автор: Белова Ольга Викторовна
Воспитатель МБДОУ ЦРР – д/с №14 «Веселые звоночки», город Озёры
Основные составляющие семейного воспитания детей среднего дошкольного возраста
Основные составляющие семейного воспитания детей среднего дошкольного возраста
Воспитание детей – сложный и длительный процесс. Он начинается с момента рождения ребенка и ведется не только родителями ребенка, но и другими людьми, окружающими его. Помимо родителей, большое влияние на воспитание детей среднего дошкольного возраста оказывают воспитатели в детском саду.
Фундаментом воспитания ребенка среднего дошкольного возраста является поддержка авторитета родителей и воспитателя. Влияние воспитателя на формирование личности ребенка очень большое. Это именно тот период, когда взаимосвязь воспитания и развития очень сильная: уровень развития до сих пор определяет выбор методики обучения, и, наоборот, от качества воспитания зависит уровень развития ребенка.
Каждый родитель хочет гордиться своим ребенком, стремится к тому, чтобы тот достиг всего, что не получилось у него, вкладывает в воспитание все силы. Безусловно, хоть ребенок и проводит большую часть дня вне дома, личность его все-таки закладывается родителями. Именно воспитание в семье формирует взгляды ребенка на отношения, семейный быт, труд. Поэтому так важно уделять внимание всем аспектам воспитания.
Рассмотрим цели и задачи воспитания детей среднего дошкольного возраста в семье. Как и любой другой процесс, воспитание детей в семье имеет ряд определенных задач и целей. Основной целью воспитания является становление ребенка как личности. Причем личность эта должна быть всесторонне развита, как в интеллектуальном, так и в физическом плане. А для достижения этой цели ставится ряд задач. По мнению М.Б. Батюта, основными задачами воспитания детей в семье являются:
-
- трудовое;
- эстетическое;
- нравственное;
- физическое.
Труд занимает очень важное место в жизни ребенка. Он не только дисциплинирует, но и учит общаться в коллективе. Безусловно, трудолюбие – качество приобретенное. Поэтому заниматься его развитием необходимо с раннего детства.
Ребенок привыкает к труду, наблюдая за родителями. Ведь они выполняют дома довольно большой объем работы – стирают одежду, моют посуду, убирают квартиру и т.д. Ребенку интересно наблюдать за этими процессами. И родители могут усилить этот интерес, если будут рассказывать ребенку, в чем смысл каждой обязанности, какую большую пользу приносит ее выполнение. Скорее всего, довольно быстро ребенок выразит желание поучаствовать. Ребенку нужно давать несложные поручения, излагать их в игровой форме, и, что важно, хвалить ребенка вне зависимости от результата. Если постоянно говорить, что у него плохо получается справляться с обязанностями, он просто перестанет их выполнять. Выполняя домашние обязанности вместе с членами семьи, ребенок не только становится более ответственным, дисциплинированным, самостоятельным, но и сближается с близкими.
«В эстетическом воспитании ребенка родители также играют весомую роль. Еще с самого раннего детства, дети по-разному реагируют на различные звуки и цвета. Некоторые их привлекают, а другие, наоборот, отталкивают. У двухлетних детей уже появляются любимые сочетания цветов и мелодии, а к трем годам ребенок уже проявляет эстетический вкус в расположении предметов (конечно, не мебели, а, например, игрушек). Ну, а в 4 года ребенок уже пробует создавать произведения искусства, рисуя карандашами и красками, занимаясь лепкой из пластилина», – пишет в своей публикации В.М. Минияров.
Как видно, чувство прекрасного у детей появляется довольно рано. Поэтому так важно петь детям колыбельные, окружать их предметами разных цветов и оттенков (разноцветные игрушки, одежда, книжки с яркими картинками). Однако все это только помогает ребенку концентрировать внимание на этих предметах. А родители должны стимулировать желание что-либо делать – разучивать стихи и песенки, рисовать, заниматься лепкой. Для формирования навыка четкого восприятия цветов и форм можно просить ребенка описывать различные предметы, постепенно переходя от простых к сложным, необходимо развивать мелкую моторику ребенка (лепка, собирание паззлов и конструкторов).
Безусловно, на эстетический вкус ребенка огромное влияние оказывает и среда, в которой он растет. Помимо отношения к искусству родителей, важную роль играет и непосредственно обстановка дома. Способствует эстетическому развитию красиво обставленный дом, сад.
Нравственное воспитание детей в семье. Семья – это первый коллектив, с которым сталкивается в своей жизни ребенок. Причем этот коллектив, как и любой другой, живет, подчиняясь своим законам и правилам. Л.Д. Бородулин указывает, что «все нравственные ценности ребенок черпает из семьи, а точнее, из поведения членов семьи. Поэтому если родители хотят привить нравственные ценности ребенку, следует подавать ему пример – быть образцом нравственного поведения. К примеру, воспитанию таких качеств как гуманизм и доброта способствуют добросердечные и доверительные отношения в семье».
Дополняя данную мысль, А.Я. Варга пишет: «Ребенок будет формировать отношения к той или иной ситуации в жизни, неосознанно повторяя действия родителей. Поэтому никогда не следует ругать ребенка, если родители понимают, что, скорее всего, он не виноват (например, сказали, что ребенок беспричинно подрался в детскому саду). И, конечно, следует воздержаться от критики его поведения в присутствии других взрослых или детей. Позже он уже не доверится родителям, они перестают быть для него мерилом справедливости».
Воспитание детей в семье – процесс очень сложный. Редко удается воспитать ребенка, не допустив ошибок, конфликтов. Поэтому главное – чтобы в доме царила обстановка любви, доброты и доверия. Тогда и дети вырастут воспитанными, вежливыми и всесторонне развитыми.
«Зачастую матери и отцы воспитывают ребенка по-разному. Это не плохо и даже полезно для ребенка, так как демонстрирует ему различные модели поведения, следовательно, в полной семье ребенок через семейное воспитание учится реагировать на одну и ту же ситуацию двумя различными способами», – говорит И.Н. Назайчик.
Как правило, матери более склонны к эмпатии и заботе, в то время как отцы предпочитают фокусировать внимание на конкретных действиях, а не на эмоциях. Также матери чаще жалеют ребенка и сострадают ему. Чаще всего папы проводят время с детьми активно: играют, занимаются физическим развитием ребенка. Мамы же чаще разговаривают с ребенком, объясняют непонятные вещи и явления, задают вопросы. Маме легче выразить чувства и мысли словами, чем папе. Такое положение дел крайне выгодно для ребенка, поскольку позволяет ему полноценно развиваться и физически, и умственно.
Е.И. Холостова утверждает, что в большинстве случаев, матери более терпеливы по отношению к детям, тогда как папам терпения явно не хватает. Именно поэтому отцы чаще наказывают детей. Когда ребенок плачет, мама, скорее всего, ему посочувствует и пожалеет, от отца же такого поведения ожидать сложно.
К насмешкам и шуткам родители разного пола также относятся по-разному. Мамы более серьезны в общении с ребенком, а папы чаще шутят и подсмеиваются. Ребенку гораздо проще предсказать поведение матери, чем отца, но эта непредсказуемость готовит ребенка ко взрослой жизни.
Еще одна существенная разница между материнским и отцовским воспитанием – те способности, которые они развивают у ребенка. Отцы больше времени посвящают тому, чтобы научить ребенка решать проблемы и выживать в окружающем мире, что крайне важно для дальнейшей, взрослой жизни. Матери же чаще разговаривают с ребенком, и выражают больше понимания и заботы по отношению к другим людям. Таким образом, мамы способствуют тому, чтобы у ребенка развились навыки общения и эмпатии.
Успех или неудачи семейного воспитания также определяются такими составляющими компонентами как: педагогический, эмоциональный, национальный, духовный, психологический, нравственный, материальный.