Автор: Борзунова Ольга Юрьевна
учитель начальных классов г. Пермь МАОУ “Гимназия №8”
Классный час “Культура общения”
Классный час – 3 класс «Культура общения»
Задачи
- Вооружить учащихся умениями, навыками и привычками, которые облегчают установление контактов, сохраняют естественность в общении людей, помогают в создании атмосферы доверия.
- Воспитывать культуру поведения.
Оборудование: карточки с текстами-описаниями; карточки с изображениями разной мимики; фрагмент (или картинка) из мультфильма «Крошка енот»; фонограмма песни «Улыбка».
Ход классного часа
Вступительное слово учителя
Как замечательно, что люди научились пользоваться речью! Благодаря ей мы находимся в постоянном общении друг с другом. Наше хорошее настроение во многом зависит от доброго взгляда и слова собеседника. И наоборот: небрежно оброненное, злое слово больно нас ранит. Сейчас даже трудно представить себе то время, когда люди жили в пещерах и не умели говорить, пользоваться речью.
– Как же они общались? (Дети высказывают свои версии.)
Да, они использовали те приемы общения, которыми и сейчас пользуются животные.
– Как собака показывает свое расположение к человеку, желание играть? (Виляет хвостом, подпрыгивает, трется о ноги.)
Собака без слов показывает свое настроение, используя только различные позы. Человек тоже меняет позу в зависимости от самочувствия и настроения.
– Скажите, какую позу примет больной человек? (Ляжет, так как такая поза не требует физических усилий.)
Такую же позу принимает человек, который очень устал.
Игра «Поза»
– А теперь посмотрим, наблюдательны ли вы.
(Дети получают три карточки с текстами-описаниями. Один из учащихся вслух читает написанное, а остальные пытаются отгадать, где тот человек, описание которого они прослушали. В это время четверо заранее подготовленных учеников демонстрируют позы:
- один ученик изображает человека, погруженного в свои мысли: стоит, чуть опустив голову и плечи, одной рукой подперев щеку;
- второй ученик показывает, что ему очень холодно: стоит, втянув голову в плечи, обхватив себя руками, еле заметно покачиваясь;
- третий ученик демонстрирует позу агрессивно настроенного человека: ноги на ширине плеч, голова опущена, взгляд насупленный, руки скрещены на груди;
- последний ученик представляет человека, с радостью встречающего гостя: голова приподнята, на лице улыбка, руки протянуты вперед. (Последнюю позу дети отгадывают без описания, так как она им хорошо знакома из личного опыта.)
Беседа о жестах
– Скажите, что используют для общения люди, лишенные слуха? (Дети вспоминают телевизионные передачи с сурдопереводом.)
Использование определенных положений рук, головы для передачи мыслей – это язык жестов. Все мы ежедневно пользуемся этим языком. То, что я произнесу словами, вы попробуете изобразить жестами.
– Тишина. Тс-с-с! (Указательный палец поднести к губам.)
– Иди-ка сюда! (Поманить пальцем, ладонью.)
– Нет, нет! (Повертеть головой или рукой из стороны в сторону.)
– Выслушайте меня! (Рука поднята вверх.)
– Восхищение чем-либо. (Звучат аплодисменты.)
Эти жесты стали международными – они понятны представителям разных культур. Но некоторые жесты одного народа могут быть непонятны другим народам. Вспомним жест прощания (помашем рукой сверху вниз). Латиноамериканец воспринял бы такой жест как приглашение в гости. В давние времена китайцы, здороваясь, пожимали руки самим себе. В наши дни этим жестом оратор приветствует слушателей.
Жест приветствия у древних египтян напоминал тот, которым сегодня отдают честь: ладонь прикладывалась ко лбу. Сегодня примерно так же приветствуют друг друга военные. Большой палец, поднятый вверх или опущенный вниз как знак одобрения или неодобрения, был известен со времен Древнего Рима.
Бывают в жизни моменты, когда без жестов не обойтись. Например, две футбольные команды из разных стран не поймут друг друга и судью, так как они говорят на разных языках. Или представьте себе такую ситуацию: под водой работают водолазы. Как им понять друг друга? Для таких случаев люди придумали язык профессиональных жестов.
Есть жесты, которые не приняты в обществе воспитанных людей. Во время разговора неприлично размахивать руками во все стороны, хлопать собеседника по плечу, крутить пуговицы или теребить одежду. Неприемлемо в присутствии посторонних чесать голову.
Мимика
– Младенец, еще не умеющий говорить, знает «азбуку» лица. Изменение выражения лица при помощи лицевых мышц называется мимикой. Малыш прекрасно различает мимику взрослых, определяя по ней отношение к себе. Мать улыбнулась – и он широко улыбается в ответ, она нахмурила брови – у ребенка мгновенно появляется настороженность в глазах, кривится ротик. Недаром говорят: «читаю на твоем лице…»
А сейчас я приглашаю вас воспользоваться своей мимикой.
(Четверо детей произвольно берут со стола карточки с заданиями и тут же с помощью мимики показывают то, что предлагалось изобразить: сердитый человек; радостный человек; удивленный человек; грустный человек.)
Практическая часть
– Давайте вспомним мультфильм про Крошку Енота.
(Вывешивается изображение этого героя или демонстрируется отрывок из мультфильма.)
Мать посылает малыша собрать осоку, но он никак не может это сделать, потому что ему кажется, что кто-то сидит в пруду и корчит ему страшные рожи, угрожает палкой. Крошка Енот не понимает, что видит в воде собственное отражение. Так и мы подчас, глядя на усталые, угрюмые лица, не осознаем, что видим… себя. Постарайтесь расслабить мышцы вашего лица, не делайте их каменными. (Дети выполняют упражнение «Улыбка».)
Физкультминутка
– Вид улыбающегося человека создает хорошее настроение у окружающих. Недаром в конце Крошка Енот поет:
От улыбки станет день светлей.
От улыбки в небе радуга проснется,
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется…
(Дети поют песню, маршируя на месте.)
Разговор о языке
– Не только с помощью мимики и жестов общается человек. Основное средство общения – это язык. Послушайте небольшую легенду о языке.
В Древней Греции жил знаменитый баснописец Эзоп, который был рабом у царя Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить на обед лучшее кушанье. Эзоп отправился на базар, купил языки и сделал из них три блюда. Гости очень удивились и стали спрашивать, почему Эзоп считает лучшим кушаньем на свете какие-то языки. На это Эзоп отвечал: «Ты велел, Ксанф, купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка? С помощью языка люди объясняются друг с другом, получают знания, приветствуют друг друга, мирятся, объясняются в любви». Такое рассуждение понравилось Ксанфу и его гостям.
В следующий раз, чтобы испытать Эзопа, приказал Ксанф приготовить блюдо из самого плохого, что есть на свете. И опять Эзоп отправился на базар и купил… языки. Все опять удивились. Тогда Эзоп объяснил: «Ты велел мне сыскать самое плохое, а что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и обманывают друг друга, хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушить города и целые государства. Может ли быть что-нибудь хуже языка?» Этот ответ заставил Ксанфа и его гостей задуматься над мудрыми словами Эзопа.
– В чем смысл этой легенды? Как вы поняли, почему язык можно назвать другом и врагом? (Дети отвечают.)
Формулирование правил речевого поведения
– Как правильно себя вести при общении слушающему, а как – говорящему? (Дети по группам обсуждают этот вопрос.) (Говорящий должен:
- говорить спокойно;
- смотреть доброжелательно;
- наблюдать за реакцией собеседника;
- называть собеседника по имени;
- спрашивать, ясно ли изложенное. Слушающий должен:
- взглядом, мимикой демонстрировать внимание, интерес;
- не перебивать;
- непонятное попросить уточнить.)
Подведение итогов
– Чего надо избегать, чтобы общение приносило вам удовлетворение, возникало взаимопонимание? (Дети отвечают.)
Избегайте грубых слов, насмешек в адрес собеседника, обидного, презрительного, унижающего тона, угроз. Если соблюдать эти нехитрые правила, вы станете интересным и желанным собеседником.