на слух воспринимать большие объемы информации. И тут на помощь мне приходит компьютер со зрительными образами и наглядными примерами.

      Применяю на уроке формы парной, групповой работы. 

Выполняя задание, данное учителем, учащиеся разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке задания каждый отчитывается о своей работе, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда. Работа в группах и парах  воспитывает умение обосновывать свою позицию и отказываться от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным. Такая работа дает возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса. На данном этапе коммуникативные универсальные учебные действия (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением и т.д.) (Приложение №8) обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми (Приложение №9). 

        С  учащимися, испытывающими трудности в усвоении материала, работаю индивидуально. Ученики с высокими возможностями работают самостоятельно, я выполняю роль консультанта. 

              Осуществить  обратную связь с учащимися мне помогает рефлексия. Она  определяет, насколько результативной, интересной и полезной для ребят была их деятельность на уроке,  что они узнали, чего добились, были ли решены в ходе урока те задачи, которые сформулировали учащиеся вместе с учителем в начале урока, с какими трудностями  они столкнулись на уроке и как их разрешить.
          На уроках применяю разные виды контроля (текущий, тематический, итоговый), как неотъемлемую часть учебно-воспитательного процесса. Анализ результатов учащихся обязательно довожу до сведения  учеников, родителей (на родительских собраниях, в личных беседах).

        Для объективного контроля знаний и умений применяю такие формы, как самоконтроль, взаимоконтроль. В своей работе особое место отвожу оценке как мотивирующей функции в обучении. Основными принципами контроля оценивания знаний учащихся считаю следующие: объяснять оценки, замечать успех ученика, а не недостатки, считать оценку не целью, а средством развития ученика, создавать ситуацию успеха на уроке. 

       Для поддержания устойчивого интереса к русскому языку в  2011-2012 учебном году разработала программу элективного курса «Развитие речи», которую реализую в течение трёх лет. Вовлекаю ребят во внеурочную деятельность, которая открывает им новые страницы окружающего мира. Ученики моего класса принимают участие в международной игре – конкурсе «Русский медвежонок». 

     Система моей работы, различные формы и методы развития познавательной активности учащихся  дали положительные результаты:

– повысился познавательный интерес учащихся к урокам; 

– ребята умеют самостоятельно определять цель своей деятельности;

– осуществляют самоконтроль за результатами своего труда, оценивают свои возможности в учебной работе; 

-позитивная динамика сформированности социальных компетентностей учащихся (Приложение №9);

– наблюдается позитивная динамика сформированности УУД (Приложение №10);

– наблюдается стабильная качественная успеваемость по русскому языку  (Приложение №11), по предметам (Приложение №11а), стабильная качественная успеваемость при переходе на вторую ступень  (Приложение №11б), стабильная качественная успеваемость при выполнении комплексных работ (Приложение №12);

-позитивная динамика уровня воспитанности учащихся (Приложение №13);

 

– активное участие обучающихся во внеурочной деятельности  (Приложение №14).

-повысилось участие во Всероссийских, в Международных конкурсах (Приложение №15);

-награждена дипломами за подготовку победителей во всероссийских конкурсах ( см. диплом педагога).

 

          Принимаю участие в работе школьного и районного методического объединения  учителей начальных классов, методического объединения классных руководителей.  ( Приложение №16);

-участвовала в муниципальном конкурсе «Признание» в 2011 – 2012уч.г., 2012 – 2013уч.г. (Приложение№16).

Представляю опыт своей работы на педагогических советах, семинарах, МО учителей начальных классов школьного и районного уровней, на сайте школы (Приложение №16);

-представляю свой методический  материал для публикации на образовательных сайтах (см. свидетельства о публикации).

Имею свидетельство об использовании современных образовательных технологий (Приложение№16);

-свидетельство о распространении собственного педагогического опыта на Всероссийском педагогическом практикуме, проходившем в Анапе в 2014г (Приложение№16).

Имею благодарственное письмо за распространение собственного педагогического опыта на Всероссийском педагогическом практикуме в Анапе, благодарности, почётные грамоты (Приложение№17).

Повышаю свой профессиональный уровень через курсовую подготовку (Приложение №18), изучение и внедрение в практическую деятельность современных методов и технологий обучения, работу на образовательных сайтах, участие в реализации проекта «Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве», «Внедрение в образовательные системы Новосибирской области информационной системы « Дневник. ру»,  систему самообразования.