Использование информационно- коммуникационных технологий учителем-логопедом в непосредственно – образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

автор: Богомолова Ольга Николаевна

учитель-логопед МКДОУ №138 города Кирова

Использование информационно- коммуникационных технологий учителем-логопедом в непосредственно – образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №138» города Кирова

Опыт работы учителя-логопеда  

Богомоловой Ольги Николаевны

по теме:

Использование информационно- коммуникационных технологий учителем-логопедом в непосредственно – образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

2019                 

Дошкольное воспитание, как составная часть всей системы непрерывного образования обеспечивает начальный этап развития человеческой личности. В дошкольном детстве ребенок осваивает элементарные способы осуществления деятельности. В результате формируется мотивационная структура его личности. Происходит обобщение опыта деятельности, складывается обобщенный образ мира, который дает ребенку ориентировку для достижения его целей.

Использование информационно-коммуникационных технологий – одна из самых актуальных задач в современной дошкольной педагогике. Компьютерные задания развивают у детей внимание, умение сосредоточиться, воспитывают целеустремленность.

Применение информационно-коммуникационных технологий в своей логопедической деятельности начала с изучения литературы по данной теме. Проблемой влияния компьютерных технологий на развитие старших дошкольников в нашей стране занимались многие психологи и педагоги. У истоков этой работы стояли ученые и специалисты центра «Дошкольное детство» имени Александра Владимировича Запорожца такие как, Лариса Алексеевна Парамонова, Светлана Леонидовна Новоселова. Они отмечали, что введение информационных технологий в систему дидактических средств детского сада может стать мощным фактором обогащения интеллектуальной основы умственного, эстетического, социального и физического развития ребенка. Использование информационных технологий в качестве помощника в подготовке дошкольника к обучению в школе, как показывают исследования, способствует повышению интереса к учебе, ее эффективности и развивает ребенка всесторонне. Все это особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Так как я работаю с детьми с задержкой психического развития,  меня заинтересовали данные исследования. У таких детей страдает работоспособность, произвольность в организации деятельности, мотивация к различным видам познавательной  деятельности.

Такие дети характеризуются:

  • нарушением общей и тонкой моторики, страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация);
  • нарушение в развитии высших психических функций: памяти, внимания, мышления;
  • общим недоразвитием речи:  дефекты звукопроизношения, недостатки фонематического восприятия, недоразвитие грамматического строя речи, ограниченный словарный запас;
  • низким развитием игровой деятельности;
  • низкой потребностью в общении, которая сочетается с дезадаптивными формами взаимодействия – отчуждением, избеганием или конфликтом.  
  • несформированностью  структурных компонентов учебной деятельности.

Наблюдая за детьми в группе, беседуя с родителями, с воспитателями, специалистами детского сада, установила, что у детей низкая работоспособность,  быстрая утомляемость, с трудом удается поддерживать интерес детей на протяжении всей деятельности. Дети мало эмоциональны. У них наблюдалась низкая мотивация и самостоятельность, отсутствовала инициатива  в познавательной деятельности. Во время неорганизованной деятельности дети мало общались друг с другом, часто вступали в конфликты.

Обобщив и проанализировав исследования, определила для себя следующую цель, это повышение  качества образовательной и коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.  Исходя из цели, мною были поставлены следующие задачи:

  • формировать мотивацию и поддержание интереса детей во время непосредственной образовательной деятельности,
  • развивать интеллектуальный потенциал, инициативность, самостоятельность и позитивные личностные качества ребенка,
  • учить детей овладевать элементарными практическими  навыками работы с компьютером.

 Изучив литературу, опыт работы педагогов по данной теме отметила преимущества информационно-коммуникационных технологий  перед традиционными средствами обучения:

  •    ИКТ быстрее передает информацию;
  •    движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей и     способствуют повышению у них интереса к изучаемому материалу;
  •  высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
  •   слайд-шоу, видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения  ( рост цветка, вращение планет вокруг солнца…)
  •   использование  ИКТ побуждает детей к поисково-исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет совместно с родителями;
  •   ИКТ – это дополнительная возможность работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

   Планируя коррекционно-развивающую работу с детьми,  учитывала следующие требования:

  • санитарно-гигиенические нормативы;
  • особенности развития психических функций у детей (восприятия, речи, мышления, памяти)
  • педагогические методики использования ИКТ в разнообразных сочетаниях с другими педагогическими средствами.

        В своей работе опираюсь на следующие принципы:

  • Принцип полисенсорного подхода к коррекции нарушений. Работа проводится с опорой на зрительное и слуховое восприятие.
  • Принцип системности и последовательности обучения. ИКТ позволяют использовать полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.
  • Принцип доступности обучения. Технологии и методы их предъявления соответствуют возрастным особенностям дошкольников. Задания предъявляются детям в игровой форме.
  • Принцип  индивидуального обучения. ИКТ предназначены для индивидуальных, подгрупповых занятий и позволяют построить коррекционную работу с детьми  с учетом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.
  • Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образов и символов, исключающих субъективную оценку.
  • Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания, варьируемого в зависимости от индивидуальных возможностей и коррекционно- образовательных потребностей, позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи.
  • Принцип воспитывающего обучения. Использование компьютерных технологий позволяет воспитывать у детей волевые и нравственные качества. Этому способствует и деятельность ребёнка, направленная на решение проблемной ситуации, желание достичь необходимого результата.

Новизна моего опыта заключается в системности  разработанного и апробированного материала.

Изучив литературу, санитарно-гигиенические требования к использованию информационных технологий, опыт работы педагогов по данной теме, стала использовать коммуникационные технологии, как часть специально-организованной непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, обучению грамоте и развитию речи.

Каждая неделя в детском саду имеет определенную лексическую тему.  Детям за эту неделю необходимо получить достаточный объем знаний по данной теме. Не всегда печатный наглядный материал  широко раскрывает тему, интересен детям. Чтобы добавить эффект наглядности в занятие по формированию целостной картины мира,  и повысить мотивационную активность детей мною использовались презентации по лексическим темам. Некоторыми презентациями я пользуюсь из Интернета, но в основном создаю сама, учитывая образовательные возможности детей.

Презентации так же  использовала как часть непосредственно-организованной деятельности  по обучению грамоте и развитию речи детей для знакомства с новым звуком и буквой. Представленная таким образом буква быстрее и прочнее запоминается детям.

Активно использовала физкультминутки, кинезиологические сказки, гимнастики для глаз.

Применяя  ИКТ как часть НОД, я поняла, что   это способствует повышению интереса, мотивации, развитию внимания у детей с ЗПР.

    В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья большое значение уделяется индивидуальной форме организации образовательной деятельности. Коррекция нарушений требует длительного времени и отнимает у ребенка много сил. Интерес к занятиям с логопедом у него со временем утрачивается, так как такая коррекционная деятельность часто носит монотонный характер, теряется желание говорить «правильно и красиво». А если взять во внимание то, что в настоящее время возросло количество детей, у которых к нарушениям речи присоединяется синдром дефицита внимания и гиперактивности, то можно констатировать, что в работе с такими детьми требуется особый индивидуальный подход. Они нуждаются в постоянной эмоциональной поддержке на занятиях, чему и способствует использование ИКТ.

Поэтому  мною была разработана целая серия компьютерных заданий и  упражнений, направленных на развитие речи и психических процессов детей:

  • для закрепления делить слова на слоги и соотносить их со схемой слова, использую серию «Раздели на слоги»;
  • для развития умозаключения активно использую «Аналогии»;
  • на классификацию, для выделения в группе лишнего предмета по какому-либо признаку использую задания «Четвертый лишний»;
  • для определения места звука в слове использую игру «Где живет звук»;
  • для правильного употребления предлогов в речи помогает игра «Где бабочка»;
  • для закрепления выполнения звукового анализа слова помогают задания «Буквы и звуки».

Построенная таким образом индивидуальная работа  позволяет ребенку лучше усвоить материал, закрепить знания, проверить себя, приобрести элементарный практический навык работы с компьютером.

Следующим этапом моей работы стала разработка целого занятия по формированию целостной картины мира, обучению грамоте и развитию речи с использованием информационных коммуникационных технологий.

Лексические темы, звуки, буквы, мультфильмы подсказывают, какого героя взять для занятия.  К этому персонажу мы можем пойти в гости, помочь ему, отправится с ним в путешествие. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным.  Дети получают одобрение, похвалу не только от логопеда, но и от компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением. Это приводит детей в восторг.

Последовательное появление изображений на экране, использование анимации, звукового оформления, способствует поддержанию интереса, инициативности, самостоятельности детей с ограниченными возможностями здоровья  на протяжении всего занятия.

Открытые занятия с использованием ИКТ демонстрировала  родителям. Это повысило у них интерес и желание выполнять мои рекомендации, привлекало внимание к образовательному процессу детского сада.

К концу учебного года, наблюдая за детьми в группе, беседуя с родителями, с воспитателями, специалистами детского сада, установила, что у детей повысилась  работоспособность, интерес сохраняется на протяжении всей деятельности. Дети стали более эмоциональными. У них появилась мотивация, инициатива и самостоятельность к познавательной деятельности.  Во время неорганизованной деятельности дети больше общаются друг с другом, реже вступают в конфликты.

Таким образом, использование ИКТ с целью, повышения  качества образовательной и коррекционно – развивающей работы с детьми  старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования я решила  следующие задачи:

  • повысила мотивацию и поддержание интереса детей во время непосредственной образовательной деятельности,
  • развила  интеллектуальный потенциал, инициативность, самостоятельность и позитивные личностные качества детей,
  • научила детей  элементарным практическим  навыкам работы с компьютером.

В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуко и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам ИКТ с  мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка эффективным, привлекательным, современным, открывает новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.