Рабочая программа дополнительного образования. Кружок “Волшебный квадрат”для детей старшего дошкольного возраста 

автор: Боровская Оксана Павловна

Воспитатель МКДОУ детский сад №54 поселка Михайловка, Черемховского района, Иркутской области

Рабочая программа дополнительного образования. Кружок “Волшебный квадрат”для детей старшего дошкольного возраста

Муниципальное  казенное дошкольное  образовательное  учреждение комбинированного вида  детский  сад  №54

п. Михайловка

 

Утверждаю

Заведующий МКДОУ

                                                                                                              детский сад №54

                                              _______Л.Б.Давыдова

 

Рабочая  программа  

дополнительного  образования  кружок  

«Волшебный квадрат»

для детей старшего дошкольного возраста.

 

срок реализации 1 год.                

 Возраст воспитанников   6 – 7 лет.

 

Программу составил

                                      Воспитатель: О.П. Боровская

Рассмотренно на заседании

Педагогического коллектива №

от «___»___________2018г.

Заведующий  МКДОУ д/с №54

_____________Л.Б.Давыдова

 

2018- 2019 гг.

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………………………………..……..3

1.1. Пояснительная записка……………………………………………………………………..……3

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ…………………………………………….………………………..8

2.1. Срок реализации, режим и структура занятий…………………………………..…………..……8

2.2 Формы, методы, приёмы, средства реализации Программы…………………………………………………….8

2.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды…………………….…..….9

2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы…………………………………………………9

2.5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников………………………………………………….……10

2.6. Организация педагогической диагностики………………………………………….……12

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ (ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ)………. …13

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ……………………………………………………………14

4.1. Комплексно-тематическое планирование………………………………………………..14

4.2. Материально-техническое обеспечение……………………………………………………………16

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………..17

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Сетка занятий и режим работы

Режим работы: с 16.00. – 16-25.

Сетка занятий: вторник, четверг.

 

Целевой раздел

 Пояснительная записка

 

Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к положительному результату. Программа разработана для того, чтобы через различные действия с бумагой, в процессе еѐ обработки, через применение разных способов и приемов работы с ней, обучать детей эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме. Занятия оригами, которые планирую проводить первый год, позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей. Дети с увлечением изготавливают поделки из бумаги, которые затем используют в играх, инсценировках, оформлении группы, участка детского сада или в качестве подарка к празднику своим родителям и друзьям. Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: лягушка прыгает, кораблик плывет по воде, самолетик взлетает ввысь и т.д.

Цель программы

 

Ознакомление  детей с  искусством оригами,  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

 

Задачи программы:

 

ОБУЧАЮЩИЕ:

  • Знакомить  детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
  • Формировать  умения следовать устным инструкциям.
  • Обучать  различным приемам работы с бумагой.
  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать  словарь ребенка специальными терминами.
  • Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное  воображения.
  • Развивать мелкую моторику  рук и глазомер.
  • Развивать  художественный  вкус, творческие способности и фантазии детей.
  • Развивать у детей способность работать руками, приучать  к точным движениям пальцев,  совершенствовать мелкую моторику рук, развивать  глазомер.
  • Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к искусству оригами.
  • Расширять коммуникативные способностей детей.
  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.   

       

 «Программа» строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО:

  • принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
  • принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
  • принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
  • принципы интеграции усилий специалистов;
  • принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
  • принцип постепенности подачи учебного материала;

Принципы программы

 

  1. Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
  2. Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.
  3. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
  4. Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
  5. Принцип личностно-ориентированного общения. В  процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом,  а не просто пассивно перенимают его опыт.  Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами:

 

  1. Владение ножницами.
  2. Обработка квадрата.
  3. Создание основ (базовых форм) оригами
  4. Аппликативное оформление оригами.
  5. Составление творческих композиций.

 

Возрастные особенности психического развития детей 5 – 7 лет

Возраст 5-7 лет – это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества,

В 5-7 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В познавательной деятельности продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины. Дети называют не только основные цвета, но и их оттенки, знают формы. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора.

Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении и творческая активность. Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речи и неречевых средств (жестов, мимики). Творческая активность проявляется во всех видах деятельности, необходимо создавать условия для развития у детей творческого потенциала. Ведущая деятельность – игра, в игровой деятельности дети уже могут распределять роли и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью. С 5 лет ребёнок начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом начинает доставлять ребёнку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе. Ведущая функция – воображение, у детей бурно развивается фантазия. Воображение – важнейшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека. Детей необходимо обучать умению планировать предстоящую деятельность, использовать воображение для развития внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.

 В этом возрасте дети  могут освоить простые формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям – он важен для углубления их пространственных представлений. У  дошкольника формируем доступные целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер общений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают  употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

 

Оценка результативности программы

 

В качестве контроля на каждом этапе работы проводится диагностика уровня развития детей посредством искусства оригами с целью проверки эффективности проведенной работы. Диагностическая работа   строится исходя из основных задач каждого этапа.

Ожидаемые результаты:

 

В результате обучения по данной программе дети:

  • Научатся  различным приемам работы с бумагой;
  • Будут  знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
  • Научатся  следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами
  • Будут  создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
  • Разовьют  внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
  • Познакомятся  с искусством оригами;
  • Умеет работать по схеме;
  • Овладеют  навыками культуры труда;
  • Улучшат  свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Общие правила при обучении технике оригами

 

  1. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.
  2. Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цветной.
  3. Показ изготовления производиться на столе или на доске. Заготовка для показа должна быть в 2 раза больше, чем у детей.
  4. При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.
  5. Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.
  6. Линии сгиба изделия должны тщательно разглаживаться.
  7. Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным.
  8. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.
  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 

Организационно-методическое обеспечение программы

 

(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)

 

Программа «Волшебный квадрат» рассчитана на 1 год (старший дошкольный возраст.) Для успешного освоения программы занятия в численность детей в группе кружка должна составлять 10 человек. Кружок «Волшебный квадрат» посещают дети по запросам родителей. Занятия проводятся  один раз в неделю, с сентября по  май, во второй половине дня. Продолжительность занятий  25 минут.

Три раза в год предусматривается итоговые занятия, которые могут проводиться в самой разнообразной форме.

 

Год
обучения
Количество занятий Кол-во
детей
в группе
В месяц в год
1  (старшая группа) 8 72 10

 

Структура занятия

  1. Сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности.
  2. Пальчиковая гимнастика.
  3. Выбрать объект для поделки, обсуждение, оговорить план действий.
  4. Выбор цвета.

 

2.2 Формы, методы, приёмы, средства реализации Программы

В процессе занятий используются различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
  • наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

– исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
  • групповой – организация работы в группах.
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

 

Условия реализации программы:

  • Систематическое проведение занятий в групповой форме.
  • Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.
  • Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
  • Сотрудничество педагога с семьей.

 

2.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Предметно — пространственная коррекционно — развивающая образовательная среда  группы: содержательно-насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна, безопасна. Созданы условия для благоприятного всестороннего развития детей. Мебель находится в соответствии с требованиями САНПиН, что предусматривает обеспечение удобной рабочей позы во время продуктивной деятельности ребенка.

Большое место в организации самостоятельной художественной деятельности детей в группе отводится уголку изодеятельности или, как его часто называют, центру детского творчества.

Цель:

Создать в группе обстановку для творческой активности детей, способствовать возникновению и развитию самостоятельной художественной деятельности у детей дошкольного возраста.

Для того  чтобы уголок изодеятельности действительно стал центром детского творчества необходимо обратить внимание на условия его оформления и оснащения, а именно:

-расположение зоны изобразительного творчества: доступность, эстетичность

оформления, универсальность, подвижность, наличие маркеров пространства;

-использование детского дизайна в оформлении;

-наличие игрового персонажа;

-изобразительный материал: разнообразие, возрастные требования, доступность, удобство хранения и использования;

-оборудование для рисования(в том числе нетрадиционного), лепки, аппликации, ведро и

тряпочка для уборки рабочего места;

-работа с цветом (учебно-наглядный материал, дидактические игры);

-различная техника изобразительного творчества (образцы);

-развитие композиционных умений, ритма(учебно-наглядный материал, дидактические игры);

-знакомство с народно-прикладным искусством (учебно-наглядный материал, дидактические игры);

-жанры живописи, портреты художников, стили архитектуры, книжная графика с учѐтом возраста детей;

-образцы из глины (игрушки, предметы народного промыславозможны мини-музеи);

-уголок художественного ручного труда (образцы тканей, швов, нити, ленты, пяльцы для вышивания, бумага разных цветов и фактуры для занятий оригами и аппликации)

2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы

Поддержка индивидуальности и инициативы детей осуществляется через:

  • создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
  • создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей
  • недирективной помощи детям, поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.

2.5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.

Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Основные задачи взаимодействия с семьей:

– изучение отношения педагогов и родителей (законных представителей) к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;

– знакомство педагогов и родителей (законных представителей) с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;

– информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;

– создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества,  способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

– привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);

– поощрение родителей (законных представителей) за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

Формы информационного взаимодействия с родителями (законными представителями) по основным линиям развития ребенка.

 

  1. Использование стендов, стеллажей для демонстрации работ по конструированию из бумаги с последующим индивидуальным комментированием результатов детской деятельности.
  2. Демонстрация фотоматериалов и презентаций с изображением результатов конструирования детей  с последующим индивидуальным комментированием результатов детской деятельности.
  3. Организация поквартальных выставок детских работ по свободной (самостоятельной) деятельности.

 

План работы с родителями

 

Сентябрь

1.Формирование группы: беседы с родителями, изготовление памяток «Японское искусство – оригами. Цель и задачи в работе с детьми».

Ноябрь

2.Консультация «Пальцами играем – речь развиваем». Выступление на родительском собрании. Презентация «Наши первые шаги»

Февраль

3.Деловая игра с родителями «Оригами – как одна из форм работы с детьми по развитию конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста».

Март

4.Консультация «Оригами – хобби для всей семьи»,

Апрель

5.Анкетирование родителей на тему: «Оригами, результаты работы с детьми»

Презентация – отчет на тему: «Волшебный квадрат»

2.6. Оценка результатов образовательной деятельности

 

Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ детей. В одном месте могут сравниваться различные модели, макеты, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один–два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.

Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество исполнения, дизайн, характеристики движения (скорость, дальность и т.п.). Ребенок, сравнивая свою модель с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.

Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).

 

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ (ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ)

Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации.

Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной Программы:

– дети овладевают различным приемам работы с бумагой;

– дети знают основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

– дети достигают определенного уровня развития внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера;

– дети знакомятся с искусством оригами;

– дети применяют знания и умения в практической деятельности (самостоятельное выполнение поделок в самостоятельной деятельности) ;

– дети приходят на помощь своим товарищам при изготовлении поделок;

– дети проявляют творчество при изготовлении поделок (дополнительные детали) ;

– дети придумывают своих поделок свои поделки на основе полученных знаний;

– дети проявляют ответственность за начатое дело;

– дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.


  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Комплексно-тематическое планирование

 

Месяц Тема Цель Пространственное планирование
Сентябрь Диагностика детей Выявить уровень подготовленности  детей к конструированию из бумаги Игры с готовыми игрушками.
Бумага и её свойства Познакомить детей с различными свойствами и качествами бумаги Листочки бумаги на каждого ребёнка; ёмкости с водой на каждого ребёнка; карточки схемы, отображающие определённое свойство бумаги, листы цветной бумаги, картон, клей.
Базовая форма «Квадрат» Заинтересовать работой с бумагой, познакомить с одним из её свойств- сминаемостью,

научить делить квадрат путём складывания на разное количество равных частей,

укреплять мелкие мышцы рук,

воспитывать аккуратность.

Набор геометрических фигур разного цвета и размера, по два листка бумаги, ножницы.
В некотором царстве, в бумажном государстве Заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги в технике оригами, познакомить с некоторыми из них, знакомить с историей искусства оригами Различные поделки, выполненные в технике оригами
Октябрь   Кленовый лист  Знакомство детей с базовой фигурой, которая лежит в основе  поделки «треугольник» 1 квадрат (10*10 см) на каждого ребенка, цветные карандаши для творческого оформления.
Котенок  Закрепить умение складывать квадрат по диагонали, загибать острые углы, полученного треугольника на противоположные стороны. БФ «треугольник». Квадрат серого, коричневого цвета. (15*15 см), фломастеры  творческого оформления поделки.
Мухомор  Учить детей БФ «треугольник» преобразовывать в БФ «воздушный змей». Учить во время работы соблюдать правила оригами. Учить составлять предметное изображение. квадрат (15*15 см. двухсторонний красно-белого  цвета).
Сова Повышать интерес к занятиям через игру;

Закреплять умение детей преобразовывать БФ «треугольник в БФ «воздушный змей»

закреплять навыки декоративного украшения открытки.

квадрат белой офисной бумаги, клей, цветная бумага, карандаши для оформления.
Животные Африки

Бегемот 

БФ «воздушный змей» преобразовывать в 
Ноябрь Жираф Закрепить и пополнить знания детей о жирафе;

продолжить расширять кругозор детей и их словарный состав;

коротко познакомить с жизнью животных Африки;

показать и научить из квадрата бумаги поделку «ЖИРАФ»;

продолжить развивать логическое и конструктивное мышление;

продолжить совершенствовать мелкую моторику рук.

Квадраты.
Слон Формировать умение складывать квадрат дважды «косынкой». Голубой квадрат3*3 см, желтый 15*15, клей, фломастеры.
Крокодил Продолжать закреплять умение делать бумажные фигурки, формировать умение чётко выполнять инструкцию Квадрат 15*15см. зеленого цвета, клей, ножницы.
Верблюд Закрепить умение детей создавать поделки в технике оригами, складывать бумагу в разных направлениях. Научить работать по схеме (индивидуально создавать поделки схожие по схеме. Квадрата оранжевого цвета (20*20 см)
Декабрь Новогоднее украшение Продолжать закреплять умение мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение Разноцветные квадраты разных размеров, клей, нитки, ножницы.
Ёлочка Создать хорошее настроение в предвкушении приближающегося новогоднего праздника; познакомить с новой базовой формой «водяная бомбочка»; продолжать знакомить с историей искусства оригами; развивать мелкую моторику пальцев рук. Три квадрата зелёного цвета 15*15,10*10, 5*5 см, клей
Дед Мороз Формировать умение детей соединять детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой детали. Закреплять умение аккуратно работать с клеем. Три квадрата 10*10, 8*8, 5*см. Клей, карандаши.
Снежинки Закреплять умение детей соединять детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой детали. Развивать умения мелких и точных движений пальцев как правой, так и лево руки. Квадраты синего цвета 5*5, синий кружок диаметром 3 см и белый кружок диаметром 2 см
Январь Лисичка  Научить делать новую игрушку, складывая квадрат в разных направлениях; закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки; воспитывать аккуратность; развивать глазомер; развивать мелкую моторику пальцев рук, упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки; воспитывать желание помогать слабым. Квадрат оранжевый 15*15, прямоугольник15*7см, заготовки для глаз и мордочки, клей.
Заяц Закреплять умение перегибать квадрат «книжкой» и дважды «косынкой». Продолжить учить детей внимательно слушать инструкцию воспитателя. Квадраты голубого цвета8*8см и 10*10 см.
Собака Продолжать знакомство с поделками в технике оригами, воспитывать самостоятельность, аккуратность. Квадрат 10*10 см, карандаши
Февраль. Кошка Закрепить с детьми складывание базовых форм. Воспитывать в работе аккуратность в работе, внимание. 1 квадрат 15*15см, карандаши, фломастеры для оформления мордочки, клей.
Пароход Познакомить детей-с изготовлением поделки в технике оригами  из прямоугольного листа бумаги, упражнять в свободном выборе цвета, развивать мелкую моторику рук. Прямоугольные листы 20*15см.
Самолёт формировать навыки работы по схеме, развивать мелкую моторику, глазомер; познакомить с видами самолетов и их назначением; воспитывать чувство ответственности Прямоугольник любого цвета.
Цветы Познакомить детей изготовления цветов в технике оригами, закреплять умение пользоваться ножницами. 16-20 квадратов (4*4) белого или фиолетового цвета, ножницы, клей.
Март Подарок маме Познакомить с оформлением открыток с использованием фигурок в технике оригами, воспитывать аккуратность, усидчивость. Квадраты красной, зелёной, синей, желтой бумаги для листьев, стеблей, ножницы, клей.
Голубь Закреплять умение мастерить поделки из базовой формы «Воздушный змей», совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами; воспитывать самостоятельность, аккуратность; совершенствовать объяснительную речь; развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук Квадраты черного цвета15*15, заготовки для глаз, ножницы клей.
Млекопитающие океанов:

Касатка.

Закрепить умение мастерить поделки базовой формы «стрела», воспитывать аккуратность, формирование умение чётко выполнять инструкцию. Квадраты черно-белого цвета
Кит. Формировать умение  складывать лист бумаги пополам сгибая края с обеих сторон (к линии сгиба). Бумага, клей , ножницы.
Апрель День космонавтики уточнить знания детей о празднике «День космонавтики»; продолжать учить преобразовывать одну бумажную фигурку в другую, используя пооперационные карты; закрепить умение соединять две части поделки, вставляя их одну в другую; учить детей работать в парах; воспитывать аккуратность; развивать творческое воображение, фантазию детей.
Ципленок. совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами; учить преобразовывать одну бумажную фигурку в другую; воспитывать   самостоятельность, аккуратность; развивать речь детей, вызывать хорошее настроение от участия в театрализованной деятельности. Бумага, клей, ножницы.
Бабочка. Упражнять в складывании листа, совмещая углы и стороны прямоугольника. Развивать память, целостное представление об окружающим. Воспитывать любовь ко всему живому. Бумага, клей, ножницы.
Тюльпан Закрепить умение складывать базовую форму «воздушный змей», формировать умение  чередовать цвета, соединять детали. 8 квадратов 20*20, 20*5 из них одного цвета,  зеленого цвета, клей.
Май Лягушка (прыгающая) Познакомить с изготовлением простейших поделок из БФ двойной треугольник в технике оригами Квадрат зелёного цвета 10*10см.
Моя любимая игрушка оригами Закрепить усвоенные на занятиях приёмы и формы оригами, работу по схеме самостоятельно Разноцветные карманы 10*10см.

 

Материалы и оборудование

 

  1. Бумага:

Непосредственно рабочая: цветная из набора

Рекомендуемая для фона: чертежно-рисовальная, обойная, картон.

  1. Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений)
  2. Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами)
  3. Салфетки: бумажная, тканевая.
  4. Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами
  5. Кисти.
  6.     Цветные карандаши
  7.     Краски акварель (для творческого оформления поделки)

 

Программа составлена на основе:

 

  1.  «Оригами в детском саду» Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В.
  2. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» Парамонова Л.А.
  3. « Оригами для старших дошкольников» Соколова С.В.
  4. «Волшебная бумага»  Чернова Н.Н.
  5. «Оригами для дошкольников» Соколова С.В.

 

Работа проводится вне занятий во вторую половину дня.

Длительность занятий  25минут.

Категория обучаемых: 5-6 лет.