автор: Боровская Оксана Павловна
Воспитатель МКДОУ детский сад №54 поселка Михайловка, Черемховского района, Иркутской области
Рабочая программа дополнительного образования. Кружок “Волшебный квадрат”для детей старшего дошкольного возраста
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №54
п. Михайловка
Утверждаю
Заведующий МКДОУ
детский сад №54
_______Л.Б.Давыдова
Рабочая программа
дополнительного образования кружок
«Волшебный квадрат»
для детей старшего дошкольного возраста.
срок реализации 1 год.
Возраст воспитанников 6 – 7 лет.
Программу составил
Воспитатель: О.П. Боровская
Рассмотренно на заседании
Педагогического коллектива №
от «___»___________2018г.
Заведующий МКДОУ д/с №54
_____________Л.Б.Давыдова
2018- 2019 гг.
СОДЕРЖАНИЕ
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………………………………..……..3
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………………………..……3
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ…………………………………………….………………………..8
2.1. Срок реализации, режим и структура занятий…………………………………..…………..……8
2.2 Формы, методы, приёмы, средства реализации Программы…………………………………………………….8
2.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды…………………….…..….9
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы…………………………………………………9
2.5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников………………………………………………….……10
2.6. Организация педагогической диагностики………………………………………….……12
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ (ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ)………. …13
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ……………………………………………………………14
4.1. Комплексно-тематическое планирование………………………………………………..14
4.2. Материально-техническое обеспечение……………………………………………………………16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………..17
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сетка занятий и режим работы
Режим работы: с 16.00. – 16-25.
Сетка занятий: вторник, четверг.
Целевой раздел
Пояснительная записка
Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к положительному результату. Программа разработана для того, чтобы через различные действия с бумагой, в процессе еѐ обработки, через применение разных способов и приемов работы с ней, обучать детей эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме. Занятия оригами, которые планирую проводить первый год, позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей. Дети с увлечением изготавливают поделки из бумаги, которые затем используют в играх, инсценировках, оформлении группы, участка детского сада или в качестве подарка к празднику своим родителям и друзьям. Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: лягушка прыгает, кораблик плывет по воде, самолетик взлетает ввысь и т.д.
Цель программы
Ознакомление детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
ОБУЧАЮЩИЕ:
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
- Формировать умения следовать устным инструкциям.
- Обучать различным приемам работы с бумагой.
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
- Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
- Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
- Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к искусству оригами.
- Расширять коммуникативные способностей детей.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
«Программа» строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО:
- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
- принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
- принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
- принципы интеграции усилий специалистов;
- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
- принцип постепенности подачи учебного материала;
Принципы программы
- Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
- Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.
- Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
- Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
- Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами:
- Владение ножницами.
- Обработка квадрата.
- Создание основ (базовых форм) оригами
- Аппликативное оформление оригами.
- Составление творческих композиций.
Возрастные особенности психического развития детей 5 – 7 лет
Возраст 5-7 лет – это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества,
В 5-7 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В познавательной деятельности продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины. Дети называют не только основные цвета, но и их оттенки, знают формы. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора.
Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении и творческая активность. Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речи и неречевых средств (жестов, мимики). Творческая активность проявляется во всех видах деятельности, необходимо создавать условия для развития у детей творческого потенциала. Ведущая деятельность – игра, в игровой деятельности дети уже могут распределять роли и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью. С 5 лет ребёнок начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом начинает доставлять ребёнку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе. Ведущая функция – воображение, у детей бурно развивается фантазия. Воображение – важнейшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека. Детей необходимо обучать умению планировать предстоящую деятельность, использовать воображение для развития внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.
В этом возрасте дети могут освоить простые формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям – он важен для углубления их пространственных представлений. У дошкольника формируем доступные целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер общений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
Оценка результативности программы
В качестве контроля на каждом этапе работы проводится диагностика уровня развития детей посредством искусства оригами с целью проверки эффективности проведенной работы. Диагностическая работа строится исходя из основных задач каждого этапа.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по данной программе дети:
- Научатся различным приемам работы с бумагой;
- Будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- Научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами
- Будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
- Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
- Познакомятся с искусством оригами;
- Умеет работать по схеме;
- Овладеют навыками культуры труда;
- Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Общие правила при обучении технике оригами
- Заготовка должна иметь точно квадратную форму.
- Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цветной.
- Показ изготовления производиться на столе или на доске. Заготовка для показа должна быть в 2 раза больше, чем у детей.
- При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.
- Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.
- Линии сгиба изделия должны тщательно разглаживаться.
- Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным.
- После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Организационно-методическое обеспечение программы
(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)
Программа «Волшебный квадрат» рассчитана на 1 год (старший дошкольный возраст.) Для успешного освоения программы занятия в численность детей в группе кружка должна составлять 10 человек. Кружок «Волшебный квадрат» посещают дети по запросам родителей. Занятия проводятся один раз в неделю, с сентября по май, во второй половине дня. Продолжительность занятий 25 минут.
Три раза в год предусматривается итоговые занятия, которые могут проводиться в самой разнообразной форме.
Год обучения |
Количество занятий | Кол-во детей в группе |
|
В месяц | в год | ||
1 (старшая группа) | 8 | 72 | 10 |
Структура занятия
- Сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности.
- Пальчиковая гимнастика.
- Выбрать объект для поделки, обсуждение, оговорить план действий.
- Выбор цвета.
2.2 Формы, методы, приёмы, средства реализации Программы
В процессе занятий используются различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
- наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
– исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
- групповой – организация работы в группах.
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Условия реализации программы:
- Систематическое проведение занятий в групповой форме.
- Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.
- Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
- Сотрудничество педагога с семьей.
2.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Предметно — пространственная коррекционно — развивающая образовательная среда группы: содержательно-насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна, безопасна. Созданы условия для благоприятного всестороннего развития детей. Мебель находится в соответствии с требованиями САНПиН, что предусматривает обеспечение удобной рабочей позы во время продуктивной деятельности ребенка.
Большое место в организации самостоятельной художественной деятельности детей в группе отводится уголку изодеятельности или, как его часто называют, центру детского творчества.
Цель:
Создать в группе обстановку для творческой активности детей, способствовать возникновению и развитию самостоятельной художественной деятельности у детей дошкольного возраста.
Для того чтобы уголок изодеятельности действительно стал центром детского творчества необходимо обратить внимание на условия его оформления и оснащения, а именно:
-расположение зоны изобразительного творчества: доступность, эстетичность
оформления, универсальность, подвижность, наличие маркеров пространства;
-использование детского дизайна в оформлении;
-наличие игрового персонажа;
-изобразительный материал: разнообразие, возрастные требования, доступность, удобство хранения и использования;
-оборудование для рисования(в том числе нетрадиционного), лепки, аппликации, ведро и
тряпочка для уборки рабочего места;
-работа с цветом (учебно-наглядный материал, дидактические игры);
-различная техника изобразительного творчества (образцы);
-развитие композиционных умений, ритма(учебно-наглядный материал, дидактические игры);
-знакомство с народно-прикладным искусством (учебно-наглядный материал, дидактические игры);
-жанры живописи, портреты художников, стили архитектуры, книжная графика с учѐтом возраста детей;
-образцы из глины (игрушки, предметы народного промыславозможны мини-музеи);
-уголок художественного ручного труда (образцы тканей, швов, нити, ленты, пяльцы для вышивания, бумага разных цветов и фактуры для занятий оригами и аппликации)
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы
Поддержка индивидуальности и инициативы детей осуществляется через:
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей
- недирективной помощи детям, поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.
2.5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Основные задачи взаимодействия с семьей:
– изучение отношения педагогов и родителей (законных представителей) к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
– знакомство педагогов и родителей (законных представителей) с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
– информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
– создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
– привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
– поощрение родителей (законных представителей) за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Формы информационного взаимодействия с родителями (законными представителями) по основным линиям развития ребенка.
- Использование стендов, стеллажей для демонстрации работ по конструированию из бумаги с последующим индивидуальным комментированием результатов детской деятельности.
- Демонстрация фотоматериалов и презентаций с изображением результатов конструирования детей с последующим индивидуальным комментированием результатов детской деятельности.
- Организация поквартальных выставок детских работ по свободной (самостоятельной) деятельности.
План работы с родителями
Сентябрь
1.Формирование группы: беседы с родителями, изготовление памяток «Японское искусство – оригами. Цель и задачи в работе с детьми».
Ноябрь
2.Консультация «Пальцами играем – речь развиваем». Выступление на родительском собрании. Презентация «Наши первые шаги»
Февраль
3.Деловая игра с родителями «Оригами – как одна из форм работы с детьми по развитию конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста».
Март
4.Консультация «Оригами – хобби для всей семьи»,
Апрель
5.Анкетирование родителей на тему: «Оригами, результаты работы с детьми»
Презентация – отчет на тему: «Волшебный квадрат»
2.6. Оценка результатов образовательной деятельности
Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ детей. В одном месте могут сравниваться различные модели, макеты, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один–два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.
Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество исполнения, дизайн, характеристики движения (скорость, дальность и т.п.). Ребенок, сравнивая свою модель с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.
Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ (ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ)
Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации.
Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной Программы:
– дети овладевают различным приемам работы с бумагой;
– дети знают основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
– дети достигают определенного уровня развития внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера;
– дети знакомятся с искусством оригами;
– дети применяют знания и умения в практической деятельности (самостоятельное выполнение поделок в самостоятельной деятельности) ;
– дети приходят на помощь своим товарищам при изготовлении поделок;
– дети проявляют творчество при изготовлении поделок (дополнительные детали) ;
– дети придумывают своих поделок свои поделки на основе полученных знаний;
– дети проявляют ответственность за начатое дело;
– дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Комплексно-тематическое планирование
Месяц | Тема | Цель | Пространственное планирование |
Сентябрь | Диагностика детей | Выявить уровень подготовленности детей к конструированию из бумаги | Игры с готовыми игрушками. |
Бумага и её свойства | Познакомить детей с различными свойствами и качествами бумаги | Листочки бумаги на каждого ребёнка; ёмкости с водой на каждого ребёнка; карточки схемы, отображающие определённое свойство бумаги, листы цветной бумаги, картон, клей. | |
Базовая форма «Квадрат» | Заинтересовать работой с бумагой, познакомить с одним из её свойств- сминаемостью,
научить делить квадрат путём складывания на разное количество равных частей, укреплять мелкие мышцы рук, воспитывать аккуратность. |
Набор геометрических фигур разного цвета и размера, по два листка бумаги, ножницы. | |
В некотором царстве, в бумажном государстве | Заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги в технике оригами, познакомить с некоторыми из них, знакомить с историей искусства оригами | Различные поделки, выполненные в технике оригами | |
Октябрь | Кленовый лист | Знакомство детей с базовой фигурой, которая лежит в основе поделки «треугольник» | 1 квадрат (10*10 см) на каждого ребенка, цветные карандаши для творческого оформления. |
Котенок | Закрепить умение складывать квадрат по диагонали, загибать острые углы, полученного треугольника на противоположные стороны. БФ «треугольник». | Квадрат серого, коричневого цвета. (15*15 см), фломастеры творческого оформления поделки. | |
Мухомор | Учить детей БФ «треугольник» преобразовывать в БФ «воздушный змей». Учить во время работы соблюдать правила оригами. Учить составлять предметное изображение. | квадрат (15*15 см. двухсторонний красно-белого цвета). | |
Сова | Повышать интерес к занятиям через игру;
Закреплять умение детей преобразовывать БФ «треугольник в БФ «воздушный змей» закреплять навыки декоративного украшения открытки. |
квадрат белой офисной бумаги, клей, цветная бумага, карандаши для оформления. | |
Животные Африки
Бегемот |
БФ «воздушный змей» преобразовывать в | ||
Ноябрь | Жираф | Закрепить и пополнить знания детей о жирафе;
продолжить расширять кругозор детей и их словарный состав; коротко познакомить с жизнью животных Африки; показать и научить из квадрата бумаги поделку «ЖИРАФ»; продолжить развивать логическое и конструктивное мышление; продолжить совершенствовать мелкую моторику рук. |
Квадраты. |
Слон | Формировать умение складывать квадрат дважды «косынкой». | Голубой квадрат3*3 см, желтый 15*15, клей, фломастеры. | |
Крокодил | Продолжать закреплять умение делать бумажные фигурки, формировать умение чётко выполнять инструкцию | Квадрат 15*15см. зеленого цвета, клей, ножницы. | |
Верблюд | Закрепить умение детей создавать поделки в технике оригами, складывать бумагу в разных направлениях. Научить работать по схеме (индивидуально создавать поделки схожие по схеме. | Квадрата оранжевого цвета (20*20 см) | |
Декабрь | Новогоднее украшение | Продолжать закреплять умение мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение | Разноцветные квадраты разных размеров, клей, нитки, ножницы. |
Ёлочка | Создать хорошее настроение в предвкушении приближающегося новогоднего праздника; познакомить с новой базовой формой «водяная бомбочка»; продолжать знакомить с историей искусства оригами; развивать мелкую моторику пальцев рук. | Три квадрата зелёного цвета 15*15,10*10, 5*5 см, клей | |
Дед Мороз | Формировать умение детей соединять детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой детали. Закреплять умение аккуратно работать с клеем. | Три квадрата 10*10, 8*8, 5*см. Клей, карандаши. | |
Снежинки | Закреплять умение детей соединять детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой детали. Развивать умения мелких и точных движений пальцев как правой, так и лево руки. | Квадраты синего цвета 5*5, синий кружок диаметром 3 см и белый кружок диаметром 2 см | |
Январь | Лисичка | Научить делать новую игрушку, складывая квадрат в разных направлениях; закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки; воспитывать аккуратность; развивать глазомер; развивать мелкую моторику пальцев рук, упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки; воспитывать желание помогать слабым. | Квадрат оранжевый 15*15, прямоугольник15*7см, заготовки для глаз и мордочки, клей. |
Заяц | Закреплять умение перегибать квадрат «книжкой» и дважды «косынкой». Продолжить учить детей внимательно слушать инструкцию воспитателя. | Квадраты голубого цвета8*8см и 10*10 см. | |
Собака | Продолжать знакомство с поделками в технике оригами, воспитывать самостоятельность, аккуратность. | Квадрат 10*10 см, карандаши | |
Февраль. | Кошка | Закрепить с детьми складывание базовых форм. Воспитывать в работе аккуратность в работе, внимание. | 1 квадрат 15*15см, карандаши, фломастеры для оформления мордочки, клей. |
Пароход | Познакомить детей-с изготовлением поделки в технике оригами из прямоугольного листа бумаги, упражнять в свободном выборе цвета, развивать мелкую моторику рук. | Прямоугольные листы 20*15см. | |
Самолёт | формировать навыки работы по схеме, развивать мелкую моторику, глазомер; познакомить с видами самолетов и их назначением; воспитывать чувство ответственности | Прямоугольник любого цвета. | |
Цветы | Познакомить детей изготовления цветов в технике оригами, закреплять умение пользоваться ножницами. | 16-20 квадратов (4*4) белого или фиолетового цвета, ножницы, клей. | |
Март | Подарок маме | Познакомить с оформлением открыток с использованием фигурок в технике оригами, воспитывать аккуратность, усидчивость. | Квадраты красной, зелёной, синей, желтой бумаги для листьев, стеблей, ножницы, клей. |
Голубь | Закреплять умение мастерить поделки из базовой формы «Воздушный змей», совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами; воспитывать самостоятельность, аккуратность; совершенствовать объяснительную речь; развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук | Квадраты черного цвета15*15, заготовки для глаз, ножницы клей. | |
Млекопитающие океанов:
Касатка. |
Закрепить умение мастерить поделки базовой формы «стрела», воспитывать аккуратность, формирование умение чётко выполнять инструкцию. | Квадраты черно-белого цвета | |
Кит. | Формировать умение складывать лист бумаги пополам сгибая края с обеих сторон (к линии сгиба). | Бумага, клей , ножницы. | |
Апрель | День космонавтики | уточнить знания детей о празднике «День космонавтики»; продолжать учить преобразовывать одну бумажную фигурку в другую, используя пооперационные карты; закрепить умение соединять две части поделки, вставляя их одну в другую; учить детей работать в парах; воспитывать аккуратность; развивать творческое воображение, фантазию детей. | |
Ципленок. | совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами; учить преобразовывать одну бумажную фигурку в другую; воспитывать самостоятельность, аккуратность; развивать речь детей, вызывать хорошее настроение от участия в театрализованной деятельности. | Бумага, клей, ножницы. | |
Бабочка. | Упражнять в складывании листа, совмещая углы и стороны прямоугольника. Развивать память, целостное представление об окружающим. Воспитывать любовь ко всему живому. | Бумага, клей, ножницы. | |
Тюльпан | Закрепить умение складывать базовую форму «воздушный змей», формировать умение чередовать цвета, соединять детали. | 8 квадратов 20*20, 20*5 из них одного цвета, зеленого цвета, клей. | |
Май | Лягушка (прыгающая) | Познакомить с изготовлением простейших поделок из БФ двойной треугольник в технике оригами | Квадрат зелёного цвета 10*10см. |
Моя любимая игрушка оригами | Закрепить усвоенные на занятиях приёмы и формы оригами, работу по схеме самостоятельно | Разноцветные карманы 10*10см. |
Материалы и оборудование
- Бумага:
Непосредственно рабочая: цветная из набора
Рекомендуемая для фона: чертежно-рисовальная, обойная, картон.
- Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений)
- Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами)
- Салфетки: бумажная, тканевая.
- Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами
- Кисти.
- Цветные карандаши
- Краски акварель (для творческого оформления поделки)
Программа составлена на основе:
- «Оригами в детском саду» Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В.
- «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» Парамонова Л.А.
- « Оригами для старших дошкольников» Соколова С.В.
- «Волшебная бумага» Чернова Н.Н.
- «Оригами для дошкольников» Соколова С.В.
Работа проводится вне занятий во вторую половину дня.
Длительность занятий 25минут.
Категория обучаемых: 5-6 лет.